Методическая разработка "Дорожная азбука"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

                                                         «Дорожная азбука»

в подготовительной  логопедической группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Методическую разработку составил20.05.2015г.

               Медведева Тамара Николаевна,

                                             воспитатель логопедической группы ГБДОУ № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015г.

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми                  подготовительной логопедической группы с использованием ЭОР «Дорожная азбука».

 

Участники: дошкольники 6-7 лет, воспитатель.

Количество детей: 14 человек.

Длительность: 30 минут.

Педагогический замысел:

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

-воспитывать сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение                                             

 оказать помощь другому;

-  закреплять умение выполнять задания в команде;

- учить сохранять дружеские взаимоотношения в коллективе.

Образовательная область Речевое развитие.

         Задачи:

- обогащать и активизировать словарь по теме "Дорожная азбука",

- развивать интонационную выразительность речи,

- закреплять формирование осознанного ориентирования в звуковом  

  составе слова;

- развивать навыки послогового чтения;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать умение драматизировать стихотворные произведения.

 Образовательная область Познавательное развитие.

 Задачи:

- закреплять умение детей создавать различные конструкции (мост      

           через реку);

- закреплять умение решать простые арифметические примеры (в   

  пределах 10);

- развивать логическое мышление, творческое воображение, процессы  

  памяти, внимание.

 

- воспитывать у детей понимание необходимости соблюдения правил  

  дорожного движения;

- систематизировать знания детей о дорожном движении;

- закреплять знания  детей  о дорожных знаках;

- воспитывать культуру поведения на улице.

  Образовательная область Художественно-эстетическое развитие.

 Задачи:

- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления,

   творческого воображения.

                                Предварительная работа.

Предварительная работа осуществлялась в рамках проекта "Дорога безопасности", в ходе которого были проведены:

- экскурсии по улицам города, к перекрестку, к автобусной остановке, наблюдение за движением транспорта.

 - непосредственно-образовательная деятельность по знакомству детей с    правилами дорожного движения.

- чтение художественной литературы,

- разучивание стихов, проигрывание сценок.

- настольно-печатные игры: «Мой приятель светофор», «Мы на улице города», "По дороге идем и едем», «Учим дорожные знаки» и др.

- досуг на тему: «Мой друг светофор».

- сюжетно-ролевые игры: «Пешеход», «Стройка», «Семья», «Едем в театр на автобусе» и др.

- подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Мы юные автомобилисты», «Стоп», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Пешеходы и водители» и др.

- рассматривание иллюстраций  теме "Дорожное движение".

 - конструирование транспорта.

 - использование ЭОР.

  Работа с родителями:

  - родительское собрание на тему: «Знакомим детей с правилами дорожного  

   движения»,

  - проведение тестовых работ с родителями,

  - оформление выставки совместных работ по теме "Дорожное движение",  

  - рекомендации по выбору художественной литературы для чтения дома,    

    аудио и видеоматериалов, компьютерных игр.

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми "Дорожная азбука" является итогом проекта.

 Материал:

- макеты светофора, дорожных знаков;

- эмблемы команд («Светофорчик» и «Автоша»);

- костюм регулировщика, костюмы и маски-шапочки к инсценировке,

- конструктор «Лего» (большой),

- звуковые схемы слов;

- изображение ребусов к заданию «Составь слово по первым буквам»;

- разрезные картинки;

- карточки с арифметическими примерами;

- макет пешеходного перехода-зебры.

- презентация «Доскажи словечко (дорожные знаки)»;

- видеоролик  « Лукоморье: светофор»

 

        НОД «Дорожная азбука» - итоговая деятельность. В НОД используются различные приемы и методы работы: игровые приемы,  электронно-образовательные методы, репродуктивные, инструктивно-практические, объяснительно-побуждающие. Это помогает детям закреплять знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.  Применение ЭОР в процессе подготовки к НОД, драматизация стихотворений оказывает благотворное влияние на понимание детьми необходимости соблюдения правил дорожного движения,  на развитие интонационной выразительности, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к театрализованной  деятельности.

