Компьютерная презентация на тему "Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Вязанкина Лариса Евгеньевна

Данная презентация это теоретический и практический (фото) материал для воспитателей ДОУ. В котором раскрыты возрастные этапы развития игры, законы развития игры, предметно-игровая среда для каждого возраста, диагностика игры и др.;

Методическая разработка в форме технологической ситуации с педагогами по теме "Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»

Слайд 2

Актуальность проблемы Игра перестала носить творческий характер Низкий уровень психологической готовности к школе Низкий уровень развития продуктивной деятельности Создание системы непрерывного образования детей

Слайд 3

О роли игры в развитии дошкольника Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир . В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества ». А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть » Эльконин Д.Б. подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития». Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Слайд 4

В игре как особом исторически возникшем виде общественной прак­тики воспроизводятся нормы чело­веческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает по­знание и усвоение предметной и социальной действительности, ин­теллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности . Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними . Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Слайд 5

Игра - это зона ближайшего развития ребёнка Понятие зона ближайшего развития было введено Л.С. Выготским. Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь.

Слайд 6

Психологические особенности игры Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей . Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании ). Игра , как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей . Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования . Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка . В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества . Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается . Игра , как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей

Слайд 7

Сущность игры и её специфические особенности Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают . 1) Основной единицей игры является роль . В игре также выделяются несколько взаимосвязанных сторон. - Роли, которые взяли на себя дети. - Игровые действия, которые позволяют детям реализовать свою роль. Игровое употребление предметов, заме­щение реальных предметов игровыми ( стулья — по­езд, куклы — дети, бумажки — деньги). Два уровня отношений между деть­ми: ролевые и реальные, характеризующиеся репликами , замечаниями. Эти отношения регулируют протекание игры. - Ролью и действиями определен выбор атрибутов. Если нет реальных предметов, дети выбирают им заме­ну. Особенность игры: переход ре­бенка к замещению реальных атрибутов игровыми и есть основной признак ролевой игры, поскольку для дошкольника теперь самым главным является выпол­нение принятой роли. Действия подчинены этой задаче.

Слайд 8

Сущность игры и её специфические особенности 2) В игре цель и мотив совпадают. В игре не важен результат (материального результата она и не имеет), интересен сам процесс отображения роли. Эта характерная черта игры как деятельности ставит ее в особое положение ведущей деятельности . А. С. Макаренко говорил о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра ". 3 ) Наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться , какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент . 4) Особая чувствительность игры к сфере челове­ческой деятельности . В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Слайд 9

Законы развития игры Ира как самоценная деятельность, как форма организации жизнедеятельности ребёнка Периодизация игры в дошкольном возрасте (Модель Д.Б. Эльконина , Модель Е.Е. Кравцовой ) Способы организации разных видов игр

Слайд 10

Д.Б. Эльконин выделял в развитии игры три этапа: 1-й этап До 3-х лет Предметно- манипулятивная деятельность Ребёнок овладевает способами выполнения простых практических действий с предметами 2-й этап От 3-7 лет Сюжетно-ролевая игра «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщённому игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама» 3-й этап 6-7 лет Игра с правилами Содержание игр – подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми

Слайд 11

Модель Е.Е. Кравцовой: Режиссёрская игра Ребёнок сам определяет место игры. Соединяет предметы по смыслу. Управляет игрушкой, действует через неё. Образная Дети перевоплощаются в образы-роли («Я- зайчик»и т.п.) И подчиняют свои действия характеру образа-роли. Сюжетно-ролевая Появляется роль, происходит развитие сюжета Игра с правилами Дети учатся правилам игры, подчиняются правилам Режиссёрская Соединение предметов по смыслу на более высоком уровне Игра по правилам Правило в повседневной ситуации

Слайд 12

ФГОС : (Далее работа с текстом ФГОС стр. 13 п.2.7.; стр.20 п.3.2.5.) «Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка)…

Слайд 13

Метод комплексного руководства игрой С.Л. Новосёлова , Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова Обогащение игрового опыта (обучение детей отображению окружающего мира с помощью дидактической игры, создания игровой обстановки, ролевых способов и др.) Создание условий по ознакомлению с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач и пр. ) Изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребёнка впечатлений. Учёт требований к ПРС (гибкость, функциональность, доступность, безопасность…) Активизирующее общение взрослого с детьми (вопросы, создание проблемных игровых ситуаций)

Слайд 14

Методика обучения детей игре ( Н.Я.Михайленко , Н.А.Короткова ). Формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способа отображения окружающего мира. Развитие воображения детей в игровой деятельности ( Г.Г.Кравцов , Е.Е.Кравцова , Е.Л.Бережковская ). Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития. Режиссерская, образная игра и сюжетно-ролевая игра с в личностно-ориентированном обучении делают этот процесс эмоционально обогащенным, способствуют трансформации реактивного обучения в спонтанное, ведут к тому, что полученные в ходе обучения знания, умения и навыки в дальнейшем используются педагогами в работе с детьми.

Слайд 15

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель — это организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал : « И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и всегда это требовал от своих коллег ». К.Д. Ушинский говорил, что ребёнок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть. ( Задание: придумать примеры активизирующего общения)

Слайд 16

Требования к предметно-развивающей игровой среде Предметно-игровая среда групп является частью предметно-пространственной развивающей среды детского сада. Предметно-развивающая среда должна строиться в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребёнка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, с вязанного с жёсткой функциональной закреплённостью игровых уголков. Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к разным средствам игровой, изобразительной, конструктивной и др. деятельности. (Обращение к ФГОС: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде – п.3.3., стр. 22.)

Слайд 17

Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры Характеристика этапов сюж . ролев . игры Рекомендации к игровой среде Ознакомительный - младенчество ( действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.) -/-/-/ 2.Отобразительный – от 1 г.- 2 лет (действия с предметами , направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. -/-/-/

Слайд 18

Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры 3. Сюжетно- отобразительная игра – 2-3 года Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Малыш кормит котика. От отдельных игровых действий ребёнок переходит к цепочке игр. действий. (пошёл, взял, положил и т.д.) Но роль на себя не берёт. Группы предметов, которые осваивает реб -к: мебель, посуда, продукты питания-(наборы овощей и фруктов), животные, кукла-голыш, условная кукла-закрутка, двигатели(машины груз., легк ., платформы на колёсах, коляски для кукол); Ширма с кармашками; Бытовая техника; Крупно-габаритные условные по образу игрушки: конь на палочке, лошадка-скамейка и др., Предметы-заместители (шарики, колечки, кусочки ткани, картона и пр.) Нарисованные предметы (фрукты на тарелочке, хлеб, овощи и пр.) Всё определяется в 3 комплекса: Бытовой уголок – комната; «Домик-ширма»; Транспорт.

Слайд 19

Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры 4. Начальная стадия сюжетно-ролевой игры – 3-4 года На данном этапе дети совершают процессуальные, предметно-игровые действия. Дети уже способны принимать роль («Ты кто? –Я врач.») Дети объединяются в группы по 2-3 человека Пластмассовый пупс с комплектом одежды; Наборы для ролевой игры «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин» и др. Появляются ролевые атрибуты: костюмы, элементы костюмов, разнообразные маски, аксессуары (бусы, браслеты); Разнообразные предметы-заместители от природного материала до бросового (пласт. крышки, бумага, тряпочки и пр.; Нарисованные предметы (например витрина магазина, многоэтажный дом, парк и др.) Размер игрушек уменьшается, добавляются, изменяются детали игрового оборудования (например бензоколонка сначала со шлангом, затем шланг видоизменяется – нарисован)

Слайд 20

Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевая игра – средний возраст, 4-5 лет Умение объединяться в игру, проявлять самостоятельность в строительстве сюжета, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек , рассказов и т.п. Изменения и дополнения: Куклы мальчик и девочка с сезонной одеждой; Кукольный дом с куколками (8-15 см) с мебелью, посудой, быт. тех.; Дополняются игровые наборы («Железная дорога, строительная техника-экскаватор, бульдозер, подъёмный кран и т.п.) Маркеры игрового пространства Старший возраст, 5-7 лет Умение строить план-сюжет, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Содержание детских игр расширяется: различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. Усложняется сюжет игры. Создаются условия для режиссёрской игры. Игра носит коллективный характер Наборы мелких фигурок (моряков, солдат раз. войск); Макеты, разнообразный бросовый материал (коробка из-под радиоаппаратуры с вырезами, кусок линолеума, оргстекла и др. Приборы, инструменты, шаблоны, отражающие разные профессии (бинокль, штурвал, поч . ящик, пилотки, шлемы и т.п.)

Слайд 21

Фото

Слайд 22

Фото

Слайд 23

Фото

Слайд 26

Перспективное планирование План разрабатывается с учётом системы педагогических мероприятий, которая включает в себя ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта, изменение предметно-игровой сред, активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры. Следует учитывать и конкретные условия: например если в группе много мальчиков, значит можно наметить подробное знакомство с профессией шофёра. Перспективный план включает 4 раздела: Разделы плана Содержание планирования Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; Планируются различ . формы работы: наблюдения; чтение худ. литературы; прогулки; экскурсии; беседы, встречи с интересными людьми

Слайд 27

Перспективное планирование Обогащение игрового опыта дошкольников Раскрываются постепенно усложняющиеся умения, которые воспитатель передаёт детям в дид . играх, инсценировках, играх- иммитациях Гибкое построение предметно-игровой среды; Планируется постепенное усложнение её в течение года. Тематика игрового материала соотносится с представлениями детей об окружающем. Планируется изготовление предметов-заместителей, модулей, атрибутов . Активизирующее общение педагога с детьми Указываются методические приёмы, направленные на возникновение самостоятельной творческой игры и постепенное усложнение способов игрового воспроизведения действительности

Слайд 28

Показатели, характеризующие содержание игр: Как у играющих возникает замысел? Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Сколько игровых задач ставит ребёнок? Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач? Показатели, характеризующие способы решения детьми игровых задач: Насколько разнообразны игровые действия с игрушками? Степень обобщённости игровых действий с игрушками? Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями? Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами? Принимает ли ребёнок на себя роль? Насколько разнообразны ролевые действия? Какова выразительность ролевых действий? Наличие ролевых высказываний? Кто инициатор ролевых высказываний? Наличие ролевой беседы? Кто инициатор ролевой беседы? С кем ребёнок вступает в ролевую беседу? Какова содержательность ролевой беседы? Диагностика игры. Н.Ф. Комарова

Слайд 29

Диагностика игры. Н.Ф. Комарова Показатели, характеризующие взаимодействие детей в игре: Вступает ли ребёнок во взаимодействие? Кому ребёнок ставит игровые задачи? Умеет ли ребёнок принимать игровые задачи? Какова длительность взаимодействия? Самостоятельность детей в игре: отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

На тему: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»

В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО ПО КУРСУ:

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Вязанкина Лариса Евгеньевна, старший воспитатель,

МБДОУ детский сад «Лесная полянка»,

 п. Нижегородец, Дальнеконстантиновский район.

Нижний Новгород, 2014

Содержание

1.

Актуальность. «Актуальность развития игры и ребёнка в её условиях»        

2. Технологическая ситуация по теме: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»        

3. Система средств к технологической ситуации        

4. Список литературы:        

Актуальность. «Актуальность развития игры и ребёнка в её условиях»

Дошкольный возраст является ответственным этапом детства.  Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития детей. Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.

Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры.

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Бессознательно готовится, например, к выполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает и баюкает куклу. Следовательно, источником игры являются инстинкты, т. е. биологические механизмы. Они одинаково действуют как у животного, так и у человека.

К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

 Фрейд, например, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности быть доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания. Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается. Педагог не может способствовать возникновению детской игры и не может использовать ее для развития самих играющих детей - считают эти авторы. Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и советские ученые. К.Д. Ушинский и другие высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

 Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

 Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. М.И. Лисина видела сущность игры, как форму общения.

Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.

 Однако,  при всей значимости и важности игры для всестороннего развития дошкольника возникает проблема, которая заключается в существенном изменении игры. За последние 6-8 лет изменились социо-культурные условия жизни ребенка.  Всё это не могло не отразиться на детской игре. А именно  игра перестаёт носить творческий характер, больше приобретая характер манипуляции с предметами.  Современные дети просто не умеют играть! Несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. И как следствие, перед ребёнком не умеющим играть вырастает ряд проблем: трудности в предметной и продуктивной деятельности, трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в социуме и др.

Дошкольное образование всё более превращается в подготовку к школе, которая понимается как усвоение знаний и умений. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками.

 С другой стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В связи с этим совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка.

В современных условиях, сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора.

Активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а следовательно и на особенностях развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития самодеятельной игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей.

Таким образом, игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и, для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Сюжетно-ролевая или творческая игра, как важное средство всестороннего развития детей, связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.

Технологическая ситуация по теме: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»

Цели

Действия

Средства

Вре

мя

Результат

Понимание ценностного отношения к детской игре

Осознание необходимости в новых подходах в развитии игровой деятельности

Уточнение представлений о сущности, специфических особенностях, законах развития игры

Формирование интереса к содержанию и освоению темы

1.Организация целевого пространства:

1.1 Сообщение темы

1.2. Беседа об актуальности развития игры.

1.3. Цитаты.

1.4. Обсуждение качества игры на совр. этапе.

1.5. Вопросы к определению общей и индивидуальных целей

1.1.Тема-(слайд 1). 1.2.Текст; Вопросы о проблемах слушателей  1.3. Цитаты Сухомлинского, (слайд 2)

1.4. Противоречивые высказывания: «Игра основ. вид детской деятельности, но дети не играют». Вопрос: «Почему игра ушла из жизни ребёнка?» 

1.5. Индивидуальные цели в тетрадях, общая на доске.

10

мин

Осознание ценности детской игры.

Умение исследовать тексты документов,

анализировать фотоматериалы, планирование игровой деятельности.

Расширение представлений о специфике детской игры.

Понимание потребности в саморазвитии.

Умение высказывать собственное мнение,

аргументировать свою позицию

2.Организация поискового пространства:

2.1.Работа с понятиями: игровая деят-ть, сущность игры. Обсуждение специфических особенностей игры.

2.2. Разговор о законах развития игры. 2.3. Обращение к ФГОС. 2.4.  Обсуждение примеров с.р.и. 2.5.Разговор о методах руководства игрой. 2.6. Групповые задания: придумать примеры активизирующего общения педагога с детьми. Подведение к выводу - о роли педагога в руков. игрой .2.7. Работа с текстом: Требов. к ПРС. 2.8. Обзор, обсуждение фотоматериала. 2.9. Анализ ПРС. 2.10. Разговор о новых подходах в планировании игры. 2.11. Работа с текстом – планирование. 2.12.Обсуждение ошибок в планировании. 2.13. Разбор матер-в диагностики игры.

2.1. Понятия: Игра, игра для ребёнка, сюжетно-ролевая игра, ЗБР. Текст:сущность игры, её особенности (Слайды3-7 ) 2.2. Таблицы о законах разв. игры. (слайды 8-10) 2.3. Работа с текстом ФГОС, (слайд 11) 2.4. Примеры с.р.игр. Вопрос: методы руководства с.р.играми? 2.5 Методы. рук. Цитаты. (слайд12-14) 2.6. Карточки с текстом прим. игр. ситуаций. 2.7. Требования к ПРС. Таблица (слайды 15-19) 2.8.Фотографии игровой среды (слайды 20-24) 2.9. Протоколы обследования игровой среды, вопрос: основные ошибки в организ. игр. среды?

2.10. Планирование (слайд 25-26 ) 2.11.Текст: Перспективное планирование. 2.12. Вопросы: Ошибки в планировании   2.13. Материалы диагностики игры – Н.Ф. Комаровой (слайд 27 )

3 ч.

30 мин

3. Организация рефлексивного пространства

3.1.Побуждение к высказываниям о достигнутых целях. 3.2.Рефлексия результатов совместной деятельности.

3.1. Цели в тетрадях слушателей.

3.2.Вопросы:  об удовлетворённости освоения темы, о ценности полученного на занятии, о строительстве перспектив работы с детьми.  

20

Мин.

 Система средств к технологической ситуации

1. Средства для организации целевого пространства:

1.1. Тема: «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности» (Слайд)

1.2. Текст к вступительной беседе:

Игра имеет огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
   Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
   Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей.
   Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
   Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игра оказывает влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи.

Вопрос: С какими проблемами  развития игровой деятельности вы сталкиваетесь?...

1.3. Цитаты:

 В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.Л. Сухомлинский: «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

 А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни         детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть»

 Д.Б. Эльконин  подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление,  которое дает эффект общего психического развития».

З.А. Запорожец  замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

1.4. Противоречивые высказывания: «Игра – основной вид детской деятельности, творческая игра всесторонне развивает ребёнка дошкольника. Но если мы понаблюдаем за игрой дошкольников, то увидим, что дети не играют, а если игра присутствует, то она совершенно утратила творческий характер»

Вопрос: Почему игра ушла из жизни дошкольника? …

 Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. Появились и ряд новых и не понятных детям профессий (менеджер, дизайнер, программист и пр.) И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Следующий момент: игра утрачивает свою ценность из-за отношения к ней самих взрослых: позиция некоторой категории родителей, которые игру ребёнка считают не важным, не серьёзным «делом»

Что же можно сделать в этой ситуации? …

1.5. Общая цель на доске: Осознание необходимости в новых подходах в развитии детской игры.

Индивидуальные цели слушателей в тетрадях…

2. Средства для организации поискового (продуктивного) пространства

2.1. Понятия: игра, игра для ребёнка, сюжетно-ролевая игра, ЗБР. Сущность игры, её психологические особенности.

 

  • В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
  • Игра для ребёнка – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. 
  • Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
  • Игра – это зона ближайшего развития ребёнка. Понятие зона ближайшего развития было введено Л.С. Выготским.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Игра – готовит ребёнка на следующий возрастной этап.

     Психологические особенности игры:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

8. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей

  Сущность игры и её специфические особенности 

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

 1) Основной единицей игры является роль. В игре также выделяются несколько взаимосвязанных сторон.

