Методическая разработка "Логоритмические упражнение в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Методическая разработка
«Логоритмические упражнение в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Такие как: логиритмикие упражнения, музыкально - ритмические упражнения, упражнения на озвучивание сказок.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.
Большое внимание необходимо уделить речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
Игры и игровые упражнения, которые проходят на дыхательно-артикуляционном тренинге являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Снятию излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения помогает игровой массаж, в него включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.
Основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.
Также можно использовать упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст, а дети сопровождают рассказ жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.
Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.
Внимание логопедов обращено также на развитие чувства ритма и двигательных способностей, основой которых являются танцевально - ритмические упражнения, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные).
В логопедической ритмике используется множество танцевально - ритмических упражнений, в которые входят игрогимнастика и игроритмика.
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
Большое значение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста придается эмоционально-волевому тренингу, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования.
Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы.
Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
• развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: 1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов: - совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; - развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: - развитие дыхания, голоса; - выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; - развитие артикуляционной и мимической моторики; -координацию речи с движением; - воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение. Формы работы с детьми: - групповые, - подгрупповые, - индивидуальные. При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: - пальчиковые игры или массаж пальцев; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - стихотворения, сопровождаемые движениями; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - чистоговорки; - речевые и музыкальные игры; - различные виды ходьбы и бега под музыку; - ритмические упражнения, пение; - подвижные игры, драматизации; - мимические упражнения; - упражнения на релаксацию под музыку.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.
3. Динамические паузы между НОД.
4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми.
Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. У детей значительно улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной. Дети начинают проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, осваивают и необходимый объем движений танцев; у них формируются основы культуры движения, правильная осанка; они начинают понимать ориентировку на себе (правая - левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников
Дыхательно – артикуляционный тренинг
«Ветер, ветер...». Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Поющий мяч». Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
«Что - где?». Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей; Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Шейка, Мягкие поглаживания по щекам; Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке
«Гречневая кукла». Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова - ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами, туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки: Например: «Вот какие мы большие Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!». «Ножки мыли? - Мыли! - Ручки мыли? - Мыли! - Щечки мыли? - Мыли! - Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые!»
Пальчиковая игра «Капуста». - Хором. Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх- вниз. Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. Огородная семейка, В танец, в танец поскорей-ка.
Речевые игры и ролевые стихи
«Повстречались». Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».
«Озвучиваем сказки». Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет.
Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Болото! Его не обойти?» Дети: «Его не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» («чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки). Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…(дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Река! Ее не обойти?» Дети: «Не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» Дети: (языком) «Буль–буль-буль!»Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Лес! Страшный лес». Дети: «У-у-у». Педагог: «Дремучий лес». Дети: «Ш-ш-ш».
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям).
Игро - гимнастика
«У ребят порядок строгий…». Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я!» После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.
Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.
Игро-ритмика
«Солнышко и дождик». Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. в) в вокальных импровизациях Педагог: «Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть!» Под 1 часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: «По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел!» Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Эмоционально-волевой тренинг
«Звери лесные». Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
«Здравствуй». Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
Креативный тренинг
«Шляпы». Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.
Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.
Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!»Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
Упражнение на релаксацию
Устали овощи, сели отдыхать. Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками. Морковка: «Эх! Эх!»Хлопать по коленям. Горох: «О-хо-хох!» Легко ударять пальчиками по коленям. Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши.
Глоссарий
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями).
Эмпатия - (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейнд одним из первых дал определение слову «эмпатия», говоря о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его.
Креативный - (англ. creative - творческий < лат. creatio (creationis) – создание) - созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового.
Ми́мика - ж. искусство объяснять мысли и чувства свои не словами, а лицом, телодвижениями; сценическое, театральное искусство. Мими́ческий, к искусству сему относящийся. Ми́мик м. искусный в мимике.
Тренинг - специальный тренировочный режим, система тренировок, способствующие снятию каких- либо отрицательных воздействий или совершенствованию в какой-либо сфере деятельности.
Релаксация – (лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Список использованной литературы:
1. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития.
2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М.
3. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией ( Методические разработки к проведению коррекционных занятий). - СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма».
4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро».
5. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА».
6. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.:»ТС СФЕРА».
8. Кныш В.А. ,Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ».
9. Лопухина И.С. Логопеди - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: «Дельта».
10. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrab.logoritmicheskie_uprazhneniya_i_ih_ispolzovanie.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Логоритмические упражнение в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Такие как: логиритмикие упражнения, музыкально - ритмические упражнения, упражнения на озвучивание сказок.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.
Большое внимание необходимо уделить речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
Игры и игровые упражнения, которые проходят на дыхательно-артикуляционном тренинге являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Снятию излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения помогает игровой массаж, в него включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.
Основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.
Также можно использовать упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст, а дети сопровождают рассказ жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.
Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.
Внимание логопедов обращено также на развитие чувства ритма и двигательных способностей, основой которых являются танцевально - ритмические упражнения, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные).
В логопедической ритмике используется множество танцевально - ритмических упражнений, в которые входят игрогимнастика и игроритмика.
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
Большое значение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста придается эмоционально-волевому тренингу, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования.
Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы.
Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи: • развитие слухового и зрительного внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие пространственной организации движений; • развитие общей и тонкой моторики, мимики; • развитие физиологического и фонационного дыхания; • формирование артикуляционной базы звуков; • развитие чувства ритма; • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое; • развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: 1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов: - совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; - развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: - развитие дыхания, голоса; - выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; - развитие артикуляционной и мимической моторики; -координацию речи с движением; - воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение. Формы работы с детьми: - групповые, - подгрупповые, - индивидуальные. При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: - пальчиковые игры или массаж пальцев; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - стихотворения, сопровождаемые движениями; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - чистоговорки; - речевые и музыкальные игры; - различные виды ходьбы и бега под музыку; - ритмические упражнения, пение; - подвижные игры, драматизации; - мимические упражнения; - упражнения на релаксацию под музыку.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.
3. Динамические паузы между НОД.
4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми.
Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. У детей значительно улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной. Дети начинают проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, осваивают и необходимый объем движений танцев; у них формируются основы культуры движения, правильная осанка; они начинают понимать ориентировку на себе (правая - левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников
Дыхательно – артикуляционный тренинг
«Ветер, ветер...». Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Поющий мяч». Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
«Что - где?». Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей; Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Шейка, Мягкие поглаживания по щекам; Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке
«Гречневая кукла». Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова - ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами, туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки: Например: «Вот какие мы большие Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!». «Ножки мыли? - Мыли! - Ручки мыли? - Мыли! - Щечки мыли? - Мыли! - Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые!»
Пальчиковая игра «Капуста». - Хором. Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх- вниз. Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. Огородная семейка, В танец, в танец поскорей-ка.
Речевые игры и ролевые стихи
«Повстречались». Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».
«Озвучиваем сказки». Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет.
Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Болото! Его не обойти?» Дети: «Его не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» («чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки). Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…(дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Река! Ее не обойти?» Дети: «Не обойти!» Педагог: «Дорога напрямик!» Дети: (языком) «Буль–буль-буль!»Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?» Педагог: «Лес! Страшный лес». Дети: «У-у-у». Педагог: «Дремучий лес». Дети: «Ш-ш-ш».
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям).
Игро - гимнастика
«У ребят порядок строгий…». Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я!» После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.
Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.
Игро-ритмика
«Солнышко и дождик». Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. в) в вокальных импровизациях Педагог: «Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть!» Под 1 часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: «По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел!» Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Эмоционально-волевой тренинг
«Звери лесные». Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
«Здравствуй». Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
Креативный тренинг
«Шляпы». Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.
Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.
Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!»Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
Упражнение на релаксацию
Устали овощи, сели отдыхать. Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками. Морковка: «Эх! Эх!»Хлопать по коленям. Горох: «О-хо-хох!» Легко ударять пальчиками по коленям. Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши.
Глоссарий
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями).
Эмпатия - (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейнд одним из первых дал определение слову «эмпатия», говоря о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его.
Креативный - (англ. creative - творческий < лат. creatio (creationis) – создание) - созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового.
Ми́мика - ж. искусство объяснять мысли и чувства свои не словами, а лицом, телодвижениями; сценическое, театральное искусство. Мими́ческий, к искусству сему относящийся. Ми́мик м. искусный в мимике.
Тренинг - специальный тренировочный режим, система тренировок, способствующие снятию каких- либо отрицательных воздействий или совершенствованию в какой-либо сфере деятельности.
Релаксация – (лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Список использованной литературы:
1. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития.
2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М.
3. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией ( Методические разработки к проведению коррекционных занятий). - СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма».
4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро».
5. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА».
6. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.:»ТС СФЕРА».
8. Кныш В.А. ,Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ».
9. Лопухина И.С. Логопеди - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: «Дельта».
10. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
"На Новый год в Подводное царство" Методическая разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Конспект НОД для дошкольников в бассейне, на примере праздника "На Новый год в Подводное царство", с методическим описанием....
«Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Буклет для педагогов...
"Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Консультативно-методическая деятельность...
Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД.
Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД....
Мастер – класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадицио...
Презентация "Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД. "
Презентация "Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД. "...