Кузбасс – наш край родной
рабочая программа (старшая группа) на тему

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.

Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям  нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Ребенок должен понимать, что у  каждого  человека есть Родина: дорогие ему места, где живет он,  его родители.  И нужно беречь и гордиться этими

местами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzbass-nash_kray_rodnoy.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 92 «Детский сад комбинированного вида»

Программа

для детей 5-7 лет

«Кузбасс – наш край родной»

подготовила

Ветрова Валентина Александровна,

старший воспитатель

высшая квалификационная категория

Кемерово

2016

Пояснительная записка

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

  • «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой;
  • «Наследие» М.Ю. Новицкой;
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой;
  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алёшиной;
  • «Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук;
  • «Мир детства» опыт работы педагогов г. Оренбург;
  • «Росток» опыт работы педагогов г. Челябинск;
  • «Живой родник» опыт работы педагогов г. Северск и др.

Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания. Но патриотическое сознание – это, конечно же, и региональный компонент.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Важной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является приобщение дошкольников к традициям и обычаям коренных народов Кузбасса (шорцы, телеуты), к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства, а также укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между представителями разных национальностей, тем более что детский сад посещают дети разных национальностей. Мы считаем, что, только приобщаясь к миру других, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих их внутренний мир.

Цель программы – формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через активизацию познавательного интереса к истории своёй малой Родины.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • знакомить детей с историей и достопримечательностями города, края, страны, их символикой;
  • способствовать формированию интереса каждого дошкольника к истории своего города, края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение ко всему окружающему;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, стране;
  • способствовать формированию положительного и бережного отношения к труду людей;
  • способствовать пробуждению в душе каждого ребенка любознательности, чувство красоты, осознание себя частью великого российского народа;
  • знакомить с бытом и традициями коренных жителей нашего региона (шорцы, телеуты).

Представленная программа ориентирована на дошкольный возраст.

Именно в этом возрасте, как считал великий русский философ и педагог А.Ф. Лосев, в психике формируются «центры переживаний». Ребенок мыслит чувственными образами. Поэтому даже самые лучшие рассказы об истории закрепляем у детей «вторичным» переживанием – через рисунок, лепку, конструирование, театр, ролевую игру, встречу с ветеранами труда, старожилами микрорайона Красный камень

Формы работы с дошкольниками:

  • посещение краеведческого музея города Киселёвска;
  • изучение краеведческой литературы о городе и крае;
  • привлечение родителей к сбору экспонатов мини-музея;
  • организация выставки фотографий и открыток «Любимый Киселёвск»;
  • шитьё для кукол народных костюмов народов, проживающих в Кузбассе;
  • сбор и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Опираясь на материалы блока «Родная страна» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой «Мы живём в России», мы знакомим дошкольников с государственными символами России, со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.

Наша программа состоит из 4 блоков.

1 блок «Я, моя семья, мой домашний адрес».

В своей работе хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.

2 блок «Родной город».

Дети получают краеведческие сведения о родном Киселёвске, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах спорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше. Учим детей выражать свое отношение к родному городу на примерах выдающихся людей нашего города (В.П. Шарков, В.И. Березовский и другие).

Воспитывая у детей любовь к своему городу, стремимся подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

3 блок «Родной край».

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной Кузбасс.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Для решения поставленных задач использовала специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование проблемных ситуаций, использовала богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

4 блок «Родная культура».

Способствуем формированию у детей общего представления о народной культуре, её богатстве и красоте. Учим детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Способствуем формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

В этом плане важной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является приобщение дошкольников к традициям и обычаям коренных народов, к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, а также укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между представителями разных национальностей, тем более что детский сад посещают дети разных национальностей.

Данная программа рассчитана на два года обучения, для детей 5-7 лет.

Содержание программы

Первый год работы (5-6 лет)

Я, моя семья, мой домашний адрес.

Тема. Я и моя семья (лепка).

Цель.  Знакомить с понятием «близкие», «родня». Закреплять умения детей называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье. Способствовать формированию чуткого отношения к самым близким людям.

Тема. Традиции и любимые занятия моей семьи.

Цель. Знакомить с понятием «родня», «традиции». Способствовать формированию этических эталонов поведения в семье, потребности радовать своих близких добрыми делами.

Тема. Семейный праздник – Рождество.

Цель. Знакомить с понятием «традиция». Знакомить с народными традициями встречи Рождества. Способствовать формированию интереса к народной культуре.

Тема. Праздничный стол (лепка).

Цель. Способствовать формированию чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать своих близких добрыми делами

Тема. Хочу быть, как мама.

Цель. Закрепить и уточнить знания детей о самих себе, своей семье. Содействовать половой идентификации. Пониманию поло-ролевых функций.

Родной город.

Тема. Родной город (экскурсия).

Цель. Знакомить детей с достопримечательностями Кемерово (площадь Советов), знакомить с символикой города, с понятием «малая Родина».

Тема. Какие люди живут в твоём городе?

Цель. Знакомить с профессиями (шахтёр, продавец) жителей Кемерово.

Способствовать формированию понимания детьми значимости их деятельности для города, страны.

Рассматривание иллюстраций, беседа на тему «Мой дед шахтёр».

Цель. Продолжить знакомить с профессией шахтера. Способствовать пониманию детьми значимости их деятельности для страны. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать её ещё лучше.

Тема. История возникновения герба Киселёвска.

Цель. Закрепить  знания детей о гербе родного города, познакомить с символическим значением герба. Способствовать формированию уважительного отношения к символам Кемерово.

Тема. Братья наши меньшие.

Цель. Уточнить знания детей о зимующих птицах родного края. Вызвать желание помочь пережить зиму зимующим птицам. Способствовать формированию уверенности в собственных возможностях.

Конструирование кормушки

Цель. Уточнить знания детей о зимующих птицах родного края. Вызвать желание помочь пережить зиму зимующим птицам. Способствовать формированию бережного, созидательного отношения к окружающему миру

.

Экскурсия. Мой родной город (снежный городок).

Цель. Уточнить знания детьми названий улиц микрорайона, учреждений быта, образования, расположенных недалеко от МДОУ. Способствовать формированию любви к родному Кемерово.

Целевая прогулка. Транспорт города (улица Весенняя).

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о транспорте Кемерово, правилах поведения на улицах города.

Тема. Дом с резными ставнями (аппликация).

Цель. Знакомить с терминологией, связанной с архитектурой, строительством.

Тема. Покажем Буратино наш город (рисование).

Цель. Продолжить знакомить детей с достопримечательностями Кемерово: Центр творчества детей и юношества, стадион «Шахтёр», кинозал «Юбилейный» и др.

Тема. Дом, в котором я живу (конструирование).

Цель. Продолжить знакомить детей с терминологией, связанной с архитектурой, строительством. Способствовать формированию у детей позиции созидателя.

Составление рассказа на тему «Улица, на которой я живу».

Цель. Продолжить знакомить детей с терминологией, связанной с архитектурой, строительством. Способствовать формированию уверенности в своих возможностях.

Тема. Подвиг лётчика (И.С.Черных).

Цель. Познакомить с подвигом знаменитого земляка. Способствовать пониманию значимости подвига героя для страны.

Тема. Праздник на площади Мужеству посвящается (День Победы).

Цель. Способствовать формированию уважения к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Уточнить знания детьми родов войск.

Экскурсия в краеведческий музей.

Цель. Знакомить с историей развития города, условиями быта первых переселенцев на территорию города. Способствовать формированию временных представлений у дошкольников.

Родной Кузбасс.

Рассказы об освоении земли Кузнецкой.

Цель. Вызвать интерес к изучению родного края. Способствовать формированию представления о том, что в Кузбассе дружно живут люди разных национальностей.

Тема. Что такое музей?

Цель. Познакомить детей с историей создания музеев, какие бывают музеи.

Дать знания о музее города.

Тема. Защитники родной земли.

