Рабочая программа старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

Коваленко Татьяна Михайловна

Рабочая программа для воспитателей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№45» Саткинского района, г. Бакала

Утверждаю  

Заведующий МБДОУ «Д/С №45»

____________________________                                                                                                                                  Э.З. Алимбекова

                                                    Приказ №____

                                                                                  от ________________ 20___г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

старшей группы

От 5 до 6 лет

Воспитатель:

Коваленко Татьяна Михайловна

ПРИНЯТО

Протокол педагогического совета №__

От  ______________________________

Бакал

2016

Содержание рабочей программы:

  1. Содержание.
  2. Целевой раздел образовательной программы.
  1. Пояснительная записка.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.
  3. Цели и задачи программы.
  4. Принципы и подходы к формированию программы.
  5. Планируемые результаты освоения программы.
  1. Содержательный раздел образовательной программы.  

3.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

3.2 Образовательная область «Познавательное развитие».

3.3 Образовательная область «Речевое развитие».

3.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

3.5 Образовательная область «Физическое развитие».

3.6 Взаимодействие с семьей.

4. Организационный раздел образовательной программы.

4.1 Материально-техническое обеспечение программы

4.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

4.3 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. (теплый и холодный период).

4.5 Календарно – тематическое планирование.

4.6 Перечень литературных источников.

2Целевой раздел образовательной программы.

2.1.Пояснительная записка

        В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной программе должны быть представлены рабочие программы учебных предметов.

        Рабочая программа группы – локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе образовательной программы ДОУ, а также примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и др.

        Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы и индивидуальные особенности развития воспитанников.

        Режим работы – пятидневный, с 7.00 до 17.40, с 10,5 – часовым  пребыванием детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье.

        Условием организации жизнедеятельности воспитанников в группе является следующее: режим дня на холодный и тёплый период года, адаптационный период, режим двигательной активности.

        Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

         Группа имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, медицинский, процедурный кабинеты. В группе оборудованы: спортивный уголок, уголок «умные книжки», дидактических игр, экологический уголок, музыкально-драматический уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр, уголок для дидактических игр.

2.2Возрастные и индивидуальные особенности детей

 Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.  В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

2.3Цели и задачи педагогической деятельности по достижению эффективности реализации образовательной программы является обеспечение всестороннего развития ребёнка в дошкольный период – интеллектуального, нравственного, волевого, социально – личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Общие педагогические задачи в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2.4Принцыпы и подходы к формированию программы

            В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

- полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерство с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

     Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

-  двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка ДОУ и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

2.5  Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.

         Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.  В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

3 Содержательный раздел образовательной программы

3.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

– развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;

– развития игровой деятельности;

– развития компетентности в виртуальном поиске.

В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

           Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности

У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей.

  Взрослые создают в ДОУ различные возможности для приобщения детей к

ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно - развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.

Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др. Таким образом, создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.

Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.

Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями.

В сфере развития игровой деятельности

Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

5 –6 лет:

Развитие игровой деятельности:

  • договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;
  • умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
  • в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

  • объясняет правила игры сверстникам;
  • после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;
  • использует «вежливые» слова;
  • имеет навык оценивания своих поступков;

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

  • имеет представление о работе своих родителей;
  • знает название своей Родины.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

– понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пункт медицинской помощи»;

– различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение;

-соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

– различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • может оценить результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

– владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

– имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

– бережно относится к тому, что сделано руками человека.

3.2Образовательная область «Познавательное развитие»

В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

Взрослые создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если… то…».

           Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

           Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей

действительности.

Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.

      Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.

Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.

Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.

        В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы.

Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и

танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.

Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова - понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).

У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до – после, вчера – сегодня – завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар).

У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.

Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).

Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»).

Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6–10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).

Развивается способность применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях. Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Познавательное развитие»

5 – 6 лет

Сенсорное развитие:

  • различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
  • различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
  • различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

  • создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
  • выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
  • владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

Формирование элементарных математических представлений:

  • считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
  • ориентируется в пространстве и на плоскости;
  • определяет временные отношения.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

  • имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
  • классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
  • называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
  • знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.
  1.  Образовательная область «Речевое развитие».
  • В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной
  • деятельности является создание условий для:
  • формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
  •  приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка

  • Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими
  • людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д. Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.
  • Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений

  • Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
  • У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития.
  • Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки».
  • Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.
  • Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной
  • среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»

5 – 6 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  • свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
  • в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
  • использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
  • способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
  • составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

  • дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
  • умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:

  • способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
  • знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.

