Детские страхи. Помощь ребенку
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Детские страхи. Помощь ребенку»
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, печаль. Но если возникает зависимость от страха, меняется само поведение человека, возникают нежелательные черты характера.
Детские страхи, если правильно к ним относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же страхи сохраняются длительное время, то это говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.
Взрослые, окружающие ребенка, непроизвольно заражают его страхом (эмоционально указывают на наличие опасности: не подходи – упадешь, не гладь – укусит, не бери – порежешься и т.д.).
В детстве страх – одна из самых распространенных реакций, т.к. инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта еще нет.
Чего боятся дети в темноте? Того же, чего боятся, оставаясь одни: им кажется, что они всеми покинуты и во всех углах скрываются страшные чудовища. В этом случае приласкайте ребенка, посидите с ним, отвлеките, спойте ему. Дверь можно оставить открытой и зажечь ночник. Никогда не наказывайте за страхи!
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, он должен знать, что ему ничего не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен радостью, смехом, новыми впечатлениями. Не укладывайте ребенка слишком рано или слишком поздно, время сна должно быть одно и то же.
В норме дети боятся:
3-5 лет: темноты, одиночества, замкнутого пространства, резких звуков.
6 лет: нападения, животных, страшных снов и огня.
7 лет: пожара, стихии, глубины и наказания со стороны родителей, смерти. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна (может умереть кто-то из родных или знакомых). Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях и о том, что кто-то умер.
К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов. Это обусловлено новой социальной позицией школьника.
Как помочь ребенку избавиться от страхов?
Не пугать ради послушания ничем и никем (значит пугать смертью)
∙ Не стыдить ребенка за испытываемый страх (ребенок начинает скрывать страх, который усиливается).
∙ Никогда не оставлять ребенка в незнакомой ему обстановке, где возможно появление неожиданного, пугающего.
∙ Понимать чувства и желания ребенка, его внутреннего мира.
∙ Признать свои недостатки и попытаться преодолеть их.
∙ Перестроить отношения с ребенком. Уменьшить тревожность, строгость, дать больше свободы. Это предпосылки для успешного устранения страхов.
∙ Разумная любовь к детям – самое лучшее лекарство, условие их спокойствия. Не стесняйтесь, не бойтесь проявлять заботу, участие, понимание, принимайте ребенка таким, как он есть. НО, если оба родителя излишне мягки, нерешительны, все время сомневаются, то число страхов у детей может быть максимальным (у ребенка нет опоры в ближайшем окружении). Также высокому числу страхов способствует и излишняя строгость обоих родителей.
∙ Не сравнивайте его с соседским отличником или послушной одноклассницей.
∙ Разрешить ребенку побольше бегать, заниматься интересными делами, приглашать друзей, использовать игру, в которой ребенок может проявить себя как сильный, смелый, отважный.
∙ Оптимизм, открытость предохранит ребенка от страхов.
∙ Игры, шутки, чтение и разыгрывание сказок и придуманных детьми историй.
∙ Рисование. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными травмирующими образами. Дошкольникам лучше рисовать красками, т.к. они оставляют широкие мазки. Предлагая нарисовать ребенку свои страхи, важно, чтобы ребенок сам приступил рисовать свои страхи. Через несколько дней можно спросить ребенка как он относится к этим страхам теперь, и попросить нарисовать себя, побеждающего эти страхи.
Если ребенок боится школы, можно поиграть с ним, предложив ему роль учителя. Другие члены семьи играют разных (непослушных, робких, шумных). Он делает замечания непоседливым ученикам, вызывает их к доске, начинает понимать учителя. Придумать сказку, где имел бы место страх ребенка. Нарисовать маски к ней и разыграть этот сюжет, принимая на себя различные роли.
Всего Вам доброго!!!!
Педагог-психолог Г.С. Кулькова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...
Помощь родителям в преодолении детских страхов
советы родителям в преодолении детских страхов, основные группы страхов, методы преодоления...
Детские страхи. Как надо и как не надо вести себя родителям ребенка, испытывающим страх.
Консультация для родителей....
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Презентация. Детские страхи, помощь ДОУ в преодолении.
Детские страхи. Помощь ДОУ в преодолении....
Детские страхи – это проблема, которая волнует многих родителей. Как преодолеть детский страх у ребенка!
Помните, чтобы избежать таких неприятностей,вы всегда должны быть рядом,и только вы можете понять и успокоить своего малыша.Чаще беседуйте со своим ребенком о его настроении, желаниях, интересах и о е...
Оказание помощи ребенку старшего дошкольного возраста в преодолении страхов
В дошкольном возрасте у ребенка возникают разные страхи. Причиной страхов является взрослый человек, который своими непреднамеренными действиями навязывает тревожность ребенку, в подсознании кот...