  • Во-первых, роли, которые взяли на себя дети.
  • Во-вторых, игровые действия, которые позволяют детям реализовать свою роль.
  • В-третьих, игровое употребление предметов, замещение реальных предметов игровыми (стулья — поезд, куклы — дети, бумажки — деньги).
  • В-четвертых, два уровня отношений между детьми: ролевые (они связаны с выполнением своей роли каждым ребенком) и реальные, характеризующиеся репликами, замечаниями. Эти отношения регулируют протекание игры.
  • Ролью и действиями определен выбор атрибутов. Если нет реальных предметов, дети выбирают им замену. Особо подчеркнем эту особенность игры: переход ребенка к замещению реальных атрибутов игровыми и есть основной признак ролевой игры, поскольку для дошкольника теперь самым главным является выполнение принятой роли. Действия подчинены этой задаче.

    2) В игре цель и мотив совпадают. В игре не важен результат (материального результата она и не имеет), интересен сам процесс отображения роли. Эта характерная черта игры как деятельности ставит ее в особое положение ведущей деятельности.

А. С. Макаренко говорил о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".

3) Наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими  в настоящий момент.

4) Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

       Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже выявить другие.

    2.2. Таблицы: о законах развития игры, периодизация игры по Д.Б. Эльконину и Е.Е. Кравцовой.

                                Законы развития игры

Игра как самоценная деятельность, как форма организации жизнедеятельности ребёнка

Периодизация игры в дошкольном возрасте (Модель Д.Б. Эльконина, модель Е.Е. Кравцовой)

Способы организации разных видов игр

                                                                       

                                                             

                                                           

                                                              Модель периодизация игры Д.Б. Эльконина

1-й этап(до 3-х лет)

Предметно-манипулятивная деятельность

Ребёнок овладевает способами выполнения простых практических действий с предметами

2-й этап (от 3-7 лет)

Сюжетно-ролевая игра

«Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщённому игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама»

3-й этап (6-7 лет)

Игра с правилами

Содержание игр – подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми

        

                                                             

                                                             Модель периодизация игры Е.Е. Кравцовой

Режиссёрская игра

Ребёнок сам определяет место игры. Соединяет предметы по смыслу. Управляет игрушкой, действует через неё

Образная игра

Дети перевоплощаются в образы-роли («Я-зайчик» и т.п.) И подчиняют свои действия характеру образа-роли.

Сюжетно-ролевая игра

Появляется роль, происходит развитие сюжета

Игра с правилами

Дети учатся правилам игры, подчиняются правилам

Режиссёрская игра

Соединение предметов по смыслу на более высоком уровне

Игра по правилам

Правило в повседневной ситуации

2.3. Работа с текстом ФГОС: стр. 13 п.2.7.; стр.20 п.3.2.5.)

         2.4. Примеры сюжетно-ролевых игр. Пример сюжетно-ролевой игры из опыта Е.Е. Кравцовой:

«Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют «во врача». За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их «кабинетом», совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях — это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает «рецепт». Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. «А где ваша дочка?» — спрашивают дети. «А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?»

Дети заинтригованы — нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент — я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.

- Откройте рот.

- Но у меня болит пятка.

- Откройте рот, надо посмотреть горло.

- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!

- Тогда давайте измерим температуру.

- Температура здесь ни при чем.

- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)».

Вопрос: Проанализируйте вышесказанную ситуацию? Была ли здесь игра? Какой характер она носила?

(Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы. В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития) В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.  Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий.

2.5. Методы руководства играми детей:

Метод комплексного руководства играми детей:

 1. Создание условий по ознакомлению с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение  литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач  и пр. )

2.Обогащение игрового опыта (обучение детей отображению окружающего мира с помощью дидактической игры, создания игровой обстановки, ролевых способов и др.)

3. Изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребёнка впечатлений. Учёт требований к ПРС (гибкость, функциональность, доступность, безопасность…)

4.Активизирующее общение взрослого с детьми (вопросы, создание проблемных игровых ситуаций)

Вопрос-уточнение: какие традиционные  приёмы руководства игрой вы знаете?

Косвенное руководство осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Приём косвенного руководства – это может быть внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры-чтобы вызвать интерес (игровой, познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.

Прямые приёмы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и т.д. Эти приёмы целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре. Часто воспитатели злоупотребляют прямыми приёмами руководства, дают указание детям. Не учитывают закономерностей развития игры, навязывают детям сюжеты игр.