Развитие литературной речи:

  • способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
  • способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

  • эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
  • называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

3.4 Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.

Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.

Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

5 – 6 лет

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:

  • создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
  • знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь);
  • лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
  • использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.

Развитие детского творчества:

  • создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;
  • самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
  • объединяет разные способы изображения (коллаж);
  • варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
  • использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Приобщение к изобразительному искусству:

  • различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
  • выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
  • имеет представление о региональных художественных промыслах.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
  • может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
  • умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);
  • способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;
  • ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
  • самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
  • умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;
  • исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).

Приобщение к музыкальному искусству:

  • определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению;
  • различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).

3.5 Образовательная область «Физическое развитие».

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной

деятельности являются создание условий для:

– становления у детей ценностей здорового образа жизни;

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения

подвижными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни:

Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью.

Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

  В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте:

Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории, подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных        снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в

образовательной области «Физическое развитие»

5 – 6 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
  • имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
  • владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
  • знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
  • имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
  • имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
  • умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
  • умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м).

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
  • выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  • умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
  • участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
  • проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
  • умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
  • проявляет интерес к разным видам спорта.

3.6 Взаимодействие с семьёй.

Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды
деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения,
поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации
разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует
развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения с со своими детьми.
Педагог помогает родителям понять возможности организации образования
ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.

 Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе,
развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
Помочь родителям создать условия для развитию организованности,
ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе,
познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания
ответственности за свои действия и поступки.

   4Организационный раздел образовательной программы.

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Перечень объектов

Оснащенность объекта

технологическим оборудованием

Функциональное использование

Групповые помещения со спальнями

  Мебель в приемной, группе и спальне подобрана для детей с учетом роста воспитанников согласно СанПин 2.4.1.3049-13

  В приемных установлены индивидуальные шкафчики, выставки для детских творческих работ, стенды с информацией для родителей.

  Игрушки, игры, пособия в соответствии возрастным особенностям детей. Наборы развивающих и дидактических пособий и игрушек, раздаточный материал, энциклопедическая и детская литература, наборы детских конструкторов, иллюстративный материал, материал по изодеятельности (мальберты, краски, гуашь, карандаши, мелки, цветная бумага, картон, бросовый и природный материал для изготовления поделок). В групповых помещениях выделены специальные зоны для организации наблюдений за растениями, оформлены календари наблюдений.  

Доски аудиторские с освещением, столы стулья, детская игровая мебель.

Организация образовательного процесса

Музыкально- спортивный зал

  Пианино, музыкальный центр, методическая литература, детские музыкальные инструменты, игры, игрушки, набор металлофонов, шумовых и ударных инструментов, имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, мультфильмами, экран на штативе.

   Костюмы и атрибуты для проведения театрализованной деятельности, праздников.

  Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия ( мячи, обручи, мешочки с песком, гимнастические палки).

Организованная образовательная деятельность: утренняя гимнастика, досуговые мероприятия, физкультурные досуги, праздники, развлечения, театрализованные представления, родительские собрания и прочие мероприятия для родителей.

Кабинет старшего воспитателя

  Автоматизированное рабочее место (ноутбук, мышь, приставка, колонки, доска), видеопректор, цифровой фотоаппарат, цифровой диктофон.

   Робототехнический конструктор, дидактические пособия для занятий, библиотека методической и детской литературы, подшивка периодических изданий, подборка обучающих презентаций для педагогов и детей.

 Организация педагогической деятельности, методическая поддержка педагогов.

Кабинет заведующего

 Архив нормативно-правовой базы, компьютер, принтер, сканер, телефон, сейф, два стола, шкаф.

Организация педагогической деятельности, методическая поддержка педагогов.

Коридор детского сада

 Информационные стенды для родителей.

Размещение информации для родителей.

Территория детского сада.

 Участки для прогулок: теневые навесы, песочницы, домики (беседки), скамейки, игровое уличное оборудование, цветники. Спортивная площадка. Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения (дорожные знаки).

Организация прогулок, наблюдения. Развитие игровой и двигательной активности. Умение взаимодействовать друг с другом в свободной форме. Трудовая  деятельность.

              В большинстве помещений сделан современный ремонт.

 

4.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Микро-зона

Оборудование

Цели

Раздевалка

Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки.

Информационные стенды для взрослых: стенд для выставки рисунков; стенд с информацией о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий; мини-библиотека литературы для родителей; информационный стенд (режим работы детского сада, объявления)

Формирование навыков самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь.

Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.

Привлечение

к воспитательной работе родителей.

Создание единого

сообщества педагогов и родителей.

Зона конструирования

Крупный строительный конструктор.

Средний строительный конструктор.

Мелкий строительный конструктор.

Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крепость, домик, гараж, бензозаправка.

Конструкторы типа «Лего».

Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

«Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет.

Развитие пространственного и

конструктивного мышления, творческого

воображения.

Обучение элементарному планированию действий.

Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

 Зона  ПДД

Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов.

Мелкий транспорт.

Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

Небольшие игрушки (фигурки людей).

Закрепление знаний о ПДД и умений пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.

Зона  художественного творчества

 

 

Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, пластилин.

Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, клей ПВА, палитра, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, доски.

Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.

Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.

Обучение различным техникам вырезания.

Освоение новых способов изображения.

Зона книги

Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей родного города, области.

Приобщение к

общечеловеческим ценностям.

Воспитание духовной

культуры.

Формирование представлений о культуре через ознакомление с книгой.

Развитие способности к сочинительству.

Музыкальная зона

 

Музыкальные инструменты:

металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.

Медиатека по возрасту детей.

Нетрадиционные музыкальные инструменты

Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Воспитание устойчивого интереса к музыкальным произведениям, расширение музыкальных впечатлений.

Спортивная зона

Мячи большие, малые, средние.

Обручи.

Толстая веревка или шнур.

Флажки.

Гимнастические палки.

Кольцеброс.

Кегли.

 «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

Длинная и короткая скакалки.

Бадминтон.

«Летающие тарелки».

Мешочек с грузом малый и большой.

Гантели детские.

Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения

двигательных заданий.

Развитие глазомера.

Развитие быстроты,

выносливости, ловкости,

точности, выдержки,

 настойчивости.

Развитие умения быть организованными.

Формирование правильной осанки.

Поддержание интереса к различным видам спорта.

Театральная зона

Ширма.

Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).

Атрибуты для теневого театра

Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

 

Развитие речевого

творчества детей на основе литературных произведений.

Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации.

Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

Зона сюжетно-ролевой игры

Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

Набор для кухни: плита, мойка.

Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний).

Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

Коляски для кукол.

Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

Предметы-заместители.

Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,«Строители» и др.

Закрепление в игре

примеров эмоционального, социального, речевого

поведения.

Активизация ролевой речи. Обогащение речевого

сопровождения сюжетной игры.

Формирование различных видов словесной регуляции в ходе игры.

Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.

Обогащение опыта моделирования различных типов социальных

 отношений.

Математичес-

кая зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.  

Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Рабочие тетради по математике.

Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

Наборы объемных геометрических фигур.

«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

Счетные палочки.

Мозаики, пазлы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

Настольно-печатные игры.

Разнообразные дидактические игры.

Уточнение и расширение представлений о

количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах десяти.

Уточнение и расширение представлений о временных отношениях.

Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на

плоскости.

Упражнения в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине.

Закрепление знаний о частях суток.

Упражнения в решении и придумывании задач,

головоломок, загадок.

Обучение классификации геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.

Обучение формулировке арифметических действий.

Зона дидактической игры

Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа

и синтеза предложений

(разноцветные фишки или магниты).

Игры для совершенствования

навыков языкового анализа

(«Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

Игры для совершенствования грамматического строя речи.

Разнообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды

животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.

Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением

Реалистически и условно-схематичес

ких изображений.

Серии картинок для установления

последовательности событий

(сказочные и реалистические

истории, юмористические ситуации).

Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).

Серии картинок: времена года

(пейзажи, жизнь животных,

характерные виды работ и отдыха людей).

Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки.

Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.

Формирование грамматически правильной речи.

Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.

Закрепление интереса самостоятельно моделировать содержания произведения, создавать собственные.

Экологическая зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Центр воды и песка

Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

Природный материла: глина,

камешки, ракушки, минералы,

различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

Разнообразные доступные приборы: разные лупы, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

Различные часы, безмен.

Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Календарь природы

Картина сезона, модели года и суток.

Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об

окружающей действительности, её

объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.

Расширение чувственного опыта детей.

Обогащение первичных естественнонаучных представлений.

Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.

Формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Формирование измерительных навыков.

Формирование комплексного алгоритма обследования предметов.

 

 

 

 

 

Формирование системы знаний о потребностях растений.

Развитие наблюдательности и творческих способностей.

Совершенствование умения распознавать состояния погоды.

 

Зона краеведения

Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность); «Наш Край»

Предметы искусства народного промысла Южного Урала.

Художественная литература: стихи, рассказы, сказки уральского народа.

Традиции, обычаи, фольклор народов Южного Урала.

Флаги, гербы и другая символика города, области, России.

Макеты родного города.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Формирование обобщенных представлений о истории образования

родного города, отраслях производства, промышленных и

культурных объектах.

Знакомство ребенка с

Известными людьми

родного края.

Воспитание любви к родному городу и Родине.

Зона уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

 

Туалетная комната

Традиционная обстановка.

Развитие опрятности,

навыков самообслуживания.


  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

Распорядок дня включает:

 - Прием пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин). Питание детей организуют в    помещении групповой ячейки.

   Ежедневная прогулка детей, её продолжительность составляет не менее 4 - 4,5 часа.   Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину   дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха:  ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки   сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и   скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре   воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.  Во время прогулки с   детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДОУ.

         -Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного         возраста   12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну.

  -Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к

  образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3    часов.

-Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для:

   детей 3-4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более

  20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни

  - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в   первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40   минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа   соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную   образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между   периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

  Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного   возраста осуществляется и во второй половине дня после дневного сна, но не чаще   2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в   день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического   характера проводят физкультминутку.

  Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в   возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Ее длительность   зависит от возраста детей и составляет:

  - в младшей группе - 15 мин.,

  - в средней группе - 20 мин.,

  - в старшей группе - 25 мин.,

  - в подготовительной группе - 30 мин.

   Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по   физическому развитию детей на открытом воздухе. Эти занятия проводят только  при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей   спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

  В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях

  непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию

  максимально организуют на открытом воздухе.

    Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводятся:

 - для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

  - для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25    минут;

  - для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25    минут;

  - для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30   минут.

  Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного   на непосредственно образовательную деятельность.

  Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

  В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность   не проводится. Проводятся мероприятия по художественно-эстетическому   развитию, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и   другие. Увеличивается продолжительность прогулок.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «д/с №45»

Алимбекова Э.З ________

Режим дня старшей группы (5-6лет)

Холодный период

Режимные моменты

Время

Прием и осмотр, игры, общественно -полезный труд

07.00 - 08.10

Утренняя гимнастика

08.10-08.20

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно полезный труд

08.20-08.30

Подготовка к НОД

08.55-09.00

Непосредственно образовательная деятельность

09.00-09.25

09.35-09.55

10.00-10.25

Второй завтрак

09.55- 10.00

Игры, подготовка к прогулке, общественно-полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.30-12.25

Возвращение с прогулки, спокойные игры

12.25-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, закаливание

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.40

Непосредственно образовательная деятельность (2-3 раза в неделю)

15.40-16.05

Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей

16.05-16.50

Прогулка: игры, самостоятельная деятельность детей, общественно -  полезный труд

16.50-17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25-17.45

Игры, самостоятельная деятельность детей, уход домой

17.45-19.00

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «д/с №45»

Алимбекова Э.З ________

Теплый период года

Режимные моменты

Время

Прием на улице, осмотр, игры, общественно -полезный труд, утренняя гимнастика

07.00 - 08.20

Подготовка к завтраку, завтрак

08.20 - 08.55

Игры, самостоятельная деятельность, наблюдения, труд, индивидуальная работа

08.55 – 10.15

Второй завтрак

10.15 – 10.45

Подготовка к прогулке, общественно полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд), самостоятельная  деятельность

10.45 – 12.20

Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры

12.20 - 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, закаливание

15.00-15.25

Подготовка к полднику, общественно -полезный труд, полдник

15.25-15.40

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей, наблюдения, труд

15.40-16.15

Прогулка, возвращение с прогулки, игры

16.15-17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10-17.30

Игры, самостоятельная деятельность, труд

17.30-19.00

4.5 Календарно тематическое планирование.

