НОД по теме "Беседа по рассказу Л.Н.Толстого "Лгун"
методическая разработка на тему

Акифьева Наталия Валерьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности. нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_rasskazu_l.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

             Чтение и общение по рассказу Л. Толстого «Лгун»

Программное содержание:

  • развивать умение вести беседу по литературному произведению, используя сложные предложения; подвести к пониманию основной идеи произведения: ложь не приводит к добру;
  • развивать умение анализировать текст: устанавливать связи между событиями, героями, их поступками, понимать мотивы, чувства героев, передавать их в речи (обман пастушка привел к тому, что волк загрыз всех овец; сначала пастушок веселился от того, что смог всех провести, когда пришел волк, пастушку было очень страшно, позже, вероятно, ему стало очень стыдно от того, что из-за него вся деревня осталась без овец);
  •  развивать умение составлять модель рассказа и пересказывать текст от лица литературного героя, опираясь на модель;
  •  воспитывать желание поступать честно, не обманывать.

Методы и приёмы: объяснение непонятных слов, советы.

     Предварительная работа: чтение и обсуждение произведения Л. Толстого «Чашка».

Ход беседы

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Подготовка к восприятию

2.Работа по теме занятия

3. Обобщение

-Ребята, какой рассказ Льва Толстого мы с вами недавно читали? Давайте попробуем вспомнить, о чем он?

-А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Льва Толстого, он называется «Лгун». Как вы думаете, о чем он? Почему так называется?

-А теперь мы проверим, насколько мы были правы, — прочитаем рассказ Толстого «Лгун». Чтение рассказа. 

-Понравился ли вам рассказ? О чем этот рассказ? Почему вы так думаете? Почему мужики не прибежали на помощь, когда волк напал на овец? Как вы думаете, зачем мальчик обманывал? Кто-нибудь смеялся над его шутками?

Почему мужикам не было смешно?

- А что произошло, когда они прибежали туда, где паслось стадо?

-Как вам кажется, это была хорошая шутка? Почему? Можно ли назвать это шуткой? Почему? К чему в результате привело такое поведение мальчика? Что бы вы могли посоветовать этому мальчику, если бы встретили его? Как вы считаете, как еще можно назвать этот рассказ?

-Есть хорошая русская пословица: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». Подходит ли она к этому рассказу? Почему?

-Если бы мы встретили пастушка и попросили рассказать, что с ним произошло, что он мог бы нам рассказать? Давайте нарисуем эту историю. С чего начнется рассказ пастушка? Что происходит дальше? Что потом случилось? Чем закончится рассказ пастушка?

-Кто может теперь рассказать нам историю пастушка? Представь, что ты пастушок, и расскажи нам, что с тобой произошло.

-Мы с вами познакомились с двумя рассказами Льва Толстого — «Лгун» и «Чашка». Как вам кажется, есть ли между ними что-то общее? А чем они отличаются? Поступки мальчиков чем-то похожи? Как вы думаете, если поменять героев местами, что-то изменится в этих историях? Как поведет себя мальчик из рассказа «Лгун», если разобьет чашку? Он признается сам или нет? А как поведет себя мальчик из рассказа «Чашка»? Какой урок вынес пастушок из этой истории?

-Как вы думаете, что хотел сказать нам автор своими рассказами? Может быть, с кем-то из вас случалось что-то такое же, как с героем рассказа «Чашка?» А кто-нибудь из вас поступал так же, как пастушок

из рассказа «Лгун»? Расскажите, пожалуйста. Можно для всех этих историй придумать одно название?

-Подходят ли к вашим рассказам такие поговорки: «Ложь не приводит к добру» или «Ложь человека не красит»? Почему? А к рассказам Толстого, которые мы прочитали? Какой из двух мальчиков понравился вам больше? Почему? Попробуйте нарисовать этого мальчика или свою историю, и мы соберем из ваших рисунков альбом, который можно назвать «Правда светлее солнца».

Ответы детей.

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей.

-Им пришлось бросить свою работу и бежать мальчику на выручку, они боялись, волновались за пастушка, ведь волк мог напасть и на него тоже, не только на овец.

-Мальчик посмеялся над ними, над их страхами и сказал, что просто пошутил.

Ответы детей.

Ответы детей.

Все, что говорят дети, схематично зарисовывается.

Несколько пересказов детей.

Ответы детей.

Рассказы детей.

Дети отвечают на вопросы и рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба";            ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Мои рассказы для детей: - рассказ " Котёнок"

Я люблю  писать для детей рассказы и сказки.   Через них я знакомлю детей с окружающим миром,  жизнью животных , насекомых, растений.  О том какая была наша земля много столетий на...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...