Знакомство дошкольников с истоками русской народной праздничной культуры.
консультация на тему

Кириллова Фаина Сергеевна

Роль русских народных праздников в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_proshlomu_est_obshchestvennaya_tendentsiya.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с истоками русской народной праздничной культуры.

Воспитатель

Кириллова Ф. С.

МБДОУ детский сад

 «Березка»,

р. п. Дмитриевка

 

2016 г.

 Интерес к прошлому есть общественная тенденция. Только на основе  прошлого можно понять настоящее,  предвидеть будущие. А народ, не передающее самое  ценное из поколения в поколение -  народ без будущего.

    В нашем дошкольном учреждении  одно из направлений знакомства детей с русским народным наследием являются  русские народные праздники. Праздник- это один день, наполненный радостью, день, когда все объединяются.

    Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т.е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. В основе всех праздничных традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота - макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются темные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.

  Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала - словом, из совокупности разных культур.

  Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

  Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.

Нами были выделены следующие виды праздников:

народные и фольклорные (праздники народного календаря) - Масленица, Праздник русской березки, Осенины;

•    государственно-гражданские Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний  и др.;

•  международные - День защиты детей, Международный женский день 8 Марта;

•  православные - Рождество, Пасха, Вербное воскресенье;

•  бытовые и семейные - дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость.

  При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому  не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.

  Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...