Вопрос: Основной приём руководства играми малышей? (Основной приём руководства играми малышей – участие воспитателя в их играх. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль мамы, врача, шофёра и др. Это даёт возможность объединить нескольких детей для игры. Роль, которую выполняет воспитатель, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета, дети начинают словом обозначать свою роль. Этому помогают вопросы воспитателя, обращённые к ребёнку, как к персонажу. Такое естественное развитие игры характерно не для всех детей. Отсюда возникает необходимость специального обучения детей игровым действиям, элементам игрового поведения, умению строить сюжет)

Вопрос: В чём отличие руководство играми детей в средней группе? (С целью развития умения придумывать тему и содержание игры, договариваться и распределять роли, воспитатель проявляет интерес к играм детей и задаёт отдельным группам вопросы. Это могут быть и короткие разговоры о содержании предстоящей игры. Воспитатель может участвовать в игре, но он берёт на себя уже второстепенные роли, чтобы направить игру или оказать помощь: сломалась машина – воспитатель берёт на себя роль механика, исправляет повреждение и игра продолжается)

Вопрос: В чём особенности руководства играми детей старшего дошкольного возраста? ( Основное условие: сохранить и развить самостоятельность детей в игре. Основными приёмами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях целесообразно использовать чтение художественной литературы, рассказ о своих детских играх, об играх, которые он видел. Дети старшего возраста предъявляют высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей. Это порождает недовольство друг другом, приводит к частым конфликтам: отказываются принять в игру ребёнка, ссоры из-за главной роли, обособление в игре мальчиков и девочек. В таких случаях необходимы прямые приёмы руководства: оценка поведения играющих (осуждение эгоизма и себялюбия и похвала за выдумку), подсказки увлекательной подробности. Беседы с деть должны быть короткими, требуют от воспитателя умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих. Н.А. Короткова предлагает использовать как приём – «придумки» Можно придумывать игры основываясь на знаниях о каком-либо литературном персонаже. Например: про Емелю. Воспитатель: «Давайте придумывать, как будем играть, только не так как в сказке, а немного по-другому. Будем придумывать по очереди: я кусочек, потом ты, а потом Ваня. Воспитатель начинает: «Отправил как-то Емелю отец в лес за дровами. Пришёл он в лес, видит, там волк сидит с перебитой лапой и убежать не может. Теперь ты Надя… Истории могут придумываться и как продолжение прочитанной книги. Например: «Давайте придумаем, что было дальше с Незнайкой?». Или придумка после беседы о космосе. «Давайте придумаем, как будто мы отправились на луну…» И т.д. Такие игры развивают фантазию, способствуют развитию умения строить сюжет, общаться, в дальнейшем умение планировать сюжетные замыслы в ходе игры и т.п.) (Ж-л «Ребёнок в детском саду» № 5/2006, стр.83-88)

  • Методика обучения детей игре
     (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова).
         Формирование  игры детей осуществляется на основе  прямого обучения ребенка взрослым  способа отображения окружающего мира.
  • Развитие воображения детей в игровой деятельности (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова,  Е.Л.Бережковская).

    Обучение детей игре строится  в контексте  целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития. 

Режиссёрская игра

Воображение является источником игры («Малыш берёт кубик с нарисов. грустным личиком  и начинает играть: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел? Злой дядя приходил…) Говоря, реб-к имитирует движения чел-ка

Образно-ролевая

Для развития воображения используется игра. (Ребёнок «чухает», «гудит» как поезд)

Сюжетно-ролевая

Игра и есть воображение (беря на себя ту или иную роль, выполняя действия по ходу игры, используя предметы заместители или воображаемые предметы – проявляется воображение)

Цитаты:  А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель — это организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и всегда это требовал от своих коллег».

  • К.Д. Ушинский говорил, что « ребёнок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть».

 2.6. Примерные игровые ситуации. Задание: придумать примеры активизирующего общения.

    1. « Младшая гр. Вова играет машинкой, «рычит» как машина: возит её сначала по ковру, затем машинка поднимается и уже ездит по стульям и по столам»…

   2. Средняя группа. Традиционная игра «Дочки-матери». Девочки распределили роли: одна-мама, готовит на кухне, другая старшая дочка одевает младших (кукол) гулять. Девочки обменялись репликами, относительно своих «дел». И прошло уже некоторое время, а игра не развивается…

  Подведение к выводу о роли воспитателя в руководстве играми детей.

2.7. Требования к предметно-развивающей игровой среде.

Предметно-игровая среда групп является частью предметно-пространственной развивающей среды детского сада. Предметно-развивающая среда должна строиться в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребёнка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жёсткой функциональной закреплённостью  игровых уголков. Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к разным средствам игровой, изобразительной, конструктивной и др. деятельности.

(Обращение к ФГОС: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде – п.3.3., стр. 22.)

        

       Характеристика этапов сюжетно  ролевой  игры

Рекомендации к игровой среде

1.Ознакомительный – младенчество ( действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета - игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.)

