Значение театрализованных игр в развитииречи детей дошкольного возраста(из опыта работы) Речь - одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации. Во многих семьях родители практически не уделяют этому вопросу должного внимания, считая главным научить ребенка читать, писать и считать. А самое главное - без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей .Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием связной, формирования у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности. Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие: - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. - раннего возраста нужно учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще использовать малые фольклорные формы.: потешки , пестушки, попевки, шутки , стихотворения, в том числе и такие, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»). - знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ - топ - топ». - воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений. Дома можно вовлечь детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация на фланелеграфе. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Существует и другая важная проблема, волнующая меня как педагога: современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Размышляя над затронувшими меня проблемами, поняла, что не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому считаю: самый короткий путь решения этих проблем – это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Речевые игры и упражнения.
1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет) Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание наинтонационную выразительность речи. Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности. «На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается. А посмеяться хочется!» « -Был сапожник? - Был! - Шил сапожник? – Шил! - Для кого сапожки? - Для соседской кошки!» «- Кошка, как тебя зовут? - Мяу! - Стережёшь ты мышку тут? - Мяу! - Мяу! Хочешь молока? - Мяу! - А в товарищи щенка? - Фрр!!!» 2. «Эхо» (для детей 4-5 лет) Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста. Ход: «Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором: - Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам: - Ага!» Текст повторяется, заменяется лишь наречие - как спросили? – «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…» 3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет) Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность. Ход: «Едем, едем на тележке, Собирать в лесу орешки, Скрип, скрип, скрип, Скрип, скрип, скрип. Листья шуршат - ш-ш-ш, Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью, Белка на ветке Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза) Долго-долго ехал Наконец, приехали!» 4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет) Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у) С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»). До краёв наполнил большую глубокую лужу («бульканье» низкими звуками). Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз). И дальше побежал («бульканье») Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж) И букашки (з-з-з) Расправили крылышки (крш-крш- с повышением) И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом). Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц). Вот и пришла весна!» 5. Скороговорки. Чистоговорки. Цель: Совершенствовать чистоту произношения. Ход: «Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!» «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары!» «Сеня вёз воз сена» «Палкой Саша шишки сшиб». «Орёл на горе, перо на орле». «Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух» Этюды на выражение основных эмоций. 1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность). Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд. 2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет). Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость). Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное. 3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет). Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление). Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам. 4. «Битва» (для детей 6-7 лет). Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения. Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй- - Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван - царевич одерживаетпобеду Змей – повержен. Этюды на воспроизведение черт характера. 1. «Старичок» (для детей 3-4 лет). Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении. «Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, Хи-хи-хи, да бух-бух! Бу-бу-бу, да бе-бе-бе, Динь-динь-динь, Да трюх-трюх! Раз, увидев паучка, Страшно испугался Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, Хо-хо-хо, да гуль-гуль! Ги-ги-ги, да га-га-га, Го-го-го, да буль-буль! А увидев стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: Гы-гы-гы, да гу-гу-гу, Го-го-го, да бах-бах, Ой, ребята! Не могу! Ой, ребята! Ах, ах! 2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет). Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность). Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко. «Жадный пёс дрова принёс, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напёк, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!» Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении. 3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет). Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту. «Прямо в комнатную дверь, Проникает хищный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся- У него горят зрачки- Испугаться хочется! Может это львица? Может выть волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!» 4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет). Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение. Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко. Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело. Игры на развитие внимания. 1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет). Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки. 2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет). Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу. Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д. 3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать активное внимание. Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. 4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться. Ход: Водящий: Тише, мыши, Кот на крыше, А котята ещё выше! Раз, два, три, четыре, пять,- С этих пор пора молчать! Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер. Игры на развитие памяти. 1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать моторно-слуховую память. Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места. 2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать моторно-слуховую память. Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод». Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места. 3. «Художник» (для детей 5-6 лет). Цель: Развивать внимание и память. Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет. 4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать наблюдательность и память. Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения. Этюды на выразительность жестов. 1. «Тише» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест. Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх». 2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями. 3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет). Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками. Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка. 4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол. 1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать творческое воображение и фантазию. Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..) 2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать творческое воображение и фантазию. Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают: 1) «Таня собирает грибы в лесу». Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка. 2) «Олег плавает под водой». Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика. 3) «Катя попала под дождь». Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель. 3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет). Цель: Развивать коммуникативные навыки, творческое воображение, фантазию. Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка. Игра продолжается. 4. «Организуем всеобщий театр» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию. Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.
Список использованной литературы: 1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. 2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.66-70. 3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996. 4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. 5. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г. 7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф.Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160с. |