"Рыцарский клуб". Программа социально - личностного развития мальчиков подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа "Рыцарского клуба" расчитана на мальчиков подготовительных групп. Мальчики, как правило, с большим удовольствием вступают в клуб и приходят на занятия. «Примеряя» на себя образ «настоящего рыцаря», искренне вживаясь в эту роль, дети стараются подражать своему герою и в поступках, и в отношениях к другим людям. Это, в свою очередь, способствует формированию положительных личностных качеств. А совместная деятельность стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков. Программа клуба реализуется в течение учебного года с октября по мая 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия 30 – 35 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате, спортивном зале, на игровой площадке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rytsarskiy_klub.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социально – личностного развития мальчиков старшего дошкольного возраста «Рыцарский клуб»
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого. Поэтому особую значимость приобретает развитие у детей не только коммуникативных, но и эмоционально – личностных качеств.
Кроме того, дошкольный возраст – это время формирования гендерной устойчивости. Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.
Вышесказанные идеи легли в основу программы «Рыцарского клуба» для мальчиков, воспитанников подготовительных групп. «Примеряя» на себя образ «настоящего рыцаря», искренне вживаясь в это роль, дети стараются подражать своему герою и в поступках, и в отношениях к другим людям. Это, в свою очередь, способствует формированию положительных личностных качеств. А совместная деятельность стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков.
Цель программы: гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативной сферы старших дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
- Развитие внутренней активности детей.
- Формирование социального доверия.
- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Формирование адекватной самооценки детей.
- Развитие социальных эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков.
Организационные условия проведения занятий. Программа клуба реализуется в течение учебного года с октября по мая 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия 30 – 35 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате, спортивном зале, на игровой площадке.
Основные методические приемы: беседа; групповая дискуссия; дидактические, развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; психотерапевтические сказки; тематическое рисование, лепка; психогимнастика.
Планируемые результаты. По итогам реализации программы старший дошкольник:
- Способен к позитивному самовосприятию, имеет адекватную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний и чувство собственного достоинства.
- Умеет выражать и отстаивать свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
- Доброжелателен в отношении с другими людьми, проявляет эмпатию.
- Способен к открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
- Активно стремится к достижению своей цели.
- Способен преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
- Владеет навыками саморегуляции и самоконтроля.
- Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Умеет слушать и понимать других людей.
- Владеет навыками конструктивного общения с детьми и взрослыми.
- Способен к сотрудничеству, умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- Способен самостоятельно или с небольшой помощью объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
- Способен к анализу причин конфликтных ситуаций.
- Владеет способами разрешения конфликтных ситуаций социально – приемлемыми способами.
- Способен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Виды деятельности и формы работы | Планируемые (формируемые) результаты занятия |
1 | Открытие клуба «Да здравствуют Рыцари!» | Беседа «Кто такие рыцари». Игры «Полоса препятствий», «Волшебный круг», «Небоскреб», «Непослушные мячики», «Постройтесь по…». Церемония посвящения в рыцари. | Установление эмоционально позитивных контактов. Формирование положительных установок. Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия. |
2 | «Знаки отличия» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлого занятия. Беседа «Самые лучшие моменты». Коллективная работа «Герб клуба». | Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия. Развитие творческих способностей. |
3 | Игра с элементами спортивного ориентирования «В поисках сокровищ» | Ритуал приветствия. Задания «Рыцари ищут путь», «Загадки мудреца», «Только смелым покоряются моря», «Лабиринт», «Воздушный бой», «Тайна дамского послания». Церемония награждения. | Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Сплочение группы, поддержание группового единства, развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности, негативизма. |
4 | «Этикет настоящего рыцаря» | Ритуал приветствия. Беседа «Что такое этикет?» Игра – упражнение «Телеграф», упражнение «Насос и воздушный шар», игра «Переход в страну Этикет», игры «Волшебные капельки», «Волшебный лес». Ролевая игра «Этикетная экспертиза» | Формирование опыта речевого этикетного поведения, закрепелние знаний основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения. Развитие творческого мышления. Формирование коммуникативных навыков, умения вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета |
5 | «Ах, ссора!» | Ритуал приветствия. Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай» Чтение стихотворения «Поссорились» Беседа «Почему люди ссорятся?» Упражнение «Драка» (на расслабление) Игра «Руки знакомятся, руки мирятся» Психогимнастика «Два барана» Домашнее задание «Как я предотвратил ссору». | Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции. |
6 | «Мы с тобой так похожи» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Игры «Связующая нить», «Передай сигнал», «Зеркало». Психогимнастика «Цветок». | Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. Развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. Снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. |
7 | «Рыцарские забавы» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Игры: «Чунга-Чанга», «Баба-Яга», «Хоровод», «Дракон кусает свой хвост», «Белые медведи», «Расставь посты». Психогимнастика Тюлени на суше. | Развитие способности понимать эмоциональное состояние других и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоции злости. |
8 | Спортивный праздник «Рыцарский турнир» | Спортивные эстафеты | Развитие физических качеств. Развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности. Развитие навыков командной игры. |
9 | «Из чего же сделаны наши девчонки» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Беседа «Наши девочки». Коллективная работа «Сюрприз». | Формирование положительного отношения к противоположному полу. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Развитие творческого мышления. |
10 | «Рыцарь знает слово «Нет!»» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлого занятия. Упражнение «Войди в круг, выйди из круга» Сказка о мальчике, который не умел говорить «нет». Упражнение «Учимся говорить «нет». Беседа «Когда трудно сказать «нет» Упражнение «Мне нравится, когда …., мне не нравится, когда ….» | Развитие автономности поведения, умения противостоять давлению, говорить «нет». |
11 | «Путешествие в сказочный замок» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Игры «Волшебный мешочек», «Тоннель», «Найди клад», «Волшебный обруч». | Развитие физических качеств. Активизация творческих способностей.Сплочение группы, поддержание группового единства, развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности. |
12 | «Я, ты, мы» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлого занятия. Игры: «Запомни движение», «Страна клякс», «Хоровод». Сочинение «Сказка по кругу» (сочинение по методу Д. Родари «Бином фантазии»). Минута шалости. «Цветопись». | Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Снятие эмоционального напряжения, тревожности. Формирование умения выражать свои эмоции цветом. |
13 | Игра с элементами спортивного ориентирования «Пять ключей» | Ритуал приветствия. Станции: «Переправа», «Рифмоплеты», «Самые меткие», «Мудрецы», «Вежливость» | Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Сплочение группы, поддержание группового единства, развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности. Развитие творческого мышления. |
14 | «Страна дружбы» | Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Беседа «Что такое дружба». Игра «Связующая нить». Коллективный коллаж «Страна дружбы» | Повышение сплоченности группы. Повышение навыков командной работы.Развитие творческого мышления. |
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – С-Пб, 2001.
- Коваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М., 2001.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
- Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
- Лютова Е.Н., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2001.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995.
- Семенака С.Н. Уроки добра. – М., 2002.
- Фопель Н. Как научить детей сотрудничать – М., 2000.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога.- Ростов-на-Дону, 2005.
- Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В.
- Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка. Навыков общения со взрослыми и сверстниками. [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – «Детство Пресс». 2004. – 384с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе
Занятие написано с целью создания непринужденной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона; настройки детей на позитивное восприятие друг друга; представления детям возможности осо...
Проект Социально-личностное развитие ребенка(подготовительная группа)
Этапы формирования социально - личностного развития у детей 6-7 лет....
Проект Социально-личностное развитие ребенка(подготовительная группа)
Этапы формирования социально - личностного развития у детей 6-7 лет....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №43 поселка Вишневогомуниципального образования Славянский район КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬ...
НОД по социально-личностному развитию в подготовительной группе "Подарок маме."
Воспитывать стремление детей досталять радость родным людям подарком сделанным своими руками....