                            /-/-/-/

2.Отобразительный – от 1 г.- 2 лет(действия с преметами, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

                               

                            /-/-/-/

                                               Таблица: Игровая среда на разных этапах сюжетно-ролевой игры

3.Сюжетно-отобразительная игра – 2-3 года

Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Малыш кормит котика. От отдельных  игровых действий ребёнок переходит  к цепочке игр. действий. (пошёл,  взял, положил и т.д.)

Но роль  на себя не берёт.

  • Группы предметов, которые осваивает реб-к: мебель, посуда, продукты питания-(наборы овощей и фруктов), животные, кукла-голыш, условная кукла-закрутка, двигатели(машины груз., легк., платформы на колёсах, коляски для кукол);
  •  Ширма с кармашками;
  • Бытовая техника;
  • Крупно-габаритные условные  по образу игрушки: конь на палочке, лошадка-скамейка и др.,
  • Предметы-заместители (шарики, колечки, кусочки ткани, картона и пр.)
  • Нарисованные предметы (фрукты на тарелочке, хлеб, овощи и пр.)

Всё определяется в 3 комплекса:

  • Бытовой уголок – комната;
  • «Домик-ширма»;
  • Транспорт.

4. Начальная стадия сюжетно-ролевой игры – 3-4 года. На данном этапе дети совершают процессуальные, предметно-игровые действия.

 Дети уже способны принимать роль

(«Ты кто? –Я врач.»)

 Дети объединяются в группы по 2-3 человека

Сюжетно-ролевая игра – средний возраст, 4-5 лет

Умение объединяться в игру, проявлять самостоятельность в строительстве сюжета, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов и т.п.

  • Пластмассовый пупс с комплектом одежды;
  • Наборы для ролевой игры «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
  • Появляются  ролевые атрибуты: костюмы, элементы костюмов, разнообразные маски, аксессуары (бусы, браслеты);
  • Разнообразные предметы-заместители от природного материала до бросового (пласт. крышки, бумага, тряпочки..);
  • Нарисованные предметы (например витрина магазина, многоэтажный дом, парк и др.)
  • Размер игрушек уменьшается, добавляются, изменяются детали игрового оборудования (например бензоколонка сначала со шлангом, затем шланг видоизменяется, нарисован) 

Изменения и дополнения:

  • Куклы мальчик и девочка с сезонной одеждой;
  • Кукольный дом с куколками (8-15 см) с мебелью, посудой, быт. тех.;
  • Дополняются игровые наборы («Железная дорога, строительная техника-экскаватор, бульдозер, подъёмный кран и т.п.)
  • Маркеры игрового пространства

Старший возраст, 5-7 лет

Умение строить план-сюжет, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Содержание детских игр расширяется: различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. Усложняется сюжет игры. Создаются условия для режиссёрской игры. Игра носит коллективный характер.

  • Наборы мелких фигурок (моряков, солдат раз.войск);
  • Макеты, разнообразный бросовый материал (коробка из-под радиоаппаратуры с вырезами, кусок линолеума, оргстекла и др.
  • Приборы, инструменты, шаблоны, отражающие разные профессии (бинокль, штурвал, поч. ящик, пилотки, шлемы и т.п.)

2.8. Фотографии игровой среды. (На слайдах) Обсуждение.

2.9. Протоколы обследования игровой среды. Вопрос: Основные ошибки в организации предметно развивающей игровой среды? … (Часто игровая среда очень насыщена игровым материалом, очень много игрушек, много мебели, что затрудняет передвижение детей по групповой комнате. Статичная среда - стол, кровать, диван – ограничивает творчество детей в оборудовании игрового места. Игрушки находятся в не зоны доступа детей. Нецелесообразно, чтобы атрибуты в уголки подбирались по сюжетам: здесь только «Больница», здесь «Ателье» и т.п.  Отсутствие нарисованных предметов (в группах раннего возраста: нарисованные чашки, тарелки с фруктами и овощами и пр., со второй мл. группы нарисованные «витрины магазинов», «лес», «многоэтажный дом»)  Предметы заместители по принципу: мелкие предметы с мелкими, крупные с крупными. Игровая среда должна постоянно изменяться, в неё целесообразно добавлять продукты детской деятельности (рисунки, аппликации, «секретики», необычные предметы-изображения с размытыми контурами и т.п.) Отсутствие в игровой среде условий для режиссёрской игры (макетов, коробок с прорезями, кусок линолеума и др.)

2.10. Перспективное планирование игры. План разрабатывается с учётом системы педагогических мероприятий, которая включает в себя ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта, изменение предметно-игровой сред, активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры. Следует учитывать и конкретные условия: например, если в группе много мальчиков, значит можно наметить подробное знакомство с профессией шофёра. Планируемые задачи ставятся исходя из диагностики, из этапа развития игры. В календарных планах необходимо указывать имя детей.

