КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ
статья (подготовительная группа) по теме
Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_mirovozzreniya.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Одним из самых сложных периодов детского развития является кризис 7 лет. Кризис 7 лет является психологическим этапом, когда ребенок теряет свою непосредственность и обретает свободу, которую ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни: ребенок начинает воспринимать и осознавать свои переживания, появляется "логика чувств"[1]. Кроме того, ребенок этого возраста не только способен не только осознавать собственные переживания, но и обобщать их (может осознанно сказать, что ему нравится, а что нет, не ориентируясь на подсказки авторитетного для него взрослого)[2].
Благодаря началу школьной жизни, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка, общение со взрослыми и со сверстниками происходит произвольно, в рамках определенных правил.
Основные проявления этого кризиса - манерность, кривляния, непослушание, отрицание всего, что ему говорят взрослые, что характерно для всех детских кризисов: и для кризиса 3 лет, и для кризиса подросткового. Ребенок становится плохо управляемым, не реагирует на замечания родителей и взрослых, показывая им, что не слышит их или идет на открытый конфликт.
Результатом каждого возрастного кризиса является психическое новообразование, которое становится основой для дальнейшего развития. В результате этого кризиса происходит важное психическое новообразование - способность и потребность в социальном функционировании: ребенок стремится занять новую социальную позицию - позицию школьника.
Рассмотрим важные психические особенности детей рассматриваемого возраста и кризис семи лет подробнее.
Характеристика кризиса семи лет
Формирующаяся личность ребенка этого возраста обретает внутреннюю позицию, сохраняющуюся на всю жизнь и определяющую его поведение, деятельность, отношение к окружающему социуму и самому себе. Эта позиция формируется в зависимости от различных факторов: психологическое состояние самого ребенка, его место в окружении, само это окружение.
Главная психологическая сложность для ребенка этого возраста – потребность в занятии нового, более «взрослого» положения в жизни, необходимость в выполнении работы, важной не только для него, но и для окружающих людей – родителей, младших детей, сверстников: в первую очередь, это, конечно, учеба в школе, но также помощь родителям по хозяйству, в их работе, занятия спортом, самостоятельный уход за домашними животными.
Вследствие этого у ребенка формируется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника, то есть понимание своей социальной роли, осознание своего социального «Я», своего места в обществе. Ребенку становится важно общение с окружающими, форма общения, то есть, как он общается и как с ним общаются[3].
Начало школьного возраста, как один из самых важных и переломных, сопровождается кризисом, описанным в педагогической и психологической литература как кризис 7 лет. Кризис семи лет характеризуется следующими особенностями:
- ребенок этого возраста (6-7 лет), в первую очередь, утрачивает свою детскую непосредственность. Главная причина этой непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Поведение и деятельность ребенка дошкольного возраста (его переживания, потребности, желания, выражение этих желаний) представляют собой еще недостаточно дифференцированное целое. У взрослых же поведение сильно дифференцировано, поэтому не производит впечатления столь непосредственного и по-своему наивного, как поведение ребенка.
Известно, что семилетний ребенок начинает быстро вытягиваться в длину, у него происходит смена зубов, что является проявлением целого ряда изменений в детском организме, причем изменения носят более глубокий, сложный характер, чем изменения предыдущего кризиса трех лет. Происходит активная психологическая трансформация, проявляющаяся во внешних признаках: ребенок начинает манерничать, капризничать, меняется его походка и манера передвижения. Вертлявость, паясничанье, немотивированность некоторых поступков, нестабильность поведения – все это основные симптомы кризиса семи лет[4].
Никого не удивляет, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но состояние ребенка раннего школьного возраста, строящего из себя шута, вызывающего своими поступками осуждение взрослых, производит впечатление немотивированного поведения.
Немаловажная черта кризиса семи лет - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Потеря непосредственности у ребенка означает привнесение в его поведение интеллектуального момента, который становится связующим звеном между эмоцией и непосредственным поступком и делающим невозможным наивные и непосредственные действия, свойственные ребенку дошкольного возраста. Кризис семи лет приводит к тому, что в каждом переживании, в каждом его проявлении у ребенка возникает некоторый интеллектуальный момент.
