Знакомство дошкольников с истоками русской народной праздничной культуры.
консультация на тему
Роль русских народных праздников в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes_k_proshlomu_est_obshchestvennaya_tendentsiya.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с истоками русской народной праздничной культуры.
Воспитатель
Кириллова Ф. С.
МБДОУ детский сад
«Березка»,
р. п. Дмитриевка
2016 г.
Интерес к прошлому есть общественная тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущие. А народ, не передающее самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
В нашем дошкольном учреждении одно из направлений знакомства детей с русским народным наследием являются русские народные праздники. Праздник- это один день, наполненный радостью, день, когда все объединяются.
Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т.е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. В основе всех праздничных традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота - макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются темные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала - словом, из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.
Нами были выделены следующие виды праздников:
• народные и фольклорные (праздники народного календаря) - Масленица, Праздник русской березки, Осенины;
• государственно-гражданские Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний и др.;
• международные - День защиты детей, Международный женский день 8 Марта;
• православные - Рождество, Пасха, Вербное воскресенье;
• бытовые и семейные - дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость.
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
«Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры».
Консультация для воспитателей...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...