Перспективный план включает 4 раздела:

Разделы плана:

Содержание планирования

  • Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей;

Планируются различ. формы работы: наблюдения; чтение худ. литературы; прогулки; экскурсии; беседы, встречи с интересными людьми

  • Обогащение игрового опыта дошкольников

Раскрываются постепенно усложняющиеся умения, которые воспитатель передаёт детям в дид. играх, инсценировках, играх-иммитациях

-     Гибкое построение предметно-  развивающей среды

Планируется постепенное усложнение её в течение года. Тематика игрового материала соотносится с представлениями детей об окружающем. Планируется изготовление предметов-заместителей, модулей, атрибутов.

- Активизирующее общение педагога с детьми 

Указываются методические приёмы, направленные на возникновение самостоятельной творческой игры и постепенное усложнение способов игрового воспроизведения действительности

2.12. Вопрос: Ошибки в планировании?...(Планирование тематики не согласовано с работой по ознакомлению с окружающим, как правило связано с сюжетной линией игры, что приводит к стандартизации игры, к заучиванию детьми готовых игровых шаблонов. В них почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры, не учитывается умение детей творчески комбинировать игровые эпизоды, самостоятельно переносить жизненные впечатления в игру. Отсутствует постепенное усложнение способов игрового воспроизведения окружающей действительности. Правильно составленный перспективный план, в котором учитывается система педагогических воздействий, направленных на поэтапное развитие игры, окажет педагогу большую помощь в работе.

2.13. Материалы диагностики игры Н.Ф. Комаровой.

    Показатели, характеризующие содержание игр:

  1. Как у играющих возникает замысел?
  2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей?
  3. Сколько игровых задач ставит ребёнок?
  4. Насколько разнообразны поставленные игровые задачи?
  5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?

 Показатели, характеризующие способы решения детьми игровых задач:

  1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
  2. Степень обобщённости игровых действий с игрушками?
  3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями?
  4. Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами?
  5. Принимает ли ребёнок на себя роль?
  6. Насколько разнообразны ролевые действия?
  7. Какова выразительность ролевых действий?
  8. Наличие ролевых высказываний?
  9. Кто инициатор ролевых высказываний?
  10. Наличие ролевой беседы?
  11.  Кто инициатор ролевой беседы?
  12. С кем ребёнок вступает в ролевую беседу?
  13. Какова содержательность ролевой беседы?

 Показатели, характеризующие взаимодействие детей в игре:

  1. Вступает ли ребёнок во взаимодействие?
  2. Кому ребёнок ставит игровые задачи?
  3. Умеет ли ребёнок принимать игровые задачи?
  4. Какова длительность взаимодействия?

Самостоятельность детей в игре: отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе.

(Далее работа с материалами «Диагностический лист №1, №2»)

3. Средства для организации рефлексивного пространства.

3.1. Цели в тетрадях слушателей. Слушатели зачитывают цели вслух, высказываются о достигнутых целях.

3.2. Вопросы:

Удовлетворены ли вы содержанием услышанного? …

 Что на ваш взгляд было ценным из полученного на занятии? …

 Изменилось ли ваше отношение к детской самодеятельной игре? …

 Каковы ваши дальнейшие перспективы работы с детьми по данной проблеме? …

     Список литературы:

  1. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада
  3. Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.В. Игровая среда в домашних условиях
  4. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника.- М., «Просвещение», 1989 , 285 стр.
  5. Ж-л «Ребёнок в детском саду» №5/2006 «Сюжетная игра старших дошкольников»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень игр и игровых упражнений, направленных на развитие ребёнка в изобразительной деятельности

В работе представлен перечень традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы, направленных на развитие мелкой и ручной моторики, развитие творческих способностей детей младшего и среднего возр...

Как создать условия для максимального развития ребёнка в игровой деятельности

В этой стаья описаны условия, которые созданы в нашем детском саду, для развития ребенка в игровой деятельности...

Перечень игр и игровых упражнений, направленных на развитие ребёнка в изобразительной деятельности

В работе представлен перечень традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы, направленных на развитие мелкой и ручной моторики, развитие творческих способностей детей младшего и среднего возр...

Презентация СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, через игровую деятельность

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была...

Презентация «Социально – коммуникативное развитие детей в игровой деятельности»

Презентация «Социально – коммуникативное развитие детей в игровой деятельности»...

Компьютерная презентация на тему "Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"

Данная презентация это теоретический и практический (фото) материал для воспитателей ДОУ. В котором раскрыты возрастные этапы развития игры, законы развития игры, предметно-игровая среда для каждого в...

Презентация «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности»

dquo;Социально-коммуникативное развитие » направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений....