Статья " Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами авторской сказки"
статья (средняя группа) по теме
В этой статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания.Даны методические рекомендации, которые дают возможность воспитателям с интересом и ненавязчево для детей проводить беседы посредством авторских сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Симанькина А.А.,
воспитатель ГБОУ Школа № 883
г. Москва
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами авторской сказки.
Нравственность – одно из важнейших качеств человека, определяющее всю его жизнь, а также общественные отношения. Она выступает регулятором поведения и сознания человека. Нравственные проблемы пронизывают общественную и профессиональную жизнь. Они переплетаются с обычаями, традициями, религией, политикой, художественной культурой.
В настоящее время актуальность дискуссии о нравственном воспитании подрастающего поколения в России не случайна, а вполне закономерна.
Отчасти это связано с переходом к рыночной экономике, к перестройке в области политики, утраты многих идеалов прошлого, сменой ценностных ориентиров, трансформации мировоззрения.
Приоритетной составляющей дошкольного воспитания по праву считается нравственное воспитание. Ребенок от рождения лишен пороков и вредных привычек, но и нравственные чувства у него еще не развиты. Но чувства детей надо воспитывать. Мы согласны с А.М. Виноградовой, утверждавшей: «Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная» [1: с.9]. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции задача не из легких. К сожалению, нередко нравственное воспитание в детском саду ограничивается воспитанием только отдельных качеств личности, в то время как это, несомненно, целостный процесс формирования личности. Нравственно воспитанным можно считать человека, у которого сформированы потребности думать и вести себя в соответствии с определенными нормами морали. Главная задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка мотивы поведения, без которых знание нравственных норм может оказаться формальным.
Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Мы в своей практической деятельности убедились, разговор о нравственных категориях с ребенком нужно начинать не с поучения, а с образца поведения. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют произведения литературы. Мы стремимся показать детям образец поведения на основе поступков литературных героев, сравнивая их поведение с поведением ребенка. С помощью художественной литературы происходит формирование нравственных ценностей у детей: товарищества, честности, ответственности за свои поступки, уважение к труду, уважение к старшим. По словам В.А. Сухомлинского «Сказка, игра, фантазия – животворящий источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. … Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств…Многолетний опыт убеждает в том, что нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте. Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [2: с 93- 94].
В детском саду ребенок знакомится с разными видами детской литературы не только по тематике (проза, поэзия, драматургия), но и в жанровом отношении: рассказы, авторские сказки, стихи, повести; фольклорные жанры – народные сказки, потешки, считалки, загадки и др.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку познает свое место в мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе, отваге и трусости, закладывая нравственные ценности. Она оказывает сильное воздействие на восприятие ребенка, развивает его воображение, без которого невозможна никакая творческая деятельность.
Возникшая в России авторская сказка в середине XIX века является одним из ведущих жанров в развитии мировой детской литературы. Безмерно обширны возможности авторской сказки. Она различается по тематике (сказки о животных, волшебные, бытовые), по пафосу (героические, лирические, юмористические, философские, психологические), по близости к другим литературным жанрам (роман-сказка, повесть-сказка, сказки-несказки, сказы, научные сказки, сказка-пьеса). Она отражает нравственные нормы, социально-политические проблемы того времени, в котором живет автор, а также своеобразие его творческой личности. Автор показывает нам свое видение мира и доносит нам его через сказочные образы. Сказку также отличает «двойное бытование», т.е. она имеет несколько уровней прочтения, а поэтому может по-разному восприниматься и детьми и взрослыми, оказывая воспитательное воздействие не только на детей, но и на родителей, педагогов.
Достоинства авторской сказки - неизмеримы, прежде всего, за счет личностного, живого подхода к проблеме, переживания за героя как за близкого человека. Автор наделяет героев индивидуальностью. Даже закон счастливого конца в авторской сказке становится неоднозначным. Мир героев добра и зла не разграничен, характер героев может меняться в ходе сказки. Автор предлагает тем самым подумать читателю и определить свою точку зрения, свой собственный взгляд на происходящее.
Авторская сказка помогает педагогу получать возможность не только снять эмоциональную напряженность, возбужденность, тревожность, агрессивность, но и помочь ребенку обрести уверенность в себе. В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла нравственных правил, мы используем чтение авторских сказок, в которых значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства ребенка, беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных героев, рассматривание сюжетных картинок, разыгрывание сценок из сказок с помощью кукол, творческую деятельность.
Свою практическую работу с детьми мы выстраиваем поэтапно. На первом познавательно-мотивационном этапе с авторскими сказками большое внимание мы уделяем приобретению детьми базисных знаний о нравственных ценностях через сказки. Через сказки дети знакомятся с первыми представлениями о справедливости, честности, доброте, отзывчивости. Сказка настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие, проходя с героем весь путь. Мы подбираем художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач. Например, для воспитания у детей 4-5 летнего возраста (средняя группа) гуманных чувств, формирование представлений о добре и зле, мы используем сказки: Н.К. Абрамцевой «Сказки для добрых сердец», П.П.Ершова «Конек-Горбунок», К.И.Чуковского «Айболит», Ю.И.Коваль «Сказка про тигренка на подсолнухе», Б.В.Заходера «Ма-тари-кари», К.Д.Ушинского «Ветер и солнце» и др. Воспитание у детей положительного отношения к скромности, отрицательного – к хватовству, зависти: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост, В.В. Медведев «Как воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло», В.Г. Сутеев « Что это за птица?» и др. Воспитание чувства дружбы, товарищества: В.Г. Сутеев «Под грибом», «Кораблик», «Мешок яблок», В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок», «Как отдыхал подъемный кран», «Урок дружбы», С.Л. Прокофьева «Сказка про грубое слово «Уходи», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про хитрую ловушку» и др. Формирование заботливое и внимательное отношение к маме, бабушке, к взрослым в семье: М.С. Пляцковский «Счастливый день», М.Горький «Воробьишко». Воспитание уважения к труду, желание делать добро: В.А.Осеева «Волшебная иголочка», «Добрая хозяюшка», В.И. Воробьев «Степа-недотепа», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» и др. Методы работы: Чтение произведения, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.
Второй этап - эмоционально-оценочный. Этот метод позволяет реализовать свои знания в оценочных суждениях. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое и живое, содержание. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести. На этом этапе применяются методы работы: беседа с детьми по содержанию сказки, обсуждение героев, сами ситуации, придумывание продолжения сказки. Например, при изучении сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», мы даем характеристики персонажам и беседуем по вопросам.
- Ребята, о ком говорится в сказке?
- О чем спорили ветер и солнце?
- Какой ветер? (сердитый, северный, свирепый, холодный);
-Какое солнышко? (теплое, ласковое, доброе);
- Как повел себя путник, когда дул на него ветер?
- Как повел себя путник, когда светило солнышко?
-Кто победил в споре?
- Дети, какой можно сделать вывод? Кто сильнее?
-Верно. Доброта сильнее гнева.
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно?
Третий этап – деятельностный. На этом этапе предусматриваются разные направления работы с детьми. Например, драматизированное изображение событий в сказке, способствует тому, что ребенок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживая новые для него чувства. На третьем этапе детям предлагается игра-драматизация: Один ребенок в центре круга изображает путешественника. Остальные дети – Ветер и Солнце, образуют круг. По команде воспитателя дует холодный ветер - дети резко машут руками, изображая ветер. По команде воспитателя: появляется ласковое солнышко - дети улыбаются и гладят ребенка. Психогимнастика: «холодно-тепло». Ведущий: ветер холодный – дети сжимаются калачиком лежа на коврике. Ведущий: солнышко теплое – дети расслабляются лежа на спине.
Посредством изобразительной деятельности ребенок передает свои чувства и эмоции, впечатления от прочитанного, волнующие его душу образы. Далее детям предлагается изобразить с помощью красок ветер и солнце. Художественное представление усиливается при прослушивании фрагментов музыкальных произведений. Детям предлагается прослушать произведения: 3-ю часть концерта «Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года» - для изображения ветра и концерт для скрипки с оркестром А. Вивальди №12, 2-ю часть – для изображения солнца. Свое настроение дети передают через рисунки.
Методы работы на этом этапе: рисунки по мотивам сказки, поделки из природного материала, разыгрывание эпизодов из сказок с помощью кукол, обыгрывание состояния, чтобы лучше их понять, проигрывание и решения разных вариантов ситуации и др.
Представления, полученные детьми из литературных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Любое авторское произведение только тогда сможет быть помощником в воспитании, когда будет тесно связано с жизнью. Поэтому крайне важно сосредоточить детей на этой связи.
Однако следует учитывать, что ребенок может прослушать большое количество книг о добре, справедливости, дружбе, но если в окружающей его жизни он наблюдает ложь, грубость, лицемерие, то в его душе возникает нравственный раскол. Поэтому важным является поведение педагогов и родителей, взаимодействие воспитателя с семьей по вопросам нравственного воспитания, единство требований детского сада и семьи. Для использования авторской сказки в семейном воспитании родители дошкольников должны быть подготовлены к этому процессу. Для этого в детском саду воспитателям необходимо проводить различные формы родительских собраний, консультации, беседы, на которых родители знакомились бы с методикой работы со сказкой, упражнялись в чтении сказок и составлении вопросов, участвовали в выставках рисунков, поделок, показа результатов собственного сочинительства, показа спектаклей и др.
Нравственное воспитание детей средствами авторских сказок обеспечивает усвоение детьми основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребенка, развитию его творческих способностей, а также дает возможность воспитателям формировать у них нравственное поведение.
Литература
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сад / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др; Под. ред А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: Издательство «Радянська школа», 1973. – 327 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....
консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»
Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...
Методическая рекомендация"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования чел...
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"
Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...