Детско-родительский проект "Берегите природу"
проект (подготовительная группа) на тему
Детско-родительский проект "Берегите природу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско-родительский проект | 164.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский проект «Береги природу!»
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Пришло время, когда человек начинает вспоминать, что он является частью природы. Пришло время, когда люди начинают понимать законы природы. Поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи не только педагогов, но и родителей. Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Сроки реализации: май – июнь 2015 года, краткосрочный.
Тип проекта: детско-родительский, исследовательско-познавательный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Цель:
- формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому; - гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края; - воспитание экологической культуры у дошкольников, через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.
Задачи:
- подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней; - формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними; - формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности; - формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный Задачи: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
- Основной Задачи: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение совместных мероприятий.
- Заключительный Задачи: подведение итогов, презентация проекта.
Ожидаемые результаты: - повышение уровня знаний по экологии у детей; - совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
План реализации проекта
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Подготовительный этап | ||
Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта совместно с родителями. Беседа с детьми и родителями по актуальным вопросам данного проекта. Составление плана основного этапа проектирования. | 1-2 неделя мая | воспитатель |
Основной этап | ||
Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Родительское собрание «Войди в природу другом». Мастер класс для родителей по изготовлению поделок из природного материала. Беседы с детьми о бережном отношении к природе. Чтение рассказов о природе. КВН для семейных команд «Что мы знаем о природе и её охране». | 3-4 неделя мая, 1-3 неделя июня | воспитатель |
Заключительный этап | ||
Выпуск экологической газеты. Экологическая акция «День цветов» (посадка клумб). |
4 неделя июня | воспитатель |
Итог проекта:
- выставка поделок из природного материала; - выпуск экологической газеты; - проведена экологическая акция «День цветов».
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
– проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);
– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
– выезды с детьми на природу;
– участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
– совместное озеленение территории детского сада;
– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет…
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе…, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа…), материал в которых должен постоянно обновляться.
Можно организовать в детском саду выпуск экологической газеты для родителей, которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ
(родительское собрание)
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Ход собрания
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Участвуют д в е к о м а н д ы: «Василек», «Ромашка».
Ведущий. Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
1-й конкурс. «Вопрос – ответ».
Для команды «Ромашка»:
– Почему лес называют зеленой аптекой?
– Какие цветы расцветают ранней весной?
– При каких заболеваниях используется липа?
– Где уши у кузнечика?
– У какой птицы зимой появляются птенцы?
Для команды «Василек»:
– Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
– Какую траву любят кошки?
– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?
– Какая ягода заменяет лимон?
– При каких заболеваниях используется мята перечная?
Музыкальная пауза: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок».
2-й конкурс. Домашнее задание – инсценировка экологической сказки – 10 баллов.
Музыкальная пауза: песня-шутка «Кузнечик-кузнечик», муз. Д. Кадабекли, слова – народные.
Ведущий. Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты птицы дом не разоряй
И никому не позволяй.
3-й конкурс. «Капитаны, капитаны…» (стихи о природе) – 5 баллов.
Музыкальная пауза: этюд «Одуванчик», муз. Арбелян.
4-й конкурс. Представление поделки из природного материала.
Музыкальная пауза: песня-танец «Чудак-судак», муз. Сироткина, слова Б. Заходера.
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Плыть в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинки на болоте,
Осетра в реке и птицу в небесах!
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИРОДЕ И ЕЕ ОХРАНЕ
(КВН для семейных команд – старших дошкольников
и их родителей)
Оборудование: три щита с наборным полотном или фланелеграфом; три комплекта карточек с изображениями условных обозначений; плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу»; плакат с ребусами; плакат-образец плана местности; демонстрационные столики для показа опытов.
Ход конкурсной программы
В зале располагаются три команды участников, болельщики, гости, педагоги и дети детского сада.
1. Вступительное слово.
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит трем командам, в состав которых входят в равном количестве дети подготовительной к школе группы и их родители.
Поприветствуем наших отважных участников! Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времен года, разгадывать кроссворды и ребусы, проводить опыты. Команду-победительницу ждет награда.
2. Приветствие команд.
П р е д с т а в л е н и е к о м а н д ы 1.
Ребенок. Мы – родители и я –
Все. Природы верные друзья!
Ребенок. В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать.
П р е д с т а в л е н и е к о м а н д ы 2.
Ребенок. Мы любим природу и бережём,
В обиду её никому не даём.
Ребенок. Чтоб природа человеку была рада,
Все. Охранять ее нам надо!
Ребенок. Привет! – соперникам мы говорим,
Не огорчайтесь, если победим.
П р е д с т а в л е н и е к о м а н д ы 3.
Ребенок. Каждый из нас природу защитит,
Родитель. О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Ребенок. Животным и растениям расти мешать.
Все. Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
3. Конкурс эмблем.
В ы с т у п л е н и е к о м а н д ы 3.
Ребенок. На нашей эмблеме три знака «нельзя»:
Рвать цветы, водоемы загрязнять,
Птичьи гнезда разорять –
Все. Нельзя!
В ы с т у п л е н и е к о м а н д ы 2.
Ребенок. Каждому живому существу на свете
Должно свое быть место на планете.
Все. Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли
Родитель. И руки добрые – природу ими сохраним!
В ы с т у п л е н и е к о м а н д ы 1.
Ребенок. На нашей эмблеме Красная книга – напоминание,
Родитель. Ко всем на планете живущим воззвание:
Ребенок. Животным, растениям погибнуть не дайте,
Все. От недругов и браконьеров природу спасайте!
4. Разминка «Что это?».
З а г а д к и д л я р о д и т е л е й:
1) Край виден, но дойти до него невозможно.
Я иду – и он идет. Я стою – и он замрет.
Спустился я пониже – стал край ко мне поближе.
(Линия горизонта.)
2) Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь. (Компас.)
3) В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?
З а г а д к и д л я д е т е й:
1) Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед.)
2) Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
3) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз.)
5. Домашнее задание.
Презентация рисунков, газет или плакатов под девизом «Берегите природу», выполненных всеми командами.
6. Конкурс «Условные обозначения знаешь,
Карточки со знаками правильно отгадаешь».
Каждой команде выдается по одному одинаковому комплекту карточек с изображением условных обозначений. На расстоянии пяти-семи метров от расположения команд установлены щиты с фланелеграфом или наборным полотном (магнитной доской). По сигналу ведущего члены команды, посовещавшись и выбрав из данного комплекта карточек с условными обозначениями заданную, по одному бегут с ней к своему щиту и прикрепляют к нему карточку, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему игроку.
По сигналу ведущего (за условленное время) команды прекращают выполнение задания конкурса. Ведущий организует общую со зрителями проверку правильности выбора карточек (хором болельщики ведут подсчет очков – одно очко за один правильный ответ).
1-я к о м а н д а должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: луг, болото, огород, овраг, ручей.
2-я к о м а н д а выбирает карточки с условными обозначениями, обозначающими: город, село, детский сад, шоссе, реку.
3-я к о м а н д а должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: грунтовую дорогу, фруктовый сад, просеку, смешанный лес, лиственный лес.
7. Конкурс капитанов и их помощников.
Задание капитанам (родителям).
Начертите план местности так, чтобы с севера на юг был детский сад, окруженный фруктовым садом, с юга – болото, с восто-
ка – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.
По окончании выполнения задания планы капитанов сравниваются с планом-образцом. За каждое правильно изображенное условное обозначение команде засчитывается одно очко.
План-образец местности
Задание помощникам капитанов (детям).
Отгадайте ребусы о животных.
О т в е т ы: крот, белка, цапля, ласточка, верблюд.
8. Логические задачи.
Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на три группы: медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.
Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает очко.
Задание 2. Распределите нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ЛЕТАЮТ, ПОЛЗАЮТ, ПЛАВАЮТ.
Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
9. Игра со зрителями «Назови сказку о животном».
Группы болельщиков трех команд по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Та группа, которая затрудняется назвать сказку, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. Болельщики могут прибавить дополнительное очко своей команде выигрышем.
Игру можно проводить во время выполнения капитанами и помощниками своих заданий.
10. Викторина «Полезные ископаемые».
Вопрос 1-й команде. Расскажите, какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещения.
Вопрос 2-й команде. Расскажите, как человек использует песок и глину.
Вопрос 3-й команде. Расскажите, как человек использует железные и алюминиевые руды.
11. Опыты «Вода и ее свойства».
1-я команда – форма воды;
2-я команда – вода – растворитель;
3-я команда – очистка воды.
Помощники ведущего располагают на столиках необходимые предметы и материалы для демонстрации опытов участниками команд.
12. Изобразительный конкурс «Вода в природе».
Всей команде на листке изобразить:
1-й – круговорот воды в природе; 2-й – образование родника; 3-й – схему реки.
13. Творческий конкурс «Посвящаем природе».
Команды представляют музыкальные, поэтические, танцевальные и др. произведения и композиции, посвященные любви к природе.
14. Конкурс «Богат мир животных и растений».
Каждой команде необходимо перечислить животных и растения:
1-й – леса; 2-й – поля; 3-й – водоемов.
Для этого конкурса педагоги могут на ватмане нарисовать различных животных и разнообразие мира растений, в зале перед конкурсом рисунки повесить на демонстрационных стендах.
15. Конкурс кроссвордов.
К р о с с в о р д 2-й к о м а н д е.
1) Растение, живущее на камнях в суровых условиях Арктики. (Лишайник.)
2) Низкорослое дерево в тундре. (Ива.)
3) Садовый цветок. (Астра.)
4) Арктическая трава. (Камнеломка.)
5) Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками. (Нарцисс.)
К р о с с в о р д 3-й к о м а н д е.
1) Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. (Эдельвейс.)
2) Дерево с резными листьями. (Клен.)
3) Дерево – символ России. (Береза.)
К р о с с в о р д 1-й к о м а н д е.
1) Растение – символ Мексики. (Кактус.)
2) Цветок – символ Голландии. (Тюльпан.)
К р о с с в о р д д л я б о л е л ь щ и к о в.
Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.
1) Птица – спутница моряков.
2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его легко узнать по черным кольцам на хвосте.
3) Царь зверей.
4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец.
5) Хищник из семейства собачьих.
6) Колючее животное.
7) Самый знаменитый землерой.
16. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».
Всей команде составить правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на лугу; 3-й – на водоемах.
17. Подведение итогов конкурсной программы.
Ведущий просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Заведующая детским садом и председатель родительского комитета награждают всех участников соревнований, благодарят за участие и обращаются с просьбой ко всем присутствующим беречь и охранять родную природу, изучать ее так, как это делают юные игроки со своими родителями, показавшие хорошие знания о мире животных, растений, о погодных явлениях и свойствах различных объектов природы.
Ведущий. А вы, дорогие наши гости, что запомнили, что нового узнали сегодня на КВНе? Кто, по вашему мнению, был самым находчивым? Давайте аплодисментами определим лучшего игрока – знатока природы. (Вручает знатоку сову – символ мудрости.)
КВН закончен, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
Дети и взрослые исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
Ребенок 1. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Двое детей выносят большой шар, оформленный в виде глобуса, с надписью: «Берегите Землю эту!». Они торжественно проходят по залу мимо детей и гостей, затем останавливаются в середине зала, шар ставят впереди себя.
Ребенок 1. Я бегу, а шар земной
Вращается подо мной.
Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!
Ребенок 1. Берегите Землю эту!
Ребенок 2. Я беге, бегу, бегу,
Удержаться не могу –
Вместе. Любуюсь я на красоту!
К. Орешин
Звучит в записи песня «Наедине со всеми» (музыка В. Шаинского, слова А. Поперечного); «Живи, Земля, живи, Земля, и вы поймите, люди, второй Земли, второй Земли, второй такой не будет» в исполнении группы «Земляне». Дети покидают зал.
Погода по приметам
К ясной погоде:
● После дождя похолодало.
● Облака движутся с севера на юг.
● Облака или тучи быстро движутся.
● Дым из труб или от костра идет вверх.
● Ласточки высоко летают.
● Цветки фиалки раскрыты.
● Воробьи в ненастную погоду весело зачирикали.
К смене погоды:
● Подул северный ветер – похолодает.
● Облака движутся с юга на север – перед ненастьем.
● После дождя потеплело – к плохой погоде.
● Птицы хохлятся – к ненастью.
● Вороны купаются в песке – к скорому потеплению.
● Собака свернулась калачиком – к похолоданию, вытянулась на земле – к теплу.
Возможен дождь:
● Облака идут низко.
● Утренняя радуга.
● Воробьи купаются в пыли.
● Ласточки низко летают.
● Лягушки прыгают вдоль берега и квакают.
● В солнечный день цветки одуванчика закрылись.
● Цветки фиалки закрылись и поникли.
● С листьев осины, черемухи, ивы падают капли.
4-я с т р а н и ц а. «Малышок».
Информация для взрослых
В русской народной медицине арбуз используется как сильное мочегонное и жаропонижающее средство.
О т г а д а й т е с детьми загадку:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
В ы у ч и т е стихотворение:
Вот какой у нас арбуз –
Замечательный на вкус!
Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.
З. Александрова
О т г а д а й т е загадку:
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
З а п о м н и т е: Земляника не только очень вкусная, но и полезная ягода. Настой из плодов и листьев мама может дать ребенку при заболеваниях почек. Так как земляника содержит витамин С, ее можно применять как общеукрепляющее средство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»
Формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...
Детско-родительский проект "Юные защитники природы"
для детей подготовительной группы...
Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »
Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...
Детско-родительский проект «Природа родного края»
Детско-родительский проект«Природа родного края»...
Детско-родительский проект "Люблю природу русскую"
Детско - родительский проект "Люблю природу русскую" имеет целью художественно - эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к пейзажной живописи....
Детско-родительское мероприятие по экологии «Знатоки природы» Для старших групп детского сада
Детско-родительское мероприятие по экологии «Знатоки природы»Для старших групп детского сада...
Детско-родительский клуб "Друзья природы"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом...