"Развивающие и адаптационые игры для ребёнка раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей «Развивающие и адаптивные игры
для ребёнка раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.
Задачи:
- Способствовать стабилизации и коррекции психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
- Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.
- Стимулировать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
- Обучать приемам релаксации.
- Создавать условия для формирования позитивных отношений в детско-родительских парах.
Необходимые материалы: перчаточные куклы, поднос с манной крупой, кисточки, губка, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики, прищепки, счетные палочки, пуговицы, шарики с фасолью, гречкой, пшеном, крахмалом, таз с теплой водой, миска с фасолью, бусинки, монетки, баночки, варежка.
Примечания
На подготовительном этапе оформляется красочное объявление для родителей, приглашающее на семинар, а также изготавливаются именные бейджики.
В связи с повышенной аллергичностью эфирных масел перед их использованием в играх с малышом необходимо проконсультироваться с врачом.
Ход семинара
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем семинаре. Для того чтобы наше общение и взаимодействие были более эффективными, я предлагаю познакомиться. Пусть каждый из вас представится, назовет имя своего ребёнка и расскажет немного о малыше. Если возволите, я начну. Меня зовут Марина. У меня есть доченька Соня, она очень активная и любознательная, любит рисовать. Теперь представьтесь вы.
Родители по кругу представляются.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Мы разные, но чем-то схожи. Есть что-то, что нас объединяет: интересы, привычки, жизненные обстоятельства. Нас объединяет и то, что дети пошли в детский сад. Кажется, ещё только недавно родился ребёнок, пролетел первый беспокойный месяц его жизни, появился первый зуб, первый шаг, первое слово… И вот вы уже ведете малыша за ручку в детский садик? Вспомните свои игры и любимую игрушку. Поделитесь своими воспоминаниями.
Родители рассказывают о своем детском саде.
Воспитатель: Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребёнок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Помочь ребёнку в этот период могут близкие ему люди. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, - на игру. Как вы думаете, что дает ребёнку игра?
Ответы родителей.
Комментарий: удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, внутреннюю свободу (играю с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Воспитатель: Давайте немного поиграем. Игра называется «Солнышко светит на тех…» Например, я скажу: «Солнышко светит на тех, у кого малыш пошел в садик», то встанут и поменяются местами те, кого касаются мои слова.
Итак, солнышко светит на тех…
- у кого сейчас хорошее настроение;
- кто читает своему ребёнку сказки на ночь;
- кто может стать для ребёнка Карлсоном, который живёт на крыше;
- кто читает книги по воспитанию и развитию детей;
- кто уделяет общению с ребёнком интересные игры;
- кто любит рисовать;
- кто любит поваляться, повозиться с ребёнком.
Игра-возня – это игра, необходимая для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча-мала», учит детей взаимодействовать друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «помериться с ними силой». Ребёнок от подобного общения придет в восторг, а кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Доволен будет и папа. В раннем возрасте у детей формируется образ «телесного Я»: они начинают осознавать своё тело, учатся управлять. Пусть ребёнок знакомится с окружающем миром - кувыркается, смотрит, щупает.
Посмотрите: у меня есть четыре воздушных шарика основных цветов: красный, желтый, зелёный, синий. В красный шарик я насыпала немного крупной фасоли, а синий – гречневой крупы, в желтый – пшена, в зелёный – крахмал. Яркие шарики привлекают внимание ребёнка, при разминании они мягко массируют ладошки малыша.
Можно играть с массажным мячиком-«ёжиком». Аккуратно кладите шарик на ладонь ребёнка, прокатывайте «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживайтесь на подушечках каждого пальчика. Все движения нужно выполнять в направлении от периферии к центру, лучше – сопровождая стихотворными текстами.
Каждый из нас помнит хотя бы одно стихотворение из детства. Чем больше в нем действий, тем лучше. Проводите занятия перед сном. Лягте рядом с малышом, возьмите его за ручку (какую ему удобнее), погладьте, предложите «сделать курочку», и если ребёнок не вырывает руку, начните рассказывать стишок, обыгрывая каждое действие.
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки – Жёлтые цыплятки. - Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко! Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы, Полные корытце. Т.Волгина | «Шагаем» своими пальцами по ладошке ребенка. Пощипываем большим и указательным пальцами. Гладим ладошку, растопыривая пальчики ребёнка. Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребёнка. Водим пальцами от пальчиков к запястью. Подушечками пальцев скребем по ладошке малыша. Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребёнка. Сгибаем пальцы ребёнка в кулачок. Произносим медленно, разгибая и поглаживая каждый пальчик. Дуем на ладошку. Складываем ладошку лодочкой. |
Воспитатель: Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите, что я вам принесла. У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек. Рассмотрите, потрогайте, опишите их. Например: мех – мягкий, пушистый, а камешек – гладкий, холодный. Затем закройте глаза, протяните ладонь, отгадайте, какой предмет я положила. (Родители по очереди отгадывают предметы.) А теперь усложним задачу: попробуйте определить предмет, надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается! Попробуйте поиграть в такую игру со своим ребёнком.
Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.
Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, цветного солёного теста, играми с предметами-заместителями: спичками, счетными палочками, прищепками. Например, начав выкладывать из счетных палочек заборчик, предложите ребенку продолжить его в правильной цветовой последовательности. Выложите из палочек (спичек) узоры «дорожка», «лестница», «снежинка». Если ребенок справиться, предложите узоры посложнее – «машина», «ёлка» и т.п.
Вырежьте из картона солнышко (паровозик, платочек) и предложите ребёнку «подарить ему лучики-прищепки» (вагончики, бахрому).
Детские игры очень разнообразны. С чем ассоциируется у вас слово «детство»? (Ответы родителей) У меня слово «детство» вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Весной по улицам бегут веселые журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь детство и первые игрушки – ведерко, совочек и формочки. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики и пирожки! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно – всё понятно и близко.
Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» - манную кругу. Вместо манки можно использовать мелкую соль или молотый кофе (его насыпают а поднос светлого «цвета). Манку можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребёнок «пройдется» по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять и создавать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мышке или слонику! А ещё можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой, и лучше двумя руками одновременно.
Как вы думаете, почему дети любят играть в песок?
Ответы родителей.
Комментарий: Да песок помогает расслабиться, он завораживает ребёнка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Играя, ребенок строит новый мир на песке, чувствует себя волшебником, он не боится изменений и радуется им.
Воспитатель: Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыш расшалился, пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного теплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребёнку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как здорово пускать из наполненной пластиковой бутылки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике! Интересно, что камешек тонет, а пемза – плавает. Подуйте вместе через трубочки на кораблики. Такие игры непродолжительны – до тех пора, пока не остынет вода. Закончив игру, хорошенько разотрите кисти рук малыша.
Сколько интересных игр можно придумать с водой! Попробуйте с малышом поэкспериментировать с её твердой формой – льдом. Заморозьте воду в контейнере для пищевого льда или в формочках для игры в песок. Можно замораживать окрашенную воду – желтую, красную, синюю. зимой окрашенными кристалликами льда украсьте ледяную горку, снеговика, сугробы возле подъезда. При заморозке положите воду листочек, орешек, пуговку. А можно заморозить несколько маленьких фигурок из киндер –сюрпризов» и представить, что их «заколдовала» Снежная королева. Затем вместе с малышом придумать разные способы, чтобы «расколдовать» фигурки.
Как вы думаете, чем можно заменить воду?
Ответы родителей.
Воспитатель: Создавайте дома «сухой» бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или разноцветные бусины. Предложите ребенку собрать одной рукой фасолинки, другой – бусинки и разложить их по баночкам. Полезно и просто помогать маме собирать фасоль с пола после игры.
Чем можно заменить содержимое «сухого» бассейна?
Ответы родителей.
Воспитатель: Содержимое «сухого» бассейна можно заменить крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы – сами по себе очень интересный материал. Как вы думаете, в какие игры с пуговицами можно поиграть?(Ответы родителей) Составляйте из пуговиц узоры, придумывайте изображения на пластилине или соленом тесте, выкладывайте мозаичные картинки, нанизывает пуговичные бусы. Можно придумать историю о пуговице-папе, пуговице –маме и пуговке-ребёнке.
Только н не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом. Познавая окружающий мир, ребенок многое пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелкие предметов в дыхательные пути и пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребенка с мелкими и сыпучими материалами.
Языковые, или речевые, игры (эксперименты со словами, звуками) очень нравятся ребятам: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая например добавить несколько рифмующихся слов. А можно спеть ребенку распевочку:
Су-су-су-су,
Я подарочек несу.
Ке-ке-ке
Своей доченьке.
Ту-ту-ту-ту
Кошечку пушистую.
Лю-лю-лю-лю,
Доченьку свою люблю.
А.Лобачева
Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимику, ведь малыш стремится повторять за мамой, следит за движениями ее губ и выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу, - словно живая вода для малышей.
Для ребенка важна поддержка близкого взрослого. Малышу ещё трудно облечь в слова свои переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями). Помочь ребенку может его любимая игрушка. Прикоснитесь к игрушке ребёнка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит, у него мокрые глаза – он плакал. Что сегодня было в детском саду? С кем мой родной подружился? Как их зовут? В какие игры они играли?» Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребенок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше тепло участие, передаваемые через прикосновения игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю».
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – счастливый дом. Давайте нарисуем «Дом счастливого ребенка». Пожалуйста, решите будет ли это коллективным рисунком, или каждый захочет изобразить свое представление о «Доме счастливого ребенка». У вас есть несколько минут, чтобы сделать выбор. (пауза) Можете приступить к рисованию.
Включается лирическая мелодия. Родителям предоставляются листы плотного формата, изобразительный материал (цветная бумага, краски, фломастеры, карандаши, мелки), а также ножницы и кисточки.
Воспитатель: Наш семинар подошел к концу. Спасибо вам за активное участие. Добра, любви и света вам и вашим деткам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационные игры с детьми раннего возраста
Игры для детей раннего возраста в период адаптации...
Адаптационные игры для детей раннего возраста.
Игры, которые помогают детям легче адаптироваться к новым условиям....
Адаптационные игры для детей раннего возраста.
целью статьи является систематизация наиболее эффективных игр, положительно влияющих на ход адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....
Адаптационные игры для детей раннего возраста
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем1.Давай познакомимся!Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий...
"Адаптационные игры для детей раннего возраста"
Целью статьи является систематизация наиболее эффективных игр, положительно влияющих на ход адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....
Адаптационные игры для детей раннего возраста
Требования к играм, проводимых в адаптационный период. Картотека адаптационных игр для детей 2-3 лет....
"Адаптационные игры для детей раннего возраста в детском саду и дома"
В статье представлены игры, которые помогут воспитателю в адаптационный период детей. Игры помогут сделать период адаптации легче и мягче для ребенка...