Патриотическое воспитание в системе работы ДОО
статья по теме

Бурданова Анна Дмитриевна

Патриотическое воспитание в системе работы ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanieoffice_word_3.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:  « Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы ДОО»

Доклад подготовлен:

Бурданова  Анна Дмитриевна,

 старший воспитатель

Место работы:

МАДОУ детский сад «Радуга»

 р.п. Ветлужский

2016

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное              

                            предшествующим поколением, может любить Родину, 

                   стать подлинным ее патриотом» 

                                                                                      С.В. Михалков

Актуальность

    Что же такое патриотизм, как воспитать ребенка патриотом?  Эти вопросы волнуют воспитателей детских садов. Вопрос нравственно-патриотического воспитания стоит очень остро. В настоящее время в нашей жизни часто пропагандируется  зарубежная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает  большое  влияние  на  восприимчивую  детскую  психику. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Часто родители  дошкольников, не уделяют должного внимания нравственно-патриотическому воспитанию детей.

   В то же время именно в дошкольном детстве формируется личность и от того какие основы воспитания будут заложены в это время зависит кем станет человек в будущем. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Ребенка важно с самого детства научить любить места, где он родился, где живет его семья, когда взрослый человек вспоминает свое детство, он вспоминает места, людей которые окружали           его в детстве,  память о которых сохраняется на всю жизнь. Поэтому именно в дошкольном учреждении возникает необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения в обществе.  Актуальность патриотического воспитания, проблемы приобщения  подрастающего поколения к истории, традициям своего народа рассматривается на разных уровнях образования.

 Проблема, противоречия.

   Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач современного общества. В любом вопросе всегда возникают противоречия, без них не было бы движения вперед.

  В детском саду патриотическое воспитание является одной из приоритетных направлений воспитания, так как именно в дошкольном возрасте формируется личность ребёнка, в том числе начало патриотического воспитания.
  Очень важно в дошкольном детстве заложить основу патриотического воспитания, не упустив сенситивные периоды развития ребенка. Воспитание осуществляется через различные виды детской деятельности.

   Между тем, патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ.

  Решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников  сложный процесс. Учитывая особенности дошкольного возраста - ведущий вид деятельности игра. Важно подобрать такие виды детской деятельности, в которых дети будут активны, события будут яркими и запоминающимися, что обязательно отложит слет в развитии ребенка дошкольника.
   Недостаточность методических разработок и технологий по вопросам патриотического воспитания дошкольников.  Воспитатели самостоятельно подбирают, разрабатывают  мероприятия с расчетом на конкретного ребенка, учитывая деятельностный и индивидуальный  подход в воспитании.

Механизмы реализации.

Цель: Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, уверенности в том, что Россия великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим.                                   

                                Задачи:
-Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней;
-Воспитывать любовь к родному краю, познакомить с историей родного поселка;
-Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках;
-Формировать представления детей о родной стране , государственной символике;
-рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину;
-Воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам отечества;
-Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к
природе, развивать способность чувствовать красоту природы и
эмоционально откликаться на нее.
- Воспитывать у детей уважение к труду людей.

  Работу с детьми планируем с учетом целевых ориентиров согласно  ФГОС ДО: Ребенок на этапе завершения дошкольного образования:
-проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представления о ее географическом разнообразии, важнейших исторических событиях;
-имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.
-эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.

   Для реализации поставленных целей и задач по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду выстроена система работы:

-Организация РППС (развивающая предметно-пространственная среда)

-организация совместной деятельности взрослых с детьми;

-Организация сотрудничества с родителями;

В организацию РППС входят следующие аспекты:

  В детском саду подобран наглядный материал для рассматривания с детьми: «Родная природа», «Птицы родного края», «Животные нашего края», «Армия России», «Космос», «Москва», «Российская геральдика и праздники», «Моя семья». Детские энциклопедии: «Космос», «Минин и Пожарский», «Герои русских былин», «Родина», Книга памяти Краснобаковского района.

  Методические пособия: «С чего начинается Родина» под редакцией Л.А.Кондрыкинской, «Воспитываем маленького гражданина» Г.А.Ковалева, «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией Т.С.Комаровой, «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибина, «Наследие и быль и сказка» пособие по нравственно-патриотическому воспитанию Е.Соловьева, Л.Царенко

   «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» И.Ф.Мулько,  «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю.Новицкая.

Так же собран материал по истории п. Ветлужский и Краснобаковского района,

  Обустроен музей «Русского быта», где собраны предметы старины, с каталогом, в котором указано название и назначение предмета. В создании музея принимали участие сотрудники, семьи воспитанников, местные жители, которые делились предметами быта.

   В группах оборудованы уголки патриотического воспитание, где находятся альбомы «Моя семья»,  «Государственная символика», портрет президента РФ, альбомы  для рассматривания с достопримечательностями, карты России, Нижегородской области, Краснобаковского района, предметы народных промыслов,  атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры

  Согласно календарно-тематическому плану на год работа с детьми организуется по направлениям: моя семья, мой поселок, культура и традиции, Защитники Отечества, моя страна Россия.

   Для реализации календарно-тематического плана по выбранным направлениям и задач патриотического воспитания используются различные виды совместной деятельности взрослого и ребенка НОД ,сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры, экскурсии, наблюдения, беседы с использованием ИКТ, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов, слушание песен, праздники и развлечения.

 С детьми организуются экскурсии в школу, библиотеку, пожарную часть, с целью познакомить с родным поселком и профессиями, трудом взрослых.

  Тесно  сотрудничаем с библиотекой.  Детям очень нравиться посещать библиотеку, где проходят обобщающие мероприятия по темам: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Мой поселок», «Богатыри земли Русской», «Страна одна, а города в ней разные», «День Победы» и др. Такие встречи позволяют обобщить и закрепить имеющиеся у детей знания.

    Сотрудники Дома культуры,   организовали для детей подготовительной группы мастер-класс по изготовлению народной куклы.

   При знакомстве с родным поселком ходим на экскурсии по  близлежащим улицам, в овраг и на поле с целью ознакомления с природой родного края ее особенностями. В преддверии Дня Победы организуем экскурсию к памятнику героя – подводника Алексея Замыслова, в честь которого названа улица поселка.

   Традиционно организуем праздники с детьми «Пасха», «Русская березка», «Масленица», «День победы», «Праздник мам и бабушек»,  «Рождество», при подготовке к праздникам дети знакомятся с историей праздников в России, что позволяет в ходе подготовки сообщить детям традиции наших предков, это расширяет кругозор, и воспитывает интерес к истории страны. Детям очень интересны народные игры, которые используются на праздниках и в повседневной жизни.

  Одной из форм организации совместной деятельности являются совместные проекты нравственно-патриотической направленности. С детьми средней и старшей группы реализованы проекты «День Победы». Воспитателями было подобрано много материала по теме, организованы беседы, чтение художественной литературы, слушание песен военных лет, родители вместе с детьми подготовили рассказы о своих родственниках участвовавших в ВОВ, такие мероприятия носят воспитательный характер, где прослеживается связь поколений, дети с гордостью делились рассказами друг с другом. Итоговым мероприятием был праздник посвященный  дню Победы.

  Эффективно при воспитании патриотических чувств организация занятий  художественно-эстетической направленности, дети в рисунках отражают свои чувства о природе, семье, героях войны. Знакомство с народными промыслами, предметами искусства так же воспитывает в детях чувство гордости за страну, богатую народными промыслами.

    Дети под чутким руководством педагогов  являются активными участниками конкурсов: «Война глазами детей», «Конкурс рисунков, посвященный дню пожилого человека», «Вместе в космические дали», фестиваль народного творчества «Собирайся народ в наш веселый хоровод». Дети в рисунках отражают свои чувства к героям Войны, к  старшему поколению.

  Несомненно, семья является основой воспитания нравственно-патриотических чувств, поэтому работу с родителями  стараемся выстроить в интересной форме, активизируем,  предлагая участвовать в праздниках, выставках семейного творчества. Семьи приняли участие в областном  фестивале семейного творчества, где представили фотографии семейных традиций. Участники районного конкурса «Семья в объективе» заняли 2 место.

    В детском саду традиционно проходит спортивный праздник для пап и детей, посвященный дню защитников отечества « Мы играем в папавоз»,  «Поздравляем наших пап». Были организованы выставки совместного творчества  «Новогоднее чудо», «Мы вместе», «Осенний натюрморт» родители совместно с детьми рисовали рисунки, создавали поделки из ткани, природного материала, овощей. Совместное участие  вызывает у детей чувство гордости за мам и пап.

   После организованной работы, обращаем внимание, что дети становятся любознательнее, чаще интересуются историей страны, традициями предков.

   В ходе работы по патриотическому воспитанию на уровне учреждения  педагогами обобщен  опыт работы по темам:       
«Организация работы с детьми по ознакомлению с родным краем»;
«Формирование образа Родины у дошкольников»; «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Реализованы проекты:
«День Победы» с детьми подготовительной группы;
«Семья – основа воспитания» с детьми старшей группы;
«День Победы» с детьми средней группы. С проектами педагоги участвовали в районных конкурсах и заняли призовые места.

                 Перспективы работы.

  В дальнейшем планируем  продолжать работу с детьми по патриотическому воспитанию, используя различные формы организации детской деятельности, в том числе ИКТ технологии. Продолжать обогащать развивающую предметно пространственную среду ДОО, для поддержания интереса к  истории Родной страны,поселка.
Обобщить опыт работы педагогов по использованию проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Создать мини-музей народных промыслов Нижегородской области.
Продолжать пропагандировать нравственно-патриотическое воспитание среди родительской общественности, используя новые формы работы.

    Надеемся, что система патриотического воспитания в детском саду заложит хороший фундамент для становления личности ребенка и в дальнейшем любовь к семье, поселку, стране будет только умножаться. Наши воспитанники станут настоящими патриотами России.

 

                                                  Список используемой литературы.

1.  Комратова  Н.Г., Л.Ф. Грибина «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» М.: ТЦ Сфера,2007г.

2.«Наследие и быль и сказка» пособие по нравственно-патриотическому воспитанию Е.Соловьева, Л. Царенко М.,Обруч,2011г.

3 . Новицкая. М.Ю «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

4. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.:  Мозайка –Синтез, 2015

5. «С чего начинается Родина» под редакцией Л.А. Кондрыкинской,М.: ТЦ Сфера,2004г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки - М.: ТЦ сфера,2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость патриотического воспитания в системе образования как ведущей социальной деятельности общества в соответствии с ФГОС.

Мы считаем своим долгом воспитать каждого ребенка высоконравственным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны –...

Нравственно-патриотическое воспитание в системе современного дошкольного образования . Мастер-класс:"Ангел надежды"

Ангел -это самый светлый ,чистый персонаж,передаваемый всё тепло и добрату своего сердца юдям.Ангелы оберегают наш покой и душу....

Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. ...

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ"

В статье представлены элементы физического воспитания как средство формирования гражданской позиции личности и патриотического воспитания в системе ДОУ...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ

Физическая культура имеет большой воспитательный потенциал для формирования гражданственности и патриотизма, воспитания гордости за героические поступки, достижения и победы народа. Физическая культур...