«Психологические особенности детей из неполных семей»
консультация по теме
Актуальность темы исследования обусловлена сегодня тем, что семья, выступающая сегодня основным институтом воспитания детей особенным социальным институтом, находится в тяжелом кризисном состоянии. Были забыты многие семейно-нравственные традиции, кардинально поменялись взаимоотношения родителей и детей, а также разрушается психологический климат в семье. Не все современные семьи готовы взять на себя ответственность за воспитание детей. Мировой финансовый кризис поставил задачу поиска источников средств к существованию, что происходит в ущерб воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Психологические особенности детей из неполных семей» | 108.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Психологические особенности детей из неполных семей»
Оглавление
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей
1.2. Специфика воспитания детей в неполных семьях
ГЛАВА 2. Исследование психологических особенностей детей из неполных семей
2.3. Возможности коррекции психологических особенностей детей из неполных семей
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена сегодня тем, что семья, выступающая сегодня основным институтом воспитания детей особенным социальным институтом, находится в тяжелом кризисном состоянии. Были забыты многие семейно-нравственные традиции, кардинально поменялись взаимоотношения родителей и детей, а также разрушается психологический климат в семье. Не все современные семьи готовы взять на себя ответственность за воспитание детей. Мировой финансовый кризис поставил задачу поиска источников средств к существованию, что происходит в ущерб воспитанию.
Степень научной разработанности.
Как известно, вторая половина XX века вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи и семейного воспитания. Тема специфики психологических особенностей детей из неполных семей раскрыта достаточно полно. В последнее время по ней написано множество монографических, диссертационных работ, научных сборников и иных публикаций (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, Т.А. Маркова, С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская и др.) [6].
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери [34]. Обычно, родительские обязанности делятся между отцом и матерью, однако, зачастую не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Постоянно происходящее в последнее время увеличение количества неполных семей вызывает, безусловно, огромные проблемы в воспитании ребенка.
Семья - один из основных институтов воспитания. Объясняется это тем, что ребенок в ней находится значительную часть собственной жизни, поэтому личность ни один из других институтов воспитания по длительности воздействия с семьей сравниться не может. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, ведь к моменту поступления в школу ребенок уже в значительной степени как личность сформирован [12]. Распад семьи является острой проблемой в современном обществе. Не только в России, но и во всем мире наблюдается стремительный рост количества разводов. В соответствии с данными статистики, в каждой третьей российской семье с несовершеннолетними детьми один из родителей отсутствует. Кроме того, за последние годы резко возросло число детей, воспитывающихся в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, в качестве воспитателя выступает мать. В соответствии со статистикой сейчас 30% детей в России рождаются в семьях неполных, у матерей-одиночек. При этом статистика РФ близка к мировой: в неполных семьях рождаются 33% жителей США, 64% испанцев, 54% шведов, 38% жителей Великобритании, 37% жителей Финляндии. Во многом это говорит о том, что брак теряет свое значение, его долговечность не имеет для людей важности.
В соответствии с многочленными исследованиями, жизнь и условия воспитания ребенка в неполных семьях имеют явную специфику, достаточно существенно отличаясь от жизни детей в полных семьях. Негативные процессы, которые порождает современная социально-экономическая ситуация, особенно ярко проявляются именно в воспитании детей из неполных семей [8].
Кроме трудностей материальных, с которыми сталкиваются одинокие родители, существуют и сложности психологические - рдители попросту не в состоянии реализовывать одновременно две родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в неполных семьях искажают условия ранней социализации, выступая, как причина различного рода нервно-психических расстройств, как фактор риска появления асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития [11].
Исследования неполных семей проводилисьв трудах зарубежных и отечественных психологов: А. Адлера, М.И. Буянова, А.И. Захарова, И.С. Кона, К. Леонгарда, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Е.Е. Маккоби, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, М. Хофмана, Е.С. Шеффера, Р. Эванса, Э.Г. Эйдмиллера и некоторых других исследователей. Их труды послужили теоретической базой исследования.
Однако, несмотря на многочисленные разработки данной темы, вопрос психологических особенностей детей из неполных семей является недостаточно изученным.
Цель исследования – охарактеризовать психологические особенности детей из неполных семей
Цель определила задачи исследования:
- охарактеризовать суть и содержание неполной семьи
- выявить особенности воспитания детей в неполных семьях
- провести исследование психологических особенностей детей из неполных семей
- разработать рекомендации по воспитанию детей в неполных семьях
Гипотеза исследования. Психологические особенности детей из неполных семей обуславливаются спецификой воспитания в неполных семьях, характеризующихся наличием только одного родителя, недостатком времени для общения с ребенком и т.д.
Объект исследования – неполные семьи
Предмет исследования – психологические особенности детей из неполных семей
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение, анализ, синтез, анкетирование.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей
1.1. Психологические особенности воспитания в семье
Для ребенка семья является местом рождения и основной средой обитания. У него именно в семье имеются близкие люди, способные понимать и принимать его таким, какой он есть. Непосредственно в семье дети получают азы знаний относительно окружающего мира, если же у родителей имеется высокий культурный и образовательный потенциал, получает не просто азы, но и саму культуру.
Именно в семье определяется тот или иной морально-психологический климат, выступающий основой формирования личности ребенка, кроме того, для детей семья является первой школой отношений с людьми. Непосредственно в семьях складываются представления детей по поводу различных сторон жизни, добра и зла, его ценности и т.д.
В семье с близкими людьми ребенком переживает чувство любви, он познает дружбу, долг, ответственность, справедливость. Семейное воспитание по своей природе основывается на чувствах. Семейное воспитание можно считать более эмоциональным в соответствии с его характером, в сравнении с другими видами воспитания, потому что в качестве его «проводника» выступает любовь родителей к детям, которая вызывает у детей ответные чувства к родителям.[18,стр.224]
Для семейного воспитания характерно органичное слитие со всеми видами жизнедеятельностью растущих людей: дети в семье включаются в большинстве в жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательная, трудовая, общественная, ценностно-ориентированная, художественно-творческая, игровая, свободное общение. При этом дети проходят все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Кроме того, у семейного воспитания также имеется широчайший временной диапазон воздействий: оно происходит в течение всей жизни человека, постоянно, в любое время года, в любое время суток.
Отношения привязанности, которые возникают в семьях, выступают не только как основа для его последующих взаимоотношений с людьми, они также способны снижать чувство тревоги, появляющееся у детей в ситуациях новых либо стрессогенных. В целом, как считает серия исследователей, главной функцией семьи выступает обеспечение базисного чувства безопасности, гарантия безопасности детей во взаимодействиях с внешним миром, освоение новых способов его исследований и реагирований (работы Адлера А. Роджерса К., Хорни К.).
Дети, подрастая, начинают себя идентифицировать с взрослыми, копируя модели поведения родителей, перенимая специфику родительских взаимоотношений. Дети начинают «заражаться» определенными привычками (согласно экспериментам Бандуры), с легкостью перенимая у членов семьи специфику жестикуляции, походки, манеру говорить.
Серия исследователей отмечает, что важной роль моделей в родительском поведении является как в процессах приобретения привычек, так и в качестве способа преодоления стрессов. Если у родителей существует реакция на трудности при помощи пассивного ухода либо неадекватной агрессивности, то и дети будут с большой вероятностью в аналогичных ситуациях вести себя точно также (исследования Раттер М.).
Похожее влияние относится и к межличностным отношениям. Например, отношением отца к матери для мальчиков в значительной мере определяется характер в их собственном отношении к девочкам. Если в семье в модель отношений включена теплота, взаимная забота и уважение, то, скорее всего, такие же черты будут характеризовать и поведение детей. Если же отец испытывает к матери презрительное отношение, оно способно оказывать на отношение сына к девочкам соответствующее влияние.
У родителей дети обучатся тем или иным способам поведения, не просто усваивают сообщаемые им непосредственно правила (определенные готовые рецепты), а также благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примеров) (исследования Раттер М.).
У. Бронфенбреннером (по работам Архиреевой Т.В.) проводилось установление связи доминантности, главенства в семье одним из родителей и активности детей, их самостоятельности. Исследователь считает, что у детей происходит формирование чувства самостоятельности и ответственности в тех случаях, если правит в семье родитель одинакового с ребенком пола.
Что касается мальчиков, они более дисциплинированны в тех случаях, если в доме за дисциплиной следят отцы, а девочки являются более активными, если сильней авторитет у матери. Однако наиболее благоприятными условиями по развитию самостоятельности и активности детей складываются в таких семьях, где каждый родитель активно участвует в воспитании детей, хотя вести себя они должны различно: одному принадлежат поддерживающие функции, другому - дисциплинарные (исследования Архиреевой Т.В.).
Известным фактом является важность общения для детей. И тем не менее просто присутствует живого общения детей и взрослых не является достаточным для гармоничного его психического развития, для полноценного созревания его личности. Большим значением обладают качество и количество общения (работы Баркана А.И.; Выготского Л.С.% Гиппенрейтера Ю.Б.; Лисиной М.И. и т.д.).
Факторы, влияющие на отношение родителя к ребенку. Среди таких факторов выделяются:
1) Детский опыт самих родителей.
2) Нереализованные потребности родителей.
3) Личностные особенности родителей.
4) Отношения со вторым родителем ребенка.
5) Обстоятельства рождения ребенка.
Рассмотрим полные и неполные семьи.
Распространенность семей неполных связана с несколькими условиями. Так как, к неполным относят семьи, которые состоящие из матери (либо отца) с детьми вне зависимости от возраста ребенка, то группу неполных семей можно представить достаточно неоднородной. Например, сюда относят и молодых матерей-одиночек с грудными детьми, и двух старушек - мать и дочь.
В целом, доля семей неполных в общем числе семей связана со следующими факторами [7]:
1) частотой разводов и овдовений;
2) частотой повторных браков;
3) распространенностью внебрачных рождений;
4) уровнем детности семей (в семьях многодетных выделяется большая вероятность того, что мать или отец будут жить не отдельно, а вместе с не состоящими в браке детьми);
5) уровнем средней продолжительности жизни населения;
6) сложившимися тенденциями раннего либо, напротив, более позднего выделения из родительской семьи взрослых детей;
7) уровнем жилищной обеспеченности, стимулирующим либо сдерживающим раздельное проживание детей с родителями [3].
Серия таких факторов действует в направлении роста количества неполных семей, другими этот рост сдерживается.
В соответствии с данными статистики, неполные семьи в городах встречаются более часто, чем в деревнях и селях. Вопросы изучения специфики неполных семей важны в связи с тем, что именно в них сосредотачивается значительная часть населения, у которого отсутствуют условия жизни естественные, заложенные самой природой семейно-брачные отношения.
Именно в неполных семьях дети воспитываются без отцов (или матерей), также можно наблюдать взрослых людей, не имеющих собственных семей и продолжающих жить вместе с родителями. Таким положением не просто усложняются для многих материальная сторона жизни. Оно этих людей лишает необходимых им контактов, духовных и эмоциональных, которые могли бы быть в семье полной [11].
Существует множество причин возникновения неполных семей. Но к основным относятся следующие:
1. Внебрачные рождения.
2. Разводы родителей
3. Смерть кого-то из родителей
Различные влияние оказывают такие причины на состояние семьи, материальное и морально-психологическое. Семья при рождениях внебрачных изначально выступает как неполная, детей с первых дней собственной жизни воспитывают только матери, отец отсутствует. Такие семьи всегда состоят из матерей с детьми, при этом неполные семьи, которые образованы вследствие разводов или овдовений, также состоять могут из отцов с детьми.
Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Главное же - овдовевшие детные мужчины значительно чаще вступают в новый брак, чем овдовевшие детные женщины. При наличии не одного, а нескольких несовершеннолетних детей у женщин перспективы создания новой семьи всегда ограниченны. Мужчины же в подобной ситуации, испытывая затруднения с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, не откладывают надолго вступление в новый брак, а найти подходящего брачного партнера мужчине значительно легче, чем женщине.
Развод - частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо воссоединяется с родительской семьей, В последнем случае также может образоваться неполная семья, если в родительской семье нет брачной пары [12].
Существование семьи в форме неполной может быть очень кратковременным, а может длиться и несколько десятилетий. Семьи перестают быть неполными по ряду причин: вступление в брак, отделение взрослых детей, смерть. Неполные семьи, в которых все взрослые, чаще всего состоят из одних женщин: женщины в среднем дольше живут, среди них больше не состоящих в браке, чем среди мужчин.
Каковы же реальные обстоятельства жизни неполных семей, возникающие в связи с внебрачными рождениями? Отсутствие регистрации брака отнюдь не означает, что всегда действительно отсутствует супружеская пара. Около 40% детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке, признаются отцами и регистрируются органами загса по совместному заявлению отца и матери. Таким образом, многие семьи, в которых рождения по учету загса являются внебрачными, по данным Всероссийской переписи населения учтены как полные, т.е. имеющие в своем составе брачную пару, ибо перепись ведется по фактическому брачному состоянию, независимо от официальной регистрации браков и разводов [10].
Почти вдвое выше нынешней была доля внебрачных рождений в первое послевоенное десятилетие (1945-1954 гг.). Показатель в среднем по стране был на уровне 17,5-17,9%. Это обусловлено резкой деформацией возрастно-половой структуры населения в годы Великой Отечественной войны, и многие женщины, не имея возможности создать нормальную семью, шли на то, чтобы хотя бы не лишать себя материнства.
Через семью обеспечивается сбережение, обогащение, передача все новым и новым поколениям многих духовных ценностей, традиций, норм морали, житейского опыта. В ней угасает старшее поколение и зарождается, крепнет, мужает новое. Совместная жизнь двух-трех поколений в семье - это важное условие для поддержки старших ее членов и воспитания младших. В своем бесконечном развитии каждая индивидуальная семья проходит ряд последовательных стадий [8].
Место неполных семей в этом циклическом процессе развития может быть различным в зависимости от возраста ее членов. Общее же состоит в том, что неполная семья, как явствует из самого этого термина, всегда лишена одной из существенных черт семьи. В семье, где представлены дети и родители, при естественном ходе развития родительское поколение должно быть представлено супружеской парой. В неполной же семье родительское поколение представлено только одним человеком. Такое отклонение от нормального типа семьи означает не просто формальное отличие, а нарушение целостной гармоничной системы отношений между людьми. Это означает несбалансированность между двумя группами членов семей - тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке, защите, и тех, кто обеспечивает удовлетворение этой потребности. Такая несбалансированность чревата перегрузками, возникающими у второй, активной части членов семьи. Не менее важно то, что отец и мать, мужчина и женщина, не взаимозаменяемы в деле воспитания детей, особенно воспитания духовного, эмоционального. Хорошо известно, какие перекосы в воспитании возникают из-за того, что вся школьная педагогика оказалась в руках женщин. То же и в неполных семьях [1].
Отец и мать взаимодополняют друг друга, мужское и женское начало лишь в своем единстве способно обеспечить всю полноту и богатство человеческих отношений. И ребенок - подросток - юноша - девушка могут полностью познать себя в полной семье. Не будем здесь касаться аномальных явлений, когда отец (или мать) настолько антисоциальная личность, что его отсутствие способствует лучшему воспитанию детей.
Могут возникнуть возражения, ссылки на случай вполне успешного, даже блестящего воспитания ребенка в неполной семье. Но и в этих случаях была перегрузка родителя, ребенок чего-то все же недополучил в сравнении с тем, что мог бы иметь в полной семье [10].
До сих пор, речь шла о неполных семьях, находящихся на ранних стадиях своего развития, выполняющих функцию воспитания, социализации молодого поколения. Лишь по чисто формальному признаку эти семьи можно объединить в один тип с семьями, где и родители, и дети - взрослые люди. Эта вторая группа представлена семьями, где либо все члены находятся в активном трудоспособном возрасте, либо представители родительского поколения нуждаются в помощи близких, либо представители обоих поколений нетрудоспособны и нуждаются в уходе и заботе. Такие неполные семьи старшего возраста являются или результатом постарения молодых поколений семей, или результатом развода, или естественной стадией угасания полной семьи, когда умирает один из супругов. Нравственно-психологические и эмоциональные связи в неполных семьях, где все взрослые, принципиально иные, чем в молодых неполных семьях. Они свободны от отношений опеки взрослого над несовершеннолетним, от воспитательных функций и связанных с ними элементов и поощрения, и принуждения, от авторитарной позиции старших по отношению к младшим. В неполных семьях, состоящих из взрослых людей, не возникают, следовательно, многие проблемы и трудности, которых не удается избежать в молодых неполных семьях. Но сохраняется и остро ощущается в неполных семьях взрослых дефицит тех форм общения, которые способно дать только супружество.
1.2. Специфика воспитания детей в неполных семьях
На данный момент неполная семья выступает одним из основных социально - демографических типов современной семьи. Она представляет собой малую группу с частными неполными связями, где отсутствует традиционная система отношений «мать – отец – ребенок».
Выделяется серия источников при формировании неполных семей, причем наиболее массовым из них выступает распад семьи из-за развода супругов.
Согласно исследованиям, в качестве наиболее распространенных причин разводов выступает алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Нужно обратить внимание на то, что подавляющее большинство случаев в качестве инициатора развода предполагают женщину.
Кроме того, происходит увеличение числа детей, рожденных вне брака, это происходит по следующим причинам: изменение моральных норм в области взаимоотношений полов, распространение добрачных связей, неподготовленность молодых людей к браку, завышение требований к брачным партнерам.
На данный момент происходит пополнение спектра неполных семей, кроме вышеназванных, за счет семей, которые проживают фактически раздельно; за счет практики усыновлений детей одинокими матерями, за счет также установления опеки либо попечительства в случае сиротства.
Семья, где воспитанием детей занимается только один родитель, сейчас является настолько частым явлением, что психологи и социологи стараются избегать термина «неполная семья», заменяя его корректным «нетрадиционная» либо «нестандартная».
Сейчас матери, которые воспитывают ребенка без отца, стали своего рода общественной нормой. Однако сам термин «мать – одиночка» воспринимается в различных странах неоднозначно. К примеру, в Великобритании, так же как и в России, он применяется к категории женщин, которые замужем никогда не были, а родили ребенка и воспитывают его в одиночку.
Но нужно учитывать, что вместе с понятием «одинокие матери», включающим в себя женщин, которые замуж не выходили и воспитывают ребенка в одиночку, существуют также неполные семья, где ребенок проживает вообще без родителей, воспитываясь у бабушек, дедушек и других родственников. Последняя ситуация, как правило, является для детей еще более неблагоприятной. Она может быть связана с произошедшим полным распадом прежней родительской семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери) или с лишением родительских прав одинокого родителя, или с тем, что одинокие матери или отцы не хотят сами воспитывать собственных детей, и своим родителям передают их на воспитание [22].
Основной проблемой неполной семьи является то, что ребенок в ней часто видит только одну роль родителя – или только карающую, или только поощряющую. Так как в неполной семье дети не могут видеть отношений между мужчиной и женщиной, что они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. Это обусловливает то, что в будущем для них крайне проблематичным будет построение собственных отношений.
В неполной семье воспитательные возможности ограничены: затруднен контроль и надзор за детьми, отсутствие одного из родителей не дает детям возможностей для знакомства с различными вариантами семейных отношений, кроме того, это влечет за собой односторонний характер психического развития. Односторонний характер психического развития у детей во многом связан с отсутствием в семье образцов сексуального поведения взрослого человека, которым в будущем, возможно, будет подражать. Ведь именно на примере авторитета отца, который является образцом для подражания, у мальчиков происходит формирование мужской самоидентификации. Что же касается девочек, у них общение с отцом позволяет формировать образ мужчины [16].
Мальчик при отсутствии отца не может на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения, поэтому он часто невольно перенимает женские черты. У девочек в этой ситуации мать вынуждена совмещать свою материнскую роль с ролью отсутствующего отца, и, как результат, психосексуальное развитие таких девочек будет отличаться противоречивостью. Если в семье нет отца, у детей получается искаженный образ мужчины, как правило, он обеднен либо, напротив, идеализирован, что впоследствии может приводить в личных отношениях с мужчинами или к упрощенности, или к непреодолимым сложностям. Супруги из неполных семей, имея негативный опыт семьи родительской, идут на разрыв в собственной семье гораздо легче.
В отличие от детей из полных семей, дети из неполных семей имеют гораздо более выраженными следующие качества: возбудимость, мягкосердечность, покорность, подавленность, чувствительность, тревожность, но при этом они менее беспечны. Часто эти дети способны демонстрировать большую неудовлетворенность семейной ситуацией. Что же касается их самих, они сами себя считают менее радостными, смелыми, спокойными [8].
Неполную семью на протяжении множества десятилетий считали источником социального неблагополучия. В данном случае имеется в виду преступность среди несовершеннолетних, расстройство характера или личности в целом, дурная психологическая наследственность.
Исследователями отмечается у детей после развода снижение познавательных установок, низкая успеваемость и слабая выраженность стремлений к достижениям.
Медико-биологическими исследованиями показано, что у детей, растущих без отцов, чаще возникают задержки развития речи, кроме того, такие дети являются психически более неустойчивыми и более упрямыми.
Обратимся к воспитанию подростка в неполной семье. Если семья не только неполная, но еще и неблагополучная, подросток в ней будет фактически безнадзорным и, в соответствии с этим, на него производят воздействие различного рода отрицательные примеры. Даже в обычных неполных семьях чаще всего нет единой твердой линии воспитания, а подобный подход способен порождать слабохарактерность, избалованность подростка. «Недостаточная требовательность к подростку, применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность» [33].
Кроме того, на возникновение определенных особенностей характера детей оказывает влияние также неумение учета возрастных особенностей подростков. В целом можно сказать, что неудовлетворение подростками потребностей быть или хотя бы казаться взрослыми, отношение к ним как к детям, часто может приводить к возникновению и закреплению у них таких черт, как упрямство, капризность, негативизм, грубость. Возможны появление и более серьезных деформаций черт характера. В неполных семьях незнание возрастных особенностей подростков способно вызывать крупные и продолжительные конфликты с членами всей семьи, может возникать скрытая либо явная войну с ними. В неполной семье ее члены не всегда способны своевременно отреагировать на возникновение тех особенностей характера у подростков, которые впоследствии будут их недостатками. Здесь можно упустить время, так как чем быстрее начинать работать с такими недостатками, тем они будут легче подвергнуты искоренению. Если же этим не заниматься, они будут закреплены в подростковой структуре личности, и тогда для устранения отдельных недостатков характера необходимо будет влиять на другие психические качества, а часто и на личность целиком. Естественно, сделать это будет достаточно сложно [31].
Кроме того, на развитие подростков оказывает неблагоприятное влияние переоценка либо недооценка недостатков его характера. Например, некоторыми представителями семей неполных объясняется чрезвычайная капризность либо недисциплинированность подростков, их невыдержанность нервностью детей. Подобные объяснения способствует у таких детей укреплению подобных недостатков, возникновению чувства вседозволенности. Они часто заявляют прямо: «Не трогайте меня: я нервный!». Также неудачным при воспитании является и то, когда родители не обращают внимания на такие качества детей, как повышенная возбудимость, неуравновешенность, повышенная обидчивость или полная безучастность ребенка, когда мимо них проходят такие симптомы, как головные боли, бессонница, тики, неоправданная слезливость. В этих случаях нужно немедленно обращаться к специалистам.
Часто случается, что самими детьми неправильно квалифицируются свои черты характера, сами подростки принимают за силу воли - упрямство, за правдолюбие и мужество - грубость, за прямоту – невежливость и т.д. часто подростки, даже осознавая недостатки собственного характера, от них избавляться не хотят. К примеру, подросток понимает, что лень дает ему возможность сохранить жизненные силы, не надорваться, а своевременная расчетливость и неискренность – добиваться в служебной карьере личного преуспевания. Здесь необходимо не забывать о том, что дети являются не только объектами, но, в первую очередь, субъектами воспитания. В соответствии с этим, важно помочь подросткам правильным образом оценивать недостатки собственного характера и дать, возможность самому их изжить [29].
Наиболее частыми причинами конфликтов в неполных семьях, например, в подростковом возрасте выступают: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, отход ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды, прически, необходимость работы по дому.
Конфликты с родителями возрастают при инфантильном поведении подростка, его демонстративном неуважении к ним, ссорах с братьями и сестрами, сложных отношениях с родственниками, несовпадении типов личностей подростка и кого-то из родителей. Но, несмотря на случающиеся конфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье как теплые, гибкие, связанные с переживанием положительных эмоций. Вообще представления о серьезной конфликтности отношений между подростками и родителями, по-видимому, сильно преувеличены.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит [10].
В неполной семье складываются специфические условия для воспитания. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.
Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение [38]:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Большинство характеристик детей, которые переживают развод, свидетельствуют о негативном характере его последствий на личность ребенка. Психологами отмечается у таких детей высокий уровень тревожности, у детей возникает тревога относительно финансовых трудностей, относительно здоровья членов семьи. Такое обостренное беспокойство относительно здоровья близких людей, можно объяснить страхом, потерять единственного родителя.
Формируется подобное тревожное чувство у них на первом этапе распада семьи, и оно их сопровождает до обретения полной материальной и социальной самостоятельности. Вторую группу причин тревожности составляют личные проблемы детей. Выявляются детские страхи через их переживания разногласий с родителями, кроме того, через трудности в усвоении школьной программы [24].
Особенное внимание необходимо обратить на повышенную уязвимость мальчиков в неполных семьях, на наличие у них для тревожности дополнительных причин. Так как в семьях отсутствует мужской эталон идентификации (если подросток остается с матерью), то одинокая мать совершает попытки компенсации сыну подобного недостатка изменениями своих ролей. Но подобная смена стратегий отношений с сыном способна приводить к результатам драматическим: женщина не может совмещать с отцовскими функциями материнскую любовь, терпимость и теплоту, ведь отцовские функции во многом основаны на мужской строгости, требовательности и авторитарности. Как результат: мальчики-подростки в семье лишаются не только отца, но частично матери.
У мальчиков эмоциональное состояние будет более низким, чем у девочек, кроме того, оно связано с ощущением личностной изоляции. Мальчиками чаще испытывается чувство одиночества, у них больше трудностей в общении. Уход родителей у детей из неполных семей часто также связан с представлениями о предательстве, отсутствием любви и собственной значимости [15].
В целом можно сказать, что роль родителей является крайне многоплановой, она отражается на формировании личности ребенка с самого раннего детства, и в подростковом возрасте это влияние оказывается пиковым. Отсутствие одного из родителей оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Рассматривая особенности подростков из неполных семей, можно отметить, что выделяются разные, часто противоречивые точки зрения на формирование личности подростков при наличии в семье одного родителя. Практически все исследователи говорят о том, что отсутствие в семье одного из родителей во многом является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Что касается дефицита мужского влияния, то он в неполных семьях проявляется в следующем [8]:
1. Нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы, уменьшение математических, пространственных, аналитических способностей детей за счет развития способностей вербальных.
2. Менее четкое прохождение процесса половой идентификации мальчиков и девочек.
3. Затруднение обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.
4. Возможное формирование избыточной привязанности к матери, так как нет члена семьи, который был бы способен «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
5. Формирование низкого уровня социальной активности ребенка, т.е. инфантилизма.
Таким образом, можно говорить о том, что в процессе воспитания в неполных семьях в характере ребенка могут формироваться устойчивые отрицательные формы поведения. В соответствии с этим воспитывающему родителю нужно иметь представления о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.
Выводы по главе.
Таким образом, проведя теоретическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей:
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. К неполным относятся семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми независимо от возраста детей, поэтому группа неполных семей оказывается крайне неоднородной. Существуют три основные причины появления неполных семей: развод родителей, внебрачные рождения, смерть одного из родителей.
На данный момент неполная семья выступает одним из основных социально - демографических типов современной семьи. Она представляет собой малую группу с частными неполными связями, где отсутствует традиционная система отношений «мать – отец – ребенок». Сущность и содержание воспитания подростков в неполных семьях имеют свои особенности.
Большинство характеристик детей, которые переживают развод, воспитываются в неполных семьях и свидетельствуют о негативном характере его последствий на личность ребенка. Психологами отмечается у таких детей высокий уровень тревожности, у детей возникает тревога относительно финансовых трудностей, относительно здоровья членов семьи.
В процессе воспитания в неполных семьях в характере ребенка могут формироваться устойчивые отрицательные формы поведения. В соответствии с этим воспитывающему родителю нужно иметь представления о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.
ГЛАВА 2. Исследование психологических особенностей детей из неполных семей
2.1. Организация исследования
Цель исследования – экспериментальным путем рассмотреть психологические особенности детей из неполных семей
В эксперименте участвовало 30 человек подростков, учащихся 9 класса. Возраст детей – 14-15 лет. Все дети из неполных семей, 6,6% относятся к отцовским семьям, 92,4% - к материнским семьям.
При проведении эксперимента были использованы следующие методики:
1. Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания)
Цель опросника - диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений.
В опроснике АСВ диагностируются:
1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
а) Гиперпротекция (шкала Г+). Родителями уделяется детям очень много времени, внимания и сил, воспитание их становится основным, самым главным делом их жизни. Например, так называемое «спартанское воспитание» выступает как пример высокого уровня протекции, так как в этом случае родители много времени отдают занятиям воспитанием, однако при этом уровень удовлетворения потребностей детей - низкий.
б) Гипопротекция (шкала Г-). Эта шкала предполагает ситуации, при которых дети оказываются на периферии внимания родителей, у которых до него попросту «не доходят руки», родителям не «до него». Детей родители просто не замечают, обращая на них внимание лишь в случаях, если происходит что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных:
а) потворствование. При таких отношениях, родители пытаются удовлетворить максимально все потребности детей. Они их «балуют», в данном случае любое желание ребенка воспринимается ими как закон. Проводят объяснения подобного воспитания, родителями приводятся аргументы, которые выступают как типичная рационализация - «слабости детей», исключительность ребенка, желание дать детям то, чего были сами лишены в свое время, в неполных семьях это осознание того, что ребенок растет без отца или матери и т.п. При потворствовании родителями происходит бессознательная проекция на детей своих раньше неудовлетворенных потребностей и поиск способов, попытка их заместительного удовлетворения при помощи воспитательных действий.
б) игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Этот стиль воспитания является противоположным потворствованию. Его характеризует недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей детей. При этом чаще страдают потребности духовные, в особенности потребности эмоционального контакта, общения с родителями.
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Отметим, что подобные уровни подразумевают, как правило, определенного рода запреты, наказания, обязанности:
а) Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Непосредственно это качество является основой типа негармоничного воспитания, которое носит название «повышенная моральная ответственность». В этом случае требования к ребенку крайне велики, попросту даже и непомерны, его возможностям не соответствуют и поэтому не просто не могут содействовать полноценному развитию личности детей, но, наоборот, представляют риски психических травм.
б) Недостаточность требований-обязанностей ребенка
(шкала Т-). При таком аспекте у детей в семье имеется минимум обязанностей. Подобная особенность воспитания ярко проявляется в высказываниях родителей о трудности привлечения детей к каким-то домашним делам.
в) Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Подобный подход находится в основе типа негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция». В такой ситуации детям все запрещается, к нему предъявляется множество требований, выполнить которые практически невозможно, в целом, они ограничивают его свободу, его самостоятельность. Что касается детей стеничных, то подобное воспитание у них увеличивает появление реакций эмансипации, оппозиции, если же говорить о детях менее стеничных, то при таком воспитании у них происходит предопределение развитий черт акцентуаций: сенситивной и тревожно-мнительной (психастеническая). Типичными высказываниями родителей отражается их страх относительно любых проявлений самостоятельности детей. Проявляется такой страх через резкое преувеличение последствий, к которым способны приводить хотя бы незначительные нарушения запретов, а также в стремлениях к подавлению самостоятельности мысли детей.
г) Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). Здесь происходит обратная ситуация – детям все разрешается. Даже если какие-то запреты и есть, дети их легко нарушают, так как знают, что никто с него не спросит. В данном случае детьми самостоятельно определяется круг их друзей, время принятия пищи, время прогулок, собственные занятия, во сколько они возвращаются вечерами, вопросы курении, алкоголя и т.д перед родителями такие дети вообще не отчитываются. Что же касается родителей, то те либо не желают, либо попросту не оказываются способными к установлению каких-то рамок для поведения собственного ребенка. В итоге данным воспитанием стимулируется развитие у детей гипертимного типа личности и, в особенности , неустойчивого типа.
д) Чрезмерность санкций (С+). Типом воспитания является «жестокое обращение». Для таких родителей характерным является приверженность к тому, чтобы применить строгие наказания, чрезмерно реагировать даже на самые незначительные нарушения в поведении. Типичными высказываниями родителей будут те, в которых отражаются их убеждения в полезности максимальной строгости для детей.
е) Минимальность санкций (шкала С-). Подобные родители отдают предпочтение полному отсутствию наказаний, или они их применяют очень редко. Такие родители уповают на поощрения, испытывают сомнения в результативности любых наказаний.
4. Неустойчивость стиля воспитания. Такое воспитание подразумевает резкую смену стилей и приемов, когда родители постоянно переходят от наиболее строгих видов воспитания к либеральным, а также от эмоционального отвержения к значительному вниманию, что крайне плохо отражается на ребенке.
Так, неустойчивый стиль воспитания может содействовать формированию серии черт характера, среди которых упрямство, склонность к противостоянию любым авторитетам, оно часто может привести к возникновению детей с отклонениями характера.
Часто факт незначительных колебаний в воспитании ребенка родителями признается, но ими недооценивается размах и частота подобных колебаний.
Типы нарушений:
а) Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, которые отражены в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). В данном случае при этом типе нарушений дети находятся в центре внимания родителей, семьи, которые стремятся к тому, чтобы максимально удовлетворить его потребности. Подобный тип воспитания содействует тому, что у ребенка происходит развитие таких черт личности, как демонстративные (истероидные) и гипертимные.
б) Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). При данном нарушении дети находятся в центре внимания семьи, родителей. Им отдается множество сил и времени, но, при этом он оказывается лишенным самостоятельности, так как ему ставятся множественные ограничения, частые запреты. Гипертимные дети в таких семьях показывают усиление реакции эмансипации, кроме того, у них обусловливаются острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. Если же такое нарушение возникает в семьях с детьми с тревожно-мнительным (психастеническым), сенситивным, астеническим типами акцентуаций личности, то в данном случае доминирующей гиперпротекцией усиливаются астенические черты.
в) Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т+, 3±, С±). Как крайний пример данного нарушения можно привести воспитание по типу «Золушка». Основу эмоционального отвержения составляет осознаваемое либо (что также бывает, и гораздо чаще) неосознаваемое отождествление ребенка родителями с какими-то отрицательными моментами их жизни. В такой ситуации дети чувствуют, что они мешают, ощущают в жизни родителей себя помехой, в результате чего в отношения возникает еще большая эмоциональная дистанция. Отметим, что такое нарушение способно формировать и усиливать черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, в целом это может привести к декомпенсации и формированиям у детей невротических расстройств с акцентуациями эмоционально-лабильной и астенической.
г) Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Подобный тип воспитания характеризует сочетания высокого уровня требований к детям с пониженным вниманием к их потребностям. Он способен стимулировать развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.
д) Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). В данном случае дети предоставлены самим себе. Ими родители абсолютно не интересуются, они его не контролируют. Не благоприятность данного типа воспитания особенно отмечается при наличии акцентуаций гипертимного и неустойчивого типов.
е) Жестокое обращение родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+);
на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий неудовлетворением их потребностей.
Текст опросника и бланк для регистрации ответов родителей приведен в Приложении 1.
2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Личностный опросник. Предназначается для диагностики (выделена Хекхаузеном) мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Тест представлен в Приложении 2.
3. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)
Назначением теста является определение потребностей тесного контактирования и взаимодействия с близкими людьми. Этот тест диагностирует следующие мотивы личности: стремление принятия окружающими людьми, страх отвержения.
Тест и ключи к нему – в Приложении 3.
4. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»
Назначение. Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.
Методика представлена в Приложении 4.
2.2. Анализ исследования
При проведении исследования по опроснику АСВ (Анализ семейного воспитания) были получены результаты, отраженные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 5).
Таким образом, в нашем исследовании было зафиксировано, что потворствующая гиперпротекция присутствует в 9,9% семей. В данном случае при этом типе нарушений дети находятся в центре внимания родителей, семьи, которые стремятся к тому, чтобы максимально удовлетворить его потребности. Подобный тип воспитания содействует тому, что у ребенка происходит развитие таких черт личности, как демонстративные (истероидные) и гипертимные.
Доминирующая гиперпротекция отмечена в 23,1% семей. В такой ситуации детям все запрещается, к нему предъявляется множество требований, выполнить которые практически невозможно, в целом, они ограничивают его свободу, его самостоятельность. Что касается детей стеничных, то подобное воспитание у них увеличивает появление реакций эмансипации, оппозиции, если же говорить о детях менее стеничных, то при таком воспитании у них происходит предопределение развитий черт акцентуаций: сенситивной и тревожно-мнительной (психастеническая). Типичными высказываниями родителей отражается их страх относительно любых проявлений самостоятельности детей. Проявляется такой страх через резкое преувеличение последствий, к которым способны приводить хотя бы незначительные нарушения запретов, а также в стремлениях к подавлению самостоятельности мысли детей.
Эмоциональное отвержение зафиксировано в 42,9% семей. Как крайний пример данного нарушения можно привести воспитание по типу «Золушка». Основу эмоционального отвержения составляет осознаваемое либо (что также бывает, и гораздо чаще) неосознаваемое отождествление ребенка родителями с какими-то отрицательными моментами их жизни. В такой ситуации дети чувствуют, что они мешают, ощущают в жизни родителей себя помехой, в результате чего в отношения возникает еще большая эмоциональная дистанция. Отметим, что такое нарушение способно формировать и усиливать черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, в целом это может привести к декомпенсации и формированиям у детей невротических расстройств с акцентуациями эмоционально-лабильной и астенической.
Повышенная моральная ответственность отмечается у 16,5% семей. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности
Гипопротекцию мы отметили у 16,5% респондентов. В данном случае дети предоставлены самим себе. Ими родители абсолютно не интересуются, они его не контролируют. Неблагоприятность данного типа воспитания особенно отмечается при наличии акцентуаций гипертимного и неустойчивого типов.
В нашем исследовании жестокое обращение с детьми зафиксировано у 6,6% семей. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий неудовлетворением их потребностей.
При проведении методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса были получены результаты, представленные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 6).
Таким образом, в нашем исследовании низкая мотивация к успеху зафиксирована у 33% подростков.
Средний уровень мотивации к успеху – также у 33% подростков.
У 23,1: подростков – умеренно высокий уровень мотивации
Слишком высокий уровень мотивации обнаружили 9,9% подростков исследуемой группы.
Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.
При проведении диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) были рассмотрены такие шкалы, как стремление к принятию, страх отвержения
Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:
• высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);
• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);
• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);
• низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)
Результаты исследования по этой методике представлены в Приложении 7.
Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.
У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
При проведении диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» были изучении социально-психологические установки личности, способствующие выявлению альтруизма.
В соответствии с ключами теста мы выделили три шкалы:
1. Выраженный альтруизм, желание помочь людям (от 11 баллов и выше)
2. Альтруизм выражен средне, существует одновременно с эгоистической тенденцией (9-11 баллов)
3. Выраженная эгоистическая тенденция (8 баллов и ниже)
Результаты представлены в Приложении 8.
Таким образом, в нашем исследовании обнаружено 33% подростков с выраженным альтруизмом, 42,9% подростков, у которых в среднем выражены как альтруистические тенденции, так и эгоистические, а также 23,1% подростков с ярко выраженными эгоистическими тенденциями.
Таким образом, проведенное исследование выявило психологические особенности детей из неполных семей. В целях дальнейшей работы с такими детьми мы разработали условия для коррекции психологических особенностей детей из неполных семей на примере детей нашей группы (подростковый возраст).
2.3. Возможности коррекции психологических особенностей детей из неполных семей
При проведении исследования были выявлены психологические особенности детей из неполных семей. Это потребовало поисков возможностей коррекции таких детей, для чего необходимо корректировать семьи в целом.
В нашей стране проблема увеличения численности неполных семей не является новой, однако в последние годы она встает особенно остро.
Нашим государством на всех этапах его развития проявлялась забота об одиноких матерях, у которых имеются несовершеннолетних детей. Что касается форм и масштабов подобной помощи, то они постоянно менялись.
На данный момент государственную помощь неполным семьям предоставляют в разных Центрах помощи семьи и детям. Деятельность подобных Центров направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей.
Однако у неполных семей имеется своя специфика и свои особенности, в соответствии с этим необходимо создание специализированных центров, которые работали бы только с неполными семьями, оказывали им психологическую помощь.
В качестве цели такого центра можно выделить:
Обеспечение нормального функционирования неполных семей
Задачами данной организации будет выступать:
- практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь;
- улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей;
- содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.
- выявление запроса на получение социальной, социально-психологической, социально-экономической и иной помощи со стороны неполных семей, учет социально неблагополучных семей, обратившихся за помощью к специалистам Центра, комплексное изучение, анализ и коррекция психолого-педагогических причин их социального и иного неблагополучия;
- информирование семей о деятельности и возможностях Центра, привлечение к обращению в Центр семей, имеющих проблемы различного характера;
- оказание разовой и систематической социальной, психологической, психолого-педагогической, юридической, социально-экономической, реабилитационной и иной помощи неполной семье;
- организация профилактических, обучающих, коррекционных и иных мероприятий для семей и их членов, направленных на преодоление нарушений в сфере семейных отношений и предотвращение асоциального поведения;
- сотрудничество с различными заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и иными организациями и гражданами, привлечение их к решению вопросов социального обслуживания неполных семей;
- координация усилий городских, районных и иных государственных органов, общественных организаций и т.д. по созданию и совершенствованию системы социально-психологической помощи семье и детям.
- Создание досугового центра для членов неполных семей
Рассмотрим структуру такого центра. Схематично она представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Структура центра помощи неполным семьям
Управление Центром осуществляется директором.
Каждый отдел руководствуется Начальником отдела.
Обратимся к основным функциям отделов:
А. Информационно-аналитический отдел. Деятельность этого отдела осуществляется по следующим направлениям:
- проведение первичного приема семей и их членов и распределение их по соответствующим подразделениям Центра;
- определение социального запроса и проведение учета семей, которые непосредственно нуждающихся в разных видах помощи: социальная, психологическая и иная;
- распространение информации относительно задач и содержания помощи, оказываемой Центром, пропаганда услуг, предоставляемых Центром, публикация и доведение до сведения необходимых семей различных информационных и просветительских материалов: листовки, бюллетени, регулярные и периодические издания для помощи семье по разным вопросам ее жизнедеятельности;
Б. Отдел социальной помощи. Функции:
- оказание семьям социальной помощи в соответствии с запросами (помощи характера социально-экономического, материальной поддержки, содействия при получении льгот, пособий и компенсаций, натуральная помощь, кредиты, алименты, улучшений жилищно-бытовых условий и т.д.);
- консультирование относительно вопросов самообеспечения семей, возможностей семейного предпринимательства, надомных промыслов и т.д.;
- обеспечение и поддержка формирований благоприятной социальной микро- и макросреды для членов неполных семей, обратившихся за помощью;
- организация и проведение мероприятий группового и массового характера: семейные праздники, конкурсы, благотворительные акции и т.п.
