Психологические особенности детей из неполных семей
статья по коррекционной педагогике
Семья - это среда, в котором полноценно развивается ребенок. Семьи сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи в обществе. Такой проблемой является нарушение структуры семьи или неполная семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskie_osobennosti_detey_iz_nepolnyh_semey.docx | 13.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья - это среда, в котором полноценно развивается ребенок. Семьи сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи в обществе. Такой проблемой является нарушение структуры семьи или неполная семья.
Неполной семье очень сложно выживать в современных условиях. Многие неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. Они нуждается, не только в государственной поддержке, но и в социально-педагогической помощи.
Именно в семье закладываются характер и личность ребенка. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом.
Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье.
В неполной семье отсутствует главное — пример брачных отношений, что в дальнейшем оказывает большое влияние на становление и развитие ребенка, отсутствует определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.
Жизнь и условия воспитания ребенка без отца существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается какими-либо способами дополнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она не может быть одновременно матерью и отцом.
И.С. Кон, выявил, что дети, выросшие без отца, часто имеют высокий уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчикам тяжело общаться со сверстниками, плохо усваивают мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Ребенок из неполной семьи чаще ссорится с матерью, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.
Недостаток любви, конфликты в семье, смерть одного из родителей либо развод могут оказывать сильное психологическое влияние. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. Последствия разводов — это рост числа неполных семей и возникновение проблемы одиноких людей.
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам.
Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи.
У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.
Оставшись только с одним родителем, ребенок боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нём уверенность в родительских чувствах.
Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и деятельности ребенка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат: "Воспитание детей в неполной семье. Патриотическое воспитание."
Материал очень актуален для настоящегог времени....
Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье
При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когда в семье ...
Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет
Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем развитии ребенка. Крайне важно с пониманием и терпением относится к ребенку в этот период....
Особенности воспитания детей в неполных семьях
Буклет из системы работы в семьями "группы риска" в ДОО....
«Психологические особенности детей из неполных семей»
Актуальность темы исследования обусловлена сегодня тем, что семья, выступающая сегодня основным институтом воспитания детей особенным социальным институтом, находится в тяжелом кризисном состоянии. Бы...
Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет
Социальная и личностная готовность к обучению в школе напрямую связана с готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающей среде и самому себе, что предполагают условия школьно...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...