Развитие коммуникативных навыков и умений старших дошкольников.
учебно-методический материал (средняя, старшая группа) на тему
В данном материале описана система работы по развитию социализации и коммуникативных навыков дошкольников. Педагог акцентирует внимание на освоение эмоциональных состояний человека, проигрывание этюдов, имитаций движений сказочных героев и звукоподражаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие коммуникативных способностей дошкольников | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Д/С №8 КВ г. Пикалево.
Воспитатель высшей квалификационной категории Копусова Ирина Ивановна.
Тема: Развитие коммуникативных навыков и умений
дошкольников.
Актуальность:
В. А. Сухомлинский в книге «Методика воспитания коллектива» отмечает важную роль общения в коллективе: « Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этих словах Сент-Экзюпери - великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того , каков он в общении с другими людьми , какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю.
И. П. Иванов в своей книге « Звено в бесконечной цепи» отходит от стереотипов прошлого, предлагая « Педагогику общей заботы». Педагог разрабатывает методику коллективных дел, праздников. Заботясь , общаясь друг с другом человек сам развивается , как личность , становится лучше ,значит людям необходимо общение , как средство саморазвития, самовыражения.
По моему мнению , в современном неспокойном мире даже взрослые люди часто чувствуют себя одинокими , непонятыми, разочарованными. Растет отчуждение людей , агрессия , жестокость. Специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа детей с трудностями в обучении , отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития , недостаточную произвольность поведения , эмоциональную уравновешенность , сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми , слабо развитую речь и, как результат , плохую успеваемость в школе.
Дети с низким уровнем социализации в гораздо большей степени оказываются чувствительны к качеству педагогических условий , к тем методам и приемам , которыми пользуются педагоги. Им необходим особый личностно- ориентированный подход, составленный с учетом уровня достижений . зоны ближайшего и зоны активного развития каждого ребенка.
Окружающий мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение ими нередко не оставляет места для необходимого общения со сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника , партнера по игре.
Я работаю по программе « От рождения до школы» под редакцией Вераксы и др., а также использую программу «Азбука общения» под редакцией Щипицыной и др., методическими рекомендациями Е. А. Алябьевой.
В аттестационный период работа по развитию коммуникативных навыков велась в разных возрастных группах ДОУ.
На начальном этапе по наблюдениям в различных видах деятельности , в повседневной жизни выявляется эмоциональный фон группы, отсутствие- наличие проявлений агрессии. Для выявления контактности , интравертированности детей в группе проводится социометрический эксперимент: предлагается игра «Подари» ( игрушки, сласти, открытки в соответствии с возрастом детей) в ходе которой , ребенок осуществляет 6 выборов( см . таблицу 2). Пример результатов обследования в младшей возрастной группе:
ребенок лидер -2
предпочитаемый ребенок -3
принятый ребенок -9
изолированный ребенок -4 (по 1-2-3 выбора )
Изгоев в группе нет.
В начале года в каждой возрастной группе проводится мониторинг динамической стороны общения детей. Методика изучения динамической стороны речи разработана педагогами - психологами : А. Белкин, В. Яковлев, И. Зимина, Е. Закирова, Е. Новожилова.
Динамичность характеризуется следующими признаками: стремление к общению , инициативность общения , легкость вступления в контакт , широта круга общения , устойчивость общения , выразительность общения. Обследование проводится по вопросам – суждениям ( см . таблицу 3).
Оценка: качество сильно выражено – 5 баллов
непостоянно выражено - 3 балла
выражено слабо - 1 балл
Выявленные показатели позволяют выделить детей с высоким (4,0 и более баллов),
средним (3,6 и – 3,9 баллов ),
низким (до 3,5 баллов )
уровнем развития динамичности общения по отдельным признакам.
Отслеженные таким образом проявления общения всех детей группы старшего дошкольного возраста позволили оценить динамику общения в баллах ( см. таблицу 4 ).
Результаты диагностики используются для составления целевых направлений по развитию коммуникативности дошкольников, для структурирования развивающих занятий, игр, упражнений для составления перспективного плана на учебный год поквартально.
Развивающая среда в группе с учетом внедрения ФГОС создается:
содержательно - насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной.
В зависимости от возраста детей меняется наполняемость игровых зон , их количество. Для проведения коммуникативных игр , упражнений , этюдов подходит каждая развивающая зона : книжный уголок , зона театрализации и связной речи , изо – уголок , зона двигательной активности , уголок строительства , зона экспериментирования , настольных дидактических игр , сюжетно –ролевых , творческих игр.
