Долгосрочный проект "Мы-патриоты" в подг.гр.
проект (подготовительная группа) по теме
Долгосрочный проект "Мы-патриоты" в подг.гр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_podg.gr_patrioty_2014.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
УДПРФ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387» УДПРФ
Познавательный проект
В подготовительной к школе группе № 5
Тема: «Мы живем в России»
Болотенкова О.Е.
Воспитатель 1 квалификационной категории
Москва, 2014 г.
Проект в подготовительной школе группе № 5
Тема:«Мы живем в России»
2014-2015 уч.гг
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Сергей Михалков
Гражданско – патриотическое воспитание в наше время является одной из самых важных ступеней в воспитательной работе с дошкольниками. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Но как - бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо.
В наше время считается, что патриотизм включает в себя чувствоответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к своей семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона. Каждому человеку необходимо знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны. Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром. Ему необходимы - мир, согласие и любовь. И начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей дружеской, теплой, уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства любви к родному детскому саду, улицам, по которым он ходит, родной семье и начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство – любовь к своей Родине, своему Отечеству. Поэтому необходимо так показать детям их родной город, рассказать о стране, в которой они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей родиной, гордости и любви. Достигнуть этого можно путем ознакомления дошкольников с историей и культурой родного края.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель проекта:
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.
Задачи:
- Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
- Создать предметно-развивающую среду.
- Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
- Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Участники проекта: - дети подготовительной группы – воспитатель – родители
Вид проекта– групповой, информационный, практико– ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации– с 12 сентября 2014 – по 20мая 2015.
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта) Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки:«Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»;
Фотоальбомы: «Мой любимый город», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России»,
«Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Презентация проекта«Я часть России»
Открытое занятие«Люблю березку русскую»
Итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина
Ожидаемый результат
Для детей:Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Этапы проведения и реализации проекта:
- Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Постановка целей и задач.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Организационно-практический (основной)
Перспективный план
месяц | № п/п | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми |
сентябрь | 1 | Мир вокруг нас | Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. | Занятия, беседы о разных странах и их жителях. |
2 | Разноцветные люди | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности | Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Фотовыставка «Разноцветные люди». Рисование на тему «Разноцветные дети». Дидактическая игра «Иностранец». Подвижные игры детей разных стран | |
октябрь | 3 | Наша страна - Россия | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» | Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина» |
4 | Как жили славяне | Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой | Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта, фольклорный праздник «Веселая ярмарка» | |
5 | Богатыри земли русской | Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей | Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской». Театрализованные игры | |
6 | Русские народные промыслы | Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров | Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскимими, калининскими, каргопольскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д. | |
7 | Осенины | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку | Занятие в фольклорном стиле. Изготовление украшений, разучивание стихов, песен, танцев. | |
ноябрь | 8 | Климатические зоны России | Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы | Занятия, знакомство с географической картой России. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова» |
9 | Жизнь людей на Севере | Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях | Занятие, беседы о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Тематическое рисование | |
10 | Русский лес - чудесный лес | Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства | Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека» | |
11 | Что такое заповедник? | Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства | Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России» | |
декабрь | 12 | Голубые реки России | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России | Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций . Рисование «Озеро-сказка». Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей |
13 | Какие народы живут в России | Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества | Занятия, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ | |
14 | Государственные символы России - флаг, гимн | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране | Занятия, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы | |
15 | Государственный символ России - герб | Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством | Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб» | |
январь | 16 | Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ | Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско- патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» | Занятие, беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн» |
17 | Знаменитые россияне | Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны | Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов | |
18 | Знаменитые спортсмены России | Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди - «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» | Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах. Чтение стихов. Подвижные спортивные игры на улице. Проведение спортивной олимпиады в детском саду | |
февраль | 19 | Главный город нашей страны | Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско- патриотические чувства | Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр видеофильмов, фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков |
20 | История Московского Кремля | Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля | Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву. Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля. Рисование на тему «Древняя Москва». Выставка детских рисунков на тему «Московский Кремль» | |
21 | Города России | Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт- Петербург, Новгород, Новосибирск, и т.д. Формировать представление о том, что Россия - огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну | Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов, фотовыставка «Города России». Чтение литературных произведений о городах России | |
22 | День защитников Отечества | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины | Праздник «День защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных | |
март | 23 | Мамин праздник | Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики | Утренник «Мамин день», рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка «Моя мама». Рисование на темы: «Мама дома», «Мама на работе» |
24 | Масленица | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора | Занятие-развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы. Рисование: «Встреча весны». Спортивные состязания | |
25 | За что мы любим свой город. | Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско- патриотические чувства | Экскурсия по родному городу, рассматривание иллюстраций, тематическое рисование. Рассматривание открыток с видами родного города. Фотовыставка «Я в родном городе». Дидактическая игра «Что в родном городе есть» | |
26 | История возникновения герба | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города - гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства | Экскурсия по родному городу, беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города | |
апрель | 27 | Флора и фауна родного края | Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края | Экскурсия в краеведческий музей, беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки |
28 | Знаменитые земляки | Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими | Занятие, прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Москве в годы Великой Отечественной войны, выставка рисунков «Москва во время войны» | |
29 | Многонациональ ная родина | Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны | Экскурсия в краеведческий музей, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов. Чтение стихотворений, литературных произведений. | |
30 | Занятие – викторина «Что мы знаем о России» | Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства | Занятие – викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно – прикладные промыслы. Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». | |
май | 31 | День Победы | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства | Занятие для детей и родителей «День победы»; Разучивание стихов, песен, инсценировок; Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной Войны. |
Итоговое занятие «Мы патриоты» | Обобщить и систематизировать знания детей о России, , воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства. | |||
Занятие – викторина.
|
Презентационно – завершающий
Итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми.
Реализация проекта способствует сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказывает благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и желание с гордостью говорить о настоящем и будущем России.
Литература:
Н. В Алешина,.Патриотическое воспитание дошкольников : Конспекты занятий[Текст] / Н. В. Алешина . – 4. изд., доп . – Москва : Перспектива, 2008 . – 237,
Н.Г. Зеленина, Л.Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.)[Текст] - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015, 96с.
Ривина, Е. К.,Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами[Текст] / Е. К. Ривина.– Москва: АРКТИ, 2005. – 61 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника «Проделки Бабы-Яги или Дед Мороз в Африке» подг.группа
Проделки Бабы -Яги или Дед Мороз в Африке........
Конспект занятия по ознакомлению с семейными ценностями "Необыкновенное путешествие" подг.группа
Хочу поделиться разработанными конспектами занятий, математического досуга, рекомендациями для родителей, может кому-нибудь пригодится....
Комплексное занятие по экологии "Что такое лес?" (подг. группа)
Авторская разработка Вислогузовой Е. П....
Интегрированное занятие "Подснежник" (подг. группа)
Проводится вместе с музыкальным работником...
Занятие по математике в подг.гр."Путешествие Смешариков в космос"
Это занятие по математике в подготовительной группе по программе "Детство" включает в себя итоговые задания по всем разделам программы математического развития детей 6-7 лет....
Циклограмма совместной деятельности с детьми подг. гр.
Представлена таблица для написания в плане совместной деятельности с детьми в подготовительнойк школе группе по программе "Радуга"...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...