Рабочая программа воспитателя старшей группы ДОУ
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа разработана на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от ___________ 2016 г. № ___ | Согласованно: Старший воспитатель ___________Мирошниченко М.А. « »_______________2016г | Утверждаю Заведующий МАДОУ «ЦРР – ДС№12»______Панина З.И. Приказ от ___________2016г №__ |
Рабочая программа
старшей группы
(от 5 до 6 лет)
Автор программы:
Осыка И.Н.
воспитатель
Шебекино
2016 г
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………
Принципы и подходы к формированию Программы…………………………
Возрастные особенности детей старшей группы ………………………………..
Организация жизни и воспитания детей. Режим дня…………………………….
Интегративные связи по образовательным областям……………………………
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности в старшей группе……………………………………………………………………………….
Объем образовательной нагрузки. ………………………………………………..
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………
Календарно-тематическое планирование………………………………………....
Перспективный план по взаимодействию с родителями………………………...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы…………………………………………………………………………..
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет………………………………………………………………………………...….
Учебно-методическое обеспечение программы. Перечень программ, технологий, методических пособий…..…………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………………...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития Ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития Ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области.
Рабочая программа разработана на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Программы:
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе организованной образовательной деятельности (ООД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
Основные направления в развитии детей шестого года жизни:
- физическое;
- социальное - коммуникативное;
- речевое;
- познавательное;
- художественно-эстетическое.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разно образными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными, но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и вели чины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямо угольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии про ведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Режим дня в дошкольном образовательном учреждении
Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим дня для дошкольников от 5 до 6 лет
в холодное время года
Деятельность | Время |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Дежурство. | 7.00 - 8.00 |
Утренняя гимнастика. | 8.00 - 8.10 |
Самостоятельная деятельность детей | 8.10 – 8.25 |
Подготовка к завтраку. Завтрак | 8.25 - 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50 – 9.00 |
ООД (подгрупповая, групповая) | 9.00-10.30 |
Второй завтрак | 10.30-10.50 |
Подготовка к выходу на прогулку. Прогулка, реализация образовательных областей в режимных моментах, игры. | 10.50–12.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.30 –12.40 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.40 –13.10 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. Дневной сон | 13.10- 15.00 |
Постепенный подъём, гимнастика после сна. | 15.00 –15.25 |
Подготовка к полднику, дежурство. Полдник | 15.25 -15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.40 -16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, игровая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с семьей, игры, уход детей домой. | 16.30 -17.30 |
Режим дня для дошкольников от 5 до 6 лет
в теплое время года
Деятельность | Время |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа. Утренняя гимнастика. | 7.00 - 8.30 |
Гигиенические процедуры. Завтрак. | 8.30 –9.00 |
Игры, подготовка к выходу на прогулку. Прогулка. | 9.00 -12.30 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. | 12.30 -13.00 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. | 13.00 – 13.10 |
Дневной сон | 13.10 – 15.30 |
Постепенный подъём, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, игры. | 15.30 –15.50 |
Подготовка к полднику, дежурство | 15.50 -15.55 |
Полдник | 15.55 - 16.10 |
Выход детей на прогулку. Прогулка, игры, Самостоятельная деятельность детей. Работа с семьей, уход детей домой. | 16.20- 17.30 |
Интегративные связи по образовательным областям
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основные виды организованной образовательной деятельности в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области» на 2016-2017 г
| СТАРШАЯ ГРУППА «УЛЫБКА» | ||
Время | Виды деятельности | Образовательные области | |
Понедельиик | 8.50 – 9.15 9.20 - 9.45 10.00-10.25 | Коммуникативная Коммуникативная Двигательная | Речевое развитие / Коррекционно-развивающие занятие Физическое развитие |
Вторник | 9.20 - 9.45 10.00 - 10.25 10.35-11.00 | Познавательно-исследовательская Музыкально-художественная Продуктивная | Познавательное развитие (ФЦКМ) Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие (рисование) |
Среда | 8.50 – 9.15; 9.20-9.45 10.00-10.25 10.35 -11.00 | Коммуникативная Двигательная Продуктивная | Речевое развитие /Коррекционно-развивающие занятие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие (рисование) |
Четверг | 9.20 - 9.45 10.00-10.25 10.35 – 11.00 | Познавательно-исследовательская, конструктивная Музыкально-художественная Познавательно-исследовательская, конструктивная | Познавательное развитие (ФЭМП) Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие (конструирование) |
Пятница | 9.00 - 9.25 9.30 – 9.55 10.35 – 11.00 | Продуктивная Продуктивная Двигательная на воздухе | Художественно-эстетическое развитие (лепка/ аппликация) Физическое развитие |
Фактический объем НОД – 6ч. 15 мин | |||
Допустимый объем недельной образовательной нагрузки - 6 ч. 15мин. | |||
Фактический объем НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов – 3ч.45м |
Объем образовательной нагрузки
Образовательная область Образовательная деятельность детей | Старшая группа | ||
Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год | |
Образовательная область «Социально-комуникативное развитие» Социализация, развитие общения Патриотическое воспитание Самообслуживание,трудовое воспитание Формирование основ безопасности | ежедневно | ||
Образовательная область «Речевое развитие»
| |||
Развитие речи | 2 | 8 | 72 |
Чтение художественной литературы | ежедневно | ||
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
Формирование элементарных математических представлений | 1 | 4 | 36 |
Формирование целостной картины мира | 1 | 4 | 36 |
Познавательно- исследовательская деятельность | 1 | 4 | 36 |
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» | |||
Рисование | 2 | 8 | 72 |
Аппликация | 0,5 | 2 | 18 |
Лепка | 0,5 | 2 | 18 |
Музыка | 2 | 8 | 72 |
Образовательная область « Физическое развитие» | |||
Физическая культура в помещении | 2 | 8 | 72 |
Физическая культура на воздухе | 1 | 4 | 36 |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Социально – коммуникативное:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие.
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016-2017 учебный год
Тема | Содержание деятельности | Период |
До свидания лето, здравствуй, детский сад! | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с профессиями сотрудников ДОУ (воспитатель, пом. воспитателя, муз. руководитель, дворник, медсестра, повар и т.д. в соответствии с возрастом детей). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. * Обратить внимание на изменения, произошедшие в детском саду за лето | 01.09.-16.09 |
Осень | Расширять представления детей об осени (сезонные изменения, одежда людей, участок детского сада и т.д). Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (что происходит с насекомыми, птицами и т.д. осенью), вести сезонные наблюдения. Расширять знания об овощах, фруктах (в том числе и экзотических – старшие – подготовительные группы). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Развивать умение замечать красоту осенней природы. Воспитывать бережное отношение к природе (у старших дошкольников – экономия природных богатств). | 19.09.-30.09 |
Мониторинг | Изучение результативности освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 03.10-07.10 |
Я вырасту здоровым | Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. | 10.10-21.10. |
День народного единства/Мой город | Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом, телом. Развивать гендерные представления. Формировать умения называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. Закреплять знание домашнего адреса, телефона, имен и отчеств родителей, их профессии. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают их родители, как важен для общества их труд. | 24.10- 03.11 |
В мире животных | Расширять знания о диких и домашних животных и птицах, их повадках в зависимости от человека. Расширить представления детей о диких животных: как добывают пищу, готовятся к зиме? Знакомство с обитателями уголка природы. | 07.11-18.11. |
День матери. День отца. | Воспитывать в детях любовь и уважение к самым близким людям: мама – самый главный человек в жизни, который открывает в себе лучшие качества – доброту, любовь и заботу; папа – защитник, смелый, сильный. | 21.11-02.12 |
В гостях у сказки | Воспитывать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора), эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета; использовать художественную литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребёнка; совместном с воспитателем привлекать к их полной или частичной драматизации, воспитывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры (бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации; использовать высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребёнку следить за развитием действия и понимать текст; представлять ребёнку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь. *Познакомить детей с историей и происхождением книги: показать как она преобразовывалась под влиянием творчества человека. Формировать интерес к творческой деятельности человека. | 05.12.-16.12. |
Новый год у ворот | Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание принимать участие в утреннике. | 19.12.- 30.12 |
Зима | Расширять представления о зиме. Развивать умение устанавливать связь между явлениями живой и неживой природы. * Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Знакомить с зимними видами спорта. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима (Арктика, Антарктика).* | 09.01.-20.01. |
Моя семья. | Формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. | 23.01.-03.02 |
День защитника Отечества | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными профессиями». Воспитывать любовь к Родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой. Формировать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитниками Родины. * | 06.02.-24.02 |
Международный женский день | Воспитывать любовь, уважение к маме, бабушке. Воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков для мам, бабушек к 8 Марта; для пап, дедушек – к Дню защитника Отечества. | 27.02.-10.03 |
Народная культура и традиции | Расширять представление о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством. Знакомство с русской избой, ее убранству, предметах быта, одежды. | 13.03.-24.03. |
Весна | Расширять представление о весне, сезонных изменениях, о простейших связях в природе. Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года. Расширять знания о характерных признаках весны. * Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. | 27.03.-07.04. |
День театра | Содействовать разностороннему развитию детей в театральной деятельности. Формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в игры. Развивать и поддерживать интерес к театральной игре путем освоения более сложных игровых умений и навыков. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. | 10.04-21.04 |
Мониторинг | Изучение результативности освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 24.04.- 28.04. |
День Победы (средние – подготовительные группы) | Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине, родному краю. Формирование представлений о празднике посвященного Дню Победы. Знакомить детей с военными профессиями, с военной техникой, с флагом РФ и России. Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Осуществлять гендерное воспитание: формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, воспитывать в девочках уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины. | 01.05. - 12.05 |
Игрушки (младшие группы) | Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. На примере народных игрушек знакомить с народным творчеством. Развивать интерес к музыке, желание слушать народную музыку, подпевать. | |
Лето | Формирование у детей обобщенных представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширение и обогащение представлений о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветет», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представлений о съедобных и несъедобных грибах. | 15.05 – 31.05 |
* - относится для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы
Название мероприятия | Цель проведения | Сроки |
Родительское собрание «Старший дошкольный возраст – какой он?» | Познакомить родителей с результатами воспитательно - образовательной работы за учебный год, обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы. | Сентябрь |
Круглый стол «Растем играя» Фотовыставка «Игры наших детей дома» | Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей, формирование положительного отношения у родителей к ДОУ. | Сентябрь |
Наглядно - информационный материал «Что наблюдать в природе осенью». Выставка литературы по исследовательской деятельности детей | Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. | Сентябрь |
День открытых дверей | Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей; демонстрация всех видов воспитательно – образовательной работы коллектива ДОУ с детьми; установление партнерских отношений с семьями воспитанников. | Октябрь |
Наглядно – информационный материал «Ароматерапия» | Валеологичесоке просвещение родителей об одном из оздоровления и профилактики некоторых заболеваний. | Октябрь |
Консультация «Игрушки для пятилеток». Слайдовая презентация игровой деятельности детей в детском саду. | Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей, формирование положительного отношения у родителей к ДОУ. | Октябрь |
Круглый стол «Ваши помощники книги» (детская художественная литература о природе) | Совершенствование психолого –педагогических знаний родителей; активизация педагогических умений родителей. | Ноябрь |
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» | Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе. | Ноябрь – март |
Наглядно- информационный Материал «Что наблюдать в природе зимой». | Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. | Декабрь |
Выставка детских рисунков «Зимушка хрустальная» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам. | Декабрь |
Родительское собрание «Секреты общения с ребенком в семье» | Формировать потребность родителей к общению с ребенком, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности. | Декабрь |
Наглядно – информационный материал «Малые жанры фольклора в детском чтении» | Совершенствование психолого – педагогических знаний родителей; активизация педагогических умений родителей. | Декабрь |
Новогодний утренник | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков; развитие эмоционально – насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ | Декабрь |
Консультация «Если в семье собака или кошка» | Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей, реализация единого подхода в воспитании у детей бережного отношения к природе. | Январь |
Консультация «Ребенок и компьютер» | Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | Январь |
Консультация «Если ваш ребенок боится» | Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей. | Февраль |
Наглядно – информационный материал «В музей вместе с ребенком» | Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей. | Февраль |
Стенгазета «Лучше папы друга нет» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка; формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | Февраль |
Выставка детских рисунков «Защитники Отечества» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам. | Февраль |
Наглядно- информационный материал «Что наблюдать в природе весной». | Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. | Март |
Утренник, посвящѐнный Международному женскому дню. | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков; развитие эмоционально – насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. | Март |
Фотовыставка «Вот какие наши мамы» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семье; формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | Март |
Фольклорный праздник Масленица | Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике; развитие эмоционально – насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ; формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой деятельности. | Март |
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | Демонстрация двигательных умений и навыков у детей; развитие эмоционально – насыщенного взаимодействия родителей, детей, сотрудников ДОУ. | Апрель |
Наглядно – информационный материал «Детская агрессия» | Совершенствование психолого –педагогических знаний родителей; активизация педагогических умений родителей. | Апрель |
День открытых дверей | Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей; демонстрация всех видов воспитательно – образовательной работы коллектива ДОУ с детьми; установление партнерских отношений с семьями воспитанников. | Апрель |
Наглядно – информационный материал «Наблюдения на огороде» | Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. | Май |
Книжная выставка «Имена и подвиги не забыты» | Реализация единого подхода детского сада и семьи в реализации патриотического воспитания. | Май |
Выставка детского рисунка «Дорожная азбука» | Реализация единого подхода детского сада и семьи в реализации патриотического воспитания; привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения кдетским работам | Май |
Консультация «Ребенок на дороге» | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. | Май |
Родительское собрание «Итоги воспитательно – образовательной работы с детьми за учебный год» | Знакомство родителей с результатами воспитательно-образовательной работы за год, повышения информированности родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении. | Май |
Анкетирование «По результатам года» | Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году; выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду; определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год. | Май |
Система мониторинга
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Характеристики инструментария образовательного мониторинга:
1. Критерии и методы проведения диагностических процедур в рамках мониторинга: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач, проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни; адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения знаний, умений, навыков.
2. Мониторинг целевых ориентиров развития ребенка. Методы диагностики: наблюдение за проявлением любознательности, наблюдение за проявлениями активности в деятельности, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д.
Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты детского развития ребенка
Карта детского развития заполняется 2 раза в год и представляет собой оценку поведения, деятельности, осведомлённости ребёнка.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
для детей 5 -6 лет
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Учебно-методическое сопровождение
Перечень программ, технологий, методических пособий
ПРОГРАММЫ
1. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду /Авторская программа / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство, 1999.
2. Играйте на здоровье! / Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет/Л.Н.Волошина. - Москва, 2004
3. Озарение. / Программа по духовно – нравственному воспитанию дошкольников/ Л.Н.Герасимова. Белгород, 2007
4. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края
/Программа, конспекты занятий/ Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачева. – Волгоград: Учитель, 2015
5. Трудовое воспитание в детском саду / Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Цветные ладошки/ Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова
7. Юный эколог /Программа экологического воспитания дошкольников/ С.И.Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Методические пособия
1. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности старшего дошкольного возраста, Н.Н.Князева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. - «Детство-пресс», 2011г.
2.Детям о памятных датах и культурных ценностях Росссии., И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Москва, 2013
3.Дошкольная математика в играх. ФЭМП у детей 5-7 лет. К.В.Шевелев. –М.:Мозаика-Синтез, 2004
4.Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5.Занятия по конструированию из строительного материала.
Л.В.Куцакова. - Москва, 2006.
6.Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада/ И.А.Помораева, В.А.Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
7.Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Т.Ф.Саулина. - М.:Мозаика-Синтез, 2014
8.Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). И.А. Лыкова – М.: Карапуз-Дидактика, 2006
9.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. О.В.Дыбина. – Педагогическое общество Россия, 2007.
10.Детское художественное творчество. Комарова Т.С. - М. Мозаика-Синтез, 2010
11.Конструирование из строительного материала. Л.В.Куцакова. М.:Мозаика-Синтез, 2014
12.Малоподвижные игры и игровые упражнения. М.М.Борисова. М.:Мозаика-Синтез, 2014
13.Народные праздники в детском саду. М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.- М.:Мозаика-Синтез, 2008
14. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. Соломенникова О.А. - М. Мозаика-Синтез, 2010
15.С физкультурой дружить – здоровым быть. Маханёва Д.М. - СПб, 2009
16.Формирование элементарных математических представлений в старшей группе И.А. Помораева, В.А.Позина М.: Мозаика-Синтез, 2012.
17. Школа эстетического воспитания. Комарова Т.С. - М. Мозаика-Синтез, 2009
Наглядные пособия и демонстрационный материал
1.Учебно-наглядные пособия:
«Домашние животные», «Дикие животные»
«Труд людей», «Времена года», «Птицы»
«Наши дни», «Наша Таня», «День Победы»
«Развлечения», «Зимние виды спорта», «Транспорт»
«Государственные праздники Российской Федерации»
2.Предметные картины по темам:
«Посуда», «Обувь», «Одежда», «Игрушки», «Мебель», «Космос», «Авиация»
«Техника», «Морские обитатели», «Деревья и листья»
«Перелетные и зимующие птицы»
3. Наборы муляжей:
«Овощи, Фрукты, грибы»
4.Плакаты по ОБЖ:
«Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Один дома»
6.Детские энциклопедии
7. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста
8. Объемные геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с полосками 9.Математические наборы
10.Дидактические игры
11.Наборы строительного материала (деревянный, пластмассовый)
12. Наборы геометрических фигур, демонстрационный материал по ручному труду
Список используемой литературы
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез. 2014
2.«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова. - М.:Мозаика-Синтез. 2005
3.«Развитие правильной речи ребенка в семье». Максаков А.И. .-М.Мозаика-Синтез.2005
4.«Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В.- М.Мозаика-Синтез.2005
5.Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П.Ильчук. - М. Оникс - ХХI век, 2005
6.«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А.Помораева, В.А. Позина.
7.«Изобразительная деятельность в детском саду» Комарова Т.С. -М.Мозаика-Синтез.2005
8.«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.
9.«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова. - М.Мозаика-Синтез.2005
10.«Занятия по конструированию из строительного материала». Л.В. Куцакова. - М.:Мозаика-Синтез.2005
11.«Трудовое воспитание в детском саду»Комарова Т.С., Куцакова Л.В..-М.:Мозаика-Синтез.2005
12.«Нравственное воспитание в детском саду» Петрова в.И., Стульник Т.Д. .-М.:Мозаика-Синтез.2006
13. «Народные праздники в детском саду» Зацепина М.Б., Антонова Т.В.- М.:Мозаика-Синтез.2005
14.«Праздники и развлечения в детском саду» Зацепина М.Б., Антонова Т.В.- М.:Мозаика-Синтез.2005
15.«Игровая деятельность в детском саду» ГубановаН.Ф. .- М.:Мозаика-Синтез.2006
16.«Физическое воспитание в детском саду» Степаненкова Э.Я. .- М.:Мозаика-Синтез.2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа воспитателя старшей группы
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным обр...
Фрагмент рабочей программы воспитателя старшей группы
Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укреп...
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...
Рабочая программа воспитателя старшая группа. Программа "Детство"
Рабочая программа воспитателя. Старшая группа 5-6 лет. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"...
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе "от рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы "от рождения до школы"...