Существенная черта восприятия человека с началом школьного возраста - структурность, когда восприятие складывается не из отдельных частей, а представляет собой образ, внутри которого существуют различные части. Окружающую действительность взрослый человек воспринимает не только соседство предметов или смежность их, но и как всю действительность со смысловыми связями и отношениями.
Как в речи существуют не только названия, но и значения предметов, так и ребенок уже в раннем возрасте вынужден выражать в своей речи не только значения предметов, но свои и чужие действия, свои внутренние состояния и ощущения («хочу спать», «хочу есть», «мне больно»). В общении человеку приходится называть, связывать со словами свои внутренние состояния, а значит обобщать.
В младенчестве у ребенка отсутствует осмысленное восприятие: он воспринимает комнату целиком и не воспринимает отдельно стулья, стол, кровать и т.п., он воспринимает все как нераздельное целое, в отличие от взрослого, рассматривающего отдельные части фона. То же происходит и с восприятием ребенка своих эмоций: он радуется, расстраивается, но не понимает, что он радуется, как младенец, когда он голоден, не понимает, что он голоден. Ребенок раннего возраста не осознает разницы между ощущением голода и знанием того, что он голоден[5].
В 7-летнем возрасте, когда наступает кризис, у ребенка формируется структура переживаний, когда он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я грущу», «я сердит», «я добрый», «я злой», у него возникает осмысленное понимание собственных переживаний, он открывает сам факт своих переживаний.
Итак, выделим основные особенности кризиса семи лет:
- эмоции, переживания ребенка приобретают смысл (радующийся ребенок понимает, что он радуется), благодаря чему у ребенка появляется новое отношение к себе, которое было невозможно до обобщения переживаний.
Этот процесс можно сравнить с игрой в шахматы, когда с каждым ходом на шахматной доске возникают все новые связи между фигурами. Переживания, приобретая смысл, создают новые связи между собой, вследствие чего происходит перестройка всего характера переживаний ребенка к 7 годам.
- к кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Ребенок школьного возраста приобретает обобщение чувств: если с ним несколько раз уже случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Например, у ребенка дошкольного возраста отсутствует настоящая самооценка, самолюбие, амбиции. Ребенок любит себя, но у него отсутствует самолюбие как обобщенное отношение к самому себе, одинаковое в разных ситуациях, отсутствует самооценка как таковая, обобщенное отношение к окружающим и понимание своей ценности[6].
Уровень запросов к самому себе, к успеху, к положению в окружающем мире возникает именно после кризиса семи лет. К 7 годам у ребенка происходит ряд сложных психологических образований, вызывающих трудности поведения, которые принципиальным образом отличаются от трудностей дошкольного возраста.
- Благодаря тому, что в ходе кризиса семи лет возникает дифференциация внутреннего и внешнего, впервые появляется смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок дошкольного возраста, который не может решить, какие взять конфеты - побольше или вкуснее, не ведет внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (а именно противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только в этом возрасте.
- Такие новообразования этого возраста, как самолюбие, самооценка остаются с ребенком на всю жизнь, а такие симптомы кризиса как манерничанье, кривляние со временем проходят. Тем не менее, именно в этом возрасте впервые появляются формы трудновоспитуемости (конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия), не характерные для дошкольного возраста.
По сути дела, когда появляется это внутреннее раздвоение переживаний и возникает внутреннее отношение, когда впервые ребенок осознает свои эмоции, тогда и совершается то изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен[7].
- У ребенка меняется отношение к среде, следовательно, меняется сама среда, так как возникновение самооценки провоцирует у ребенка желание изменить среду: ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми (с ровесниками и детьми старше себя) и требовать к себе равного отношения. Это ярко проявляется на примере каких-то запретов со стороны родителей: если дошкольник мог смириться с каким-то запретом родителей, то ребенок этого возраста уже будет активно отстаивать свои права. Даже если он понимает, что на самом деле, ему совсем не интересно то, что ему запрещают.
- Самый опасный момент в кризисе 7 лет - это смена авторитетов. Если раньше родители были высшим авторитетом для ребенка, и все сказанное ими было истиной, то сейчас родители отходят на второй план. Лидером в глазах ребенка становится учитель – любое его слово для ребенка закон. Поэтому в данном случае особенно важна квалификация педагога, который становится в этот момент царем и богом для начинающего школьника.
Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет
Социальная и личностная готовность к обучению в школе напрямую связана с готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающей среде и самому себе, что предполагают условия школьного обучения. Понять процесс и механизмы формирования готовности ребенка к обучению в школе помогает взгляд на старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.
В детской психологии специалисты выделяют четыре основных кризиса - кризисы 1 года, 3, 7 и 14 лет. Кризис 7 лет принято считать наиболее спокойным, однако и в этот период ребенку крайне необходимы родительские поддержка и забота[8].
Пойдя в школу, ребенок начинает ощущать себя намного взрослее и самостоятельнее, появляется чувство новой ответственности. Ведь помимо хорошей учебы, от него начинают требовать помощи по дому, записывают в различные кружки и секции. Теперь мир начинает вращаться не только вокруг него, но и связан с окружающими. В связи с этим, такой резкий переход к взрослой жизни вызывает у ребенка ощутимый дискомфорт, и даже страх, выливающийся в кризис семи лет.
Кроме того, кризис 7 лет обусловлен и тем, что ребенок получает новые социальные роли. Если раньше он был просто мальчиком, сыном, внуком и так далее, то теперь он еще и школьник, одноклассник, друг. Теперь ребенок - часть общества, а не просто сам по себе. Для него приобретает значение мнение окружающих о нем и вещах, интересных ему, он сам учится общаться с ними. Влияя на ребенка, окружение и его место в нем формируют внутреннюю позицию ребенка, определяющую его дальнейшее поведение в течение всей жизни.
Если в ходе кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное «Я», то во время кризиса семи лет происходит осознание своего «Я» как части общества. У ребенка появляется внутренняя жизнь, которая влияет на внешнюю жизнь, хоть и косвенно.
Очевидно, что кризис семи лет – это кризис саморегуляции, в этом смысле напоминающий кризис 1 года. Ребенок сам начинает устанавливать правила, регулируя ими свое поведение. Раньше послушный и послушный, сейчас он начинает требовать внимания к себе, поведение становится противоречивым: с одной стороны, появляется демонстративная наивность, которая зачастую раздражает окружающих из-за кажущейся неискренности; с другой стороны, 7-летний ребенок кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы и правила. Вообще, этот период характеризуется утрированными формами поведения, так как ребенок не контролирует свои эмоции – не может их сдерживать, но и не умеет управлять ими. Причина этого объясняется тем, что утратив одни формы поведения, он еще не приобрел другие[9].
Главная его потребность – уважение. Начинающий школьник требует уважения к себе, признания его самостоятельности, отношения к нему как к взрослому. Отношения строятся по принципу «ты меня уважаешь, значит я открыт для понимания и готов дружить с тобой».
Однако трудности в усвоении новых норм и правил поведения способны спровоцировать необоснованные самоограничения и чрезмерный самоконтроль. Поэтому ребенок в этот период стремится как можно быстрее отыскать такие формы поведения, которые позволили бы ему ввести свои потребности и интересы в социально «приемлемые рамки». Этот поиск можно выразить формулой «инициатива против чувства вины»[10]. ЧЯем больше поощряется самостоятельность детей, тем больше это способствует развитию их интеллекта и инициативы. Но если проявления независимости сопровождаются частыми неудачами и излишне строгими наказаниями за какие-либо проступки, то этот процесс может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и инициативности.
Какими способами можно преодолеть кризис семи лет? Главным составляющие успеха в этом непростом деле - это терпение, чуткость и любовь родителей и близких ребенка[11]. Итак, как родители могут помочь ребенку избежать или заметно снизить влияние кризиса семи лет:
- обычно в 7 лет ребенок идет в школу, но до этого необходимо проверить психологический и интеллектуальный уровень его готовности к началу школьной жизни: развивать интеллект ребенка, при этом объективно оценивать его возможности. На данном этапе достаточно читать с ним книги, сказки и стихи, учить его самому читать, играть в развивающие игры, которые помогут ребенку научиться управлять своими чувствами, избежать бурных проявлений эмоций. При этом не стоит привязывать ребенка к себе, надо давать ему возможность как можно больше общаться с ровесниками.
- Нужно уметь уважать ребенка и его мнение. Это необходимо в связи с особенностью первого периода после начала учебы в школе, когда авторитет родителей в глазах ребенка заслоняется новым авторитетом – первым учителем. Распространённая ошибка родителей этого периода – стремление к излишней дисциплинированности ребенка и запрет на многие вещи. В этом случае родителям важно соблюдать баланс между запретами и разрешениями, чаще говорить «да», а запрещать только то, что действительно нужно запретить. Абсолютно правильным решением будет поощрение самостоятельности ребенка, но опять же без перегибов - не заставлять его вести себя, как взрослые.
- Кроме того, важна правильная подготовка и последующая адаптация ребенка к школе: еще до начало учебы в школе ребенка надо начинать приучать к школьному режиму дня, жизни по расписанию, чтобы максимально снизить уровень психологической и физической усталости в первые недели школы;
- если позволяют возможности, провести ребенку небольшую экскурсию по школе, где ему предстоит учиться, чтобы он знал, где что находится, почувствовал себя увереннее;
- не следует с самого начала школьных занятий перегружать ребенка секциями, кружками и дополнительными занятиями – пусть он сначала привыкнет к школе, новым отношениям, людям. Если у ребенка появились проблемы с учебой, следует подумать о правильной и взвешенной мотивации.
Когда ребенок станет старше, необходимо расширять круг его знакомств и контактов, чаще поручать ему выполнение заданий, связанных с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом уделять внимание укреплению уверенности ребенка в своих возможностях. Разумеется, нельзя забывать, что ребенок в своем поведении ориентируется на взрослых и их поступки, поэтому необходимо подавать ему, прежде всего, достойный личный пример. Это возможно только в случае тесного эмоционального контакта ребенка с взрослым, в первую очередь, с родителями.
Заключение
Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем развитии ребенка. Крайне важно с пониманием и терпением относится к ребенку в этот период:
- избегать крайностей в общении с ребенком;
- согласовать стиль поведения и общения с ребенком со всеми членами семьи;
- не игнорировать поведение ребенка, следить за тем, что с ним происходит, при этом постараться донести до него, что у его родителей и близких есть и другие дела, они не могут круглые сутки заботиться о нем, подтолкнуть ребенка к большей самостоятельности и инициативности: давать ему самостоятельные задания, чтобы он почувствовал свою независимость и автономность от окружающих, не надеялся только на близких, но и рассчитывал на собственные умения и усилия;
- вместе с этим ребенок должен всегда ощущать поддержку и одобрение авторитетного в его глазах взрослого: игнорирование или запреты – не самые эффективные средства воспитания, по возможности стоит обходиться без них.
Как уже было сказано выше, лучшее что могут дать родители своему ребенку во время кризиса семи лет - это внимание, любовь, доброжелательность и поддержка. Надо понимать, что этот кризис - не патология, а нормальный этап развития психики ребенка. Поэтому преодолевать этот нелегкий этап легче всего совместными усилиями.
Список использованной литературы
- Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности. // Вопросы психологии. — 1988, №5. — С. 108—116.
- Божович Л.И. Некоторые проблемы формирования личности школьника и пути их изучения. // Вопросы психологии. — 1956, №5. — С. 15-27.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1999. - 224 с
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. / Сборник сочинений. Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - 306 с.
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестник Московского университета. Серия 14 "Психология". - 1991, №4. - С. 5-1
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. – 2-е издание, расширенное. М.: МПСИ, 2005. – С. 82-91.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Интересная психология: Л.С. Выготский и Л.И. Божович. // Вопросы психологии. - 1996, №5. - С. 63 – 72.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: 1960. — 384 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — С. 239—284.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.
[6] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 109.
[7] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Интересная психология: Л.С. Выготский и Л.И. Божович. // Вопросы психологии. - 1996, №5. - С. 63 - 72.
[8] Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: 1960. — С. 73.
[9] Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. — С. 236.
[10] Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. - С. 98.
[11] Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — С. 259.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в да...
«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»
Презентационный материал к проекту "Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста"....
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
статья о роли сказки в формировании мировоззрения маленьких детей
Русские народные сказки - способствует формированию мировоззрения наших малышей. Не повлияют ли страшные сказки на него....
Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”
Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...
Влияние театрализации на мировоззрение маленького человека.
Задачи театрализованной деятельности в доу....