ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Чумак Елена Вячеславовна
статья на тему
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Чумак Елена Вячеславовна
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную задачу – подготовить своих выпускников к обучению в начальной школе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Сегодня выпускник дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям. Дети на выходе из детского сада должны быть способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать программу начального образования. Цель детского сада – эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка. Основной результат – это социализация детей. При этом следует учитывать, что все дети разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. В настоящее время для педагогов ДОУ актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. ФГОС ДО представляют собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития воспитанников, позволяющих осуществлять его позитивную социализацию, личностный рост, стимулировать инициативность и творческие способности, основываясь на взаимосвязи со сверстниками и взрослыми, участвуя в соответствующих возрасту видах деятельности; развивающей образовательной среды, представляющей комплекс предпосылок для социализации и индивидуализации детей. В свою очередь образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты: - развивающая предметно-пространственная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. В соответствии с ФГОС ДО, одним из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста является развивающая предметно- пространственная среда. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Важно, чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала требованиям ФГОС ДО: была содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. В ходе деятельности по организации предметно-пространственной среды следует учитывать возрастные особенности детей. Развивающая предметно-пространственная среда в старших группах может быть организована с помощью разделения по принципу мягкого зонирования по следующим разделам: двигательный центр, центр сюжетно- ролевой игры, продуктивный центр, театрально-музыкальный центр, речевой центр, экологический центр, центр экспериментирования, центр математики, центр конструирования, совмещенный с центром ПДД. В речевом центре могут располагаться книжный, социально-эмоциональный и патриотический уголки. Данные центры должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть востребованными детьми. При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу. Старших дошкольников следует вовлекать в сам процесс преобразований. Для этой цели подойдут небольшие ширмы и отрезы ткани. С помощью таких ширм дети по собственному замыслу могут менять пространственную организацию среды. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой – для игр на столе. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинки и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Развивающая предметно-пространственная среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов. В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Для познавательной деятельности можно оформить макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета должны быть мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие - это и лото, и домино, и маршрутные игры. Главный принцип отбора – игры должны быть интересными для детей, вызывать желание играть и без участия взрослого. Двигательный центр может содержать в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (косички из нитей, мешочки с различным наполнением, крышки и т.п.). Данный центр должен содержать оборудование для индивидуальной работы по профилактике плоскостопия, формирования правильной осанки, развитию глазомера. Также двигательный центр необходимо насыщать играми и пособиями по формированию у старших дошкольников полезных привычек (привычка делать утреннюю гимнастику, соблюдать режим дня, правильно питаться и т.д.). Продуктивный центр необходимо наполнить различными материалами и оборудованием для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. Также подобрать различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности рисования и изготовления разных поделок и т. п. Это предполагает овладение умением работать по образцу, а также дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности. Для индивидуальный работы по художественно-эстетическому развитию в продуктивный центр можно поместить сумочки с различным наполнением. Например, такая сумочка может содержать различные средства для лепки: классический пластилин, шариковый пластилин, тесто, радужный песок и т.п. Другой вариант наполнения – материал и оборудование для аппликации из ткани: кусочки сукна, замши, фетра и т.п., подборка схем для аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться наполнением сумочек для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Рядом с продуктивным центром следует организовать выставку детских работ, можно организовать персональную выставку одного ребенка. В речевом центре на доступных детям стеллажах можно разместить сундучки с играми и пособиями, направленными на развитие разных сторон речи. На каждом таком сундучке должен быть символ и надпись для узнавания конкретного содержания, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Например, для совершенствования грамматического строя речи сундучок необходимо наполнить такими играми, как «Назови ласково», «Один- много, много-один», «Составь слово из двух», «Добавь слово» и т.д. Речевой центр может включать в себя книжный уголок. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. Привлекает старших дошкольников и возможность изменения своего внешнего вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.). У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделять учебную зону для подготовки детей к школе с различными игровыми пособиями, направленными на формирование предпосылок учебной деятельности. У старшего дошкольника необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи детей важно фиксировать рисунками и пиктограммами. Созданная таким образом развивающая предметно-пространственная среда в старших группах детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО и направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности каждого ребенка, потому что ребенок в ней – создатель, хозяин и преобразователь. А значит, развивающая предметно-пространственная среда способствует его социализации и индивидуализации.
Литература
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. 2. Образовательная программа дошкольного образования ДОО №188 «Степашка» АНО ДО «Планета детства «Лада» 3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста(О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.) 4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А, Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 203. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А. Эльконин, который отмечал, что "вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры". Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными. Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Фхилитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. О.П. Бауэр отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Игра исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Дидактические игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. К.Д. Ушинский - XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте. По его мнению А.С. Макаренко, игры - средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. Дидактические игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это характеризует игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки. Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, только при наличии этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. При выборе игры необходимо принимать во внимание возраст детей; важную роль играет также большая или меньшая степень умственного развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания. Наоборот, более сложная игра, не требующая одних только механических движений, основанная на оценке того или другого положения, сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее. Выбором соответствующих игр, способных заинтересовать детей, мы вселяем в них любовь и охоту к ним, извлекая, таким образом, несомненную пользу от дидактических игр. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Элемент тем более важный и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному внедрению сухих скучных "правил", а облегчаем детям эту мозговую работу укрепления и развития памяти, внимания, сообразительности и пр. легкими, живыми детскими играми, совершенно не вызывающими переутомления. В противоположность однообразным упражнениям, исключающим всякое сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем для расширения умственного кругозора детей. Увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и умственные способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко выполнять разнообразные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Образовательные задачи игр: игра оказывает большое воздействие на формирование личности, это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Таким образом, игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств. Она является незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и др. качеств. В формировании разносторонне развитой личности ребенка дидактическим играм отводится важнейшее место.
Список литературы
1. Менджерицкая Д.В. воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1988.- 10 с. 2. Дошкольная педагогика. в 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.-155 с. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.-234 с. 4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с. 5. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009. 6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организации развивающей предметно - пространственной среды в средней группе №11 в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО
организация предметно- пространственной среды в старшей группе описано в соответствиями ФГОС ДО и ООП ДО ДОО...
Организация развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе № 1 в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО
аналитическая спарвка организвции развивающей предметно- пространственной среды в ствршей группы для аттестации...
Организация Развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе на основе ФГОС
Материал составлен в таблице, которая включает: "образовательную область", "виды помещений", "оснощение", "перспективы"....
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....
Проектная деятельность « Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Тема проекта: « Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»Вид проекта: практико-ориентированный.Продолжительность: долгосрочный.Сроки...
Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».
Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвит...