Речевые логические задачи
картотека по теме
Предварительный просмотр:
Речевые логические задачи.
1. Птичья столовая.
- Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую, - попросила Таня маму, - пускай птички прилетают и подкармливаются. Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около нее, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек и воробьев. Почему?
Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один раз, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти ее. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть туда корм ежедневно.
2. По грибы.
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
- Смотри, смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома.
- Нет, этого нельзя делать, - сказала мама.
Почему она так ответила Вове?
Вывод: Мама не разрешила сыну поймать птичку потому, что знала: это был птенчик, который еще учился летать. Взрослая птичка – его мама – была рядом. Птичка вырастает в лесу, и будет приносить пользу, уничтожая комаров-вредителей. А на новом месте, без привычной еды птенчик может погибнуть.
3. У речки.
Однажды Сережа с мамой и папой пришли к речке. Близко от берега плавало много маленьких рыбок.
- Дайте мне баночку, я наловлю рыбок, - попросил Сережа родителей.
- Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему.
Что рассказал папа Сереже?
Вывод: Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если погибнут мальки, в речке будет меньше взрослой рыбы – значит, река обеднеет.
4. Осенью.
Вера и Люда сгребали осенние листья и увидели на одном листе жучка-солнышко. Вера взяла его на ладонь, но жучок не шевелился.
- Может быть, солнышко погибло от холода, - сказала Люда, - выбрось его.
- Нет, - ответила Вера, - оно живое.
Что девочка объяснила подруге и что дети сделали с жучком?
Вывод: Осенью жучки-солнышко прячутся под листья и засыпают на зиму – об этом и рассказала Вера Люде. Девочки бережно положили солнышко под кустом и накрыли листьями. Весной он оживет, отложит яички, и из личинок выведутся молодые жучки, которые будут приносить большую пользу растениям.
5. Жучок-солнышко.
Алеша и Андрей рыхлили землю около куста роз.
- Смотри, как много тли на стебле! Погибнет наша роза, - огорченно сказал Алеша.
- А я знаю, кто может уничтожить тлю и спасти нашу розу, - сказал Андрюша и куда-то убежал.
Кого он пошел искать?
Вывод: Андрей догадался, что тлю поедает жучок-солнышко, поэтому и поспешил найти жучков и посадить их на стебель розы. Жучок-солнышко и его личинки очень полезны, их нужно беречь.
6. В лесу.
В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и, крикнув маме: «Смотри, какой красивый цветок. Я сорву его», - побежала туда.
- Не трогай колокольчик, не рви его, - сказала мама.
Почему мама не разрешила Кате сорвать цветок?
Вывод: Колокольчики - краса леса. Ведь не только мама с Катей приходят сюда – другие люди тоже хотят полюбоваться цветами. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые; если сорвать цветок, насекомые останутся без домиков.
7. Звон.
Маленький енот переходил реку через мостик. Мостик был шаткий, и в любую минуту енот мог упасть. Вдруг что-то зазвенело. Звон слышался снизу, из-под моста.
Что зазвенело? Что случилось с крошкой енотом?
8. Будильник.
Дома у Саши был только один будильник. Он всегда точно показывал время, был очень важным и гордым, так как чувствовал свою значимость – ведь он был в доме один.
Саша взял будильник с полки, будильник выскользнул из рук и упал на пол. Часы перестали показывать время.
Что произошло дальше?
9. Медведь.
Медведь готовился к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, что даже забыл о спячке.
Что мог увидеть медведь?
10. Туча.
По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела все, что происходило на земле. Сейчас она увидела нескольких мальчиков. Они играли в какую-то игру, громко кричали и спорили.
Во что играли мальчики?
11. Платье.
У мамы было красивое платье. Мама очень любила его. Но время шло: платье состарилось и перестало быть таким нарядным. Что случилось с ним потом?
12. Домик.
Идет мышка по полю и видит домик. Вошла в него и стала жить в нем. Однажды в дверь постучали.
Мышка открыла и видит, что на пороге стоит странное существо.
Кого увидела мышка?
13. Дурной сон.
Однажды утром мальчик проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон».
Какой сон увидел мальчик?
14. У озера.
В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку.
- Давай возьмем ее домой, а то она заблудилась, - сказал один мальчик.
- Не трогай ее, лягушка сама найдет себе дорогу, - сказал другой.
Кто из мальчиков был прав?
Вывод: первый мальчик был не прав, потому что лягушка не может жить в квартире: у нее пересохнет шкурка, и она погибнет. Лягушки могут жить только во влажных местах.
15. На участке детского сада.
Коля с Витей играли на участке детского сада и одновременно увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
- Давай поймаем ее, - попросил Витя, - покажем всем, какая она красивая.
- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.
Вывод: В нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же, как и вылавливать птиц, зверей. Коля правильно остановил товарища.
16. Осень.
Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами.
- Это стрекоза, - узнали дети. – Она – полезное насекомое.
- А почему она залетела в комнату? И что нам нужно сделать? – спросила воспитательница.
Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в комнату случайно стрекоза. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее, - пускай сама найдет себе укрытие. Весной она отложит яички, из них выведется много стрекоз, и они помогут людям защищать от вредителей сады и поля.
17. У речки.
Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.
Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?
Вывод: Если каждый человек будет бросать в речку что захочет, дно засорится, поднимется, а значит, слой воды в ней уменьшится. В речке живет много рыб, растений – без воды они погибнут. Люди берут воду в речке, а если ее не станет, то люди тут уже жить не будут.
18. Песочный домик.
Один мальчик построил из песка красивый домик, достаточно просторный, чтобы внутри можно было играть одному. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама просила подарить ей домик, потому что он ей понравился.
Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?
19. Осенние листья.
Осенние листья лежали в саду на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.
- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.
- Нет, нельзя, - ответила мама.
Почему мама не разрешила Саше сжечь листья?
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, и мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегниют в земле и станут удобрением для растений.
20. Мини – эксперимент по логическим задачам.
Прочитать стихотворение и предложить ответить на вопрос:
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Как это – сердцем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые логические задачи
Ознакомление старших дошкольников с явлениями живой и неживой природы с использованием речевых логических задач....
Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»
В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....
Выступление на педсовете «Речевые логические задачи»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств – игра, ко...
речевые логические задачи
подборка...
Речевые логические задачи
раз .речи...
Речевые логические задачи.
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, которая имеет особое значение для развития речи, в частности монологической, тем самым совершенствуется умение рассказывать, чётко и образно форм...