Фольклор в детском саду (из опыта работы)
консультация на тему
Развитие детского творчества и таланта на музыкальных занятиях, посредствам русского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedeniya_detskogo_folklora_dlya_rebenka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Произведения детского фольклора для ребенка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, существующие неотделимо с их хранителями».
Г. С. Виноградов.
Любовь к Родине, к нашей стране – России – это тонкое, гибкое чувство. И начинается его формирование в раннем детстве, в семье, когда мама, качая дитя, лаская его, использует народную поэзию пестования.
Русский народ дорожил колыбельным песенным искусством, и передавалось оно из поколения в поколение.
У ребенка очень рано проявляется интерес к пассивным и активным движениям. «Уже в первый месяц жизни ребенок проявляет музыкальное восприятие – писал ученый фольклорист Г. Добряков – восприятие ритма и мелодии, однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков».
Для маленького ребенка важны именно песни: умиротворяющие, светлые, монотонные, с повторяющимся ритмическим и мелодическим рисунком, сочетающиеся с поглаживанием, покачиванием, похлопыванием.
В младшем дошкольном возрасте, в дошкольном детстве народная поэзия пестования переходит в более широкий аспект знакомства с русским народным фольклором.
В последние годы в нашем саду заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. На музыкальных занятиях, индивидуальной работе с детьми, занятиях по развитию речи, в театрализованной работе детей знакомят с произведениями устного народного творчества, народными играми.
Нам, педагогам, необходимо найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить детей с основными моментами русской национальной культуры.
Воспитывая детей на народных традициях можно развить у них национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение детей к своей культуре. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю -- запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостное настроение. Абсурдность небывальщин – это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку – это еще и маленькие театрализованные представления, ведь в них используются присказки, приговорки, считалки; ребенок связывает слово и действие. С играми передается любовь народа к веселью, движениям, удальству.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует знакомство с частью устного творчества. Это песенки, потешки, скороговорки, русские народные «волшебные» сказки и о животных, бытовые сказки.
Музыкальный фольклор – это явление синкретическое. В нем неразрывно связано – музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах.
Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
- народная песня;
- народная хореография;
- народные игры;
- народные музыкальные инструменты.
Как же знакомим детей с народной песней с 1 младшей группы. Дети начинают подпевать повторяющие интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом, например, с персонажем сначала знакомятся. «Зайка – вот какой маленький, трусишка, ножки быстрые», -- жалеют, гладят, укачивают, а когда проснется – веселят, чтоб не плакал, пляшут с ним.
Подбираю песни, удобные для активного подпевания, тексты должны быть понятны, доступны детям: «Ладушки», «Заинька» и д.р.
В средней группе, увеличивая объем песенного материала, включаю в репертуар хороводные песни, игровые песни. Можно предлагать игровую ситуацию, в которой ребенок должен поступать самостоятельно: моя кукла не хочет спать, попробуй, укачай ее. Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку: -- «Ходит сон на горе. Носит дрему в руке», «Ах, ты моя девочка – сладкая конфеточка, ах, ты мой сыночек – лазоревый цветочек»…
Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» - комар, а стрекоза «плясать идет»).
В старшей группе расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливого характера: «Как у нас-то козел», «Две тетери» и т.д.
Песни должны быть интересные по сюжету, и уже не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранешенько» и пр.
Вводится новый жанр – частушка. Это сложный жанр. Надо понять ее, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки: надо и спеть, и показать, и сплясать.
В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, даю понятие о таких жанрах русской народной песни как:
1. лирические: «А я по лугу», «Пошла млада за водой»,
2. шутливо-комические «Во кузнице», «Комара женить мы будем» и т.д.
3. строевые: «Из-за леса, из-за гор», «Солдатушки – бравы ребятушки».
Детям дается возможность самостоятельно искать решение в инсценировании песен.
Народная хореография – это основа начального развития музыкально - ритмических движений у детей.
В младших группах решаем задачи овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной, двумя ногами, постукивание каблучком, похлопыване ладошками по коленкам, повороты ладошек, пружинки, перебежки. Главное – научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому использую хороводные игры: «Скок, поскок», «Ходит зайка по саду» и пр. – где использую плясовые элементы.
В средней группе вводятся новые элементы народного танца: топать с остановками; «ковырялочка» - без подскока и пр. Уделяется внимание пластике рук в пляске – кружение «крендельком», под локоток и пр.
В хороводах учим детей менять направление в кругу, перестраиваться за ведущим, «змейкой» и пр.
Следует поощрять самостоятельность детей в свободной пляске; желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен.
В старшей группе обучаем простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. Используем такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка», «плетень».
Орнаментальные хороводы выполняются по команде ведущего взрослого или ребенка, который диктует порядок перестроения: «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Из-под дуба» и пр. Поощряем приплясывание при исполнении веселых песен, предлагаю детям солирование.
В подготовительной группе вводятся новые элементы народного танца: пляска в три ноги «Деревенская полька», с подскоком – «Подгорная» простая дробь в сочетании с частушкой. Разучиваем новые элементы хоровода: «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой», «вывертывание круга».
Любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при пении, игре на музыкальных инструментах, в играх.
Закрепляются все полученные навыки, умения в игре. Игра – это не просто любимое занятие детей – это основной вид деятельности дошкольника. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции.
В младших группах забавные игры «Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни» и пр. – побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или «киска». На начальном этапе показываем детям образец, а потом – ориентируем их на интонацию («трусливый заяц», «хитрая лиса» и пр.).
В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, делиться на 2 подгруппы, на пары. Дети используют считалки - потешки. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору» и др. – усложняется диалог с ведущим: не просто дать ответ, а придумать его. Обращаю внимание детей на то, чтобы во время свободных игр они использовали народные считалки, попевки.
В старшей группе вызываю у детей желание участвовать в играх с театральными действиями, более развернутыми диалогами. Во время игр «Как у дяди Трифона», «Козел»-- обращать внимание и на удачные ответы и вопросы, и на манеру движений персонажей. Уже воспитываем в детях желание исполнить не только положительные, но и отрицательные роли (Кикимора, Баба Яга). Для этого использую пример более старших детей, видеозаписи.
В подготовительной группе активизируем детей для участия в играх с развернутым театральным действием («Воробей», «Селезень утку догонял», «В огороде был козел»). Здесь уже усложняем правила. Объясняя детям связь некоторых игр с древними обрядами, помогаем им понять порядок отдельных действий. («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»).
В своей работе по использованию русского народного фольклора в музыкальном воспитании и развитии у детей обязательно используем русские народные инструменты.
В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте, желательно предоставить ему эту возможность. Но, давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее часть называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками»в кулачках).
В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.
В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.
В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатии детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник радостным, незабываемым, оставить яркий след в душе ребенка – вот цель работы музыкального руководителя.
Музыкально-фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Аудиозапись современной народной музыки, яркие красочные костюмы, оркестровое исполнение народной музыки на фольклорных детских музыкальных инструментах – все это прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного воспитания детей.
Детский фольклор – одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются, как и фольклор для взрослых.
Внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
ЛИТЕРАТУРА:
«Русский детский фольклор», Виноградов Г.С.
1930г.
«Русский детский фольклор», Мельников М.Н.
1987г.
«Развлечения в детском саду», Фурмина Л.С.
1975г.
«На родимой сторонке», составитель Рытов Д.А.
2002г.
«Календарные музыкальные праздники в детском саду», Зарецкая Н.В.
2004г.
«Игры, аттракционы, сюрпризы», Каплукова И. Новоскольцева И.
1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей в детском саду. Из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951
Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прош...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Консультация для педагогов " Фольклор в детском саду" ( Из опыта работы).
Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений....
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
"Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)
Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для свое...
Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)
В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...
Фольклор в жизни детского сада (из опыта работы)
Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и...