Информационно-творческий проект «Что в имени моём...»
проект (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей представлений о праве каждого человека на имя, возрождение интереса к своему имени, роду, своей родословной и создание благоприятных условий для самореализации ребёнка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_v_imeni_moem.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»
Информационно-творческий проект
«Что в имени моём…»
подготовительная группа 02 «Смородинка»
компенсирующей направленности
Анучина Нина Анатольевна
воспитатель,
первая квалификационная категория
г. Усть-Илимск
2016 г.
Актуальность:
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда происходит становление самосознания, в частности осознание своего имени и имён других людей.
Главная задача педагога и семьи – сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в социум. Невозможно занять достойное место в системе отношений с окружающими без воспитания любви к ближнему, без знания своего происхождения, истории возникновения своего имени. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у детей представлений о себе, как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребёнка.
Проблема:
Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Практика работы последних лет показывает, что у воспитанников прослеживаются некоторые проблемы: дети не могут назвать уменьшительно-ласкательную форму своего имени, в старшем возрасте не могут назвать своё полное имя, не соотносят полное имя с собственной персоной. Некоторые воспитанники проявляют негативное отношение к своему имени, иногда обращаются к сверстникам по уменьшительно-пренебрежительному имени (Танька, Ванька).
Причиной таких отклонений является ближайшее социальное окружение, в первую очередь – семья. Поэтому очень важно вести работу по осознанию ребёнком своего имени и имён других людей.
Вид проекта: информационно-творческий
Участники проекта:
Дети подготовительной логопедической группы 02 «Смородинка», родители, воспитатели группы: Н.А. Анучина, Е.М. Склянова.
Сроки реализации проекта: долгосрочный
I этап: 01-15 октября 2015г.
II этап: 15 октября 2015г. - январь 2016г.
III этап: февраль 2016г.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о праве каждого человека на имя, возрождение интереса к своему имени, роду, своей родословной и создание благоприятных условий для самореализации ребёнка в семье.
Задачи:
1. Стимулировать активную познавательно-речевую деятельность детей по расширению и закреплению знаний об имени.
2. Знакомить со значением имени, его происхождением; помочь осознать свою индивидуальность и уникальность.
3. Развивать уважительное отношение к своему имени и имени другого человека.
4. Формировать представления о родственных взаимосвязях в семье; определять свою социальную роль в отношении к членам семьи, прививать любовь и уважение друг к другу.
5. Воспитывать правовую сознательность, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
6. Активизировать педагогический и творческий потенциал родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно – подготовительный
- определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение проекта с родителями, выявление средств, необходимых для реализации проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап – практический
Реализация перспективного плана.
III этап – рефлексивно – обобщающий
- обобщение результатов анкет, тестов;
- оценка эффективности реализации проекта;
- создание методических рекомендаций для родителей по теме «Имя вам не зря дано»;
- подготовка итоговой презентации.
Ожидаемый результат:
1. Осознание дошкольниками личностной индивидуальности;
2. Дифференциация представлений о происхождении имён;
3. Конкретизация представлений о близких и дальних родственниках;
воспитание чувств сопереживания к близким людям, членам семьи;
4. Формирование способов проявления доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;
5. Актуализация использования полученной информации в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.
Конечный результат: оформление стенда «Я имею право»; мини-проектов «Что в имени моём…» родителями в виде альбомов, рисунки детей: «Моя семья», «Я взрослый»; макет «Капуста именинников».
План реализации проекта «Что в имени моём…»
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Сроки |
Подготовительный | 1. Познакомить с положениями Конвенции о правах ребёнка: «Право на имя», «Право знать своих родителей и право на их заботу». 2. Мультимедийная презентация «Права ребёнка» - уполномоченный по правам ребёнка ДОУ Н. А. Яковлева. 3.Тест-анкета «Часто ли вы хвалите своего ребёнка?» 4. Рисуночный тест «Нарисуй семью». | октябрь |
Практический | 1. Родительская дискуссия «Новый взгляд на детский сад». 2. Родительское собрание «Семья – надёжная гавань в любую погоду». | октябрь январь |
Разработка серии консультаций для родителей: 1. «Когда семья – коллектив». 2. «Игрушки расскажут о характере взрослого». 3. «Воспитание дружеских отношений в семье». 4. «Смотрим добрые мультфильмы». 5. «Имена нам дарит небо». Памятки-рекомендации:
Сайт МБДОУ 1. «Учим ребёнка дружить». 2. «В имени - душа человека». | 1 раз в месяц | |
Мини-проект «Что в имени моём…» (что означает имя ребёнка; рассказ о своей семье с помощью пословиц; герб семьи; потешки, дразнилки, песенки, стихи, загадки с именем ребёнка; словотворчество) – оформление родителями в виде альбома. | октябрь-декабрь | |
Рассказ воспитателя с мультимедийной презентацией «Как и почему появились имена»; Проблемная ситуация: «Знаете ли вы... ...почему вас так назвали? ...что означает ваше имя? ...что можно узнать о человеке по имени?» Макет «Капуста именинников» | октябрь | |
Рассматривание альбомов с семейными фотографиями. | октябрь | |
Фотоколлаж «Отдыхаем вместе». Рисование «Автопортрет». | октябрь | |
Знакомство детей с документами: «Свидетельство о рождении», паспортом. | ноябрь | |
Беседа: Почему мы так говорим: «Без имени ребёнок - чертёнок», «С именем - Иван, без имени - болван», «Береги свое имя смолоду». | ноябрь | |
Чтение: Б. Житков «Как меня назвали»; И. П. Токмакова «Моя родня»; А. Л. Барто «Имя и фамилия», «Двойняшки»; Т. Петрушин «Когда я был маленьким»; Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др. | октябрь-январь | |
Дидактические игры: «Назови ласково моё имя», «Кто кому кто?», «Женские и мужские имена», «Угадай, кто позвал?», «Редкое имя», «Оцени поступок», «Хорошо-плохо», «Угадай настроение». | ежедневно | |
Скороговорки, поговорки с именами. Загадки, ребусы, кроссворды: «Имена девочек, мальчиков из сказок и стихотворений». | октябрь-февраль | |
Сюжетно-ролевые игры: «Дружная семья», «Дочки-матери», «Дом», «Детский сад». Изготовление детских «документов» для сюжетно-ролевой игры: водительские права, паспорт, пропуск, именная визитка и т. д. | октябрь-февраль | |
Минутка безопасности «Один дома». | декабрь | |
Подвижные игры со скакалкой или мячом: «Я знаю пять имён мальчиков, пять имён девочек». | ежедневно | |
Просмотр видео- и фотоматериалов «Мой день рождения» из домашнего архива. | октябрь-февраль | |
Поздравления именинников в группе: «В день рождения принимаю поздравления». | ||
Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Имена», «Аленка», «Наша группа», «Привет, ладошка!». | октябрь- январь | |
Обобщающий | Презентация проекта и детско-родительских мини-проектов. | февраль |
Литература
1. Козлова С. Мы имеем право. Москва, Обруч, Линка-пресс, 2010.
2. Квита Г., Миронов В. Словарь имен. Москва, 1998.
3. Логачева И. А. Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе "Что значат наши имена".
4. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание № 8,1997 г., с.7.
5. Твоё имя / Составитель И.Воробьёва. М., 2000.
6. Хигер Б. Ю. Как назвать ребенка. Москва, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...
Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....
Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"
Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...
Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...
Педагогический проект "Что в имени моём?"
Цель: Способствовать социальному развитию детей через гармонизацию осознания детьми своего имени.Задачи для педагоговПоддерживать интерес и инициативу детей к познавательно-речевой деятельности.Формир...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...