Компьютерная презентация на тему "Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Данная презентация это теоретический и практический (фото) материал для воспитателей ДОУ. В котором раскрыты возрастные этапы развития игры, законы развития игры, предметно-игровая среда для каждого возраста, диагностика игры и др.;
Методическая разработка в форме технологической ситуации с педагогами по теме "Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Игра перестала носить творческий характер Низкий уровень психологической готовности к школе Низкий уровень развития продуктивной деятельности Создание системы непрерывного образования детей
О роли игры в развитии дошкольника Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир . В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества ». А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть » Эльконин Д.Б. подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития». Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности . Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними . Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Игра - это зона ближайшего развития ребёнка Понятие зона ближайшего развития было введено Л.С. Выготским. Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь.
Психологические особенности игры Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей . Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании ). Игра , как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей . Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования . Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка . В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества . Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается . Игра , как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей
Сущность игры и её специфические особенности Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают . 1) Основной единицей игры является роль . В игре также выделяются несколько взаимосвязанных сторон. - Роли, которые взяли на себя дети. - Игровые действия, которые позволяют детям реализовать свою роль. Игровое употребление предметов, замещение реальных предметов игровыми ( стулья — поезд, куклы — дети, бумажки — деньги). Два уровня отношений между детьми: ролевые и реальные, характеризующиеся репликами , замечаниями. Эти отношения регулируют протекание игры. - Ролью и действиями определен выбор атрибутов. Если нет реальных предметов, дети выбирают им замену. Особенность игры: переход ребенка к замещению реальных атрибутов игровыми и есть основной признак ролевой игры, поскольку для дошкольника теперь самым главным является выполнение принятой роли. Действия подчинены этой задаче.
Сущность игры и её специфические особенности 2) В игре цель и мотив совпадают. В игре не важен результат (материального результата она и не имеет), интересен сам процесс отображения роли. Эта характерная черта игры как деятельности ставит ее в особое положение ведущей деятельности . А. С. Макаренко говорил о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра ". 3 ) Наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться , какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент . 4) Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности . В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
Законы развития игры Ира как самоценная деятельность, как форма организации жизнедеятельности ребёнка Периодизация игры в дошкольном возрасте (Модель Д.Б. Эльконина , Модель Е.Е. Кравцовой ) Способы организации разных видов игр
Д.Б. Эльконин выделял в развитии игры три этапа: 1-й этап До 3-х лет Предметно- манипулятивная деятельность Ребёнок овладевает способами выполнения простых практических действий с предметами 2-й этап От 3-7 лет Сюжетно-ролевая игра «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщённому игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама» 3-й этап 6-7 лет Игра с правилами Содержание игр – подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми
Модель Е.Е. Кравцовой: Режиссёрская игра Ребёнок сам определяет место игры. Соединяет предметы по смыслу. Управляет игрушкой, действует через неё. Образная Дети перевоплощаются в образы-роли («Я- зайчик»и т.п.) И подчиняют свои действия характеру образа-роли. Сюжетно-ролевая Появляется роль, происходит развитие сюжета Игра с правилами Дети учатся правилам игры, подчиняются правилам Режиссёрская Соединение предметов по смыслу на более высоком уровне Игра по правилам Правило в повседневной ситуации
ФГОС : (Далее работа с текстом ФГОС стр. 13 п.2.7.; стр.20 п.3.2.5.) «Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка)…
Метод комплексного руководства игрой С.Л. Новосёлова , Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова Обогащение игрового опыта (обучение детей отображению окружающего мира с помощью дидактической игры, создания игровой обстановки, ролевых способов и др.) Создание условий по ознакомлению с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач и пр. ) Изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребёнка впечатлений. Учёт требований к ПРС (гибкость, функциональность, доступность, безопасность…) Активизирующее общение взрослого с детьми (вопросы, создание проблемных игровых ситуаций)
Методика обучения детей игре ( Н.Я.Михайленко , Н.А.Короткова ). Формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способа отображения окружающего мира. Развитие воображения детей в игровой деятельности ( Г.Г.Кравцов , Е.Е.Кравцова , Е.Л.Бережковская ). Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития. Режиссерская, образная игра и сюжетно-ролевая игра с в личностно-ориентированном обучении делают этот процесс эмоционально обогащенным, способствуют трансформации реактивного обучения в спонтанное, ведут к тому, что полученные в ходе обучения знания, умения и навыки в дальнейшем используются педагогами в работе с детьми.
