«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Современное общество нуждается в личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению инициативности и творчества.
Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Это одна из самых актуальных проблем в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его интересу, инициативности и деятельности, является предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_ekologii.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад № 5 «Ромашка»
«Развитие познавательного интереса
у детей среднего дошкольного возраста»
«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»
Подготовила воспитатель: Курбатова Ю.А.
Актуальность проблемы. Современное общество нуждается в личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению инициативности и творчества.
Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Это одна из самых актуальных проблем в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его интересу, инициативности и деятельности, является предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.
Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы - типичная особенность этого возрастного периода.
Значительным средством развития познавательного интереса дошкольников среднего возраста является образовательная деятельность.
В своей работе я использую комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», экологическое воспитание согласно образовательной программе ДОУ дополнено парциальной программой «Наш дом-природа» Рыжовой.
При проведении познавательных занятий использую элементы занимательности, игру, все необычное, неожиданное. Это вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания.
В процессе образовательной деятельности, проводимой в игровой форме, дети осуществляют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы, выискивать общее и отличное в строении, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.
Использую игровые технологии, развивающие любознательность, наблюдательность и познавательный интерес.
Экологические игры: «Отгадай, какая птица», «Живая и неживая природа» «Угадай, что в мешочке». Использую приемы «Чего не хватает?», поиск информации по книгам, фотографиям, обмен информацией «Я сегодня узнал».
Организация самостоятельной познавательной деятельности детей
В рамках реализации этого блока развиваю творческую активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Каждый ребенок получает возможность самореализации. Важное значение имеет развивающая среда в группе и на территории детского сада. Среда наполнена различными объектами для наблюдения: «Птичий город», «Озеро фламинго» с рыбами, лягушками, головастиками и водными растениями, «Поляна сказок», альпийская горка, питомник для растений, различные деревья, кустарники, цветы и травы, уголок «нетронутой» природы.
«Экспериментирование и опыты»
В группе создана мини-лаборатория, наполненная материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях.
Дети учатся сравнивать, экспериментировать, моделировать.
Мы коллекционируем разнообразные объекты: камни, семена, пуговицы, бусинки и др.
Проектный метод как вариант интеграции образовательного процесса
Для обеспечения познавательной активности детей использую проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей.
Проектная деятельность обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию. Эту работу провожу в тесной связи с родителями.
Мы уже успешно завершили краткосрочные проекты:
«Огород на окне», где дети выращивают травку для зимующих птиц, рассаду, проводили опытническую работу, учились делать простые умозаключения, убедились в том, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;
«Спасем птиц» во время этого проекта дети узнавали условия жизни знакомых птиц, роли человека в жизни зимующих птиц.
«В поисках невидимки»- мы исследовали простейшие свойства воздуха.
Экологические праздники
Особенно дети любят праздники и развлечения.
«День Нептуна», «В гостях у Лесовичка», «Спасем птиц», «День воды», «Чудо-дерево».
Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательного интереса и наблюдательности у детей, но уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира.
Работу продолжим в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Рекомендации для родителей....
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...
«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Выступление на педагогическом совете в ДОУ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.Методы и приемы воспитания у детей...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой"...