Сказкотерапия
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи сказкотерапии Развитие слухового и зрительного внимания Развитие наблюдательности и зрительной памяти Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи) Развитие фантазии и творческого воображения Снятие эмоционального и физического напряжения Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
Требования в работе со сказкой: Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею. Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования. Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс . Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Какие сказки можно использовать в ДОУ : Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения. Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение. Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Оборудование для сказкотерапии: Куклы бибабо (перчаточные куклы) Пальчиковые куклы
Оборудование для сказкотерапии: Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных Красочные картины по сюжету сказки
1. Ритуал «вхождения в сказку». 2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки. 4. В конце занятия - ритуал «выхода из сказки».
1-ый этап работы: ритуал вхождения в сказку Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки. Игра «Волшебный клубочек», или стих «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!», также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром» или в гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!»
2-й этап работы – чтение сказки: Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы. Вопросы по анализу сказки: Почему боялся мышонок? Помог ли ему справиться со страхом зайчик? Почему не помог? Как справились со страхом звери? Чему удивился Крыс ?
3-ий этап работы обсуждение сказки: Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
Ритуал выхода из сказки: 1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки. Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет». Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»: Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...