А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель — это организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал : « И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и всегда это требовал от своих коллег ». К.Д. Ушинский говорил, что ребёнок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть. ( Задание: придумать примеры активизирующего общения)
Требования к предметно-развивающей игровой среде Предметно-игровая среда групп является частью предметно-пространственной развивающей среды детского сада. Предметно-развивающая среда должна строиться в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребёнка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, с вязанного с жёсткой функциональной закреплённостью игровых уголков. Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к разным средствам игровой, изобразительной, конструктивной и др. деятельности. (Обращение к ФГОС: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде – п.3.3., стр. 22.)
Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры Характеристика этапов сюж . ролев . игры Рекомендации к игровой среде Ознакомительный - младенчество ( действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.) -/-/-/ 2.Отобразительный – от 1 г.- 2 лет (действия с предметами , направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. -/-/-/
Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры 3. Сюжетно- отобразительная игра – 2-3 года Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Малыш кормит котика. От отдельных игровых действий ребёнок переходит к цепочке игр. действий. (пошёл, взял, положил и т.д.) Но роль на себя не берёт. Группы предметов, которые осваивает реб -к: мебель, посуда, продукты питания-(наборы овощей и фруктов), животные, кукла-голыш, условная кукла-закрутка, двигатели(машины груз., легк ., платформы на колёсах, коляски для кукол); Ширма с кармашками; Бытовая техника; Крупно-габаритные условные по образу игрушки: конь на палочке, лошадка-скамейка и др., Предметы-заместители (шарики, колечки, кусочки ткани, картона и пр.) Нарисованные предметы (фрукты на тарелочке, хлеб, овощи и пр.) Всё определяется в 3 комплекса: Бытовой уголок – комната; «Домик-ширма»; Транспорт.
Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры 4. Начальная стадия сюжетно-ролевой игры – 3-4 года На данном этапе дети совершают процессуальные, предметно-игровые действия. Дети уже способны принимать роль («Ты кто? –Я врач.») Дети объединяются в группы по 2-3 человека Пластмассовый пупс с комплектом одежды; Наборы для ролевой игры «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин» и др. Появляются ролевые атрибуты: костюмы, элементы костюмов, разнообразные маски, аксессуары (бусы, браслеты); Разнообразные предметы-заместители от природного материала до бросового (пласт. крышки, бумага, тряпочки и пр.; Нарисованные предметы (например витрина магазина, многоэтажный дом, парк и др.) Размер игрушек уменьшается, добавляются, изменяются детали игрового оборудования (например бензоколонка сначала со шлангом, затем шланг видоизменяется – нарисован)
Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевая игра – средний возраст, 4-5 лет Умение объединяться в игру, проявлять самостоятельность в строительстве сюжета, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек , рассказов и т.п. Изменения и дополнения: Куклы мальчик и девочка с сезонной одеждой; Кукольный дом с куколками (8-15 см) с мебелью, посудой, быт. тех.; Дополняются игровые наборы («Железная дорога, строительная техника-экскаватор, бульдозер, подъёмный кран и т.п.) Маркеры игрового пространства Старший возраст, 5-7 лет Умение строить план-сюжет, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Содержание детских игр расширяется: различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. Усложняется сюжет игры. Создаются условия для режиссёрской игры. Игра носит коллективный характер Наборы мелких фигурок (моряков, солдат раз. войск); Макеты, разнообразный бросовый материал (коробка из-под радиоаппаратуры с вырезами, кусок линолеума, оргстекла и др. Приборы, инструменты, шаблоны, отражающие разные профессии (бинокль, штурвал, поч . ящик, пилотки, шлемы и т.п.)
Фото
Фото
Фото
Перспективное планирование План разрабатывается с учётом системы педагогических мероприятий, которая включает в себя ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта, изменение предметно-игровой сред, активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры. Следует учитывать и конкретные условия: например если в группе много мальчиков, значит можно наметить подробное знакомство с профессией шофёра. Перспективный план включает 4 раздела: Разделы плана Содержание планирования Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; Планируются различ . формы работы: наблюдения; чтение худ. литературы; прогулки; экскурсии; беседы, встречи с интересными людьми
Перспективное планирование Обогащение игрового опыта дошкольников Раскрываются постепенно усложняющиеся умения, которые воспитатель передаёт детям в дид . играх, инсценировках, играх- иммитациях Гибкое построение предметно-игровой среды; Планируется постепенное усложнение её в течение года. Тематика игрового материала соотносится с представлениями детей об окружающем. Планируется изготовление предметов-заместителей, модулей, атрибутов . Активизирующее общение педагога с детьми Указываются методические приёмы, направленные на возникновение самостоятельной творческой игры и постепенное усложнение способов игрового воспроизведения действительности
Показатели, характеризующие содержание игр: Как у играющих возникает замысел? Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Сколько игровых задач ставит ребёнок? Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач? Показатели, характеризующие способы решения детьми игровых задач: Насколько разнообразны игровые действия с игрушками? Степень обобщённости игровых действий с игрушками? Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями? Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами? Принимает ли ребёнок на себя роль? Насколько разнообразны ролевые действия? Какова выразительность ролевых действий? Наличие ролевых высказываний? Кто инициатор ролевых высказываний? Наличие ролевой беседы? Кто инициатор ролевой беседы? С кем ребёнок вступает в ролевую беседу? Какова содержательность ролевой беседы? Диагностика игры. Н.Ф. Комарова
Диагностика игры. Н.Ф. Комарова Показатели, характеризующие взаимодействие детей в игре: Вступает ли ребёнок во взаимодействие? Кому ребёнок ставит игровые задачи? Умеет ли ребёнок принимать игровые задачи? Какова длительность взаимодействия? Самостоятельность детей в игре: отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
На тему: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО ПО КУРСУ:
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Вязанкина Лариса Евгеньевна, старший воспитатель,
МБДОУ детский сад «Лесная полянка»,
п. Нижегородец, Дальнеконстантиновский район.
Нижний Новгород, 2014
Содержание
1.
Актуальность. «Актуальность развития игры и ребёнка в её условиях»
2. Технологическая ситуация по теме: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
3. Система средств к технологической ситуации
Актуальность. «Актуальность развития игры и ребёнка в её условиях»
Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития детей. Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.
Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры.
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Бессознательно готовится, например, к выполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает и баюкает куклу. Следовательно, источником игры являются инстинкты, т. е. биологические механизмы. Они одинаково действуют как у животного, так и у человека.
К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
Фрейд, например, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности быть доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания. Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается. Педагог не может способствовать возникновению детской игры и не может использовать ее для развития самих играющих детей - считают эти авторы. Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и советские ученые. К.Д. Ушинский и другие высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. М.И. Лисина видела сущность игры, как форму общения.
Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Однако, при всей значимости и важности игры для всестороннего развития дошкольника возникает проблема, которая заключается в существенном изменении игры. За последние 6-8 лет изменились социо-культурные условия жизни ребенка. Всё это не могло не отразиться на детской игре. А именно игра перестаёт носить творческий характер, больше приобретая характер манипуляции с предметами. Современные дети просто не умеют играть! Несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. И как следствие, перед ребёнком не умеющим играть вырастает ряд проблем: трудности в предметной и продуктивной деятельности, трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в социуме и др.
Дошкольное образование всё более превращается в подготовку к школе, которая понимается как усвоение знаний и умений. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками.
С другой стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В связи с этим совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка.
В современных условиях, сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора.
Активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а следовательно и на особенностях развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития самодеятельной игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей.
Таким образом, игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и, для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Сюжетно-ролевая или творческая игра, как важное средство всестороннего развития детей, связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.
Технологическая ситуация по теме: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
Цели | Действия | Средства | Вре мя | Результат |
Понимание ценностного отношения к детской игре Осознание необходимости в новых подходах в развитии игровой деятельности Уточнение представлений о сущности, специфических особенностях, законах развития игры Формирование интереса к содержанию и освоению темы | 1.Организация целевого пространства: 1.1 Сообщение темы 1.2. Беседа об актуальности развития игры. 1.3. Цитаты. 1.4. Обсуждение качества игры на совр. этапе. 1.5. Вопросы к определению общей и индивидуальных целей | 1.1.Тема-(слайд 1). 1.2.Текст; Вопросы о проблемах слушателей 1.3. Цитаты Сухомлинского, (слайд 2) 1.4. Противоречивые высказывания: «Игра основ. вид детской деятельности, но дети не играют». Вопрос: «Почему игра ушла из жизни ребёнка?» 1.5. Индивидуальные цели в тетрадях, общая на доске. | 10 мин | Осознание ценности детской игры. Умение исследовать тексты документов, анализировать фотоматериалы, планирование игровой деятельности. Расширение представлений о специфике детской игры. Понимание потребности в саморазвитии. Умение высказывать собственное мнение, аргументировать свою позицию |
2.Организация поискового пространства: 2.1.Работа с понятиями: игровая деят-ть, сущность игры. Обсуждение специфических особенностей игры. 2.2. Разговор о законах развития игры. 2.3. Обращение к ФГОС. 2.4. Обсуждение примеров с.р.и. 2.5.Разговор о методах руководства игрой. 2.6. Групповые задания: придумать примеры активизирующего общения педагога с детьми. Подведение к выводу - о роли педагога в руков. игрой .2.7. Работа с текстом: Требов. к ПРС. 2.8. Обзор, обсуждение фотоматериала. 2.9. Анализ ПРС. 2.10. Разговор о новых подходах в планировании игры. 2.11. Работа с текстом – планирование. 2.12.Обсуждение ошибок в планировании. 2.13. Разбор матер-в диагностики игры. | 2.1. Понятия: Игра, игра для ребёнка, сюжетно-ролевая игра, ЗБР. Текст:сущность игры, её особенности (Слайды3-7 ) 2.2. Таблицы о законах разв. игры. (слайды 8-10) 2.3. Работа с текстом ФГОС, (слайд 11) 2.4. Примеры с.р.игр. Вопрос: методы руководства с.р.играми? 2.5 Методы. рук. Цитаты. (слайд12-14) 2.6. Карточки с текстом прим. игр. ситуаций. 2.7. Требования к ПРС. Таблица (слайды 15-19) 2.8.Фотографии игровой среды (слайды 20-24) 2.9. Протоколы обследования игровой среды, вопрос: основные ошибки в организ. игр. среды? 2.10. Планирование (слайд 25-26 ) 2.11.Текст: Перспективное планирование. 2.12. Вопросы: Ошибки в планировании 2.13. Материалы диагностики игры – Н.Ф. Комаровой (слайд 27 ) | 3 ч. 30 мин | ||
3. Организация рефлексивного пространства 3.1.Побуждение к высказываниям о достигнутых целях. 3.2.Рефлексия результатов совместной деятельности. | 3.1. Цели в тетрадях слушателей. 3.2.Вопросы: об удовлетворённости освоения темы, о ценности полученного на занятии, о строительстве перспектив работы с детьми. | 20 Мин. |
Система средств к технологической ситуации
1. Средства для организации целевого пространства:
1.1. Тема: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности» (Слайд)
1.2. Текст к вступительной беседе:
Игра имеет огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей.
Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игра оказывает влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи.
Вопрос: С какими проблемами развития игровой деятельности вы сталкиваетесь?...
1.3. Цитаты:
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.Л. Сухомлинский: «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»
А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть»
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития».
З.А. Запорожец замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
1.4. Противоречивые высказывания: «Игра – основной вид детской деятельности, творческая игра всесторонне развивает ребёнка дошкольника. Но если мы понаблюдаем за игрой дошкольников, то увидим, что дети не играют, а если игра присутствует, то она совершенно утратила творческий характер»
Вопрос: Почему игра ушла из жизни дошкольника? …
Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. Появились и ряд новых и не понятных детям профессий (менеджер, дизайнер, программист и пр.) И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Следующий момент: игра утрачивает свою ценность из-за отношения к ней самих взрослых: позиция некоторой категории родителей, которые игру ребёнка считают не важным, не серьёзным «делом»
Что же можно сделать в этой ситуации? …
1.5. Общая цель на доске: Осознание необходимости в новых подходах в развитии детской игры.
Индивидуальные цели слушателей в тетрадях…
2. Средства для организации поискового (продуктивного) пространства
2.1. Понятия: игра, игра для ребёнка, сюжетно-ролевая игра, ЗБР. Сущность игры, её психологические особенности.
