Формирование представлений о себе у старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Аннотация: В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста  на формирование  системы  «Я» как системы представлений о себе самом, складывающиеся на основе его взаимодействий  с взрослыми и окружающим миром

Ключевые слова: Образ физического «Я», образ социального «Я», образ реального «Я», образ идеального «Я».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о себе у старших дошкольников.

Белгородская область, город Старый Оскол

МАДОУ № 47 «Лесовичок»

Горожанкина  Елена Сергеевна

Аннотация: В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста  на формирование  системы  «Я» как системы представлений о себе самом, складывающиеся на основе его взаимодействий  с взрослыми и окружающим миром

Ключевые слова: Образ физического «Я», образ социального «Я», образ реального «Я», образ идеального «Я».

Истинный знаток детской души В.А. Сухомлинский писал, что, «побуждая у каждого человека стремление к выражению себя, педагогу следует направлять творческие силы своих воспитанников так, чтобы каждый маленький человек был,  прежде всего, воспитателем самого себя».

Настолько же актуальными для нас становятся слова русского педагога К. Д. Ушинского, призывающего педагогов, «соблюдая закон современности, смело вводить воспитанника в действительные факты жизни, души и природы, везде указывая предел человеческого знания, нигде не прикрывая незнание ложными мостами»

В процессе взросления становление личности ребенка связано с самостоятельным формированием первоначального его осознания и отношения к себе как к физическому, духовному и социальному существу.

На протяжении дошкольного детства у ребенка формируется система «Я» как система представлений о себе самом, складывающаяся на основе его взаимодействий  с взрослыми и окружающим миром и включая в себя единство следующих образов:

  1. Образ физического «Я» - тело и его функции.
  2. Образ социального «Я» - взаимодействие и восприятие ребенка окружающими.
  3. Образ реального «Я»  - познание себя в сравнении с другими.
  4. Образ идеального «Я» - способности, качества личности, отвечающие ее стремлениям.

Первые признаки образа физического «Я» возникают в раннем детстве. Выделяя себя, свое собственное тело из  окружающего пространства, из предметов внешнего мира, изучая «географию» тела, ребенок тем самым получает самые первые сведения для создания в последующем представления о себе как о некотором центре переживаний.

 Образ социального «Я» у ребенка формируется через отношение к нему других людей, через их оценку его как личности.

Ребенку хочется проявить свое идеальное «Я» - посмотрите, вот я какой! Хочется выразить свою внутреннюю индивидуальность в чем – то таком, что обратило бы на него внимание других людей, заставило бы их удивляться, восхищаться им.

Помогая ребенку обрести чувство «самости» - осознание им своего «Я», в своей работе мы руководствовались следующими целями:

- необходимо считаться с ребенком как с самобытной личностью, помнить, что каждый ребенок развивается своими темпами, и поэтому не стремиться переделать его характер в соответствии с собственными представлениями, ибо основные черты характера у ребенка закреплены в его врожденном «биологическом багаже», они индивидуальны и неповторимы;

- следует устанавливать и поддерживать контакт с ребенком только на почве взаимного уважения, доверия, понимания и принятия друг друга.

Проводимые занятия по формированию представлений о себе для старших дошкольников – это своеобразный курс человековедения, которые, предполагают решение следующих задач:

- закладывание основ физического, психического, нравственного здоровья детей;

- формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке.

- знакомство с проблемой появления человека на свет и с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учетом  индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей.

- развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира;

- воспитание у ребенка заботы о своем организме, желания быть всегда здоровым.

- осуществление педагогом коррекционных мер по гармонизации психического, физического и нравственного здоровья ребенка.

- воспитание у ребенка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

- способствует формированию и проявлению у ребенка и воспитателя  психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.

В ходе работы по данной теме педагогами проводились следующие занятия:

«Откуда я появился?»

Цель: формировать представление о том, что появление человека на свет – самое удивительное Чудо на земле и что все дети на свете появляются благодаря любви своих родителей; раскрыть в доступной форме смысл таких понятий, как любовь, материнство; (чтение сказок В.А. Сухомлинского «Сказка о рождении человека», «Сказка о гусыне»; этюд дружная семья; этюд  любящие родители; рассматривание репродукций картин о материнстве, организация картинной галереи «моя семья».)

«Кто я: мальчик или девочка?»

Цель: уточнить знания детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с родителями и родственниками; познакомить детей с «семейным» деревом; поддерживать устойчивый интерес к познанию себя, совершенствовать речевую активность детей; способствовать воспитанию у девочек чувства женственности, а у мальчиков – чувства мужественности. ( создание семейного древа; беседа «Вчера… сегодня… завтра..» ; рассматривание репродукций картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»; З. Серебрякова «Катя с куклами»; О. Кипренский «Девочка в маковом венке», Портрет мальчика Челищева»).

«Из чего сделаны мальчики? Из чего сделаны девочки?»

Цель: дать знания о том, что человеческий организм состоит из множества живых клеточек: жировой, костной, клеток крови других, которые дышат, едят, рождают себе подобных, некоторые умеют даже передвигаться.

«Моя внутренняя кухня», « Мои разведчики и умные помощники», «Необыкновенная одежда человека», « Наши чуткие защитники», «Я - это чудо!».

Они позволяют детям в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью.

Работая с детьми по данной теме, мы руководствовались следующими педагогическими принципами:

  1. Принцип здроровьесберегающего подхода

2. Принцип единства переживания, познания. Действия в процессе обучения детей дошкольного возраста.

3. Принцип содружества, сотрудничества.

4. Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций.

5. Принцип интегрированного подхода.

Окунаясь в мир самого себя, через познавательные игры – занятия в форме однодневных и многодневных путешествий, занятий – загадок об удивительных тайнах своего организма, практическими действиями с цветными таблицами ребенок в конечном итоге понимает, что «Я» – это чудо!

Используя элементы психогимнастики, простейшие тренинги, ролевые игры, театрализации с элементами импровизации педагоги погружали детей в мир познания самого себя и других, в процессе которого будет существовать теснейшая взаимосвязь и взаимопроникновение интеллектуально - познавательной информации ребенка о себе с коммуникацией, элементарной  саморегуляцией  собственных  поступков и преобразованием своего внутреннего мира.

Открытие ребенком самого себя оказывается для него настоящим чудом!

Для овладения детьми данными знаниями достаточно проведения воспитателем одной познавательной игры – занятия в неделю и одной – двух форм совместной деятельности.

Необходимым условием успешной работы явилось то, что все занятия, тренинги, беседы проводились нами естественно, непринужденно, с юмором.

Помогая ребенку понять и оценить свое «Я», ведя его на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнерства и общения, игры и познания к видению, различению, принятию и уважению индивидуальности каждого ребенка к любому живому существу, мы с вами делаем великое дело: воспитываем маленького человека ЧЕЛОВЕКОМ!

Используемая литература: 

Аглаи, М. Все- все- все на твой вопрос, когда меня не было [Текст] / М. Аглаи. – М.; Мир, 1993

Аудариня, И.А. Откуда берутся дети [Текст] / А. Аудариня, М. Путниньш. – Рига; Фирма Пелла , АДС , 1990

Горюнова, О.А. Наука о развивающемся ребенке [Текст] / О.А. Горюнова, О.А. Литвинова. – М.; Прометей, МГУ им. В.И. Ленина , 1990

Дорохов. А.   Про тебя самого [Текст] / А. Дорохов . – М.: Детская литература ,1989

Сигимова, М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры – занятия [Текст] / М.Н. Сигимова. – Волгоград : Учитель , 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников

В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....

Конспект познавательного досуга по формированию представлений о ЗОЖ у старших дошкольников " Полезные продукты"

В игровой форме с участием персонажей дети старшего дошкольного возраста знакомятся и повторяют понятия о правильном и полезном для здоровья питании, о пользе овощей и фруктов....

Исследовательская работа «Формирование представлений о космосе у старших дошкольников посредством цифровой лаборатории».

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими ге...

«Формирование представлений о профессиях у старших дошкольников как одна из задач ранней профориентации»

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Ранняя проф.ориентация"...