Конспект НОД по правовому воспитанию "Моя семья" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гимазеева Эльмира  Габдулловна

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
  • развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Оборудование и материал: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни «Мама для мамонтенка» композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке «Кукушка»,  листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки, мультимедийное оборудование, семейные фотографии, фотоальбомы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_pravah.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по правовому воспитанию

"Моя семья"

в старшей  группе

Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка.

Содержание занятия ориентировано на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.

Предварительная работа: знакомство  с документами «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», чтение сказки “Воробьишко» М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, р.н.с. «Морозко», ненецой сказки «Кукушка»  с последующим обсуждением, разучивание стихов о семье.

Занятие носит комплексный характер.

Методы и приемы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке «Кукушка», документы «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка»), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическая деятельность, ИКТ, художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
  • развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.

Оборудование и материал: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни «Мама для мамонтенка» композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке «Кукушка»,  листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки, мультимедийное оборудование, семейные фотографии, фотоальбомы детей.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка», ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)

Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)

Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь-я!».

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)

1. «Родительское сердце - в детках».

2. «Дети не в тягость, а в радость».

3. «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

4. «Вся семья вместе – и душа на месте». (Рассуждения детей).

Как вы думаете, что такое счастье? Счастливая семья? (Демонстрация фотографий на экране).

 Ребенок читает стихотворение:

«Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!»

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека).

Воспитатель: Что вы видите на плакатах? Как вы думаете, о чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Права детей записаны в специальном документе , который называется  «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.  Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас, о друг друге?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?

(Ответы детей)

Игра «Наши добрые дела»

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Отгадайте загадку:

«Дитя еще не родилось,
А уж отдано на воспитание.
У кого это?» (У кукушки).

Почему вы так думаете? Что делает кукушка с яйцами? (Подбрасывает в чужие гнезда, к другим птицам). Помните, мы смотрели об этом видео?

(Показ иллюстрации к ненецкой сказке «Кукушка», беседа по сказке).

- Ребята, назовите, как называется сказка?

- Почему мама обернулась кукушкой?

- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети-сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою семью. (Дети рисуют под музыку.)

(Затем дети рассказывают о том, что изобразили, о своей семье, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными), демонстрируют фото.

Ксюша прочтет стихотворение:

 «Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают».

(Воспитатель предлагает детям из рисунков  сделать альбом).

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Дети делятся впечатлениями, рассматривают фотоальбомы, рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Правовое воспитание в семье и в ДОУ

Правовое воспитание в семье и в ДОУПрава детей дошкольного возраста в детском саду и семье зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до 90-х годов XX века охват детей ...

Доклад "Правовое воспитание в семье и детском саду"

Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность,...

Образовательная деятельность по правовому воспитанию в подготовительной группе "СЕМЬЯ - СЕМЬ Я"

В данной образовательной деятельности поднимается проблема правового воспитания с учётом возрастных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста....

Правовое воспитание в семье и детском саду

Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями развития  образования и подкрепляется тесной связью с семьей. Нормативно ...