Основные термины педагогики
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Словарь основных терминов
«Основы педагогики»
Адаптация | (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. |
Андрагогика | (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. |
Возрастная педагогика | изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости). |
Воспитание | процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. |
Главный критерий образованности | системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний. |
Дидактика | (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. |
Знание | форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. |
Игра | форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. |
Интеллектуальная игра | это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. |
Индивидуальная образовательная траектория | это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др. |
Качество обучения | представляет собой комплексную характеристику педагогического процесса, описывающую его состояние и результативность в соответствии не только с требованиями государственных образовательных стандартов, но и потребностями и ожиданиями субъектов педагогического процесса. Качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса и основных его компонентов. |
Классификация | многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. |
Компетентность | выражает способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях; уровень компетентности предполагает наличие развитой потребности и навыков в области самообразования. |
Компетентностный подход | получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. |
Компетенция | (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности. |
Коррекционная педагогика (специальная) | изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми). |
Личность | понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. |
Личностное достижение | осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности |
Личностные способности | это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. |
Метафизика | раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. |
Мозговой штурм | (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертной оценки. |
Межличностные отношения | совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.). |
Методология | учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. |
Методы воспитания | это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения. |
Методы обучения | (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. |
Мотивы учения | это внутренние, личностные побудители учебной деятельности. |
Навык | деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. |
Наука | область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. |
Образовательный процесс | это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. |
Образование как система | это определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности образования. |
Образовательные результаты | это социальные и иные компетентности, социальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образовательных программ. |
Обучение | целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. |
Педагогика | наука о воспитании и обучении человека. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. |
Принципы обучения | основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. |
Предмет педагогической науки | образование как целостный педагогический процесс, раскрыть который можно в характеристиках процессов, его составляющих: социализации, индивидуализации, воспитания, обучения, развития. |
Педагогическое взаимодействие | это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. |
Педагогические технологии | система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника. |
Предметно-практическая деятельность | это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное познание действительности. Чтобы предметно – практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития». |
Принципы воспитания | это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы. |
Развитие | это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. |
Развитие личности | последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности. |
Самореализация | (от русского само- и лат. realis — вещественный, действительный) — реализация потенциала личности. |
Самоопределение | это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. |
Система педагогических знаний | взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории. |
Социализация | процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. |
Социальный опыт | совокупность накопленных знаний, навыков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия. |
Социальная технология | это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации. |
Умение | освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. |
Учение | это познавательная деятельность, основу которой составляют овладение системой знаний и овладение умственными действиями с этими знаниями. |
Формы обучения | критерии, которые оказывают взаимное влияние. Под формами следует понимать способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. Основу формы составляет ведущий метод. |
Человек | существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать. |
Этнопедагогика | наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные термины в изобразительной деятельности дошкольников
Памятка для воспитателей....
ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ" (ШАШКИ)
В данной папке передвижке описаны основные термины для игры в шашки...
Краткий словарь основных терминов книжного искусства
Краткий словарь основных терминов книжного искусства...
Основные термины шахмат.
Основные термены по шахматам, по игре в шахматы....
Основные термины специальной педагогики
Из этой статьи вы узнаете о терминах, применяемых в специальной педагогике....
Основные термины в футболе для дошколят
В процессе обучения детей в футбол и знакомя их с упращенными правилами используем доступные для детей терминами....
Реферат по педагогике:"Основные категории педагогики"
Основные понятия педагогики являются : воспитание, обкчение, образование, развитие, самосрвершенствование.Воспитание-сознательное , целеноправленное, систематическое и планомерное воздействие на...
- Мне нравится (1)