 Ход совместной деятельности.

Дети заходят в зал под музыку «Кручу, кручу педали кручу» (Автор слов А.Хайт, музыка Б.Савельева)

Педагог. Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся в мир дорожного движения.

Да уж, непростой язык дорожный.

Здесь не фразы слышим, не слова.

Выучить сигналы очень сложно,

Речь дорог серьезна и строга.

Ребёнок. Чтобы улицей, бурливой,

Шумной, звонкой, говорливой,

И проехать, и пройти,

Будь внимательней в пути!

 Ребёнок. Город, в котором с тобой мы живем,

                 Можно по праву сравнить с букварем.

                 Азбука улиц, проспектов, дорог,

                 Город дает нам все время урок.

 

Представление команд.

Педагог: «Внимание, внимание! Сегодня по дорогам и улицам путешествуют две команды!                                                                            

Капитан I команды.  Моя команда - «Автоша».

Наш девиз:

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало!

Капитан  II команды: Моя команда - «Светофорчик».

Наш девиз:

Кто знает правила движенья,

Тому почет и уваженье!»

 

Конкурс «Разминка».

Воспитатель.  Итак, сейчас конкурс «Разминка». Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Если команда ответит на все вопросы, то получит карточку (светофорчик).

·                                         Человек, идущий по тротуару (Пешеход).

·                                         Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов (Дорога).

·                                         Полосатая разметка перехода (Зебра).

·                                         Место пересечения улиц (Перекресток).

·                                         Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (Остановка).

·                                         Часть дороги, по которому идут пешеходы (Тротуар).

·                                         Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой (Самокат).

·                                         Милиционер, регулирующий движение на перекрестке

(Регулировщик).

 

Конкурс  "Разрезные картинки"

Каждой команде предлагается собрать из разрезных картинок дорожный знак, назвать его и рассказать, что этот знак обозначает. Каждая команда составляет разрезные картинки.

 

Конкурс «Домашнее задание».

Педагог. Наши команды подготовили несколько сценок о правилах поведения  на улицах.                                                                       

1. «Озорные Зайчата» [2]

2. «Мама-утка и малыши». [2]

3. «История с лягушонком». [2]

4. «Шел мышонок за горохом…».  [2]

5. «Белочкины уроки». [2]

6. «Ёжик – пешеход». [2]

 

Конкурс «Составь зебру».

На карточках написаны примеры на сложение и вычитание. Ответы написаны на полосках «Зебры».

Дети читают пример, находят ответ, выбирают его. Составляют «Зебру».

 

Мультпауза

Просмотр мультфильма «Лукоморье: Светофор» [12]

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, знает ли Кощей Бессмертный правила дорожного движения?

-Почему вы так решили?

 

Подвижная игра «Светофор».

 В руках у педагога три картонных кружка красного, синего и зеленого цвета.  Педагог напоминает ребятам о том, как важно соблюдать ПДД на улице, переходить её только в установленных местах, напоминает о сигналах светофора.

Если свет зажегся красный,   значит двигаться …(опасно).                                                      

Свет зеленый говорит: «Проходите, путь ….(открыт)».

Желтый свет - предупрежденье - жди сигнала для ….. (движенья). 

 Правила игры:                                 

-Когда я покажу зеленый сигнал светофора,  все маршируют на месте.

- Когда желтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

 

Конкурс  «Прочитай название по первым буквам».

 Педагог. Да, ребята, хорошо вы знаете правила дорожного движения.

 А теперь давайте попробуем  разгадать зашифрованные слова. Ребята, выделите первый звук в названии каждой картинки, прочитайте зашифрованное  слово и  составьте звуковую схему этого слова.                  

Слова, предложенные для задания:  знак, жезл, зебра, дорога, машина, переход, свисток, улица, дом.

 

 

Конкурс капитанов.

Презентация " Дорожные знаки (доскажи словечко) " [15]

Вызываются  капитаны команд.  Каждому  капитану загадываются по 3 загадки из презентации (загадки о дорожных знаках).   

                                                                   

Конкурс «Строим мост через речку».

 К деталям конструктора «Лего»  прикреплены изображения дорожных знаков. Дети берут по одной детали, называют знак, кратко рассказывают о нем, строят мост.

 

Подведение итогов.

Педагог. Подошла наша викторина к концу. Сейчас мы посчитаем ваши  баллы и определим, какая команда стала сегодня победителем.

 Вы рассказали все, что знаете о дорожных знаках. Показали ваши умения хорошо ориентироваться в дорожной азбуке. И теперь будем всегда помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и  на улице!

 

                        Планируемый результат.

Использование ЭОР в работе с детьми:

1. позволяет повысить эффективность образовательного процесса;

2. помогает в решении общеразвивающих задач обучения детей

старшего дошкольного возраста, то есть формирование умения      

систематизировать, обобщать, а так же выражать своё эмоциональное

отношение;

3.повышает уровень внимания детей, заинтересованность детей в

изучении материала;

4. повышает уровень компетентности педагогов в использовании ИКТ;

5. помогает формированию способности педагогов искать, оценивать,

отбирать и организовывать информацию.

                      

 

 

 

 

  Дальнейшая работа:

- Создать картотеку игр с использованием ЭОР по ознакомлению детей                                          

 с правилами дорожного движения.

- Подбор видеоматериалов по данной теме.                 

- Продолжать знакомить детей с новыми дорожными знаками.

- Содействовать соблюдению детьми вместе с родителями ПДД.

 

                                   Использованная  литература:

1.Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С-Пб.:     

Детство-Пресс, 2002.

2. Буланова С.А. Правила поведения на дороге.- М.: Стрекоза, 2008.

3. Дружинина М. Как дорогу перейти. – М.: Линг, 2006.

4. Заходер Б. Шофер. – М.: Малыш, 1986. 

5. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1998.

6. Программа для дошкольных образовательных учреждений  «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - С-Пб.: Детство-Пресс, 2002.

7. Рейн Е. Этот страшный случай с Петей пусть узнают все на свете. – М.: Малыш, 1990.

8. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. - М.: Скрипторий, 2004.

9. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам – о правилах дорожного движения. - М.: Просвещение, 1979.

10. Черный С. Кот на велосипеде.- М.: Энас-Книга, 2012.

11. http://медиадошкольник.рф/

12. http://multiki.igraemsdetmy.ru/multiki-po-pdd/

13. http://prezentacii.com/detskie/6038-dorozhnaya-azbuka.html

14. http://www.myshared.ru/slide/58082/

15. http://prezentacii.com/detskie/3694-dorozhnye-znaki.html

16. http://azbez.com/node/1585

17. http://www.myshared.ru/slide/152188/

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические ракомендации" Азбука дорожного движения"

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ  в работе с детьми по ПДД...

методическая разработка "Азбука вежливости"

Данное пособие поможет спланировать работу по формированию культуры поведения у старших дошкольников на год....

методическая разработка: "Азбука безопасности"игра-занятие

Формировать основы безопасного поведения на дороге.   Задачи:•    Научить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.•...

Методическая разработка "Азбука" пособие для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Азбука»Уважаемые коллеги, представляю Вам своё методическое пособие "Азбуку".Начиная со старшей группы мы начинаем знакомить детей со звуками, чтобы наша совместная деятельнос...

Методическая разработка "Азбука безопасности" Консультация для родителей

Консультация для родителей по освоению детьми правил безопасного поведения на улице, правил дорожного движения....

Методическая разработка «Азбука педагога по взаимодействию с семьей»

Методическая разработка «Азбука педагога по взаимодействию с семьей» составлена в соответствии с целью, задачами, концептуальными линиями примерной основной образовательной программы дошко...

методическая разработка "«Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста»

     Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения  в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни...