Дидактические игры для развития творческого воображения дошкольников
методическая разработка на тему

Белова Светлана Юрьевна

Методические рекомендации к использованию дидактических игр для дошкольников по развитию воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации169 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития творческого воображения дошкольников

Игра «противоположные значения»

подготавливает детей к овладению таким инструментом, как прием «наоборот». Первый этап игры воспринимается детьми уже в трехлетнем возрасте. Сущность игры заключается в том, что дети рассаживаются по кругу, ведущий бросает то одному, то другому играющему какой-нибудь предмет и при этом называет одно из слов -антонимов. Поймавший предмет ребёнок должен сразу бросить его обратно и при этом назвать слово, имеющее относительно названного противоположное значение. Игра проводится до тех пор, пока не будет исчерпан составленный накануне ведущим список сочетаний слов - антонимов. Примерный список;

Много - мало,  большой – маленький утро - вечер Узкий -широкий, горячий - холодный рано – поздно. Старый - молодой, худой - толстый  тихо – громко. Чистый - грязный,  черный – белый, горе – радость. Твердый – мягкий, кислый ~ сладкий         темно – светло. Больной - здоровый,  длинный – короткий, сытый - голодный Зима - лето,  медленный – быстрый, далеко – близко.  День - ночь, трусливый - храбрый      вредный - полезный.

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки.

Скажу я слово высоко, я антоним слову дето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому, что я ...... .(зима)

Я антоним шума, стука без меня вам ночью мука. я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, называюсь ...... (тишина).

А ты ответишь - низко, Скажу я слово далеко, А ты ответишь - близко, Скажу тебе я слово - трус, Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу, Ну, отвечай ........ (конец)

Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада, А зовут меня .... (прохлада).

Дети любят выполнять и такие задания как «закончи народную пословицу», например:

Ученье - свет, а не ученье ...... (тьма)

Знай больше, а говори ... .....(меньше).

Корень учения горек, да и плод ... ..(сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... .(глупее -лучшая вещь - новая, лучший друг - старый,

На третьем этапе игру можно усложнять , подбирая слова противоположные по значению (функции):

Волк (злой) - бабушка (добрая).

Карандаш (пишет) - резинка стирает.

Книга (дает знания) - ребёнок (забирает знания)

Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать трудности у детей,

начиная с 4-5 лет можно переходить к следующему, четвертому этапу, где после

нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов, например:

Горячий - холодный - утюг, солнце, ребёнок (когда болеет),

Темный светлый - тельняшка, черно - белый телевизор и т.. д.

Здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения

противоречивых требований к объекту или явлению и вплотную подходят к понятию

противоречия. Описанные игры можно использовать и в музыкальных занятиях, танцах.

Игра «хорошо - плохо».

У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие » свойства. Отыскать эти противоречивые свойства - значит сделать шаг к решению конкретной проблемы из множества на тропе, ведущей в мир идеальных объектов. А чтобы идти по этой тропе от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого и помогает игра «Хорошо - плохо».

Понимание детьми противоречивости требований к тем или иным качествам объектов и свойствам, при которых они проявляются, способствует воспитанию у них качеств творческой личности; чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта или специфических особенностей того или иного явления те, которые наиболее полно соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Не следует бояться затрагивать при игре "Хорошо-плохо" и такие исключительно однозначно воспринимаемые детьми категории, как "дружба", "драка", "мама" и др.

Совсем не обязательно называть хорошее и плохое в паре. Можно сначала выделить все хорошее, а затем все плохое

Наибольший интерес у детей вызывает проведение игры с разделением группы на две команды; первая команда старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая - отрицательных, устроив таким образом соревнование. При смене объекта команды меняются обязанностями. Варианты игры «Хорошо - плохо» различаются по сложности, последовательности предлагаемых

дня анализа явлений и объектов, их социально - психологическим особенностям.

Вариант 1. Для игры выбирается объект, безразличный для ребёнка, не связанный с некоторыми людьми,   не вызывающий у них стойких ассоциаций и не порождающий положительных или отрицательных эмоций. Это может быть карандаш, шкаф, книга, лампа и т.д Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу. Схематично это можно выразить так:

Вариант 2. Может случиться, что объект, предложенный для игры, вызывает у ребёнка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что в свою очередь приводит к однозначной оценке : кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т.д. в этом случае обсуждение идет в том же порядке, только взрослый должен помочь ребёнку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта. По схеме

ххххх                         ...,...?хххх

ПР (свойство)                            ПР (свойство)

Вариант 3. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей

трудности, следует перейти к динамичному варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное. При этом объект игры постоянно меняется

Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот.

Живот болит - это хорошо, можно сидеть дома, читать или спать.

Сидеть дома - плохо, скучно и на улицу не пускают.

Когда на улицу не пускают, можно много друзей в гости пригласить.

 Много гостей - плохо, потому что шумно и беспорядок.

Беспорядок - это хорошо, все веши можно расставить по-новому.

 Когда все расставишь по-новому, то не помнишь, где что лежит  и т.д.

Пример:      

 Когда заболит живот-это плохо, надо пить лекарство.

Лекарство-это хорошо, живот болеть не будет.

Лекарство - это плохо, оно горькое-Горькое - хорошо, много не съешь и не отравишься.

Отравишься - плохо, будут лечить, промывать. Лечить - хорошо, можно дома потом сидеть, вкусные вещи дают и т. д

В таком виде игра не так уж трудна, главное вовремя подхватить мысль и продолжить. В конце игры дети вспоминают, с какого сочетания началась игра. Иногда дети называют этот вариант игры «Испорченный телефон".

Для игры "Хорошо-плохо" не обязательно специальное занятие. Более того, как только дети привыкнут к игре, а для педагогов ее проведение станет привычным и не будет связано с организационными • методическими затруднениями, желательно, чтобы игра стала частью повседневной деятельности и детей, и взрослых. В течение одного дня к ней можно возвращаться многократно - на прогулке или во время обеда, на зарядке или перед сном. Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для ребенка.

В дальнейшем возможны любые изменения в игре: с ее помощью можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность, расширить их представление об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения. Игра активизирует деятельность детей, развивает их речь, фантазию, учит рассуждать

Вариант 4. Одним из возможных вариантов развития игры "Хорошо-плохо" может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

Вы любите мороженое?

Конечно, это же так вкусно. Скажите, если съесть одну ложку мороженого - это вкусно?

Вкусно, но мало.

А десять ложек?.. А сто?.. А если съешь ящик мороженого? Превратишься в ледышку. Пример:   конфеты.

Если съесть одну - вкусно, приятно; если много - зубы испортятся, придется лечить.

Пример:___лекарство.

Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) - хорошо, поможет вылечиться.

Много таблеток сразу - яд.

 Пример:___бумага

Один лист рвется, пачка - не рвется.

Вариант 5. Другой вариант развития игры, иллюстрирующий закон перехода вещи в свою противоположность: лекарство - ад.

Удовольствие от игры в снежки - боль от попадания твердым снежком в лицо. Чернила, хорошопишущие на белом фоне листа, сами становятся фоном, если их равномерно размажь, тогда писать нужно будет белой краской. и т.д

Использование на занятиях по развитию творческого воображения игры "Хорошо-плохо" дает результаты уже через два - три месяца. За это время дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаться их понять и правильно сформулировать. Ниже приведен фрагмент занятия по развитию творческого воображения детей 6-7 лет. В руках у преподавателя обыкновенные ножницы. Вместе с детьми он пытается выяснить, чем хороши и чем плохи эти ножницы

Пример: ножншцы.

— Хорошо, что ими можно резать бумагу, ткань.

— Плохо, что нельзя резать железо.

— Хорошо, что удобные отверстия для пальцев.

— Плохо, что можно уколоться, порезаться, (При анализе "до мелочей" получается та же картина, что и при работе с другими предметами: у ножниц плохого окажется больше, чем хорошего. Надо знать целый свод правил по технике безопасности, чтобы принести такие ножницы в детский сад, школу и пользоваться.

— Устраивают нас такие ножницы?

— Тогда давайте изобретать свои ножницы, у которых плохого совсем не останется, а если и останется, то чуть-чуть.

— Округлить концы у ножниц,

— Заключить в пластмассовый корпус.

— Сделать съемные меняющиеся лезвия,

• Регулируемые отверстия для пальцев, чтобы одними ножницами могли работать и мама, и папа, и маленький сын. Каждая половинка ножниц - это нож. Соединили их - получаем ножницы, разъединили - можно пользоваться ножами на кухне: резать хлеб, овощи.

• Уровень работы детей довольно высок. На этих же занятиях они пробуют фантазировать, что-то улучшать, объединять предметы или, наоборот, дробить их, т.е. пользоваться приемами устранения противоречий. Попробуйте обыграть с детьми такие темы, как "детский сад", "воспитатель", "группа", "режим" ("расписание").

Игра "Хорошо-плохо" представляет определенную ценность не только для детей, но и для взрослых. Обыграйте с детьми и отдельно со взрослыми одну и ту же тему и сравните. Совершенно разные взгляды, и сразу видно, где ребенок приводит самостоятельные мысли, а где внушенные штампы взрослого миропредставления. Игра может критически оценить воспитательный процесс в семье, выявить все полезное и вредное во взаимоотношениях взрослого и ребенка, даст толчок к их совершенствованию. Несколько примеров:

 Хорошо, что когда я закричу на Ваню, он сразу же меня слушается.

— Плохо, потому что это приучает его в дальнейшем реагировать только на крик, да и у меня много нервов уходит на это-

Хорошо, что Настя может долго играть одна, не мешает нам заниматься своими

делами. Но плохо то, что мы мало общаемся и потому, возможно, плохо знаем друг Друга.

— Плохо, что в выходные мы никуда не ходим с детьми, хорошо -успеваю за эти дни переделать много домашних дел.

Уже одно выявление таких "хорошо" и "плохо" заставляет нас задуматься о целесообразности некоторых воспитательных приемов и методов. К сожалению, задуматься  еще не значит все исправить и сделать так, чтобы в отношениях взрослых и детей преобладали любовь, доверие, взаимопонимание. Это только шаг в данном направлении. Но все же попробуйте его сделать. Есть надежда, что предложенная игра расширит Ваш педагогический инструментарий, позволит организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

Игры на знакомство с противоречиями

«Черное — белое»

Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой — белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг—положительные.

«Вперед — назад)»

Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное — шаг назад.

«Правый фланг — левый фланг»

Называя положительное качество, ребенок должен встать по правую руку воспитателя, а называя отрицательное качество — по левую руку.

«Найди и угадай»

Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества. Дети должны его отгадать.

«Успей»

Выбирается ведущий. Он должен назвать объект, который будут анализировать участники игры. Их задача — найти положительное и отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать, чем хорош и чем плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде чем водящий дотронется до него. Если он не успеет это сделать, ребенок становится новым ведущим.

«Кто впереди»

Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед. Другая команда говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишной черте.

«Сумей в плохом найти хорошее»

Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения. «Зачем? Какой?»

Дети делятся на две команды «Зачем» и «Какой».

Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т. д.).

Вторая команда оценивает (хорошо — плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.

«По кругу» Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним — отрицательное и т. д.

«X» и «П»

Дети выбирают фигурка на обратной стороне которых написаны буквы «X» или «П». Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда «X» называет, чем он хорош, а команда «П» — чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.

Игры на нахождение внутренних ресурсов.

«Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»

У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»

Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? «Корзина для козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться; не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. 

Помогите ей.

«Чудный лесник»

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать; лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жш-ели города Кисельска»

С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. И его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Кот в одном сапоге»

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? «Маша и медведь»

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга. Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто /

«Подготовка к празднику»

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? «Рассеянный Петя» Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция- Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

«Варенье для Карлсона»

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко А как их использовать? Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тартиллы поблизости не

оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям. Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не

может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность.

Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

Проблемные ситуации для старших дошкольников

ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку"?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались,

и не могут это сделать, потому что нечем.

В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

Запишем сказку

У детей 5—6 лет можно развивать умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы или слова, во я целые тексты. С этой целью предложите малышу записать сказку.

Вы читаете ребенку сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из А—5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получилось и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребенок еще не знает. Сделать это можно и с помощью картинок.

Вы берете приготовленные заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку).Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите ребенку, что так можно записать начало скажи.

Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой (можно первую рамку со второй соединить стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2—3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. Запись может выглядеть примерно так.

Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (дли начала лучше hi сочинить саням, чтобы сюжет был достаточно ясен н прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно.

ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ

«Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хочешь, и мы с тобой поиграем в нарисованные истории»,— говорите вы ребенку. Объясните ему, что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «говорящими». Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим такой: Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка.

Как видите, запись предельно схематична, но полностью отражает все, что произошло. Придумайте сами, как можно нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку, попробуйте сделать это вместе с ребенком. Надеемся, что вы освоите такое письмо и тогда можно будет загадывать друг другу нарисованные истории, чтобы один рисовал, а другой, «прочитав», мог рассказать ее содержание.

Метод маленьких человечков (ММЧ)

Исследования, выполненные к лаборатории психологии двтвй дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших умственных спобностей формирующихся в дошкольном детстве. Уровень ее развития и значительной степени определяет общий уровень умственного развития ребенка, его творческих возможностей "В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов ^заместителей. Использование внешних реальных заместителей переходит в применение заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психологические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности» применять их при решения разнообразных (логических) задач. Способность к наглядному моделированию обусловлена тем, что сама деятельность носят моделирующий характер и в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для умственного развития ребенка имеет игровое моделирование действительности, т.е. детям дошкольного возраста нужно не просто объяснять, а еще и наглядно показать.

На основе синектики (символьной и личной аналогии) разработан метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов.

Сущность используемого метода состоит в том, что нужно представить себе: все, что окружает, состоит из множества маленьких человечков. Почему человечков, а не вещества,

микробы, атомы? Потому, что человечки могут думать, производить действия, вести себя по -разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Игра "Маленькие человечки*' предназначена для детей в возрасте от пяти лег и может быть использована как средство обучения дошкольников. Игра помогает формированию диалектического представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность, приносит радость познания, дарит возможность видеть непосредственно результаты своей творческой деятельности. С помощью игры малыш совершает первые открытия, проводит научно-исследовательскую работу на своем уровне, знакомится с закономерностями в развитии природы, переживает минуты вдохновения; в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.

Моделирование маленькими человечками первая новая игра для развития творческого воображения.

Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, дает возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними.

На практике малыши уже познакомились со свойствами твердых и жидких веществ (набивали шишки, проливали чай), но понять физическую сущность многих явлений и процессов (почему камень твердый?) им еще трудно.

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то действие.

Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, одних человечков можно легко отделить от других (отлить воды из стакана, например).

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, а от этого они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются и задевают друг друга

Всех этих человечков в стилизованном виде можно вырезать из картона, изобразить на квадратных пластинах или на гранях кубика- Желательно только, чтобы человечков каждого вида было примерно 10-15 шт.

С помощью игры нетрудно ответить на вопрос почему камень твердый, показать переход от одного агрегатного состояния в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому что маленьким человечкам холодно и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, локтями, пальцами. Лед твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода.А солнце греет все сильнее и сильнее, человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

На первом этапе игры нужно научить ребенка моделировать вещество и описывать его. Интересен прием загадки, когда один из играющих строит какую- то модель, а остальные пытаются угадать, модель чего построена.

Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума,  растения,  супа,  цветка в вазе, т.е. таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трех и более. Не принципиально, как строил» модель:

можно просто перечислить все. что есть в аквариуме, и ставить соответствующих этим состояниям человечков, а можно выложить стены аквариума (человечки твердого тела), внутри - вода (человечки жидкости), камни, растения, ракушки, воздушные пузырьки и т.д. Все будет зависеть от подготовки и желания детей.

Естественно, что выстраивая модель, например того же аквариума, дети могут использовать все имеющееся у них количество символов, и на первых порах этого вполне достаточно. Но задача состоит в том, как построить модель системы минимальными средствами, выделить в модели самое главное, подвести детей к пониманию того, что все, что их окружает, в принципе состоит только из твердого, жидкого и газообразного. И для построения модели, например, человека и листика, который он только что сорвал с веточки, достаточно всего трех символов, и что модели-то одинаковые, и они... оба живые!

Прежде, чем переходить к следующему этапу игры задайте детям вопросы, как ведут себя человечки, например, холодной и горячей жидкости. Сделайте игру динамичной - пусть дети движениями покажут и опишут словами, например, может ли твердый человечек быть -веселым, а газообразный скучным? Когда это бывает? Почему?

На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы взаимодействия между веществами.

На третьем этапе моделируются процессы взаимодействия двух веществ. Для этого необходимо ввести символы, обозначающие характер взаимодействия: положительное +  например, притяжение, растворение , отрицательное "-", например, отталкивание, несмачивание и, наконец, бездействие "О". Построим модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие, а если в нескольких сантиметрах от первого кубика положить еще один, то в данном случае будет бездействие "О". Символы знакового взаимодействия можно заменить па любые другие символы, понятные детям, например, на тех же человечков, только другого цвета

Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска.

В. Шаталов

Тысячи лет люди решали творческие задачи методом проб и ошибок. Само понятие «творчество» в конце концов слилось с технологией решения задач путем перебора вариантов. Но метод проб и ошибок связан с огромными потерями времени и сил, у него отсутствуют критерии оценки новых идей.

В XX в. во всех развитых странах возникла мысль — упорядочить изобретательский процесс, создать методы решения творческих задач, активизировать творческое мышление. В настоящее время существуют две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии решения творческих задач:

1) усовершенствование метода проб и ошибок путем использования различных приемов и методов активизации поиска новых решений, активизации мышления;

2) выявление законов развития систем и применение их для формулирования и решения изобретательских задач, т. е. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Чтобы работать по ТРИЗ, необходимо избавиться от психологической инерции, иметь развитое воображение, уметь управлять своим мышлением. А эти умения приобретаются и развиваются методами активизации. И если мы хотим работать с детьми по ТРИЗ, начинать работу надо с методов активизации, которые позволяют оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.

Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять?

Простой прием, когда свойство одного предмета переносится на другой, использовал еще М. В. Ломоносов. В начале XX в. немцем Ф. Кунце был разработан метод, который позднее был усовершенствован американцем Ч. Вай-тингом. Это метод фокальных объектов (далее МФО). «Фокальных» — в том смысле, что объект находится в фокусе, в центре внимания. Какие цели ставятся при работе по МФО?

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ,   сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (полностью или частично).

4. Проанализировать художественное произведение или картину

5. Разработать (задание для воспитателей) новый вид программы, занятия, прогулки, части прогулки, подвижной игры и т. д., выбрав из найденные словосочетаний то,  которое больше нравится или подходит по цели. Можно рассмотреть все полученные словосочетания, Можно выбрать самые «шоковые), — они обычно самые интересные. Разрабатывая новый вид деятельности, четко подчеркнуть, что продумывается — форма или содержание.

Правила работы

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например яблоко произвольно выбираем любой другой предмет (или 2—3), не имеющий отношения к яблоку.

2  Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из лю бой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложит] карточки с картинками, разложенные изображением вниз; можно расставит! игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем описать его, подбирая 5—10 определений.

Детей, не умеющих писать, можно спросить: какой он (она, оно, они)? Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий бегущий, летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.

4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, имеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное после того как нужное или интересное; словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

* «Летающее  яблоко» — нужны крылья; надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура — оно легкое.

' «Бегущее яблоко» — у яблока выросли ножки.

* «Смеющееся яблоко» — у нею должны быть рот, глаза.

Но ведь и «летающие», и «смеющиеся», и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронулся к «смеющемуся яблоку» — оно так расхохоталось, что может лопнуть от смеха. Ему сначала надо сказать что-то грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее.

Фантазии детей нет предела, важно направить ее в нужное русло, раскрывая свойства «яблока» и «пингвина» как можно полнее.

Малыши могут рассматривать в фокусе предмет, перенося на него какой-либо признак другого предмета.

Воспитатель. Так хочется попросить у Деда Мороза необычный подарок, а какой — не знаю. Ваня, ты какой подарок хочешь?

Ваня. Машину.

Воспитатель. А вдруг в мешке у него птица? Если бы машина была как птица... А птица — какая? (Рассматривают.)

Дети. Летающая... (Дети часто называют глаголы. Помогите им найти соответствующее этому глаголу прилагательное ши причастие.)

Воспитатель. Вот бы машину летающую сделать! Что в ней тогда будет? Как бы

вы с ней играли? Какой бы был гараж?

Обсуждаются все варианты «летающей» машины. Когда они иссякнут, воспитатель спрашивает:

— А какие еще птицы бывают?

— Поющие, цветные...

Отталкиваясь от найденных определений, необходимо рассмотреть разные варианты машин. Можно выбрать один из вариантов работы:

а) рассмотреть все словосочетания; найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

б) вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

в) выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный рассказ;

г)   составляя рассказ об объекте в фокусе, использовать определения (частично или все).

 

Рассмотрим несколько примеров.

1. Придумать что - то новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.

1.2.  Придумать новый нож, чтобы облегчить маме домашнюю работу. «Нож» — слово в «фокусе». «Чайник» — найденное слово.

Фарфоровый — нож для гостей: красивый, но хрупкий, резать им можно только мягкое — торт, мороженое...

Расписной — нож-сувенир, расписанный цветами, из цветного металла, переливается всеми цветами.

Круглый — нож закругленный, им удобно резать круглые веши, фрукты, овощи, вырезать фигурные вещи.

Носатый — нож для выковыривания глазков в картошке, серединки в яблоке..

1.3 Придумать волшебный предмет.

Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал. Только это не сказал. (Арбуз.)

Что за рыжий огонек Прячет хвостик за пенек? Выходи, я не боюсь. Я морковкой поделюсь!

(Белка.)

Детям предлагается назвать отгадки и подобрать к ним слова, которые указывают на разные признаки этих предметов.

Арбуз — круглый, полосатый, сахарный, алый, спелый, сочный. Белка —рыжая, пушистая, проворная, ловкая, смешная, забавная, запасливая.

 Воспитатель. Какие предметы имеют такие же признаки?

 Дети. Полосатый тигр, круглое солнце, пушистая елка...

Затем воспитатель просит детей найти предмет, совершенно не похожий на арбуз и белку, предмет, у которого нет названных признаков. — Шариковая ручка.

Воспитатель предлагает детям перенести свойства белки и арбуза на ручку, придумать необычную ручку, «волшебную».

Сахарная ручка—ручка для сладкоежек, сделанная из сахара. Ее можно брать в поход, в космос — середину испишешь, а саму ручку съешь. Эта ручка пишет только сладкие, приятные слова. Напишешь ей — мухи слетятся, их можно поймать, пока есть будут.

