"Правовое воспитание дошкольников"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_doshkolnikov.pptx | 61.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников .
Значение правового воспитания . Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения), указываются на правомерный способ действия . Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы , действует более четко, уверенно, результативно.
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989 ) . Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
Формирование правового сознания у детей : Работа с родителями: Цель : формирование правовой культуры ; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка . Работа с детьми: Цель : воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания .
Задачи : • Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений) ; • Развитие представлений о здоровом образе жизни; • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения; • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка; • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека ; • Разъяснить общественные нормы и правила поведения ; • Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам (ст. 29), считая, что образование ребенка должно быть направлено на: Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; Воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН; Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной; Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.
Этапы правового воспитания детей: Работа с коллективом ДОУ. Для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также для повышения правовой культуры воспитателей и их квалификации в этой области было разработано перспективное планирование специальной методической работы, после проведения которой можно было перейти к следующему этапу. Работа по повышению правовой культуры родителей . Результатом завершения первых двух этапов стало изменение сознания взрослых, которые с сожалением отметили, что зачастую права детей нарушают не только незнакомые, но и самые близкие ребенку люди. Лишь после этого стал возможным переход к третьему, самому важному этапу.
3. Работа с детьми . Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребенка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
На первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта. Цели и задачи работы по правовому воспитанию дошкольников: Цель: создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.
Задачи: научить умению общаться с разными людьми; формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке); дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей; учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Занятие по правовому воспитанию дошкольников
Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста....
Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"
Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....
Основы правового воспитания дошкольников
Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто...