Информационно-творческий проект «Что в имени моём...»
проект (подготовительная группа) на тему

Анучина Нина Анатольевна

Формирование у детей представлений о праве каждого человека на имя, возрождение интереса к своему имени, роду, своей родословной и создание благоприятных условий для самореализации ребёнка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_v_imeni_moem.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Информационно-творческий проект

«Что в имени моём…»

подготовительная группа 02 «Смородинка»

компенсирующей направленности

Анучина Нина Анатольевна

                                                                    воспитатель,

                                                                    первая квалификационная категория

г. Усть-Илимск

2016 г.

Актуальность:

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда происходит становление самосознания, в частности осознание своего имени и имён других людей.

Главная задача педагога и семьи – сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в социум. Невозможно занять достойное место в системе отношений с окружающими без воспитания любви к ближнему, без знания своего происхождения, истории возникновения своего имени. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у детей представлений о себе, как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребёнка.

Проблема:

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Практика работы последних лет показывает, что у воспитанников прослеживаются некоторые проблемы: дети не могут назвать уменьшительно-ласкательную форму своего имени, в старшем возрасте не могут назвать своё полное имя, не соотносят полное имя с собственной персоной. Некоторые воспитанники проявляют негативное отношение к своему имени, иногда обращаются к сверстникам по уменьшительно-пренебрежительному имени (Танька, Ванька).

Причиной таких отклонений является ближайшее социальное окружение, в первую очередь – семья. Поэтому очень важно вести работу по осознанию ребёнком своего имени и имён других людей.

Вид проекта: информационно-творческий

Участники проекта: 

Дети подготовительной логопедической группы 02 «Смородинка», родители, воспитатели группы: Н.А. Анучина, Е.М. Склянова.

Сроки реализации проекта: долгосрочный

I этап: 01-15 октября 2015г.

II этап: 15 октября 2015г. -  январь 2016г.

III этап: февраль 2016г.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о праве каждого человека на имя, возрождение интереса к своему имени, роду, своей родословной и создание благоприятных условий для самореализации ребёнка в семье.

Задачи:

1. Стимулировать активную познавательно-речевую деятельность детей по расширению и закреплению знаний об имени.

2. Знакомить со значением имени, его происхождением; помочь осознать свою индивидуальность и уникальность.

3. Развивать уважительное отношение к своему имени и имени другого человека.

4. Формировать представления о родственных взаимосвязях в семье; определять свою социальную роль в отношении к членам семьи, прививать любовь и уважение друг к другу.

5. Воспитывать правовую сознательность, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

6. Активизировать педагогический и творческий потенциал родителей.

Этапы реализации проекта:        

I этап –  организационно – подготовительный

- определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- обсуждение проекта с родителями, выявление средств, необходимых для реализации проекта;

- определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап – практический

Реализация перспективного плана.

III этап – рефлексивно – обобщающий

- обобщение результатов анкет, тестов;

- оценка эффективности реализации проекта;

- создание методических рекомендаций для родителей по теме «Имя вам не зря дано»;

- подготовка итоговой презентации.

Ожидаемый результат:

1. Осознание дошкольниками личностной индивидуальности;

2. Дифференциация представлений о происхождении имён;

3. Конкретизация представлений о близких  и дальних родственниках;

воспитание чувств сопереживания к близким людям, членам семьи;

4. Формирование способов проявления доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;

5. Актуализация использования полученной информации в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.

Конечный результат:    оформление стенда «Я имею право»; мини-проектов «Что в имени моём…» родителями в виде альбомов, рисунки детей: «Моя семья», «Я взрослый»; макет «Капуста именинников».

План реализации проекта «Что в имени моём…»

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Сроки

Подготовительный

1. Познакомить с положениями Конвенции о правах ребёнка: «Право на имя», «Право знать своих родителей и право на их заботу».

2. Мультимедийная презентация «Права ребёнка» -  уполномоченный по правам ребёнка ДОУ

Н. А. Яковлева.

3.Тест-анкета «Часто ли вы хвалите своего ребёнка?»

4. Рисуночный тест «Нарисуй семью».

октябрь

Практический

1. Родительская дискуссия «Новый взгляд на детский сад».

2. Родительское собрание «Семья – надёжная гавань в любую погоду».

октябрь

январь

Разработка серии консультаций для родителей:

1. «Когда семья – коллектив».

2. «Игрушки расскажут о характере взрослого».

3. «Воспитание дружеских отношений в семье».

4. «Смотрим добрые мультфильмы».

5. «Имена нам дарит небо».

Памятки-рекомендации:

  • Как наладить добрые взаимоотношения с ребёнком.
  • Сундучок семейной мудрости.
  • Чаще говорите детям…
  • Ключ к семейному счастью.

Сайт МБДОУ

1. «Учим ребёнка дружить».

2. «В имени - душа человека».

1 раз в месяц

Мини-проект «Что в имени моём…» (что означает имя ребёнка; рассказ о своей семье с помощью пословиц; герб семьи; потешки, дразнилки, песенки, стихи, загадки с именем ребёнка; словотворчество) – оформление родителями в виде альбома.

октябрь-декабрь

Рассказ воспитателя с мультимедийной презентацией «Как и почему появились имена»;

Проблемная ситуация: «Знаете ли вы...

...почему вас так назвали?

...что означает ваше имя?

...что можно узнать о человеке по имени?»

Макет «Капуста именинников»

октябрь

Рассматривание альбомов с семейными фотографиями.

октябрь

Фотоколлаж «Отдыхаем вместе».

Рисование «Автопортрет».

октябрь

Знакомство детей с документами: «Свидетельство о рождении», паспортом.

ноябрь

Беседа: Почему мы так говорим: «Без имени ребёнок - чертёнок», «С именем - Иван, без имени - болван», «Береги свое имя смолоду». 

ноябрь

Чтение: Б. Житков «Как меня назвали»;

И. П. Токмакова «Моя родня»;

А. Л. Барто «Имя и фамилия», «Двойняшки»;

Т. Петрушин «Когда я был маленьким»;

Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка»;

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др.

октябрь-январь

Дидактические игры: «Назови ласково моё имя», «Кто кому кто?», «Женские и мужские имена», «Угадай, кто позвал?», «Редкое имя», «Оцени поступок», «Хорошо-плохо», «Угадай настроение».

ежедневно

Скороговорки, поговорки с именами.

Загадки, ребусы, кроссворды: «Имена девочек, мальчиков из сказок и стихотворений».

октябрь-февраль

Сюжетно-ролевые игры: «Дружная семья», «Дочки-матери», «Дом», «Детский сад».

Изготовление детских «документов» для сюжетно-ролевой игры: водительские права, паспорт, пропуск, именная визитка и т. д.

октябрь-февраль

Минутка безопасности «Один дома».

декабрь

Подвижные игры со скакалкой или мячом: «Я знаю пять имён мальчиков, пять имён девочек».

ежедневно

Просмотр видео- и фотоматериалов «Мой день рождения» из домашнего архива.

октябрь-февраль

Поздравления именинников в группе: «В день рождения принимаю поздравления».

Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Имена», «Аленка», «Наша группа», «Привет, ладошка!».

октябрь-

январь

Обобщающий

Презентация проекта и детско-родительских мини-проектов.

февраль

Литература

1.  Козлова С. Мы имеем право. Москва, Обруч, Линка-пресс, 2010.

2.  Квита Г., Миронов В. Словарь имен. Москва, 1998.

3. Логачева И. А. Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе "Что значат наши имена".

4. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание № 8,1997 г., с.7.

5. Твоё имя / Составитель И.Воробьёва. М., 2000.

6. Хигер Б. Ю. Как назвать ребенка. Москва, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...

Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...

Педагогический проект "Что в имени моём?"

Цель: Способствовать социальному развитию детей через гармонизацию осознания детьми своего имени.Задачи для педагоговПоддерживать интерес и инициативу детей к познавательно-речевой деятельности.Формир...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...