Круглая ручка—похожая на шарик. Пописал — можно поиграть в теннис или просто бросать друг другу. В нее можно ластик или жвачку спрятать. Только писать неудобно — ею надо печатать.

А как выглядит аппетитная ручка? Сочная ручка? Пишет соком? Дети разбирают, обсуждают все словосочетания. Потом каждый выбирает то, которое ему больше всего понравилось, и сочиняет небольшой рассказ или сказку.

1.4. Задание по конструированию «Придумаем подарок». Идем в гости. Какой подарок подарить? Нашли два слова.

Стеклышко—блестящее, прозрачное, звонкое, острое... Жвачка—сладкая, ароматная, липкая, тянучая... Каждый выбирает, какой подарок он будет дарить.

Блестящий подарок — елочные игрушки, из блестящей бумаги, просто завернуть в блестящую бумагу.

Прозрачный подарок — что-то нежное, прозрачное платье для куклы, сумка из целлофана.

Звонкий подарок — музыкальный инструмент (сделать барабан, колокольчик, дудочку).

Цветной подарок — калейдоскоп, наклеить цветную картинку, открытку, нарисовать картину.

Темный подарок — солнечные очки, черный ящик, коробочка. Острый подарок — спицы, пика, частушки, шпильки. Жаркий подарок — ткань, платок, печка, утюг. Сладкий подарок — пирожное, торт, конфеты, шоколад.

Ароматный подарок — цветы, духи, дезодорант, лак для волос.

Липкий подарок — тесто, пластилин.

Тягучий подарок — резинка, песня. Подарок можно сделать из бросового или природного материала. Дети выбирают, из какого материала они будут делать подарки.

15. Рассмотреть ситуацию в группе с непривычной (нетрадиционной) точки зрения (например драку).

А каким может быть драчун? Подбираем слова.

Стул —удобный, неустойчивый, изящный, деревянный...

Зеркалосказочное, дамское, блестящее, разбитое.... Каким может быть драчун? Ты каким будешь? Выбирай!

Неустойчивый драчун — неуверенный, тот, кто не бьет тех, кто сильнее его. Вдруг его побьют — трусит.

Удобный драчун — дерется за всех, защищает. Его удобно всегда иметь рядом, он может быть телохранителем. Но, чтобы ему самому не досталось, надо знать много приемов, научиться драться «правильно» — ходить в секции бокса, ушу, дзю-до.

Изящный драчун — дерется красиво, не причиняя вреда здоровью. Имитирует движения драки (театр, кино, танец, пантомима).

Дамский драчун — оберегает дам (девочек), может быть рыцарем. Отрицательный вариант — дерется со слабыми девочками.

Сказочный драчун — Иван — крестьянский сын, Иван-царевич (спасает кого-либо, побеждая зло).

1.6.   Подумать, как изменить ситуацию в группе, например, дети не любят есть творог в том виде, в каком его дают в детском саду (запеканка со сметаной, сырники).

Задача — придумать новые блюда из творога. Подбираются слова, находятся определения. Так, творог может быть:

цветным — соединить с вареньем, ягодами, компотом, джемом;

летящим — сырники в форме листа, самолета, снежинки;

воздушным — взбитый творог или печенье, пирожные из творога- Можно перед едой

а) представить, что едят не творог, а снег, мороженое, сахар, вату (прямая аналогия);

б) представить, что думает творог, оставшийся на тарелке, съеденный, когда из него делают запеканку или сырники.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны. 2.1.  Тема: мелодия. Рассмотрим, какой она может быть. Подбираем слова и определения к ним.

Насекомое — легкое, прыгающее, кусачее, пищащее, летящее, ползущее. Стихотворение — бодрое, торжественное, медленное, печальное, веселое, лирическое...

Что могло бы сыграть лирическую мелодию? (Крылья бабочки.) Громкую? (Жук, шмель.) Медленную? (Улитка, черепаха.) Веселую? (Пчелка, бабочка.) Печальную? (Гусеница, сверчок.) Бодрую? (Кузнечик, стрекоза) Торжественную? (Паук, шмель.)

Где встречается легкая мелодия б mai^ue? («Вальс» П. И. Чайковского.) Прыгучая? («Полька» М. И. Глинки.) Пищащая, летящая? («Полет шмеля» П. А. Римского-Корсакова.) Кусачая? (Тема волка в симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева.) Ползущая'; («Похороны куклы» П. И. Чайковского.)

2.2.   Тема: дерево. Каким оно может быть? Подбираем слова и определения. Ромашка—нежная, молодая, крупная, увядшая... Солнце —лучистое, доброе, теплое, яркое, жаркое... Какое это может быть дерево и когда оно таким бывает?

Нежное дерево — весеннее, молодое. Крупное дерево — высокое, могучее, с большими ветвями.

Увядшее дерево — погубленное, спиленное, старое, сломанное. Лучистое дерево — осеннее, в золотых листьях.

Доброе дерево — скрывает от дождя, солнца, лечит своей энергией. Яркое дерево — весной, ранней осенью.

Воспитатель. Давайте все вместе (или индивидуально, это зависит от возможностей детей) придумаем рассказ с этими красивыми словами о дереве.

«На лесной полянке, где росли нежные ромашки, под старым пнем жили веселые гномики. Каждое утро, когда ласковое солнышко своими лучами будило их, они вставали и шли гулять по лесу. Они любовались красивыми ромашками, нежными рябинками, могучими зелеными елями, стройными соснами, высокими деревьями, которые шелестели круглыми листочками, как будто напевали нежную мелодию.

Вдруг набежала тучка, пошел мелкий теплый дождь, и гномики спрятались под деревом. А когда снова выглянуло лучистое солнце, гномики увидели, что от дождя их спрятало незнакомое дерево. Оно было молодое, стройное, в белом сарафане-стволе, с длинными ветками-косами, с зелеными сережками-листочками.

— Как тебя зовут? — спросили гномики.

— А вы угадайте. На лесной опушке стоят подружки, в белых сарафанчиках, черные карманчики.

Подумали гномы, не могут вспомнить такое дерево...»

Воспитатель. А вы знаете? Это береза! Давайте подумаем, какой может быть береза. А чтобы было интереснее, подберем любые слова. Я буду хлопать в ладоши, а вы быстро говорите.

Воспитатель выбирает те слова, которые не имеют отношения к растительному миру, например:

Мыло— душистое, гладкое, белоснежное, едучее, скользкое, тоненькое... Работа— нужная, большая, легкая, тяжелая, горячая, чистая, красивая.,. Когда береза бывает такой?                    

Душистая береза бывает после дождя. У нее гладкий белоснежный круглый ствол, тонюсенькие веточки. Легкая береза — высушенная.

Тяжелая береза может быть только что спиленная: в ней много березового сока. Скользкий ствол бывает в дождь или когда по нему течет сок.

* Разноцветная береза — осенью, летом, от солнечного света. Летом ствол березы может быть горячим от солнца.

2.3.    Фрагмент занятия в старшей группе «Сказка про слова».

Воспитатель. Жил-был цыпленок, он был очень любознательный. Хотел все обо всем знать. Чтобы ничего не забыть, он стал собирать слова в корзину, в которой жил. Помогите цыпленку собрать слова о нем. Какой цыпленок? Кто придумает (или найдет) слово и подарит его цыпленку?

Дети находят слова-картинки, описывающие цыпленка: пушистый, желтый, маленький, мягкий.

Воспитатель. Вот книга про цыпленка. Что можно сказать о ней?

Дети. Большая, твердая, интересная, красивая, сказочная...

Воспитатель. Собрал цыпленок слова в корзину и пошел довольный. Шёл, шел и вдруг увидел необыкновенный цветок. Засмотрелся на него и выронил все слова из корзины, но не заметил этого. Он думал: «Как рассказать маме-курице об этом необычном цветке?»

Тогда слова решили помочь цыпленку. Они стали парами и окружили цыпленка, чтоб он сразу догадался, что это за чудо цветок, а цыпленок никак не поймет.

Давайте поможем цыпленку, опишем цветок.

  1. Маленький + твердый — это бутон.

2. Твердый + большой — бутон раскрылся.

3. Большой + желтый — одуванчик, роза, астра...

4. Мягкий + пушистый — одуванчик(когда белый).

5. Сказочный + пушистый — каждая пушинка рассказывает свою сказку или выполняет желание и т. д.

Цыпленок благодарит детей и спешит рассказать маме-курице о необыкновенном цветке.

2.4.   Фрагмент занятия в средней группе по ознакомлению с кошкой.

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал, что объяснял учитель. Как-то раз ему задали домашнее задание — сделать сказочную, необыкновенную кошку. А как сделать — он не слышал.

Пришел ленивый ученик домой и стал пробовать: из  чего сделать кошку; Взял свою любимую тарелку. (Показывает, спрашивает, какая она.) Положил лентяй тарелку в кастрюлю с мотором и думает: «Что бы еще туда положить?»

Дети называют любой предмет (или 2—3) и подбирают к нему определения.

«Закрыл лентяй крышку, включил мотор.

Все перемешалось в кастрюле. Открывает. И видит... совсем обыкновенных кошек, но они...»

Соединяя найденные определения со словом «кошка», дети описывают ее, придумывают, когда реальная кошка может быть такой. Например, фарфоровая кошка — копилка, статуэтка, игрушка

«Долго думал лентяй, любовался на своих кошек. Но вдруг вспомнил, что задали сделать необыкновенных, сказочных кошек. Снова закрыл он крышку, включил моторчик кастрюли и произнес волшебные слова... Открывает. Атам...»

Дети «описывают» сказочных кошек, отталкиваясь от полученных словосочетаний.

2.5. Придумать фантастический или реальный объект, вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты.

Свирепая река — опасная, бурная, быстрая, полноводная. Набрасывается на лодки, корабли, на берега, размывает их, разрушает, вырывает с корнем деревья и кусты. Такая река есть в сказке «про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

Платье может быть кружевным, сверкающим, великолепным, пышным и старым, заплатанным и заштопанным. Это платья Золушки на балу и дома.

Медведь — глупый, «крупной» (в сказке «Медведь — липовая нога»), побитый (в «Зимовье зверей»), добродушный, глупый (в сказке «Маша и медведь»).

Электрический ребенок — это девочка из «Гостьи из будущего» Кира Булычева и Электроник из «Приключения Электроника».

Стремительные ведра—это ступа Бабы-Яги и ведра из сказки «По щучьему велению».

Чихающее ведро было в сказке «Приключения Буратино».

3. Составить сказку, рассказ о рассматриваемом объекте, использовав найденные определения.

3.1. Фрагмент занятия «Кукольный театр». На ширме — внучка плачет. Бабушка. Что случилось? Почему ты плачешь? Внучка. Ежик убежал. Скучно. Хоть сказку про ежа расскажи. Бабушка (ищет в книге). Здесь нет сказки про ежа. И я не знаю. Дети, расскажите моей внучке сказку. Придумать ее вам помогут слова-помощники. Выбирайте.

Дети могут выбрать на карточках слова или картинки, у слов есть свои друзья, которые эти слова описывают.

Цветок — яркий, красивый, лесной, одинокий, красный.

Сумка – новая, складная, мягкая, разноцветная

Дети рассказывают внучке сказку:

«Наступила осень. Маленький ежик - пошел гулять. Ему очень понравился красивый лесной наряд. Осенние листья были яркие, разноцветные. Свернувшись клубочком, ежик катался по мягким листьям. Потом, развернувшись, побежал домой. Бельчонок смотрит с ветки, не поймет

— Что за новый цветок в лесу появился?

Хотел он прыгнуть, стал спускаться с ветки на ветку. И вдруг с ветки упала шишка — и прямо на яркий «цветок». «Цветок»-ежик испугался и свернулся в клубок.

— Мама, мама,— закричал бельчонок,— там внизу цветок. Он разноцветный и складной. Я такой еще не видел. Это будет мой любимый цветок.

А «цветок»-ежик развернулся и побежал. Бельчонок за ним. Встали друг перед другом смотрят.

— Ты кто? — спрашивает ежик.

—Я бельчонок! А ты кто?

— Я ежик! А я думал, ты мягкий лесной цветок.

— Это я думал, что ты цветок, а ты ежик! Давай дружить, а то я такой одинокий. А ты такой красивый, разноцветный, яркий.

— Давай! Я согласен!

И пошли они вместе собирать сладкие лесные ягоды».

3.2. Тема: жил-был крокодил. Слово в фокусе—«крокодил». Слова-помощники:

Самолет — летающий, гудящий, пассажирский, блестящий, светящийся. Яблоня — цветущая, зеленая, плодоносящая, дающая тень.

«Жил на Севере крокодил. Да, да, он жил на Севере, потому что он пришел туда из Африки. Это был необычный крокодил: кожа его была блестящая и крепкая, покрытая цветочками и зеленая, она переливалась и светилась.

Раз в неделю пассажирский летающий крокодил перевозил зверей в отпуск:

кенгурят и обезьян на Север — померзнуть, а белых медведей и тюленей в Африку — погреться.

Все любили этого гудящего крокодила, потому что в Африку он привозил холодное вкусное мороженое. Пока зверюшки им лакомились, они прятались в тени крокодила. А на Север он вез цветущие ветки, вкусные фрукты. И всем было хорошо. Особенно был доволен крокодил. Он был нужен всем».

Здесь возможны разные подходы — обговорить характеры и поступки героев, описание местности и т. д.; рассмотреть с неожиданной точки зрения развитие сюжета, его авторскую интерпретацию и изменение сюжета, если найденные определения вставляются в произведения.

4. Проанализировать художественные произведения или картину 4.1. Анализируя героев «Сказки о царе Самане, его славном сыне Гвидоне и царевне Лебеди» А. С. Пушкина, подбираем слова и определения к ним…………………….

Каких героев сказки и почему можно описать этими словами? Ребенок, назвав определение, цитатой или пересказом сказки должен доказать его обоснованность.

Князь Гвидон — сначала слабый, потом крепкий, твердый, мудрый, правитель города, он... (дать подтверждение из сказки).

Когда Гвидон слышал о царе Салтане, он становился решительном, хитрым, чтобы попасть к иарю.

Царь Салтан — слабый, старый, рвущийся к князю Гвидону, но мягкий, ленивый, так как...

Царевна Лебедь — нежная, мягкая по характеру, с легкой, воздушной походкой, со сладкой речью, потому что...

Гости, корабли — дорогие, иностранные...

Черномор—старый, седой, немудрый...

Белочка—трудолюбивая, дорогая...

Угощения царя Салтана — сладкие, вкусные, молочные, ореховые, нежные, любимые.

4.2. Аналогичная работа проводится при рассматривании картин, при составлении описательных рассказов.

Рассматривая картину «Собака со щенками» (из серии картин по развитию речи В. В. Гербовой), предложите детям найти слова-помощники, которые помогут рассказать о картине или сами расскажут о картине, например:

Лев — сильный, огромный, грозный, рыжий, пушистый, рычащий, пугающий, быстрый, ловкий, крадущийся.

Свитер — новый, любимый, пушистый, колючий, легкий, разноцветный.

Сначала картину можно рассмотреть по наводящим вопросам воспитателя при условии, что, отвечая на них, нужно использовать найденные определения.

  • Кто на картине сильный, огромный?
  • Мама-собака.

— А чем еще она похожа на льва?

— Она рыжая, пушистая и т. д.

— А кто на картине быстрый, ловкий? Затем можно предложить детям самостоятельно описать картину, используя найденные определения.

— Кто на картине сильный, огромный?

— Мама-собака.

— А чем еще она похожа на льва?

— Она рыжая, пушистая и т. д.

— А кто на картине быстрый, лов кий?

Затем можно предложить детям самостоятельно описать картину, используя найденные определения.

«Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на разноцветной траве. Рядом с ней лежал маленький пушистый щенок. Это ее любимый сыночек.

Перед собакой и ее сыночком стояла тарелка с едой. Воробышки, маленькие, легкие, ловко клевали еду из тарелки- Второй щенок решил отогнать птичек. Он ловко подкрался к тарелке, чтобы поиграть с новыми друзьями. Но пушистые воробышки испугались. Рыжая собачка им казалась огромной и грозной» и т. д.

5. Разработать новый вид программы, занятия, игры, прогулки, праздника.

5.1. Программа,

Найденные слова и определения.

Стена — высокая, кирпичная, твердая, холодная, узорчатая.

Помада —розовая, гигиеническая.

Котенокласковый, трусливый, шаловливый, больной, пушистый.

Высокая программа — в ее основе высокие принципы воспитания, цель — достижение высоких результатов, стремление к высоким идеалам.

Кирпичная программа — состоит из блоков-кирпичей, которые очень прочно связаны друг с другом. Что будет «цементом» (мотивом, интересом, наполнением), связующим блоки,—необходимо продумать.

Твердая программа — задачи поставлены конкретно, твердо. Эта программа не допускает никаких изменений, дополнений.

Холодная программа — предусматривает только деловое сотрудничество между взрослыми и ребенком. В ней ничего не говорится об общении, о развитии чувств, эмоций.

Гигиеническая программа — вся подчинена решению гигиенических задач, знакомит детей с гигиеной тела, с основами физиологии, учит сохранять свое здоровье. Розовая программа — вряд ли может быть реализована, потому что не учитывает социальных условий; материальных возможностей; профессиональных умений сотрудников.

Ласковая программа — в ней чувствуется очень доброе отношение к ребенку, бережное отношение к его психике, интересам.

Больная программа — она может быть заражена разными вирусами: авторитарности (делай, как я), бездуховности (не знакомит с историей родного края, с искусством, народным творчеством), либеральности (заигрывание с ребенком, вседозволенность).

Из полученного перечня выбирается та программа, которая больше подходит по целям и возможностям. Можно использовать полученные описания при анализе имеющихся программ.

5.2. Занятия, разработанные В. А. Зебзеевой из Оренбурга.

Слова-помощники;

Обитель — небесная, ветхая, заоблачная, сердечная, каменная, смрадная, скрипучая.

Каменное занятие

Камень может исполнять роль ведущего и познакомить детей со способами обработки и использования камней.

Познакомить детей с тем, где и как используется камень.

Пофантазировать: дети и все вокруг становятся каменными (как будут жить, чем питаться и т. д).

Смрадное занятие

О различных запахах, о природе запахов (с постановкой опытов), с приходом пожарника, который расскажет о вреде пожаров.

Пригласить старика Смрада и рассказать об экологически неблагополучной обстановке в городе.

Сырое занятие

Может проводиться в воде.

Познакомить детей со свойствами и особенностями воды.

Занятие может объединить очень много объектов (от сырых яиц до сырой кожи).

Сердечное занятие

В теплой, сердечной обстановке раскрыть природу такого нравственного качества, как сердечность.

О сердечном отношении к старшим, старикам, близким людям.

О любви двух сердец.

Дети (по желанию) доверяют сердечные, сокровенные тайны. Можно поговорить с нашим сердцем, расспросить его, что ему нужно для хорошей работы.

5.3. Занятие «Путешествие в Страну Жидкости», организованное с помощью определений к слову «каша» (жидкая, теплая, обжигающая) Б. А. Ширшовой из Нижнего Новгорода.

«Путешествие в Страну Жидкости» происходит по просьбе животных, пришедших в детский сад за помощью, так как над их страной пронесся злой волшебник Смерч и унес всю воду, засыпал все колодцы, родники. Животные изнывают от жары и жажды и могут умереть. Воду можно получить только в Стране Жидкости.

Дети вспоминают, какие жидкости они знают, какие бывают в природе, а каких в природе нет, но можно получить.

Дойти в Страну Жидкости можно, преодолев препятствия...

В сосудах разной формы находится вода одинакового объема. Как определить: где воды больше?

Волшебник Смерч перепутал соленую, сладкую и пресную воду. Какой водой быстрее утолить жажду? От какой захочешь пить еще больше? Как определить, какую брать, не пробуя на вкус?

Устали. Захотелось попить. Что лучше всего утоляет жажду в жару? (Чай.) Как приготовить чай? Волшебник загрязнил воду, как ее очистить? Придумываем фантастический чай.

Обратный путь из Страны Жидкости через огненную реку. Как перебраться? Как воду сохранить?

5.5. Прогулки. Слова-помощники:

Штаны — дырявые, вареные, мохнатые, закопченные. Воздух — душистый, влажный, ледяной, Дырявая прогулка

Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: различными насекомыми, корнями растений.

Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути.

Прогулка по дереву с заходом в дупло.

«Дырки» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучить человека, путешествуя по его организму.

Вареная прогулка

В борщ к овощам, знакомство с ними. На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла).

Прогулка капельки воды, которая из тучки попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плиту.

Ледяная прогулка

- На замерзшую реку (что произошло с рекой, с жителями реки). На ледяную горку, в ледяной городок.

Встреча с Ледяной королевой (соревнования в ее царстве или путешествие в ее царство).

Влажная прогулка

На реку купаться.

Под дождем.

На участке облиться водой.

Поливать растения, участок.

Душистая прогулка

На поляну с цветами. Прогулка пчелы Майи. Закрыв глаза, гуляем по участку, определяя по запаху, где находимся.

5.6. Подвижные игры, например жмурки.

Слова-помощники:

Телефон — не замолкающий, кнопочный.

Слон —мудрый, добрый, храбрый.

Весна — сказочная.

Не замолкающие жмурки. Ребенок-водящий должен идти на определенный звук или слово (все произносят разные слова или звуки).

Кнопочные жмурки (с закрытыми глазами нажать определенную кнопку).

Мудрые жмурки — прежде чем открыть глаза, надо отгадать загадку (загадывает пойманный) или закончить пословицу, поговорку.

  • Сказочные жмурки — прежде чем открыть глаза, рассказать фрагмент -из сказки (водящий вспоминает ее название).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры на развитие творческих воображений

игры на развитие творческого воображения...

Дидактические игры на развитие творческого воображения

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие воображения художественного воображения....

Картотека дидактических игр по развитию творческого воображения дошкольников посредством рисования

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17       Картотека дидактических игр по развитию творческого во...

Семинар-практикум на тему: «Музыкальные игры для развития творческого воображения дошкольников» с использованием интерактивных игр со звуками»

Данный семинар для педагогов ДОУ позволяет создать предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия  воспитателей ДОУ в использование музыки как средства активизации творческого воображе...

Семинар-практикум на тему: «Музыкальные игры для развития творческого воображения дошкольников» с использованием интерактивных игр со звуками»

Для углубления теоретических знаний педагогов и закрепления их на практике можно провести данный семинар-практикум, в ходе которого воспитатели могут апробировать некоторые музыкально-дидактическ...