Цель. Знакомить с героями-воинами  Кузбассовцами. Способствовать формированию чувства уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших земляков по защите Родины.

Тема. Флаги (аппликация).

Цель. Знакомить с особенностями флагов Киселёвска, Кузбасса, России. Уточнить представления детей о России, как о родной стране, о том, что Киселёвск, Кузбасс – это часть России.

Тема. Щит и меч (аппликация). Памятники защитникам Отечества в нашем городе.

Цель. Знакомить с особенностями костюма защитника древней Руси и современной формой воина Вооружённых сил России. Знакомить с подвигами земляков, значением их подвига для страны.

Тема. История костюма. Творчество народных мастериц.

Цель. Знакомить с особенностями национальных костюмов народов проживающих в Кузбассе (татарский народный костюм).

Тема. Рассматривание предметов быта коренных жителей Сибири.

Цель. Знакомить с особенностями быта шорцев и телеутов – коренных народов Сибири. Способствовать формированию интереса к изучению истории освоения Сибирских земель.

Родная культура

Тема. Обереговая  культура наших предков.

Цель. Дать представление об обереге, знакомить с узорами вышивки славянских народов.

Тема. Занятие совместное с родителями. Изготовление тряпичной куклы (конструирование).

Цель. Продолжить знакомство с обереговой культурой предков. Знакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. Побудить родителей к поиску образцов поэтического фольклора народов Сибири.

Роспись скорлупы яиц «Ярмарка Писанок».

Цель. Знакомить с традициями  празднования Пасхи. Способствовать этических эталонов поведения в семье, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Содержание программы

Второй го работы (6-7 лет)

Я, моя семья, мой домашний адрес

Тема. Что такое героизм? Подвиг моего дедушки.

Цель. Дать представление о героизме. Закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье.

Тема. Я горжусь моим папой (рисование).

Цель. Уточнить знания детей о самих себе и своей семье. Содействовать половой идентификации, пониманию поло-ролевых функций.

Спортивное развлечение «Папа, встань с дивана!».

Цель. Способствовать формированию связи поколений внутри семьи, взаимопониманию, улучшению внутрисемейных отношений.

Тема. Моя мама лучше всех.

Цель. Воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Тема. Женщина-мать. Женский образ в изобразительных мотивах.

Цель. Воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим, стремление помогать им. Способствовать формированию интереса к народной культуре.

Тема. Бабушка у нас в семье (лепка).

Цель. Воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим, стремление помогать им. Закреплять понимание детьми духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Развлечение «Миссис бабушка»

Цель. Уточнить знания детей о самих себе и своей семье. Содействовать половой идентификации, пониманию поло-ролевых функций. Способствовать формированию связи поколений

Оформление  фотоальбома «Удивительные места, где мы побывали с семьёй»

Цель. Способствовать формированию у детей представления о том, что малая Родина, наш Кузбасс – это часть большой Родины - России. Способствовать формированию связи поколений.

Родной город.

Поэтическая гостиная «Творчество Кузбасских поэтов».

Цель. Знакомить с творчеством Кузбасских поэтов. Способствовать формированию позиции созидателя.

Составление творческих рассказов «О нашем городе мы свой ведём рассказ».

Цель. Закрепить и уточнить знания детей о достопримечательностях Кемерово (спортивно-оздоровительный комплекс «Буревестник», краеведческий музей).

Познавательное занятие. Трудовые будни наших земляков (водитель, учитель).

Цель. Знакомить дошкольников с профессиями людей, живущих в городе. Способствовать формированию представления о том, что малая Родина, наш Кузбасс – это часть большой Родины - России.

Тема. Город мастеров (конструирование).

Цель. Продолжить знакомство с профессиями людей города (строители). Способствовать формированию уверенности в своих силах.

Тема. Улицы Кемерово, названные в честь героев войны. (Матросова А., Толстикова В.)

Цель. Знакомить с подвигами героев-земляков. Уточнить и закрепить представления детей о героизме.

Экскурсия к Никольскому собору.