- В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
- Игра для ребёнка – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
- Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
- Игра – это зона ближайшего развития ребёнка. Понятие зона ближайшего развития было введено Л.С. Выготским.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Игра – готовит ребёнка на следующий возрастной этап.
Психологические особенности игры:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
8. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей
Сущность игры и её специфические особенности
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.
1) Основной единицей игры является роль. В игре также выделяются несколько взаимосвязанных сторон.
- Во-первых, роли, которые взяли на себя дети.
- Во-вторых, игровые действия, которые позволяют детям реализовать свою роль.
- В-третьих, игровое употребление предметов, замещение реальных предметов игровыми (стулья — поезд, куклы — дети, бумажки — деньги).
- В-четвертых, два уровня отношений между детьми: ролевые (они связаны с выполнением своей роли каждым ребенком) и реальные, характеризующиеся репликами, замечаниями. Эти отношения регулируют протекание игры.
- Ролью и действиями определен выбор атрибутов. Если нет реальных предметов, дети выбирают им замену. Особо подчеркнем эту особенность игры: переход ребенка к замещению реальных атрибутов игровыми и есть основной признак ролевой игры, поскольку для дошкольника теперь самым главным является выполнение принятой роли. Действия подчинены этой задаче.
2) В игре цель и мотив совпадают. В игре не важен результат (материального результата она и не имеет), интересен сам процесс отображения роли. Эта характерная черта игры как деятельности ставит ее в особое положение ведущей деятельности.
А. С. Макаренко говорил о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".
3) Наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.
4) Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности.
В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.
Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже выявить другие.
2.2. Таблицы: о законах развития игры, периодизация игры по Д.Б. Эльконину и Е.Е. Кравцовой.
Законы развития игры
Игра как самоценная деятельность, как форма организации жизнедеятельности ребёнка | Периодизация игры в дошкольном возрасте (Модель Д.Б. Эльконина, модель Е.Е. Кравцовой) | Способы организации разных видов игр |
Модель периодизация игры Д.Б. Эльконина
1-й этап(до 3-х лет) | Предметно-манипулятивная деятельность | Ребёнок овладевает способами выполнения простых практических действий с предметами |
2-й этап (от 3-7 лет) | Сюжетно-ролевая игра | «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщённому игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама» |
3-й этап (6-7 лет) | Игра с правилами | Содержание игр – подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми |
Модель периодизация игры Е.Е. Кравцовой
Режиссёрская игра | Ребёнок сам определяет место игры. Соединяет предметы по смыслу. Управляет игрушкой, действует через неё |
Образная игра | Дети перевоплощаются в образы-роли («Я-зайчик» и т.п.) И подчиняют свои действия характеру образа-роли. |
Сюжетно-ролевая игра | Появляется роль, происходит развитие сюжета |
Игра с правилами | Дети учатся правилам игры, подчиняются правилам |
Режиссёрская игра | Соединение предметов по смыслу на более высоком уровне |
Игра по правилам | Правило в повседневной ситуации |
2.3. Работа с текстом ФГОС: стр. 13 п.2.7.; стр.20 п.3.2.5.)
2.4. Примеры сюжетно-ролевых игр. Пример сюжетно-ролевой игры из опыта Е.Е. Кравцовой:
«Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют «во врача». За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их «кабинетом», совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях — это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает «рецепт». Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. «А где ваша дочка?» — спрашивают дети. «А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?»
Дети заинтригованы — нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент — я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.
- Откройте рот.
- Но у меня болит пятка.
- Откройте рот, надо посмотреть горло.
- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!
- Тогда давайте измерим температуру.
- Температура здесь ни при чем.
- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)».
Вопрос: Проанализируйте вышесказанную ситуацию? Была ли здесь игра? Какой характер она носила?
(Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы. В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития) В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий.
2.5. Методы руководства играми детей:
Метод комплексного руководства играми детей:
1. Создание условий по ознакомлению с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач и пр. )
2.Обогащение игрового опыта (обучение детей отображению окружающего мира с помощью дидактической игры, создания игровой обстановки, ролевых способов и др.)
3. Изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребёнка впечатлений. Учёт требований к ПРС (гибкость, функциональность, доступность, безопасность…)
4.Активизирующее общение взрослого с детьми (вопросы, создание проблемных игровых ситуаций)
Вопрос-уточнение: какие традиционные приёмы руководства игрой вы знаете?
Косвенное руководство осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Приём косвенного руководства – это может быть внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры-чтобы вызвать интерес (игровой, познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Прямые приёмы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и т.д. Эти приёмы целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре. Часто воспитатели злоупотребляют прямыми приёмами руководства, дают указание детям. Не учитывают закономерностей развития игры, навязывают детям сюжеты игр.
Вопрос: Основной приём руководства играми малышей? (Основной приём руководства играми малышей – участие воспитателя в их играх. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль мамы, врача, шофёра и др. Это даёт возможность объединить нескольких детей для игры. Роль, которую выполняет воспитатель, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета, дети начинают словом обозначать свою роль. Этому помогают вопросы воспитателя, обращённые к ребёнку, как к персонажу. Такое естественное развитие игры характерно не для всех детей. Отсюда возникает необходимость специального обучения детей игровым действиям, элементам игрового поведения, умению строить сюжет)
Вопрос: В чём отличие руководство играми детей в средней группе? (С целью развития умения придумывать тему и содержание игры, договариваться и распределять роли, воспитатель проявляет интерес к играм детей и задаёт отдельным группам вопросы. Это могут быть и короткие разговоры о содержании предстоящей игры. Воспитатель может участвовать в игре, но он берёт на себя уже второстепенные роли, чтобы направить игру или оказать помощь: сломалась машина – воспитатель берёт на себя роль механика, исправляет повреждение и игра продолжается)
Вопрос: В чём особенности руководства играми детей старшего дошкольного возраста? ( Основное условие: сохранить и развить самостоятельность детей в игре. Основными приёмами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях целесообразно использовать чтение художественной литературы, рассказ о своих детских играх, об играх, которые он видел. Дети старшего возраста предъявляют высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей. Это порождает недовольство друг другом, приводит к частым конфликтам: отказываются принять в игру ребёнка, ссоры из-за главной роли, обособление в игре мальчиков и девочек. В таких случаях необходимы прямые приёмы руководства: оценка поведения играющих (осуждение эгоизма и себялюбия и похвала за выдумку), подсказки увлекательной подробности. Беседы с деть должны быть короткими, требуют от воспитателя умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих. Н.А. Короткова предлагает использовать как приём – «придумки» Можно придумывать игры основываясь на знаниях о каком-либо литературном персонаже. Например: про Емелю. Воспитатель: «Давайте придумывать, как будем играть, только не так как в сказке, а немного по-другому. Будем придумывать по очереди: я кусочек, потом ты, а потом Ваня. Воспитатель начинает: «Отправил как-то Емелю отец в лес за дровами. Пришёл он в лес, видит, там волк сидит с перебитой лапой и убежать не может. Теперь ты Надя… Истории могут придумываться и как продолжение прочитанной книги. Например: «Давайте придумаем, что было дальше с Незнайкой?». Или придумка после беседы о космосе. «Давайте придумаем, как будто мы отправились на луну…» И т.д. Такие игры развивают фантазию, способствуют развитию умения строить сюжет, общаться, в дальнейшем умение планировать сюжетные замыслы в ходе игры и т.п.) (Ж-л «Ребёнок в детском саду» № 5/2006, стр.83-88)
- Методика обучения детей игре
(Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова).
Формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способа отображения окружающего мира.
- Развитие воображения детей в игровой деятельности (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Е.Л.Бережковская).
Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.
Режиссёрская игра | Воображение является источником игры («Малыш берёт кубик с нарисов. грустным личиком и начинает играть: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел? Злой дядя приходил…) Говоря, реб-к имитирует движения чел-ка |
Образно-ролевая | Для развития воображения используется игра. (Ребёнок «чухает», «гудит» как поезд) |
Сюжетно-ролевая | Игра и есть воображение (беря на себя ту или иную роль, выполняя действия по ходу игры, используя предметы заместители или воображаемые предметы – проявляется воображение) |
Цитаты: А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель — это организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и всегда это требовал от своих коллег».
- К.Д. Ушинский говорил, что « ребёнок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть».