3) Отделом психолого-педагогической помощи и консультирования осуществляется:
- любые необходимые виды мероприятий (психопрофилактических, психодиагностических и психокоррекционных) по отношению к неполным семьям, обратившимся за помощью;
- педагогическое консультирование и помощь;
- организация других видов консультирования в соответствии с запросом (психиатрической, наркологической, медицинской, юридической и другой помощи).
4) Отделом работы с учреждениями осуществляется:
- работа по разным вопросам с государственными и негосударственными учреждениями.
Специалисты, необходимые для работы Центра:
Для работы Центра необходимы такие специалисты как:
- Директор
- Заместитель директора
- Бухгалтеры
- Кадровик
- Начальник хозяйственной части
- Социальные работники
- Социальные педагоги
- Психологи
- Юристы
10) Программисты
Деятельность Центров данного типа должна привести к уменьшению числа неполных семей, к организации благоприятного психологического климата в неполных семьях, к улучшению положения неполных семей в обществе.
На мой взгляд, для более эффективной работы Центра социальной помощи неполным семьям необходимо создать интернет-портал при данном учреждении, задачами которого будет:
- предоставление информации о деятельности Центра;
- оказание on-line помощи неполным семьям;
- предоставление наиболее полной информации о неполных семьях.
Кроме того, в структуру такого Центра входит клуб по интересам, который занимается организацией досуга членов неполных семей на всех уровнях.
Клубы по интересам – одна из наиболее удобных форм для проведения досугов. Подобные клубы многопрофильны: политические, спортивные, выходного дня, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, книголюбов, коллекционеров, молодой семьи и др.
Клуб – это сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим занятием, интересом. Клуб является школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят те люди, которые желают в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения могут и организовывать соответствующие формы занятий. Деятельность клубов особенно важна для семей.
Одним из критериев деятельности клуба по интересам называют воспитание, так как каждый из членов клуба выносит на люди свои знания, умения, интересы. В соответствие с этим общение в кругу единомышленников способствует обогащению, а также взаимовоспитанию. Таким образом, интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек приходит в клуб, чтобы научиться чему-то, а научившись, уже не хочет уходить, так как сдружился с людьми по-настоящему. Его уже начинает привязывать особенная атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности, царящие в клубе.
При организации работы семейного клуба по интересам важно знать, какие интересы предпочитают семейные люди, входящие в клуб. Среди таких интересов выделяются: чтение книг, журналов, просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет, народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание), художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.), сочинение (стихи, проза), компьютер (игры), спорт, здоровый образ жизни, общение с друзьями, кинология, самодеятельная песня, экология, иностранные языки, техническое творчество, народные промыслы, музыка, танец, рисование, театры, дискотеки, кулинария, массовые праздники, гулянья, политические объединения, общение и т.д.
Основное направление в жизнедеятельности всех клубных учреждений являются клубные встречи. Это направление, построенное на человеческом общении. Поводом и стимулом для клубных встреч могут выступать самые различные обстоятельства и причины. Например: тема, вызывающая большой интерес; идея – политическая, партийная и прочая; проблема, требующая обсуждения и тому подобное. Сразу заметить, что клубные встречи могут быть и без повода, а ради самой встречи за чашкой чая – ветеранов, женщин, молодежи и др.
Интересы и/или хобби – избирательная направленность человека на какие-либо определенные виды деятельности или увлечения. Клуб здесь предоставляет реальную возможность по пробуждению, формированию и реализации человеческих интересов. Именно в семейных клубах объединяются частные (индивидуальные) интересы, которые постепенно доводятся до общественно значимых целей и задач. И здесь же в клубе, общественные цели и задачи можно проецировать на отдельного человека, при этом убеждая его в их правильности, побуждая к действию.
В семейных клубах традиционно проводятся дни семейного отдыха, в зависимости от центра они могут проводиться раз в неделю, два-три раза в месяц, раз в месяц и т.д. Хорошо сделать такие дни семейного отдыха тематическими для того, чтобы вся семья получала от них удовольствие, устроить часть из них на открытом воздухе, если позволяет погода. Например, могут быть семейные конкурсы «Сказочный калейдоскоп», «Мы – другая семя», все возможные спортивные, игровые, интеллектуальные конкурсы, конкурсы песни, танца, комбинированные игры и т.д.
Как показывает практика, семьи с удовольствием участвуют в таких мероприятиях, причем семья здесь может быть задействована не только в праздничные или выходные дни. Здесь можно обратить внимание на то, что в семейных формах досуга могут принимать члены семьи, участвующие в художественной самодеятельности, занимающиеся в различных кружках, ведь это тоже семейное дело: родители приводят ребенка на занятие, приходят на концерты и выступления, готовятся с детьми к выступлениям. На базе таких кружков можно делать вечера семейного отдыха, привлекая руководителей и участников кружков.
При семейном отдыхе происходит отдыха, снятие стресса, усталости. Члены семьи лучше узнают друг друга в свободной раскованной обстановке, в общении с различными возрастными категориями людей. Родители видят, какой ребенок в игре, как он общается с друзьями, переживает неудачи и успехи свои и друзей. Дети же радуются, что мама прыгается через скакалку, папа поет свои песни и т.д.
В целом внутрисемейные досуговые отношения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи. Подробнее семейные встречи в семейном клубе описаны в Приложении 9.
Вывод по главе 2.
Таким образом, мы провели психолого-педагогическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей. В эксперименте участвовало 30 человек подростков, учащихся 9 класса. Возраст детей – 14-15 лет. Все дети из неполных семей, 6,6% относятся к отцовским семьям, 92,4% - к материнским семьям.
При проведении эксперимента были использованы следующие методики: 1. Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания), 2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, 3. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан), 4. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм».
При анализе результатов исследования были выявлены следующие нарушения в семьях: потворствующая гиперпротекция (9,9% семей, доминирующая гиперпротекция ( 23,1% семей), эмоциональное отвержение (42,9% семей), повышенная моральная ответственность (16,5% семей), гипопротекция (16,5% респондентов), жестокое обращение с детьми (6,6% семей). Основными уровнями мотивации к успеху у подростков в нашем исследовании является низкий и средний (по 33%), умеренно высокий уровень мотивации выявлен у 23,1% подростков, слишком высокий – у 9,9%.
Проведенное исследование выявило проблемы подростков в неполных семьях. В данном случае задачей является создание всех условий для коррекции развития подростков. В соответствии с этим были разработаны рекомендации по созданию специализированных центров, которые работали бы только с неполными семьями.
В качестве цели такого центра можно выделить: обеспечение нормального функционирования неполных семей. Также были сформулированы задачи работы таких центров, разработана и описана их структура, функции отделов.
Деятельность Центров данного типа должна привести к уменьшению числа неполных семей, к организации благоприятного психологического климата в неполных семьях, к улучшению положения неполных семей в обществе.
Заключение
Таким образом, в данном исследовании рассмотрены психологические особенности детей из неполных семей.
Неполные семьи представляют собой семьи, в которых один родитель (отец или мать) и дети (один или несколько). В соответствии со статистикой, в России в 2011 году в неполных семьях родилось около 33% детей. Воспитывается – каждый 6 ребенок страны. При этом более неполных семей в городах, чем в сельской местности.
В качестве причин такого количества неполных семей выявлены следующие:
- Развод родителей, причем уровень разводов растет с каждым годом
- Внебрачные рождения (в соответствии со статистикой, в 2011 году – 30%)
- Смерть одного из родителей (при этом смертность у мужчин выше, поэтому таких семей больше материнских, чем отцовских)
- Расширенные неполные семьи, возникающие как результат потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.
Проблем у неполных семей достаточно много. К ним можно отнести:
- Материально-бытовые. При наличии в семье только одного дохода, как правило, она является малообеспеченной, живет на пособия, алименты и т.д., что, естественно, отражается на воспитании детей
- Трудоустройство. Эта проблема, в особенности, если осталась одна мать, часто решается крайне проблематично, так как одному родители часто необходима работа, которая была бы хорошо оплачена, находилась близко от дома, имела относительно свободный график и т.д.
- Проблема с жильем. Часто возникает, если размен жилплощади невозможен, в этой ситуации разведенным родителям приходится проживать совместно, что травмирует детей.
- Психологические проблемы. Сюда относится необходимость совмещения родительских ролей матери и отца, причем дети страдают и в отцовских, и в материнских семьях: в семьях отцовских страдает уклад жизни, обществом подобные семьи до сих пор воспринимаются достаточно плохо.
- Отсутствие опыта семейной жизни. У матерей-одиночек такие проблемы возникают достаточно часто. Часто бывает так, что мать не дает детям общаться с отцом, либо отец вообще детьми не интересуется, и либо материально помогает, либо нет.
- Проблемы воспитания детей, а также их социализации. В неполных семьях отсутствует гармоничная система отношений. Роли матери и отца не могут быть взаимозаменяемы для детей, дети многое недополучают. Кроме того, в таких семьях родители крайне заняты на работе, чтобы решать материальные проблемы, что часто приводит к безнадзорности детей. В результате, в подобных семьях гораздо больше педагогически запущенных детей, чем в нормальных.
- Проблемы при создании новых семей
- Проблемы отношений с отчимом, мачехой у детей.
- Проблемы детей. К ним можно отнести следующие:
- Чувство собственной неполноценности (обида, угнетенность, вина за распад семьи) - психологическая травма;
- переживание родителей негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Подростки рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия; дети склонны к суициду. В мотивах суицидентов в 92% случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение построить эти отношения;
- дети перестают общаться с родителями; отчим и мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения становятся формальными.
- Проблемы взаимоотношений детей
- Медицинские проблемы.
В целом многие исследователи сейчас говорят об утрате семьей в современном обществе ее целостности, традиционного значения. Семья с одним родителем является неполной с демографической точки зрения, у нее множество своих психологических и социальных трудностей, тем не менее, она является одной из распространенных разновидностей современной семьи.
Дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят негативный характер. Детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор).
В неполных семьях происходит нарушение процесса воспитания и социализации детей. Безусловно, такие семьи нуждаются в помощи социальных служб и государства, потому что возникновение монородительских семей тесным образом связано с материальными трудностями.
Именно поэтому крайне важно создание Центров помощи неполным семьям, потому что таких семей сейчас очень большое количество, нужно повышать их уровень жизни, проводить работу для создания в такой семье благоприятного психологического климата, оказывать консультационные услуги. Такой Центр должен обладать множественными возможностями, что позволить решить многочисленные проблемы, как родителей, так и детей в подобных семьях.
Необходимо оказывать эффективную социальную помощь и защиту в отношении неполных семей, так как это во многом связано с содержанием и воспитанием значительной части семей, а от качества воспитания семей во многом зависит будущее. При воспитании детей в неполных семьях, в первую очередь, необходимо опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.
Список использованных источников и литературы
- Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб, 2014.
- Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - М: Наука и техника, 2013
- Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2014.
- Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. - М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2013.
- Выготский Л.С. Психология. - СПб.: Питер, 2012. - 524 с.
- Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2015. - №5. - С. 147-150.
- Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 2013, с.15
- Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2013.
- Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - М., 2011. - №11. - С. 108-118.
- Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. - 2013. - №10. - С. 13-17.
- Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования, 2011, №11
- Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 - М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2012. - С. 22-28.
- Дементьева, Н. В. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях. / Н. В. Дементьева, Н. А. Зубарева. // Воспитание школьников. – 2013. - №10. – С. 13-17.
- Докучаева Л.Н. Государственная семейная политика: идеологический и законодательный аспект. В сборнике «Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции (1-2 марта 2007г.)», с. 41-44.- Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2014.- 237 с.
- Докучаева Л.Н., Докучаев В.В. Семья – наследница Рода В сборнике «Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции (28 февраля 2006г.)», с. 34.- Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2015.- 180 с.
- Достовалова Н.В., Леклер Л.Ю. Схемы, диаграммы, модели, таблицы. Т,. 2013.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2010. - 224с.
- Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. - М., 2013. - С. 75-80.
- Зубкова, Т.С. Неполные семьи: учебное пособие. /Т.С. Зубкова.// Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. – М., 2013. – С. 75-80.
- Интернет ресурс http://psylist.net/pedagog/00003.htm.
- Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья.
- Интернет ресурс http://soc-work.ru/publ/35-1-0-61
- Интернет ресурс http://www.psyparents.ru/index
- Интернет ресурс www.izh.ru/izh/info/i25944.html.
- Интернет ресурс www.u-mama.ru/read/article.
- Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2013, №7. с. 95-96
- Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. - Педагогика, 2015, № 9.
- Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2012. - №1. - С. 73-76.
- Крайг Г. Психология развития / Крайг Г., Бокум Д. - СПб.: Питер, 2014.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2011.
- Леклер Л.Ю. Исследование неполных семей. Т., 2014.
- Леклер Л.Ю. Модель формирования конфликта в неполной семье. Т. 2013.
- Леклер Л.Ю. Роль школы в воспитании детей из неполных семей. М., 2012.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М.: 2012. - 439 с.
- Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики).- Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2014. - с.19-20
- Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г. Николаева. – М: Владос, 2013.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 2014. - 472 с.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб, 2014.
- Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук/ Л.М. Панкова - С.-Петербург, 2013.
- Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2014.
- Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, 2012
- Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия/ Социологические исследования, №2, 2014.
- Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».
- Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа/ Социологические исследования №3, 2013.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений –М., 2010.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат: "Воспитание детей в неполной семье. Патриотическое воспитание."
Материал очень актуален для настоящегог времени....
Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье
При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когда в семье ...
Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет
Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем развитии ребенка. Крайне важно с пониманием и терпением относится к ребенку в этот период....
Особенности воспитания детей в неполных семьях
Буклет из системы работы в семьями "группы риска" в ДОО....
Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет
Социальная и личностная готовность к обучению в школе напрямую связана с готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающей среде и самому себе, что предполагают условия школьно...
Психологические особенности детей из неполных семей
Семья - это среда, в котором полноценно развивается ребенок. Семьи сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи в обществе. Такой проблемой является нарушение ...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...