Цель. Знакомить с архитектурными особенностями храмов. Знакомить с терминологией, связанной с архитектурой, строительством.

Тема. Церковь Святой Троицы (аппликация).

Цель. Продолжить знакомство детей с терминологией, связанной с архитектурой, строительством.

Экскурсия  к Музею-заповеднику Красная горка.

Цель. Уточнить и закрепить знания детей об архитектурных особенностях зданий расположенных в районе музея. Способствовать формированию позиции созидателя.

Экскурсия в краеведческий музей.

Цель. Знакомить дошкольников с историей возникновения и развитием родного города.

Составление рассказов «Как город готовится к празднику».

Цель. Способствовать формированию представления дошкольников о том, что Кемерово – это часть большой страны. Мы отмечаем праздники вместе со всем народом России.

Тема. День Победы на площади «Мужеству посвящается» (рисование).

Цель. Продолжить знакомить детей с подвигами героев земляков во время Великой Отечественной войны. Способствовать формированию представления детей о том, что только вместе можно было одержать победу в борьбе со страшным врагом.

Составление плана микрорайона.

Цель. Знакомить с условным обозначением плана. Уточнить знания детей об учреждениях быта, образования, находящихся в центральном районе.

Встреча со знаменитыми шахтёрами Кемерово.

Цель. Знакомить ребят с профессией шахтера и представить лучших представителей этой профессии. Способствовать формированию любви к родному городу и краю, уважения к людям, трудящимся, чтобы сделать наш Кузбасс красивее и богаче.

Родной  Кузбасс

Тема. Жатва поспела и серп изострён.

Цель. Знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями предков. Знакомить с условиями труда крестьян, пословицами о труде и хлебе.

Тема. Хлебушко – калачу дедушка.

Цель. Продолжить знакомить дошкольников с жизнью, обычаями, занятиями предков. Знакомить с орудиями труда крестьян. Знакомить с пословицами о труде и хлебе.

Оформление альбома «Природа моего края».

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о природе Кузбасса. Знакомить с творчеством поэтов Кузбасса  (Н. Мартин, С.В. Грушанский), их стихотворениями о родном городе, крае.

Рассматривание альбома «Быт и обычаи телеутов».

Цель. Знакомить с бытом и обычаями телеутов –  коренных народов, проживающих на территории Кузбасса.

Тема. Быт и обычаи  телеутов.

Цель. Уточнить знания детей о крае и назначении предметов одежды коренных народов Сибири (шорцев).

Беседа. Одежда, обувь, украшения Сибиряков.

Цель. Уточнить знания детей о крое и назначении предметов одежды предков.

Тема. Орнамент национального костюма телеутов (аппликация).

Цель. Знакомить детей с элементами орнамента национального костюма телеутов.

Тема. Орнамент национального костюма шорцев (аппликация).

Цель. Знакомить детей с элементами орнамента национального костюма шорцев.

Родная культура

Тема. Терем царевны Несмеяны (конструирование).

Цель. Уточнить и закрепить представления детей об архитектурных особенностях зданий города. Развивать воображение. Способствовать формированию позиции созидателя.

Развлечение «Проводы Зимы».

Цель. Знакомить с народной традицией. Способствовать формированию представления дошкольников о том, что Кемерово – это часть большой страны. Мы отмечаем праздники вместе со всем народом России.

Развлечение «Песни в родном крае».

Цель. Вызвать интерес к песенному творчеству, традициям  народов, населяющих Сибирь.

Предполагаемый результат

К концу дошкольного периода ребенок

  • должен иметь представление об истории и достопримечательностях родного Кемерово, Кузбасса;
  • знать профессии жителей Кемерово, Кузбасса;
  • знать, что наш родной край – Кузбасс населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
  • иметь представление о том, что Кемерово, Кузбасс – это часть большой страны.

В группе

  • наблюдается повышение навыков общения у дошкольников;
  • повысился познавательный интерес у дошкольников;
  • повысился уровень психологической готовности к обучению в школе.

Список литературы для детей и родителей

  1. Балибалов, И.А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра.[Текст]/И.А. Балибалов, Кемерово,1982.-144с.
  2. Верховцева, З.П. Солдаты Сибири. [Текст]/З.П. Верховцева, Кемерово,1998.- 336с.
  3. История Кузбасса. [Текст]/ Кемерово, 1967.- 378с.
  4. Исупов, В.А., Кузнецов, И.С. История Сибири. пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. [Текст]/ В.А. Исупов, И.С. Кузнецов, Учебное Новосибирск, 2000.- Гл.10,11,12.
  5. Кацюба, Д.В. По родному краю. [Текст]/Д.В. Кацуба, Кемерово, 1966.- 108с.
  6. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. [Текст]/Кемерово, 1978.- 365с.
  7. Многонациональный Кузбасс. [Текст]/Кемерово, 2003.- 160с.
  8. Наумов, Н. Рассказы о старой  Сибири. [Текст]/Н. Наумов, Томск, 1960.- 190с.
  9. Окладников, А.П., Мартынов, А.И. Сокровища Томских писаниц. [Текст]/А.П. Окладников, А.И. Мартынов, М., 1979.-С.28-56.
  10. Рехлов, В. Повесть о Михайле Волкове. [Текст]/В. Рехлов, Кемерово,1972.- 215с.
  11. Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. (Губернаторская пятилетка. 1997 –2002 годы) [Текст]/А.Г. Тулеев,Кемерово, 2002.- 380с.
  12. Феномен Тулеева. [Текст]//Кемерово, 2000.- 224с.
  13. Шуранов, Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. [Текст]/ Н.П. Шуранов, Кемерово, 2000.- С.16-69.

Список литературы для педагога

  1. Гвоздкова, Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. [Текст]/ И.Л. Гвоздкова, Кемерово, 1997.- Ч.2. Гл.4
  2. Ермолаев, А.Н. Из истории строительства Сибирской железной дороги на территории Кузбасса в конце XIX – начале XX века. [Текст]/ А.Н. Ермолаев. Архивы Кузбасса: Информационно-методический историко-краеведческий бюллетень  №1.Кемерово, 2003.
  3. Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII – XX вв. [Текст]/Кемерово, 1997.- с.44-91
  4. Кацюба,  Д.В. Краеведение в воспитании учащихся. [Текст]/Д.В. Кацюба, М.,1965.- 79с.
  5. Кемеровской области – 60 лет. [Текст]/Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области./Кемерово, 2003.- 326с.
  6. Мирзоев, В. Присоединение  и освоение Сибири в исторической литературе XVII века. [Текст]/В.Мирзоев, М.,1960.- 187с.
  7. Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сборник научных трудов. [Текст]/Омск, 2002.-С.25-78.
  8. Угольная промышленность Кузбасса. [Текст]/Кемерово,1997.- с.201-217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЗБАСС- НАШ КРАЙ РОДНОЙ

Занятие посвященное к 70 летию КузбассаЦель:Развивать способность видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою мал...

Кузбасс - наш край родной

Макет-коллаж "Кузбасс - наш край родной"...

Буклет для родителей "Кузбасс - наш край родной"

Даннный буклет "Кузбасс -наш край родной". Данный буклет поможет родителям расширять представления о родном крае - Кузбассе...

Развлечение для детей 6-7 лет Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Кузбасс – мой край родной»

Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» . Данный материал несёт в себе педагогическую ценность д...

КВН "Кузбасс - мой край родной!"

квн для воспитанников старшего дошкольного возраста, направленный на воспитание патриотизма у воспитанников, ознакомление с историей и достопримечаиельностями родного края...

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста "Кузбасс - мой край родной"

Методическая разработка праздника "Кузбасс - мой край родной" для старшего дошкольного возраста...

Сценарий краеведческой викторины «Кузбасс – мой край родной»

Уважаемые коллеги, к 300 летию Кузбасса предлагаю вашему вниманию познавательную и увлекательную викторину для детей старшей и подготовительной группы - "Кузбасс - мой край родной!". Эта вик...