2.6. Примерные игровые ситуации. Задание: придумать примеры активизирующего общения.
1. « Младшая гр. Вова играет машинкой, «рычит» как машина: возит её сначала по ковру, затем машинка поднимается и уже ездит по стульям и по столам»…
2. Средняя группа. Традиционная игра «Дочки-матери». Девочки распределили роли: одна-мама, готовит на кухне, другая старшая дочка одевает младших (кукол) гулять. Девочки обменялись репликами, относительно своих «дел». И прошло уже некоторое время, а игра не развивается…
Подведение к выводу о роли воспитателя в руководстве играми детей.
2.7. Требования к предметно-развивающей игровой среде.
Предметно-игровая среда групп является частью предметно-пространственной развивающей среды детского сада. Предметно-развивающая среда должна строиться в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребёнка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жёсткой функциональной закреплённостью игровых уголков. Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к разным средствам игровой, изобразительной, конструктивной и др. деятельности.
(Обращение к ФГОС: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде – п.3.3., стр. 22.)
Характеристика этапов сюжетно ролевой игры | Рекомендации к игровой среде |
1.Ознакомительный – младенчество ( действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета - игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.) | /-/-/-/ |
2.Отобразительный – от 1 г.- 2 лет(действия с преметами, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. |
/-/-/-/ |
Таблица: Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры
3.Сюжетно-отобразительная игра – 2-3 года Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Малыш кормит котика. От отдельных игровых действий ребёнок переходит к цепочке игр. действий. (пошёл, взял, положил и т.д.) Но роль на себя не берёт. |
Всё определяется в 3 комплекса:
|
4. Начальная стадия сюжетно-ролевой игры – 3-4 года. На данном этапе дети совершают процессуальные, предметно-игровые действия. Дети уже способны принимать роль («Ты кто? –Я врач.») Дети объединяются в группы по 2-3 человека Сюжетно-ролевая игра – средний возраст, 4-5 лет Умение объединяться в игру, проявлять самостоятельность в строительстве сюжета, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов и т.п. |
Изменения и дополнения:
|
Старший возраст, 5-7 лет Умение строить план-сюжет, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Содержание детских игр расширяется: различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. Усложняется сюжет игры. Создаются условия для режиссёрской игры. Игра носит коллективный характер. |
|
2.8. Фотографии игровой среды. (На слайдах) Обсуждение.
2.9. Протоколы обследования игровой среды. Вопрос: Основные ошибки в организации предметно развивающей игровой среды? … (Часто игровая среда очень насыщена игровым материалом, очень много игрушек, много мебели, что затрудняет передвижение детей по групповой комнате. Статичная среда - стол, кровать, диван – ограничивает творчество детей в оборудовании игрового места. Игрушки находятся в не зоны доступа детей. Нецелесообразно, чтобы атрибуты в уголки подбирались по сюжетам: здесь только «Больница», здесь «Ателье» и т.п. Отсутствие нарисованных предметов (в группах раннего возраста: нарисованные чашки, тарелки с фруктами и овощами и пр., со второй мл. группы нарисованные «витрины магазинов», «лес», «многоэтажный дом») Предметы заместители по принципу: мелкие предметы с мелкими, крупные с крупными. Игровая среда должна постоянно изменяться, в неё целесообразно добавлять продукты детской деятельности (рисунки, аппликации, «секретики», необычные предметы-изображения с размытыми контурами и т.п.) Отсутствие в игровой среде условий для режиссёрской игры (макетов, коробок с прорезями, кусок линолеума и др.)
2.10. Перспективное планирование игры. План разрабатывается с учётом системы педагогических мероприятий, которая включает в себя ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта, изменение предметно-игровой сред, активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры. Следует учитывать и конкретные условия: например, если в группе много мальчиков, значит можно наметить подробное знакомство с профессией шофёра. Планируемые задачи ставятся исходя из диагностики, из этапа развития игры. В календарных планах необходимо указывать имя детей.
Перспективный план включает 4 раздела:
Разделы плана: | Содержание планирования |
| Планируются различ. формы работы: наблюдения; чтение худ. литературы; прогулки; экскурсии; беседы, встречи с интересными людьми |
| Раскрываются постепенно усложняющиеся умения, которые воспитатель передаёт детям в дид. играх, инсценировках, играх-иммитациях |
- Гибкое построение предметно- развивающей среды | Планируется постепенное усложнение её в течение года. Тематика игрового материала соотносится с представлениями детей об окружающем. Планируется изготовление предметов-заместителей, модулей, атрибутов. |
- Активизирующее общение педагога с детьми | Указываются методические приёмы, направленные на возникновение самостоятельной творческой игры и постепенное усложнение способов игрового воспроизведения действительности |
2.12. Вопрос: Ошибки в планировании?...(Планирование тематики не согласовано с работой по ознакомлению с окружающим, как правило связано с сюжетной линией игры, что приводит к стандартизации игры, к заучиванию детьми готовых игровых шаблонов. В них почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры, не учитывается умение детей творчески комбинировать игровые эпизоды, самостоятельно переносить жизненные впечатления в игру. Отсутствует постепенное усложнение способов игрового воспроизведения окружающей действительности. Правильно составленный перспективный план, в котором учитывается система педагогических воздействий, направленных на поэтапное развитие игры, окажет педагогу большую помощь в работе.
2.13. Материалы диагностики игры Н.Ф. Комаровой.
Показатели, характеризующие содержание игр:
- Как у играющих возникает замысел?
- Насколько разнообразны замыслы игр у детей?
- Сколько игровых задач ставит ребёнок?
- Насколько разнообразны поставленные игровые задачи?
- Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?
Показатели, характеризующие способы решения детьми игровых задач:
- Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
- Степень обобщённости игровых действий с игрушками?
- Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями?
- Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами?
- Принимает ли ребёнок на себя роль?
- Насколько разнообразны ролевые действия?
- Какова выразительность ролевых действий?
- Наличие ролевых высказываний?
- Кто инициатор ролевых высказываний?
- Наличие ролевой беседы?
- Кто инициатор ролевой беседы?
- С кем ребёнок вступает в ролевую беседу?
- Какова содержательность ролевой беседы?
Показатели, характеризующие взаимодействие детей в игре:
- Вступает ли ребёнок во взаимодействие?
- Кому ребёнок ставит игровые задачи?
- Умеет ли ребёнок принимать игровые задачи?
- Какова длительность взаимодействия?
Самостоятельность детей в игре: отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе.
(Далее работа с материалами «Диагностический лист №1, №2»)
3. Средства для организации рефлексивного пространства.
3.1. Цели в тетрадях слушателей. Слушатели зачитывают цели вслух, высказываются о достигнутых целях.
3.2. Вопросы:
Удовлетворены ли вы содержанием услышанного? …
Что на ваш взгляд было ценным из полученного на занятии? …
Изменилось ли ваше отношение к детской самодеятельной игре? …
Каковы ваши дальнейшие перспективы работы с детьми по данной проблеме? …
Список литературы:
- Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада
- Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.В. Игровая среда в домашних условиях
- Новосёлова С.Л. Игра дошкольника.- М., «Просвещение», 1989 , 285 стр.
- Ж-л «Ребёнок в детском саду» №5/2006 «Сюжетная игра старших дошкольников»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень игр и игровых упражнений, направленных на развитие ребёнка в изобразительной деятельности
В работе представлен перечень традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы, направленных на развитие мелкой и ручной моторики, развитие творческих способностей детей младшего и среднего возр...
Как создать условия для максимального развития ребёнка в игровой деятельности
В этой стаья описаны условия, которые созданы в нашем детском саду, для развития ребенка в игровой деятельности...
Перечень игр и игровых упражнений, направленных на развитие ребёнка в изобразительной деятельности
В работе представлен перечень традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы, направленных на развитие мелкой и ручной моторики, развитие творческих способностей детей младшего и среднего возр...
Презентация СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, через игровую деятельность
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была...
Презентация «Социально – коммуникативное развитие детей в игровой деятельности»
Презентация «Социально – коммуникативное развитие детей в игровой деятельности»...
Компьютерная презентация на тему "Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"
Данная презентация это теоретический и практический (фото) материал для воспитателей ДОУ. В котором раскрыты возрастные этапы развития игры, законы развития игры, предметно-игровая среда для каждого в...
Презентация «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности»
dquo;Социально-коммуникативное развитие » направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений....