Статья в журнале "ТИМ"
статья на тему
Статья обращается к вопросу взаимодействия и взаимовлияния семьи, ребёнка и объединения и содержит результаты исследования на тему "Нужно ли детям объединяться?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_detskoe_obshchestvennoe_obedinenie_-.doc | 197 КБ |
nuzhno_li_detyam_obedinyatsya.ppt | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и детское общественное объединение –
взаимодействие и взаимовлияние.
Синицына Кристина Юрьевна,
заместитель директора
МБОУ гимназии № 10 ЛИК
города Невинномысска Ставропольского края,
руководитель добровольного
общественного объединения
детей и взрослых «Союз гайдаровцев».
Семья была и останется прежде всего средой обитания и воспитания человека. Формирование этой среды предполагает известные нормы и правила, соблюдение которых обусловливает особенности семьи как определённого вида духовной жизни и деятельности человека. В этом смысле правомочно говорить о формировании единого сознания и культуры семьи.
Семья создаётся и развивается в обществе. Становление и развитие семьи является результатом активного творчества, активной деятельности человека.
Семья и общество – два взаимосвязанных понятия. Обществу не безразлична жизнь семьи, семье – не безразлично общество, в котором она существует. У семьи, имеющей ребёнка, более широкие связи с обществом. Каждая семья, в которой растёт ребёнок, тесно взаимодействует с обществом: подрастает ребёнок – расширяются сферы взаимодействия.
И каждая семья, имеющая ребёнка, рано или поздно переживает так называемый кризис отношений в период вступления ребёнком в подростковый возраст. Общеизвестно, что в подростковом возрасте у каждого ребёнка происходит переориентация с общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение со ровесниками, и это объясняется рядом причин.
Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический канал информации. По нему подростки обсуждают то, что не могут обсуждать с родителями.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповые игры, совместная деятельность со сверстниками вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: с одной стороны обособления, с другой – потребности во включенность в какую-либо группу или общность. Такой группой или общностью в сотрудничестве с семьёй могут и должны выступать детские общественные объединения и организации.
Детские общественные объединения и организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений современности. Кроме удовлетворения потребности детей в общении, в совместной деятельности, в реализации возрастных интересов, детские объединения выполняют и важные социальные функции: они включают детей в жизнь общества, создают условия для приобретения социального опыта, различных знаний и умений.
Участие в детских объединениях – ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания активных граждан, становления личности. Кроме того, позитивно ориентированная социальная деятельность детских объединений отвлекает детей от негативных влияний, предотвращает их антиобщественное поведение. Эти свойства детских объединений делают их фактором, который дополняет воздействие семьи на сознание подрастающего поколения. И именно поэтому можно и должно создавать и поддерживать детские объединения, создавать условия для тесного взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания детей.
Более 20 лет на базе Невинномысской гимназии № 10 ЛИК для детей и подростков с высокими интеллектуальными способностями активно действует добровольное общественное объединение детей и взрослых «Союз гайдаровцев», деятельность которого основана на коммунарской методике. Согласно Уставу «Союза гайдаровцев» его членом может стать любой учащийся гимназии не младше 10 лет, члены его семьи, педагоги и работники гимназии, разделяющие ценности «Союза».
Мы задались вопросом: каково мнение современных подростков и их родителей на детские общественные объединения и их деятельность, и происходит ли взаимовлияние этих общественных субъектов друг на друга. С этой целью было проведено анкетирование среди 4-х групп респондентов: детей, не принимающий участие в деятельности детского объединения, их родителей, а также детей, членов «Союза гайдаровцев» и их родителей. Предлагаем Вашему вниманию результаты анкеты.
Прежде всего, был задан вопрос о принадлежности к какому-либо общественному детскому объединению:
Вопрос № 1 для детей «Являешься ли ты в настоящее время участником детского общественного объединения?»
для взрослых «Является ли Ваш ребёнок членом какого-либо общественного объединения в настоящее время?»
№ пп | Варианты ответа | В процентах к общему числу опрошенных |
1 | Да | 42,8 % |
2 | Нет | 57,2 % |
Вопрос № 2. «Как Вы считаете, нужно ли объединяться детям и иметь свои общественные организации?»
Мнения определились следующим образом:
Варианты ответа | Дети | Родители | ||
Являются членами детского объединения | Не являются членами детского объединения | Чьи дети являются членами детского объединения | Чьи дети не являются членами детского объединения | |
Да, ребятам это необходимо | 84,7 % | 56,8 % | 82,1 % | 66,7 % |
Объединяться возможно, но не обязательно | 15,3 % | 17 % | 17,9 % | 13,4 % |
Вряд ли это нужно | - | 7,7 % | - | - |
Нет, это не нужно | - | 5,6 % | - | 12,5 % |
Я об этом не задумывался | - | 12,9 % | - | 7,4 % |
Ответы на вопрос № 2 показали, что преобладает позитивное отношение к детскому объединению среди всех групп. Но следует отметить, что в группе детей, состоящих в объединении и их родителей данные значительно выше данных другой группы. Более того, в группе респондентов, не состоящих в объединениях, есть такие, которые не задумывались над этим вопросом.
Что же привлекает детей в объединениях? Для получения информации был сформулирован следующий вопрос:
Вопрос № 3. «Прежде всего, ребят может привлечь такое объединение, в котором…»
№ пп | Варианты ответа | Дети (в %) | Родители (в %) |
1 | Есть ребята, которые нравятся | 31,3 | 38,5 |
2 | Просто можно побыть с друзьями | 61,6 | 53,2 |
3 | Меня всегда поймут, поддержат | 46,9 | 47,8 |
4 | Мне не страшно, за меня всегда могут вступиться | 23,9 | 19,9 |
5 | Все делают только то, что интересно | 35,7 | 35,8 |
6 | Нет таких людей, которые навязывают своё мнение | 29,7 | 34,3 |
7 | Ребята всё решают сообща | 38,7 | 35,8 |
8 | Все прислушиваются к мнению каждого | 45,8 | 41,8 |
9 | Я научусь тому, что мне необходимо и полезно | 36,2 | 35,8 |
10 | Я могу хорошо развлечься и отдохнуть, повеселиться | 48,2 | 48,8 |
11 | Можно делать то, что полезно для других людей, для общества | 28,9 | 26,4 |
12 | Никто не «читает» мне морали, не пристаёт с нравоучениями | 34,3 | 40,3 |
13 | Можно поговорить на умные темы, узнать свежие новости | 24,5 | 23,9 |
14 | Есть ответственность за общее дело, за друзей | 20,9 | 15,9 |
15 | Меня ценят как человека | 26,7 | 27,4 |
16 | Можно заработать деньги | 27,5 | 30,3 |
17 | Другое | 8,2 | 11,9 |
В данной сводной таблице можно увидеть, что мнения детей и родителей совпадают по многим показателям. Как нам кажется, это подтверждает мнение о том, что люди, и взрослые, и маленькие, испытывают потребность как существа социальные в любви, уважении, чувстве защищённости – варианты ответов №№ 3, 4, 6, 8, 15. К сожалению, отмечается снижение числа социально-значимых мотивов деятельности – варианты ответов №№ 11, 14. Кроме того, приоритетными становятся мотивы, направленные только на получение удовольствия человеком – варианты ответов №№ 5, 10.
Вопрос № 4 для детей «Если бы тебя спросили, каким делом лучше заниматься, то какое из предложенных ты бы выбрал?»
для взрослых: «Если бы Вас спросили, каким делом лучше заниматься Вашему ребёнку, то какое из предложенных Вы бы выбрали?»
№ пп | Варианты ответа | Дети (в %) | Родители (в %) |
1 | Торговля мелкими товарами на улице | 5,2 | 7,4 |
2 | Переписка с зарубежными ребятами | 30,5 | 33,3 |
3 | Туристические путешествия | 64,6 | 77,8 |
4 | Занятия спортом | 60,5 | 70,4 |
5 | Организация вечеров, праздников, дискотек | 51,2 | 37,1 |
6 | Техническое творчество и изобретательство | 26,9 | 44,4 |
7 | Изготовление поделок своими руками | 18,8 | 25,9 |
8 | Устройство детских площадок | 12,3 | 14,8 |
9 | Организация игр для младших детей | 22,9 | 33,3 |
10 | Организация воскресных детских садов | 12,5 | 7,4 |
11 | Издание детской газеты или журнала | 26,7 | 37,1 |
12 | Забота о престарелых людях, одиноких стариках | 25,3 | 22,2 |
13 | Забота о людях с ограниченными возможностями | 19,6 | 7,4 |
14 | Помощь городским властям в наведении чистоты и порядка на улицах | 14,9 | 25,9 |
15 | Изучение истории города | 12,5 | 44,4 |
16 | Участие в реставрации памятников истории и культуры города | 12,5 | 18,5 |
17 | Выполнение заданий от исследовательских центров по изучению и сохранению природы | 15,8 | 51,9 |
18 | Озеленение улиц города | 20,9 | 44,4 |
19 | Забота о бездомных животных | 41,7 | 33,3 |
20 | Другое | 13,9 | - |
Обработка полученных результатов выявляет определённые тенденции: преобладающими и приоритетными для всех участников опроса остаются мотивы «удовольствий и развлечений» – варианты ответов №№ 3, 4, 5; социально-значимая деятельность не вызывает интерес ни у взрослых, ни у детей – варианты ответов №№ 8, 9, 10, 12, 13. Хотя следует отметить достаточно высокий уровень заинтересованности в деятельности, направленной на улучшение условий жизни города – варианты ответов №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19.
Вопрос № 5 для детей «Ты бы стал участвовать в детском объединении в случае, если …»
для взрослых: «Вы бы хотели, чтобы Ваш ребёнок участвовал в детском объединении в случае, если…» - текст адаптируется
№ пп | Варианты ответа | Дети (в %) | Родители (в %) |
1 | Со мной будут лучшие друзья | 72,2 | 63,3 |
2 | То, что мы делаем, будет нравиться людям, которых я люблю и уважаю | 50,7 | 75,9 |
3 | Это будет выгодно лично для меня | 24,3 | 56,6 |
4 | Я буду получать удовольствие от того, что делаю | 66,2 | 45, 7 |
5 | У меня будет возможность раскрыться и узнать свои способности | 42,8 | 45,2 |
6 | Я буду чувствовать, что люди благодарны нам за то, что мы делаем | 41,4 | 77,3 |
7 | Это дело, о котором я давно мечтал | 25,9 | 31,3 |
8 | Никто не будет меня унижать | 20,9 | 25,3 |
9 | Результаты наших дел будут действительно необходимы кому-то | 45,5 | 60,7 |
10 | Вместе со мной будет заниматься девочка (мальчик), которая (ый) мне нравится | 81,3 | 13,2 |
11 | Я смогу заработать денег | 17,9 | 22,2 |
12 | Другое | 3,5 | 4,3 |
В ответах на вопрос № 4 отмечены изменения в направленности мотивов. Если для детей остаются приоритетными удовлетворение потребности в любви, уважении, признании, получении удовольствия – варианты ответов №№ 1, 4, 8, 10 и не интересной (и / или пока не актуальной) возможность заработать деньги, то для родителей становится очевидной потребность в социально-значимой деятельности их детей – варианты ответов №№ 2, 6, 9. Кроме того, очевидно стремление родителей желать более лучшей, комфортной жизни для своего ребёнка – варианты ответов №№ 3, 5, 7, 8.
В семье и через семью формируются представления ребёнка об окружающем его мире, ценностные ориентации и социальные установки. И как уже говорилось выше, каждая семья, имеющая ребёнка, рано или поздно переживает так называемый кризис отношений в период вступления ребёнка в подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости.
Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Именно поэтому, как нам кажется, особое положение начинают занимать отношения со взрослыми, особенно с родителями. Влияние родителей становится к этому периоду ограниченным, подросток переориентируется на общение со сверстниками, но его ценностные ориентации, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий зависят в первую очередь от позиции родителей. Таким образом, родители, семья остается важной референтной группой.
Если в семье сложились теплые, доброжелательные отношения, уважение к тому, чем занимается ребёнок, то он имеет больше шансов на высокое самоуважение, устойчивый положительный образ "Я".
Чтобы определить степень и направления взаимодействия семьи (детей и родителей) с детским общественным объединением, семьи с обществом в целом, участникам анкетирования были предложены вопросы №№ 6, 7, 8, 9 и 10.
Вопрос № 6 «Как твои родители относятся к твоему участию в общественном объединении?»
Варианты | Дети |
Хорошо, им нравится, чем я занимаюсь | 79,4 % |
Плохо, им не нравится, чем я занимаюсь | - |
Не знаю, мы об этом не говорим | 20,6 % |
Вопрос № 7 для детей «Поддерживают ли твои родители идеи общественного объединения, в котором ты участвуешь?»
для родителей «Разделяете ли Вы идеи объединения, в котором принимает участие Ваш ребёнок?»
Варианты | Дети | Родители |
Да | 64,5 % | 82 % |
Скорее да, чем нет | 30,9 % | 12,5 % |
Скорее нет, чем да | 4,2 % | 5,5 % |
Нет | 0,3 % | - |
Как видно из сводных таблиц, участие детей в общественных по разным мотивам – как «много полезного можно получить от взрослых», «передача жизненного опыта», «делом занимаются профессионалы», так и «пусть лучше чем-нибудь полезным займётся, чем болтается на улице», «мне некогда, я зарабатываю деньги, пусть делом занимается», и прочее.
Но нельзя не отметить тот факт, что фактически в 1/5 семей дети не говорят с родителями об этом.
Вопрос № 8 для детей «Что даёт тебе твоё общественное объединение?»
для родителей «Что, по Вашему мнению, даёт общественное объединение Вашему ребёнку?»
По мнению детей:
∙ много новых знаний, возможность чему-то научиться
∙ силу духа
∙ уважение
∙ возможность общаться с разными людьми
∙ уверенность в себе
∙ целеустремлённость, организованность
∙ умение принимать решения
∙ умение общаться
∙ поддержку, понимание
∙ возможность проявить себя, раскрыться
∙ новых друзей
По мнению родителей
∙ новые знания и умения
∙ возможность общаться с друзьями
∙ уважение, поддержку, понимание
∙ умение общаться
∙ целеустремлённость, организованность, дисциплинированность
∙ возможность проявить свои таланты, уверенность в своих силах
Налицо совпадение мнений родителей и детей о влиянии общественного объединения на личность ребёнка, её развитие, и, что особенно важно, осознание семьёй и ребёнком этого факта.
Общественное объединение, безусловно, оказывает влияние на своих членов, ребёнок приобретает новые знания и умения в области человеческих взаимоотношений, присваивает себе ценности. Влияет ли участие ребёнка в общественном объединении на взаимоотношения в семье? Такой вопрос мы задали следующим.
Вопрос № 9 для детей «Повлияло ли твоё участие в общественном объединении на взаимоотношения в семье? Если да, то как это выражается?»
для родителей «Оказывает ли влияние участие Вашего ребёнка в общественном объединении на Вашу семью? Если да, то как это выражается?»