             План предполагает осуществление 35-х примерных тем (соответственно 37-ми   неделям учебного года, исключая 1 неделю новогодних «каникул»). Реализация одной   темы осуществляется примерно в  недельный срок. Во всех возрастных группах   предлагаются одни и те же темы в одинаковые сроки. Программное содержание темы разрабатывается с учётом возрастных возможностей детей. Освоение одной и   той же темы каждый год позволяет одновременно закреплять и усложнять   образовательное содержание.

Сроки

Примерные темы

1-я неделя сентября

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

2-я неделя сентября

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

3-я неделя сентября

«Урожай»

4-я неделя сентября

«Краски осени»

1-я неделя октября

«Животный мир»

2-я неделя октября

«Я – человек»

3-я неделя октября

«Народная культура и традиции»

4-я неделя октября

«Наш быт»

1-я неделя ноября

«Дружба», «День народного единства» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

2-я неделя ноября

«Транспорт»

3-я неделя ноября

«Здоровей-ка»

4-я неделя ноября

«Кто как готовится к зиме»

1-я неделя декабря

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2-я неделя декабря

«Город мастеров»

3-я неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

4-я неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

2-я неделя января

«В гостях у сказки»

3-я неделя января

«Этикет»

4-я неделя января

«Мальчики и девочки»

1-я неделя февраля

«Моя семья»

2-я неделя февраля

«Азбука безопасности»

3-я неделя февраля

«Наши защитники»

4-я неделя февраля

«Маленькие исследователи»

1-я неделя марта

«Женский день»

2-я неделя марта

«Миром правит доброта»

3-я неделя марта

«Быть здоровыми хотим»

4-я неделя марта

«Весна шагает по планете»

1-я неделя апреля

«День смеха», «Цирк», «Театр» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

2-я неделя апреля

«Встречаем птиц»

3-я неделя апреля

«Космос», «Приведем в порядок планету»

4-я неделя апреля

«Волшебница вода»

1-я неделя мая

«Праздник весны и труда»

2-я неделя мая

«День победы»

3-я неделя мая

«Мир природы»

4-я неделя мая

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» - тема определяется в соответствии с возрастом детей

 

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «д/с №45»

Алимбекова Э.З ________

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник:

8:50-9:50: Бассейн

9:50-10:15 Развитие речи

10:25-10:50 Музыкальное занятие

15:50-16:15 Аппликация

Вторник:

9:00-9:25 Познание (ФЭМП)

9:40-10:05 Рисование

10:30-10:55 Физкультурное занятие

Среда:

8:50-9:40 Бассейн

9:50-10:15 Социализация

10:25-10:50 Музыкальное занятие

15:50-16:15 Лепка

Четверг:

9:00-9:25 Познание (РК)

9:25-9:50 Познание (К)

10:30-10:55 Физкультурное занятие

Пятница:

Физкультурное занятие (воздух).      Кружок

4.6 Список используемой литературы:

1.Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., 2011.

2.Трудовое  воспитание  в детском  саду. Программа  для работы  с детьми 2 – 7 лет. / Л.В. Куцакова, Т.С. Комарова, М., 2003/;

3.Программа  по  развитию речи  детей  дошкольного  возраста. /О.С. Ушакова, М., Сфера, 2001/;

4.Хрестоматия 5-6 года составители:  В.В.Гербова , Н.П.Ильчук и др.М.,2005

5.Конспекты занятий в старшей группе детского сада  ВолчковаВ.Н., Степанова Н.Р. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

6.интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование к рабочей программе старшего дошкольного возраста для детей шестого года жизни.

Комплексно-тематическое планирование по всем областям, влючая формируемую часть и методическое обеспечение....

Рабочая программа. Старший дошкольный возраст.

Рабочая прграмма педагога для старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа старшего дошкольного возраста

Рабочая программа старшей группы № 9 (5-6лет) на 2016-2017 учебный год срок реализации программы 1 год Составлена на основе примерной основной образо...

Рабочая программа старшего дошкольного возраста

Материал для воспитателей старших группп...

Рабочая программа старший дошкольный возраст

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАСТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЖАР-ПТИЦА»НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа старший дошкольный возраст 5-6 лет

Рабочая программа старший дошкольный возраст 5-6 лет...