Реализация поставленных задач на основном этапе осуществляется как в ходе НОД , так и в совместной и свободной деятельности детей. Коммуникативные игры , эмоционально –волевые этюды , мимические упражнения хорошо интегрируются со всеми видами деятельности детей в ДОУ:
- Хороводные , парные игры « Подружились», « Подари улыбку», « Комплименты» , « Доброе животное» и т. д. хорошо вписываются в проведение зарядок, физкультурных досугов, прогулок на воздухе.
- Этюды на имитацию движений , звукоподражания разыгрываются в театрализованных , сюжетно – ролевых играх , музыкальных досугах совместно с родителями.
- Упражнения на эмоциональную отзывчивость , самопознание , развитие эмпатии помогают детям реализовывать задачи по экологическому воспитанию и развитию ИЗО – деятельности.
Эффективность решения задач по развитию коммуникативных способностей и навыков зависит от взаимосвязи педагога и родителей. Я провожу индивидуальные беседы с родителями о психологических особенностях наших детей , обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка , предлагаю ту или иную тему для общения дома:
- пожарная безопасность;
- незнакомец звонит в дверь , предлагает сесть в машину на улице;
- «запомни движение»;
- «покажи эмоцию»;
- « покажи без слов».
Большую эффективность имеют совместные мероприятия детей и родителей , домашние задания творческого характера , совместные досуги. В нашей группе проводятся :
- Совместные досуги « Давайте знакомиться»
« Дни рождения девочек»
« Дни рождения мальчиков»
- Творческая гостиная « Мастерская Снегурочки»
- Спортивное развлечение « Мой папа самый сильный»
- Музыкальное развлечение « День Матери»
- Конкурсы « Лучший Чтец стихотворения об осени»
« Дары осени»
« Мой город»
« 70 лет Победе»
- Спортивный праздник « Спасибо Деду за Победу!»
Дети выполняют с родителями некоторые домашние задания , данные воспитателем : « Сбор природного материала» , « Подбор литературы по заданному автору», « Бросовый материал для ручного труда», « Подборка интересных фактов , сведений на заданную тему», « Придумывание Новогодней сказки» , « Придумывание конца заданной истории» и др.
На промежуточном этапе с детьми проводятся следующие исследования:
- Тест цветового выбора Люшера
- Тест самооценки « Лесенка»
- «Рисунок семьи» - тест на определение эмоционального благополучия ребенка ( интерпритация рисунка разработана В. К. Лосевой ( стр. 29 Н. П. Кряжева « Развитие эмоционального мира детей».)
Дополнительные диагностики проводятся для создания более глубокого образа эмоционального состояния , темперамента детей , для выявления проблем , причин затруднения в общении.
На заключительном этапе в конце учебного года проводим повторную диагностику динамической стороны общения детей, осуществляется анализ результатов исследований в начале и в конце года.
В представленной диагностике видна динамика развития коммуникативных способностей и навыков дошкольников за 2 года.
Положительная динамика:
- низкий уровень 68%-44%-0%
- средний уровень 16%-40%-50%
- высокий уровень 16%-16%-50%
Вывод: работа по вышеизложенной теме должна проводиться в системе в каждой возрастной группе. Коммуникативные навыки достаточно развитые облегчают , способствуют успешной социализации , подготовке к обучению в школе , к вступлению в дальнейшем , во взрослую жизнь.
В дальнейшей работе я буду продолжать накапливать опыт теоритический и практический по данной теме.
В работе приложения:
- перспективное планирование на 2 учебных года
- тест самооценки детей « Лесенка»
- тест цветового выбора Люшера
- перечень тем родительских собраний по теме общения
-выступление педагога на родительском собрании на тему: « Понимаем ли мы друг друга?»
-план преемственности между ДОУ и СОШ
-перечень художественных произведений для чтения детям с целью воспитания культуры общения
- рисуночный тест эмоционального благополучия детей « Рисунок семьи»
- дидактическая игра на различение эмоций « Колобки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков и умений у дошкольников
игры и упражнения...
Занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений дошкольников
Занятия, досуги и проекты для развития коммуникативных навыков дошкольников...
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков и умений детей в старшей группе.
Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы.Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к ...
План-конспект занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»
Занятие направлено на развитие у детей младших групп детского сада коммуникативных способностей...