Варианты | Дети | Родители |
Да | 60,6 | 52,2 |
Нет | 32,3 | 31,5 |
Я об этом не задумывался | 7,1 | 16,3 |
Безусловно, общественное объединение оказывает влияние на взаимоотношения в семье. Как же это выражается? По мнению детей: «отношения с родителями стали лучше», «мы реже ссоримся с мамой, потому что я научилась ясно выражать свои мысли», «мы стали больше разговаривать на разные темы», «родители меня больше уважают, потому что я делаю много полезного» и пр.. По мнению родителей «стало легче находить взаимопонимание с ребёнком», «мой ребёнок стал организованней, ответственней», «мой сын раскрылся для меня с другой стороны, как человек творческий, интересный», «моя дочь стала более доброжелательной, мы научились договариваться» и другое.
Следующий вопрос предполагал выявить степень активности семьи по отношению к детскому общественному объединению.
Вопрос № 10 для детей «Принимают ли твои родители участие в делах объединения, в котором ты участвуешь?»
для родителей «Принимаете ли Вы родители участие в делах объединения, в котором принимает участие Ваш ребёнок?»
Варианты | Дети | Родители |
Да | 21,9 % | 22,3 % |
Нет | 78,1 % | 77,7 % |
Как видно из результатов, семья малоактивна, и по нашему мнению, не использует ресурсы детского общественного объединения в воспитании детей в полной мере.
Если рассматривать детское общественное объединение как специфический социальный институт, имеющий собственные цели и задачи деятельности, отвечающий требованиям современности, то, по-нашему мнению, нельзя не понимать важности участия взрослых в деятельности данного института. Чтобы выяснить взгляды наших респондентов, мы задали вопрос № 11.
Вопрос № 11 «Как Вы считаете, нужно ли, чтобы взрослые входили в детское объединение?»
№ пп | Варианты ответа | Дети | Родители |
1 | Да | 40,1 % | 92,6 % |
2 | Нет | 59,9 % | 7,4 % |
Как видно из таблицы – мнения респондентов кардинально отличаются. В отличие от взрослых, большинство детей считают, что взрослые в детское объединение входить не должны, тогда как с ними согласно лишь 7,4 % взрослых (частное мнение – «если там будут взрослые, то какое же оно «детское»?).
Среди детей–участников опроса, которые в настоящее время являются участниками общественного объединения, выявился следующий показатель – около 100 % детей данной группы считают, что участие взрослых в деятельности детского объединения необходимо. Таким образом, результат позволяет сделать следующий вывод: участники объединения понимают важность общения с компетентными взрослыми, необходимость опоры на их опыт.
В ответах на следующий вопрос мы попросили уточнить мнения обеих групп детей и родителей (тех, кто ответил на вопрос № 11 «ДА» и тех, кто ответил «НЕТ») по поводу участия взрослых в деятельности детского общественного объединения:
Вопрос № 12 (для тех, кто ответил «ДА») «… потому что взрослые…»
Варианты | Дети | Родители | |
Не являются членами детского объединения | Являются членами детского объединения | ||
… могут то, чего не могут дети | 40,1 | 73,2 | 72,2 |
… много знают и умеют, у них можно многому научиться | 34 | 65,4 | 84 |
… помогут организовать любое дело | 33,3 | 82,7 | 60 |
… всегда поймут, поддержат, если возникнут трудности | 44,9 | 79, 9 | 84 |
… у них интересные, новые идеи | 36,8 | 54,5 | 72,2 |
Другое | 5,4 | 3,3 | 12,3 |
Самым важным по мнению и детей, которые не входят в настоящее время в какое-либо детское общественное объединение, и родителей – это помощь и поддержка ребёнку в случае возникновения трудностей. Для детей, являющихся в настоящее время членами объединения, важнейшим оказалась помощь в организации каких-либо дел, что отметили и 60 % взрослых респондентов. Кроме того, в варианте «Другое» родители единогласно отметили такой показатель как «контроль».
Вопрос № 13 (для тех, кто ответил «НЕТ») «… потому что взрослые…»
Варианты | Дети (в %) | Родители (в %) |
… всё берут в свои руки и не позволяют делать даже то, что можно сделать без них | 44,5 | 25 |
… всегда «читают» морали и с ними нельзя советоваться | 40 | 13,7 |
… всегда навязывают то, что скучно и неинтересно | 40,5 | 12,4 |
… могут только «наводить» дисциплину, а помощи от них не жди | 20 | 37 |
Другое | 8,2 | - |
Как видно из таблицы, по мнению детей, самой большой проблемой участия взрослых в детском общественном объединении является то, что они (взрослые) делают невозможным для детей самостоятельно организовывать и реализовывать деятельность. Это вполне объяснимо для подростков: в подростковом возрасте возрастает стремление к самостоятельности.
Для продолжения всем участникам опроса (с учётом разделения детей) был предложен вопрос, определяющий допущение:
Вопрос № 14 «Если допустить, что взрослый всё-таки входит в детское объединение, кем он в нём должен быть?»
Варианты | Дети (в %) | Родители (в %) | |
Не являются членами детского объединения | Являются членами детского объединения | ||
Руководителем, который ведёт за собой | 11,2 | 16,3 | 21,4 |
Равноправным членом объединения, который всё делает вместе с детьми | 29,9 | 51,6 | 74 |
Старшим другом, который по необходимости помогает ребятам, но в дела и решения объединения не вмешивается | 35,7 | 19,8 | 3,9 |
Только сторонний наблюдатель, сё решают только дети | 15,5 | 4,05 | 0,7 |
Другое | 7,6 | - | - |
Результаты обработки данного вопроса отмечают те же моменты – стремление детей к самостоятельности (не вмешательство взрослых привлекает), а вот дети – участники объединений и родители большинством предполагают, что взрослый должен быть «равноправным членом объединения, который всё делает вместе с детьми».
Выводы:
- объективная потребность детей в общении, в совместной деятельности, в реализации возрастных интересов существует, поэтому не только можно, но и должно создавать и поддерживать детские объединения;
- детские объединения выполняют важные социальные функции: они включают детей в жизнь общества, создают условия для приобретения социального опыта, различных знаний и умений, поэтому необходима поддержка государства;
- осуществлять руководство детскими общественными объединениями и организациями должны специально подготовленные профессионалы;
- семья и общественное объединение взаимосвязаны, взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, поэтому необходимо создавать условия для более тесного и полезного взаимодействия семьи и общественных детских объединений.
Литература:
- Культура семьи и современное психолого-педагогическое образование / Науч. ред. Б. А. Титов. – СПб.: Специальная литература, 2005
- Маслоу А.. Мотивация и личность. – СПб., 1999
- Целуйко В.М.. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М., 2004
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Являешься ли ты в настоящее время членом детского объединения?
Как вы считаете, нужно ли объединяться детям и иметь свои общественные организации?
Что привлекает детей в объединении?
Каким делом лучше заниматься?
Стал бы участвовать в детском объединении в случае, если…
Как родители относятся к твоему участию в общественном объединении?
Поддерживают ли родители идеи общественного объединения?
Что даёт общественное объединение? ДЕТИ много новых знаний, возможность чему-то научиться силу духа уважение возможность общаться с разными людьми уверенность в себе целеустремлённость, организованность умение принимать решения умение общаться поддержку, понимание возможность проявить себя, раскрыться новых друзей РОДИТЕЛИ новые знания и умения возможность общаться с друзьями у важение, поддержку, понимание умение общаться целеустремлённость, организованность, дисциплинированность возможность проявить свои таланты, уверенность в своих силах
Оказывает ли влияние участие ребёнка в общественном объединении на семью ?
Принимают ли родители участие в делах объединения
Нужно ли, чтобы взрослые входили в детское объединение ДА НЕТ 40,1% 59,9% ДА НЕТ 92,6% 7,4% ДЕТИ РОДИТЕЛИ
… ПОТОМУ ЧТО ВЗРОСЛЫЕ…(для тех кто ответил «ДА»)
… ПОТОМУ ЧТО ВЗРОСЛЫЕ…(для тех кто ответил «НЕТ»)
Если допустить, что взрослый всё-таки входит в детское объединение, кем он в нём должен быть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...