Этикет для малышей.
консультация (младшая, средняя группа) на тему
Материал содержит информацию, которая может использоваться в качестве консультации для родителей, а также на родительских собраниях. Материал дополнен стихами для детей об этикете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_dlya_malyshey.docx | 73 КБ |
etiket_dlya_malyshey_.docx | 65.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.
Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка.
Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.
Первые уроки основ этикета малыш получает дома.
Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям.
Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.
Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности.
Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.
Способы воспитания вежливости.
Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.
Личный пример.
Каждый день родители здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.
Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.
Игра.
Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова - приветствия.
Чтение.
Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.
Предоставление права выбора.
Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Похвала.
Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.
Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
СТИХОВОСПИТАНИЕ: ЭТИКЕТ ДЕТЯМ
Что такое ЭТИКЕТ?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Что такое этикет?
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести :
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
(С. Маршак)
Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
(А. Усачёв)
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
(Н. Красильников)
Прощание
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
(А. Кондратьев)
Случай на охоте
Охотник шагал на охоту с утра.
"Ни пуха, – сказал я ему, – ни пера".
Забыв про охоту на уток,
Он бегал за мной трое суток.
Подумай сперва о последствиях,
Когда произносишь приветствия.
(А. Усачёв)
Мужское приветствие
Распевают в честь женщины гимны
И устраивают салют...
Но важнее, если мужчины
Для приветствия дамы – встают!
Можно женщину встретить цветами
Или даже ударить в тамтам...
Но важнее, если мы с вами
Будем стоя приветствовать дам!
(А. Усачёв)
О рукопожатии
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам...
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
***
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме...
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!
(А. Усачёв)
Главное правило вежливости
У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.
Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.
И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.
На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!
Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.
Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.
Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
"ТЫ" к ВАМ...
Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ...
Поскольку их много на свете,
УВЫ!
(А. Усачёв)
Рано или поздно
Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!
(А. Усачёв)
Незваная компания
На День рождения пингвин
Позвал пингвина-друга.
А друг явился не один –
Привёз он маму с юга…
А на хвосте пришла жена,
Причём явилась не одна:
Её подруга с мужем
Пришли на званый ужин.
Ещё привёз на вечер друг
Детей различных десять штук...
Был довод очень веским –
Оставить дома не с кем!
Ввалился чей-то брат с женой:
Что делать дома в выходной?!
Привёл соседку с внучкой
И с бультерьером Жучкой.
Гостей набилось столько в дом,
Что раскололась льдина...
И наш хозяин в дом потом
Не приглашал пингвина.
(А. Усачёв)
Пугало
Наряжалось пугало
В нашем огороде:
Одевалось пугало
По последней моде.
Новая тельняшка
И обрывок майки,
Да пёстрая рубашка
Торчит из-под фуфайки.
Под трусами красными
Видны штаны с лампасами,
А поверх жилета
Два галстука надето.
Одна нога – в калоше,
Другая носит валенок,
Да кепочка в горошек
На голову напялена.
И одето здорово!
И обуто круто!
Только не зовут его
В гости почему-то.
Обзывают пугало
Чучелом в народе...
Хоть одето пугало
По последней моде!
(А. Усачёв)
Если вы собрались в гости...
Если вы собрались в гости,
А собака – у ворот,
Колбасы собаке бросьте,
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки котлет
Предложите ей паштет.
Подложите псу тушёнку,
Ножку курицы, печёнку,
Наконец кидайте фарш
И в ворота смело – марш!
А собака зарычала –
Начинайте всё сначала:
Если вы собрались в гости...
(А. Усачёв)
Приглашение улитке
Послал я приглашения:
"Сегодня, ровно в шесть,
С ужасным нетерпением
Вас жду на День рождения...
Пирог клубничный есть!".
Друзья явились точно в срок:
Был съеден праздничный пирог
И выпиты напитки.
Пришли жираф и носорог,
Влетели сразу семь сорок...
Лишь не было улитки.
Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
"Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток...
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!".
(А. Усачёв)
Кот и собака
Как-то позвал в День рожденья Антон
Витьку с собакой
И Катьку с котом.
Сесть не успели гости за стол,
Как разговор всем знакомый пошёл...
Пёс зарычал: "Ненавижу котов!
Я их гонять днём и ночью готов".
Кот прошипел: "Презираю овчарок...
Тоже мне, в гости явился, подарок!".
Фыркнули разом – и тут же сцепились:
Блюдца упали, чашки разбились,
Ваза с цветами летит со стола...
Но и вода их разлить не могла.
В общем, нескучно прошёл День рожденья:
Гости стирали с одежды варенье
И с потолка соскребали салат...
Бедный хозяин! А кто виноват?
Можно звать в гости
Компанию всякую,
Только не вместе
Кошку с собакою!
(А. Усачёв)
Незнакомые насекомые
К Божьей коровке пришли насекомые
Между собою не очень знакомые.
Шмель рядом с Мухой уселся неловко –
Их не представила Божья коровка.
Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком,
Только Кузнечик с Жуком незнаком.
В полном молчанье уселись на лавки
Две малолетние Стрекозявки.
Рядом пристроился мрачный Сверчок,
Выпил нектару стакан – и молчок.
Пышно хозяйка уставила стол,
Но разговор у букашек не шёл:
Молча все гости напились, наелись,
И разошлись, расползлись, разлетелись.
Очень неловко бывает общаться,
Если не знаешь, как обращаться!
***
Вы сильно устали иль самую малость –
Советую вам при гостях не зевать:
Усталость, зевалость, и засыпалость
Хозяин воспитанный должен скрывать.
Гостям, безусловно, покажется странным,
Когда он начнёт обниматься с диваном
И вдруг захрапит среди мягких подушек,
Забыв про любимых друзей и подружек.
Гостей проводи. А тогда уж – в кровать...
И можешь зевать, и зевать, и зевать!
***
Если хозяин гостей уважает,
Значит, хозяин гостей провожает:
Кого-то – до двери,
Кого – до дороги...
Но не прощайтесь ни с кем на пороге!
Это не правило этикета,
А просто такая дурная примета.
(А. Усачёв)
Каменный цветок
Богата хозяйка Медной горы:
В покоях её золотые ковры,
Хрустальные люстры, алмазные арки...
Какие, представьте, нужны ей подарки,
Если у этой хозяйки гора
Полна малахита и серебра?!
Всё было богатой хозяйке не мило.
Но в гости пришёл бедный мастер Данила:
С поклоном явившись в роскошный чертог,
Вручил малахитовый скромный цветок.
Был встречен по-царски юноша бедный,
Хотя он принёс не алмазный букет.
История эта стала легендой...
Такие творит чудеса этикет!
***
Надеюсь, читатель умный поймёт:
Подарок и другу, и маме
Дороже не тот, что дороже...
А тот,
Что сделан своими руками!
(А. Усачёв)
Если вам не нравится подарок
Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
" Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!"
Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
" Я ее читать не буду... Фигу!
Не могли компьютер мне купить?"
" Я не стану пить из этой чашки!",
" Не надену я такой рубашки!",
"Ты зачем мне куклу покупал?..
Где ты эту гадость откопал?"
Пусть вам не понравится подарок,
Может, не красив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания...
Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!
(А. Усачев)
Людоед и этикет
Учит крошку-людоеда
Папа-людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про нас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева...
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.
Это твёрдо изучи.
Ну а где же ложка?
И на папу не рычи...
Повторяю, крошка:
Что в тарелке ни лежит –
Яд или отрава –
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть...
Чтобы быть упитанным,
Нужно быть воспитанным!
(А. Усачёв)
Морская история
Мальчик Володя
В гостях заскучал:
Стул под собою
Качал и качал.
Он представлял,
Что он храбрый моряк...
Плыл он по морю
И с палубы – бряк.
Скажем точнее – со стула свалился:
Ну и компотом при этом облился.
Вот что случилось с маленьким Вовой.
Случай, конечно, это не новый:
Такое и с волком морским приключается,
Если он долго на стуле качается!
(А. Усачёв)
Не перебивай!
Дед Мороз пришёл к нам в сад.
Дед Мороз позвал ребят.
Борода бела, как вата,
И с подарками мешок.
Дед Мороз сказал: – Ребята!
Ну-ка, кто прочтёт стишок?
Мы в саду стихи учили:
Я учил, и брат учил.
Мы немедленно вскочили –
Я вскочил, и он вскочил.
– Уронили мишку на пол!
– Раз, два, три, четыре, пять...
– Оторвали мишке лапу.
– Вышел зайчик погулять.
– Вдруг охотник выбегает,
– Всё равно его не брошу,
– Прямо в зайчика стреляет,
– Потому что он хороший!
И покуда мы читали
Эти грустные стихи,
Все ребята хохотали:
– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.
А у дедушки от смеха
Отвалилась борода.
Так от нас он и уехал.
Вот какая ерунда!
(А. Усачёв)
Случай на лестнице
На бал шагал маркиз один
Фамилии известной.
Шагал, конечно, не один,
А с дамою прелестной.
Он гордо перед ней шагал,
Расталкивая слуг.
И тут у милой дамы вдруг
Отклеился каблук.
И неприятнейший сюрприз
Каблук поднёс прелестнице:
Она катилась сверху вниз
По длинной-длинной лестнице.
– Мадам, куда? – кричал маркиз,
За дамою сбегая вниз...
Но, оказавшись рядом,
Был встречен злобным взглядом:
– Вы недостойный кавалер!
Какого чёрта ради
Вы впереди шагали, сэр,
А не шагали сзади?
Кто от паденья даму
Не может удержать,
Тот недостоин даму
На бал сопровождать!
Краснея помидором
И нос повесив вниз,
Был вынужден с позором
Уехать прочь маркиз.
(А. Усачёв)
О вреде шарканья
Древние люди
Вели себя умно,
Так как повсюду
Ходили бесшумно.
А если б шумели
Они при ходьбе,
Оленя в лесу
Не добыли себе.
И мамонт от них убежал бы,
И лось –
И вымереть с голоду
Людям пришлось!
(А. Усачёв)
Чудесное слово
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(В. Юсупов)
Главное правило
Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!
(Г. Дядина)
Гостеприимство
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать -
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?
(О. Григорьев)
Про девочку, которая сосёт палец
– Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки.
(Э. Успенский)
Предварительный просмотр:
Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.
Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка.
Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.
Первые уроки основ этикета малыш получает дома.
Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям.
Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.
Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности.
Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.
Способы воспитания вежливости.
Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.
Личный пример.
Каждый день родители здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.
Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.
Игра.
Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова - приветствия.
Чтение.
Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.
Предоставление права выбора.
Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Похвала.
Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.
Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
СТИХОВОСПИТАНИЕ: ЭТИКЕТ ДЕТЯМ
Что такое ЭТИКЕТ?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Что такое этикет?
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести :
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
(С. Маршак)
Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
(А. Усачёв)
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
(Н. Красильников)
Прощание
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
(А. Кондратьев)
Случай на охоте
Охотник шагал на охоту с утра.
"Ни пуха, – сказал я ему, – ни пера".
Забыв про охоту на уток,
Он бегал за мной трое суток.
Подумай сперва о последствиях,
Когда произносишь приветствия.
(А. Усачёв)
Мужское приветствие
Распевают в честь женщины гимны
И устраивают салют...
Но важнее, если мужчины
Для приветствия дамы – встают!
Можно женщину встретить цветами
Или даже ударить в тамтам...
Но важнее, если мы с вами
Будем стоя приветствовать дам!
(А. Усачёв)
О рукопожатии
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам...
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
***
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме...
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!
(А. Усачёв)
Главное правило вежливости
У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.
Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.
И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.
На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!
Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.
Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.
Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
"ТЫ" к ВАМ...
Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ...
Поскольку их много на свете,
УВЫ!
(А. Усачёв)
Рано или поздно
Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!
(А. Усачёв)
Незваная компания
На День рождения пингвин
Позвал пингвина-друга.
А друг явился не один –
Привёз он маму с юга…
А на хвосте пришла жена,
Причём явилась не одна:
Её подруга с мужем
Пришли на званый ужин.
Ещё привёз на вечер друг
Детей различных десять штук...
Был довод очень веским –
Оставить дома не с кем!
Ввалился чей-то брат с женой:
Что делать дома в выходной?!
Привёл соседку с внучкой
И с бультерьером Жучкой.
Гостей набилось столько в дом,
Что раскололась льдина...
И наш хозяин в дом потом
Не приглашал пингвина.
(А. Усачёв)
Пугало
Наряжалось пугало
В нашем огороде:
Одевалось пугало
По последней моде.
Новая тельняшка
И обрывок майки,
Да пёстрая рубашка
Торчит из-под фуфайки.
Под трусами красными
Видны штаны с лампасами,
А поверх жилета
Два галстука надето.
Одна нога – в калоше,
Другая носит валенок,
Да кепочка в горошек
На голову напялена.
И одето здорово!
И обуто круто!
Только не зовут его
В гости почему-то.
Обзывают пугало
Чучелом в народе...
Хоть одето пугало
По последней моде!
(А. Усачёв)
Если вы собрались в гости...
Если вы собрались в гости,
А собака – у ворот,
Колбасы собаке бросьте,
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки котлет
Предложите ей паштет.
Подложите псу тушёнку,
Ножку курицы, печёнку,
Наконец кидайте фарш
И в ворота смело – марш!
А собака зарычала –
Начинайте всё сначала:
Если вы собрались в гости...
(А. Усачёв)
Приглашение улитке
Послал я приглашения:
"Сегодня, ровно в шесть,
С ужасным нетерпением
Вас жду на День рождения...
Пирог клубничный есть!".
Друзья явились точно в срок:
Был съеден праздничный пирог
И выпиты напитки.
Пришли жираф и носорог,
Влетели сразу семь сорок...
Лишь не было улитки.
Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
"Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток...
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!".
(А. Усачёв)
Кот и собака
Как-то позвал в День рожденья Антон
Витьку с собакой
И Катьку с котом.
Сесть не успели гости за стол,
Как разговор всем знакомый пошёл...
Пёс зарычал: "Ненавижу котов!
Я их гонять днём и ночью готов".
Кот прошипел: "Презираю овчарок...
Тоже мне, в гости явился, подарок!".
Фыркнули разом – и тут же сцепились:
Блюдца упали, чашки разбились,
Ваза с цветами летит со стола...
Но и вода их разлить не могла.
В общем, нескучно прошёл День рожденья:
Гости стирали с одежды варенье
И с потолка соскребали салат...
Бедный хозяин! А кто виноват?
Можно звать в гости
Компанию всякую,
Только не вместе
Кошку с собакою!
(А. Усачёв)
Незнакомые насекомые
К Божьей коровке пришли насекомые
Между собою не очень знакомые.
Шмель рядом с Мухой уселся неловко –
Их не представила Божья коровка.
Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком,
Только Кузнечик с Жуком незнаком.
В полном молчанье уселись на лавки
Две малолетние Стрекозявки.
Рядом пристроился мрачный Сверчок,
Выпил нектару стакан – и молчок.
Пышно хозяйка уставила стол,
Но разговор у букашек не шёл:
Молча все гости напились, наелись,
И разошлись, расползлись, разлетелись.
Очень неловко бывает общаться,
Если не знаешь, как обращаться!
***
Вы сильно устали иль самую малость –
Советую вам при гостях не зевать:
Усталость, зевалость, и засыпалость
Хозяин воспитанный должен скрывать.
Гостям, безусловно, покажется странным,
Когда он начнёт обниматься с диваном
И вдруг захрапит среди мягких подушек,
Забыв про любимых друзей и подружек.
Гостей проводи. А тогда уж – в кровать...
И можешь зевать, и зевать, и зевать!
***
Если хозяин гостей уважает,
Значит, хозяин гостей провожает:
Кого-то – до двери,
Кого – до дороги...
Но не прощайтесь ни с кем на пороге!
Это не правило этикета,
А просто такая дурная примета.
(А. Усачёв)
Каменный цветок
Богата хозяйка Медной горы:
В покоях её золотые ковры,
Хрустальные люстры, алмазные арки...
Какие, представьте, нужны ей подарки,
Если у этой хозяйки гора
Полна малахита и серебра?!
Всё было богатой хозяйке не мило.
Но в гости пришёл бедный мастер Данила:
С поклоном явившись в роскошный чертог,
Вручил малахитовый скромный цветок.
Был встречен по-царски юноша бедный,
Хотя он принёс не алмазный букет.
История эта стала легендой...
Такие творит чудеса этикет!
***
Надеюсь, читатель умный поймёт:
Подарок и другу, и маме
Дороже не тот, что дороже...
А тот,
Что сделан своими руками!
(А. Усачёв)
Если вам не нравится подарок
Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
" Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!"
Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
" Я ее читать не буду... Фигу!
Не могли компьютер мне купить?"
" Я не стану пить из этой чашки!",
" Не надену я такой рубашки!",
"Ты зачем мне куклу покупал?..
Где ты эту гадость откопал?"
Пусть вам не понравится подарок,
Может, не красив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания...
Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!
(А. Усачев)
Людоед и этикет
Учит крошку-людоеда
Папа-людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про нас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева...
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.
Это твёрдо изучи.
Ну а где же ложка?
И на папу не рычи...
Повторяю, крошка:
Что в тарелке ни лежит –
Яд или отрава –
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть...
Чтобы быть упитанным,
Нужно быть воспитанным!
(А. Усачёв)
Морская история
Мальчик Володя
В гостях заскучал:
Стул под собою
Качал и качал.
Он представлял,
Что он храбрый моряк...
Плыл он по морю
И с палубы – бряк.
Скажем точнее – со стула свалился:
Ну и компотом при этом облился.
Вот что случилось с маленьким Вовой.
Случай, конечно, это не новый:
Такое и с волком морским приключается,
Если он долго на стуле качается!
(А. Усачёв)
Не перебивай!
Дед Мороз пришёл к нам в сад.
Дед Мороз позвал ребят.
Борода бела, как вата,
И с подарками мешок.
Дед Мороз сказал: – Ребята!
Ну-ка, кто прочтёт стишок?
Мы в саду стихи учили:
Я учил, и брат учил.
Мы немедленно вскочили –
Я вскочил, и он вскочил.
– Уронили мишку на пол!
– Раз, два, три, четыре, пять...
– Оторвали мишке лапу.
– Вышел зайчик погулять.
– Вдруг охотник выбегает,
– Всё равно его не брошу,
– Прямо в зайчика стреляет,
– Потому что он хороший!
И покуда мы читали
Эти грустные стихи,
Все ребята хохотали:
– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.
А у дедушки от смеха
Отвалилась борода.
Так от нас он и уехал.
Вот какая ерунда!
(А. Усачёв)
Случай на лестнице
На бал шагал маркиз один
Фамилии известной.
Шагал, конечно, не один,
А с дамою прелестной.
Он гордо перед ней шагал,
Расталкивая слуг.
И тут у милой дамы вдруг
Отклеился каблук.
И неприятнейший сюрприз
Каблук поднёс прелестнице:
Она катилась сверху вниз
По длинной-длинной лестнице.
– Мадам, куда? – кричал маркиз,
За дамою сбегая вниз...
Но, оказавшись рядом,
Был встречен злобным взглядом:
– Вы недостойный кавалер!
Какого чёрта ради
Вы впереди шагали, сэр,
А не шагали сзади?
Кто от паденья даму
Не может удержать,
Тот недостоин даму
На бал сопровождать!
Краснея помидором
И нос повесив вниз,
Был вынужден с позором
Уехать прочь маркиз.
(А. Усачёв)
О вреде шарканья
Древние люди
Вели себя умно,
Так как повсюду
Ходили бесшумно.
А если б шумели
Они при ходьбе,
Оленя в лесу
Не добыли себе.
И мамонт от них убежал бы,
И лось –
И вымереть с голоду
Людям пришлось!
(А. Усачёв)
Чудесное слово
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(В. Юсупов)
Главное правило
Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!
(Г. Дядина)
Гостеприимство
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать -
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?
(О. Григорьев)
Про девочку, которая сосёт палец
– Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки.
(Э. Успенский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
этикет для малышей
в данной работе предоставляются советы родителям в формировании эстетического восприятия детей....
Тематический проект «Этикет для малышей».
Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связан...
Этикет для малышей.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, что отражалось в пословицах: «Доброе слово лучше богатства», «Доброе слово лечит, злое – калечит».Быть добрым легко и в то же время, совсем не просто....
Этикет для малышей
Этикет для малышей...
Материал из опыта работы «Секреты этикета для малышей»
СЕКРЕТЫ ЭТИКЕТА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. Учить детей правильно вести себя за столом можно с 3 лет. Чем дети младше, тем быстрее они воспринимают все тонкости поведения и охотнее следуют правилам.Этикет за столом ...
Этикет для малышей
«Этика для малышей» может быть использован на музыкальных - и не только - занятиях с дошкольниками в любой возрастной группе детского сада. Можно также проводить совместные познавательные...