Сюжетно ролевая игра "Космос"
материал на тему

Мяльчина Галина Васильевна

Сюжетно ролевая игра "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_kosmos.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно ролевая игра «Космос»

(старшая группа)

Цели: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; уметь до начала игры распределить роли, подготавливать необходимые условия, договориться о последовательности совместного действия; способствовать обогащению игры новыми решениями  (участие взрослого в игре ), изменение атрибутике и хода игры).

Создать условия для творческого самовыражения. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Договариваться мириться, убеждать, действовать: соблюдать правила игры; развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура   игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

1

2

3

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров - сверстников.

Формировать умение комбинировать предложение ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете.

Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего их четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами ( тренер - космонавт, строители - конструкторы)

Формировать умение выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру)

 Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить знания, полученные о космосе, создать доинтересовывающий момент

Предварительно обсудить содержания игры

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь, помочь детям с помощью краткого личного заключения, выстроить последовательность действий в процессе игры.

Помочь детям в развитии сюжета игры

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию

Обсудить результат игры

В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели.

Способы руководства

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (инфрограммы)

Задать вопрос о том, что такое космическое пространство; звезды, планеты, метеориты, на чем можно полетать в космосе.

Рассказать о сообщении с призывом, о помощи с неизвестной планеты которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полетать и помочь незнакомым существам, попавшим в беду

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль

Взять на себя роль руководителя (с согласия детей)

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимодействий.

В процессе игры направить развития сюжета с помощью, взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнения правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей

Проект сюжетно ролевой игры «КОСМОС»

(для старшей группы)

Цель: Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;  Уметь налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Задачи: Уметь выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры, формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников; Воспитывать новым взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Актуальность проекта:

Сюжетно ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вливаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях. Избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В игру успешно развиваются личности ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное это деятельность порождает стремление к самовыражению, самореализации. Кроме того, игра является надежным источником средством психического развития.

Научно методическое обеспечение.

Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре угадываются направления его бедующей жизни, позволяет проявить свои впечатления - стремления, слиянию с окружающим миром.

Игра проявляет волю, управляют действиями взрослых, успешно развивается и достигает более высоких уровней личности, психические процессы, разные виды деятельности.

Ожидаемые результаты:

1 Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.

2 Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.

3 Ролевое общение, короткий диалог.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

1

2

3

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностика по методике Т. Урунтаевой. Каталог : материалы и оборудования для детсада по рук. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой

Обрисовка сюжетной игры

Изучение литературы: Занятия с детьми старшего возраста по теме: Скоролупова О.А. «Покорение космоса»

Клушанцев П.О. «О чем рассказал телескоп” (М 1980)

Коллективное творчество детей (М 1998)

Недостасова В.А. «Растем, играя» (М 2004)

Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей» (М 2005)

Организационная работа

Чтение художественной литературы.

Булачева К. «Тайна третей Планеты» Медведев В. «Найди созвездия» Бородин В. «Первый космос»  Клушанцев П. « О чем рассказал телескоп» Леонов А. «Шаги над Планетой»

Продуктивные виды деятельности    

Изготовление атрибутов для игры

Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми

«Земля наш дом во Вселенной»

«Путешествие на Луну»

Звезды, - какие они»

Что такое солнечная система?

Дидактические игры

«Звездный путь»

«Найди лишнее»

«Разведчики»

«Что изменилось»

Строительная «Космодром»

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Земля – наш дом во Вселенной»

Развитие речи «Ракета летит к звездам»

Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие»

Конструирование «Наш космический корабль»

Рисование «Путь к звездам»  Аппликация – рисование «Космический коллаж»

Работа с родителями

Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса»

Основной

Систематизация  информации

Принятие на себя роли.  

Обсуждение содержания игры.  

Организация игрового пространства

Обеспечение руководства

Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры – вопросы. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность

Игра 

Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор – строитель)

Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно – игровых ситуаций.

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Орудия труда

Пульт управления, парашют, радиоаппаратура, связь барокамера

Трудовые действия

Строить, Конструировать, провожать, встречать, управлять, наблюдать

Качество труда

Вежливо, Внимательно, успешно, ответственно, качественно

 

Цель: Учить детей различать грустное и веселое  настроение, стимулировать внимание детей.

Развивающая среда: Игрушки или картинки: Буратино, Петрушка, мышка, зайка, бычок, кукла Таня, подарки. Снеговик

Активизация словаря: грустный, веселый, добрый.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут кататься на паровозике. Его зовут Непоседа. Он очень добрый и веселый. Давайте мы ему улыбнемся и займем места в вагончике.

Воспитатель поет песенку «Паровоз»  (муз. З.Компайнейца):

Паровоз кричит: «Ду – Ду!

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так-так, так-так,

Так-так, так-так».

А вот и первая остановка «Веселая полянка». На этой полянке живут разные герои.

- Какие они: грустные или веселые?

- Буратино – веселый.

- А еще кто веселый?

- Ответ детей (дети называют персонажей, имеющих веселый вид)

Воспитатель обращает внимание детей на пенек, говорит, что там кто-то спрятался

-Кто спрятался за пеньком?

-Ответ детей. (Зайка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...