Истоки праздничной культуры
статья на тему
В дошкольных учреждениях данную проблему нужно рассматривать на материале праздничной культуры, т.е. знакомить детей с народными традициями, использовать вместе с ними русские народные песни, прослушивать народную музыку, заучивать пословицы, поговорки, заклички, организовывать фольклорные и обрядовые праздники и развлечения. Использовать все виды фольклора, т.к. фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_prazdnichnoy_kultury.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки праздничной культуры
Интерес к прошлому, закономерно возникший на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа - есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
В дошкольных учреждениях данную проблему нужно рассматривать на материале праздничной культуры, т.е. знакомить детей с народными традициями, использовать вместе с ними русские народные песни, прослушивать народную музыку, заучивать пословицы, поговорки, заклички, организовывать фольклорные и обрядовые праздники и развлечения. Использовать все виды фольклора, т.к. фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
На таких занятиях должно звучать много музыки, пословиц, поговорок, загадок о труде, урожае, доброте, гостеприимстве русского народа, традициях.
Здесь же дети обучаются игре на национальных, музыкальных инструментах, проводятся подвижные игры и затеи, знакомим детей с особенностями национальной кухни.
Почему нужно обращаться именно к праздникам?
Праздник в детском саду - особый день для ребёнка, это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются.
Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы».
Особое значение праздник имеет для ребенка.
К.Д. Ушинский отмечал: «праздник для ребенка совсем не то, что для нас взрослых. Он подчёркивал, что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого».
Каким тусклым и серым было бы детство без праздника! Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными и годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т.е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая.
В основе всех праздничных традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой.
Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от земного до летнего солнцеворота - макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются тёмные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей живущих в одном селе, деревне, городе.
Одновременно праздник выполняет информационную функцию, т.к. люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры речи, культуры слова, обычая, ритуала - словом, из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольных учреждениях, нужно преследовать конкретную цель - приобщать детей к истокам народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.
Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний — детский фольклорный праздник. Он создаёт у ребёнка праздничное настроение, эмоциональный подъём, а также формирует праздничную культуру (знаний, традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желаниям участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Ребёнка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.
Следует выделить следующие виды праздников:
народные и фольклорные (праздники народного календаря) -
Святки, Красная горка, Праздник русской березки, Осенины, Масленица - праздник (с блинами), когда провожают зиму, встречают весну.
государственно — гражданские
День города, День знаний, День защитника Отечества, Новый год, День Победы - праздник нашего народа, победившим немецко-фашистских захватчиков в 1945 году.
международные
День защиты детей, Международный женский день 8 Марта - праздник всех женщин (мам, бабушек, сестер).
православные
Рождество, Покров, Вербное воскресенье, Пасха - праздник воскресения Христа, угощение родственников и друзей крашеными, куриными яйцами.
бытовые и семейные
Дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов). При организации детских праздников нужно стараться соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Особенно важно. Что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа (как впрочем, и любого другого).
Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.
В первую очередь следует продумать его программу. В её составлении принимают участие все сотрудники ДОУ, и конечно же в той или иной мере дети старшего дошкольного возраста.
При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей.
Привлекаются родители к подготовке праздничных мероприятий - изготовление образцов народного праздничного костюма, обшивание кукол, а также - активное участие в веселье.
Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.
При оформлении помещений нужно соблюдать следующие правила: дизайн должен соответствовать содержания праздника, законам эстетики и быть понятным ребёнку, развивать у него художественно - эстетический вкус, создать радостное настроение.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, развивается личность каждого ребёнка, национальное самосознание, а значит уважение к праздникам, обычаям, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими людьми и взрослыми, ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
Литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2006г.
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на занятиях» Программа. Учебное методическое пособие 2004 г.
3. Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова «Календарные и обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» пед. общество России 2005 г.
4. Л.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста». - М. Айрис - пресс 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры"
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции...
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
«Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры».
Консультация для воспитателей...
Знакомство дошкольников с истоками русской народной праздничной культуры.
Роль русских народных праздников в развитии детей дошкольного возраста....
Приобщение детей подготовительной группы к истокам русской культуры и культуры родного края.
Приобщение дошкольников к культуре своего народа, приобщение уважения, гордости за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на ...
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
Знакомство дошкольников с истоками праздничной культуры
Сообщение для воспитателей...