Сенсорное воспитание
консультация (средняя группа)

Хачатрян Анна Рафиковна

 

Сенсорное воспитание 

Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. sensus - чувства) человек узнает о свойствах, качествах окружающего его мира. 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_poznaet_mir_cherez_oshchushcheniya.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание

Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. sensus - чувства) человек узнает о свойствах, качествах окружающего его мира. Недаром известные во всем мире системы воспитания детей М. Монтессори, Ф. Фребеля, О. Декроли, Е.И.Тихеевой построены на основе развития сенсорных эталонов, на связи сенсорного и лингвистического воспитания. Исследования Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера и его учеников внесли существенный вклад в сенсорное воспитание детей. Большое значение в этих исследованиях придается такому воспитанию именно в раннем возрасте. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов. В исследованиях Л.А. Венгера есть свидетельства того, что дети двух-трех лет способны различать основные геометрические фигуры и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, систем фонем родного языка, звуковысотного ряда и т.п.).

Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней. Именно деятельность ставит перед восприятием определенные задачи, которые заставляют совершенствовать способы обследования и усваивать все новые и новые системы эталонов.

Сенсорные эталоны – это представления о чувственно-воспринимаемых свойствах объектов. Ребенок знакомиться с сенсорными эталонами в процессе деятельности.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает, ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

К началу дошкольного возраста (четвертый год жизни) восприятие нормально развивающегося ребенка достигает сравнительно высокого уровня: выделение свойств и отношений объектов может происходить не только практически, но и зрительно, с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними.

Но сами перцептивные действия в начале дошкольного возраста еще не достаточно совершенны. Произошел только первый шаг — переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной.

В младшем дошкольном возрасте (пятый год жизни) дети усваивают уже многие сенсорные эталоны, но пока еще бессистемно. В среднем (шестой год) и в старшем (седьмой год) дошкольном возрасте, наряду с усвоением отдельных эталонов, происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены.

Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста могут произвести обобщение на основе выделенного свойства, определить место предмета или признака в ряду других.

  Усвоение систем сенсорных эталонов связано в дошкольном возрасте с усвоением слов-названий, фиксированием эталонов. Слова-названия делают представления о свойствах и отношениях предметов более четкими, более обобщенными и одновременно дифференцированными, облегчают их использование.

К концу дошкольного возраста дети в норме обычно знают название, соответствующие всем основным сенсорным эталонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...