Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
рабочая программа по обж

Островская Наталья Сергеевна

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирование у детей навыков безопасного поведения,  и создание безопасных условий жизнедеятельности в ДОУ и вне стен ДОУ. Представлены планы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности у воспитанников в 2019/2020, 2020/2021 и 2022/2023 учебных годах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛИ:

  • Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
  • Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

ЗАДАЧИ:

  • Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-не опасно»;
  • Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным;
  • Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Месяц

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

Сентябрь

Беседа «Правила поведения в лесу»

Чтение С. Маршак «Сказка про спички»

Беседа «Если чужой приходит в дом…»

«Наш друг – светофор»

Д/игра «Мы шоферы»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Конструирование «Гараж для машины»

Октябрь

Беседа «Будем беречь и охранять природу»

Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь»

Просмотр иллюстраций на тему: «Пожар»

Беседа «Ток бежит по проводам»

Дидактическая игра – лото «Электроприборы»

Беседа «Если ты потерялся» Правила поведения

Беседа, игра-ситуация «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов»

Игра «Водители»

Чтение «Загадки про знаки»

Беседа «Какие бывают машины?»

Ноябрь

Беседа, показ иллюстраций «Съедобные и несъедобные грибы»

Беседа «Почему нельзя играть со спичками»

Просмотр мультфильма «На пожаре»

Беседа «Контакты с незнакомыми людьми»

«О полосатой зебре»

Ситуация «Как я еду в автобусе»

Д/игра «Дорожные знаки, светофор и ты»

Декабрь

Беседа «Солнце, воздух и вода…»

Беседа «Как звери елку наряжали»

Дидактическая игра «Профессия-пожарный»

Беседа «Не пей из копытца – козленочком станешь»

"Красный, желтый, зеленый»

Чтение произведения В.И.Мирясовой  «Грузовой автомобиль»

Д/игра «Собери машину по частям»

Январь

Беседа «Как избежать обморожения»

Беседа «Огонь злой, огонь добрый»

Чтение сказки С. Маршак «Кошкин дом»

Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Беседа «Катаемся на горке» - правила поведения

«Посмотри налево, посмотри направо»

Чтение произведения

 В.И. Мирясовой «Легковой автомобиль»

Д/игра «Покажи транспорт, который назову»

Февраль

Беседа «Контакты с животными»

Беседа «Почему огонь полезен и опасен»

Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Беседа «Опасные предметы:»

Беседа «Ядовитые растения»

 Целевая прогулка «Мы знакомимся с улицей»

Заучивание наизусть А. Барто «Грузовик»

Рисование «Светофор»

Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой»

Март

Беседа «Если вдруг заблудились» -правила поведения

Беседа «От шалости до беды один шаг»

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»

Беседа, показ иллюстраций «Съедобные несъедобные грибы»

Беседа «Ты остался один дома» - правила поведения

«Не играй в прятки с водителем»

Чтение С. Михалкова «Если цвет зажегся красный…»

Рисование «Зебра»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Апрель

Беседа «Тепловой и солнечный удар»

Практическое занятие по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара

Беседа «Гроза» - правила поведения

Беседа «Опасные ситуации на улице, во дворе»

Игра-имитация «Я-шофер»

Рассматривание дорожных знаков.

П/игра «Птицы и автомобиль»

Ситуация «Мы едем в поезде"

Май

Ситуация «Мы пришли на водоем» - правила поведения

Ситуация «Рядом с газовой плитой»

Просмотр мультфильма «Тили-бом, тили-бом…»

Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Беседа «Кошка и собака - наши соседи»

Ситуация «Едем в гости к бабушке»

Конструирование «Широкая и узкая дорожки»

Аппликация «Светофор»

К концу года

  • Ребёнок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. 
  • Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
  • Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
  • Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать основные правила личной безопасности
  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей
  • развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление;    коммуникативные навыки
  • научить детей  оказать помощь себе и пострадавшим
  • воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту

Система формирования у воспитанников основ безопасной жизнедеятельности имеет основные направления, затрагивающие главные сферы жизнедеятельности ребенка:

Ребенок и другие люди.

Взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома  и  в детском саду. Ребенок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

Ребенок и природа.

В этом направлении обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встречи с различными животными и растениями), а также вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что все в мире взаимосвязано.

Ребенок дома.

О том, сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище,  как грамотно обращаться с окружающими предметами в домашней обстановке, как себя вести на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту.

Здоровье ребенка.

Как сберечь и приумножить здоровье ребенка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Это направление поможет ребятам узнать об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе.

Эмоциональное благополучие ребенка.

Эмоциональная «безопасность» и защита от психического травматизма – благоприятная атмосфера, которая должна сопутствовать воспитанию ребенка. Ответственность за этот аспект лежит на взрослых – родителях, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Педагог поможет ребенку научиться  нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

Ребенок на улице.

Выход ребенка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного общения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт – это понятия входят в круг представлений ребенка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Данное направление поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов и научит, что делать, если ребенок потерялся.

Тематический план

Программное содержание

Количество занятий

Ребенок и другие люди

1.

Внешность человека может быть обманчива

1

2.

Ребенок и его приятели

1

Ребенок и природа

3.

Контакты с животными

1

4.

Дом под крышей голубой

1

5.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

1

6.

На воде и на солнце

1

Ребенок дома

7.

Бытовые опасности

1

8.

Опасные ситуации

1

9.

Пожар

1

Здоровье ребенка

10.

Витамины и здоровый организм

1

11.

Режим дня

1

Эмоциональное благополучие ребенка

12.

Конфликты между детьми

1

13.

Детские страхи

1

Ребенок на улице

14.

Правила и безопасность дорожного движения. Устройство проезжей части.

1

15.

Для чего нужны дорожные знаки. «Путешествие на машине»

1

16.

Если ты потерялся.

1

Итого

16



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Месяц

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

Сентябрь

Беседа «Правила поведения в парке»

Чтение сказки К. Чуковского «Путаница»

Беседа «Колобок без спроса пошел гулять»

Беседа «Добрый светофор»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Октябрь

Беседа, показ иллюстраций «Съедобные и несъедобные грибы»

Чтение сказки С. Маршака «Пожар»

Беседа «Как Маша заблудилась в лесу»

Беседа «Дорожные знаки», чтение «Загадки про знаки»

Ноябрь

Беседа «Будем беречь, и охранять природу»

Беседа «Электроприборы»

Беседа «Запомните, детки, таблетки – не конфетки!»

Ситуация «Как я еду в автобусе», беседа «Поведение в транспорте», знакомство с видами  общественного транспорта

Декабрь

Беседа «Осторожно, гололед!»

Беседа «Как звери елку наряжали»

Беседа «Полезные вещи – молоток и клещи, ножницы, катушки – детям не игрушки»

Беседа «Опасные ситуации на дороге»; Д/игра «Красный, желтый, зеленый»

Январь

Беседа «Как не замерзнуть на улице»

Чтение сказки С. Маршак «Кошкин дом»

Беседа «Катаемся на горке» - правила поведения

Знакомство со специальным транспортом, Д/игра «Покажи транспорт, который назову»

Февраль

Беседа «Покормите птиц зимой»

Беседа «Спички детям – не игрушка»

«Осторожно, сосулька – не леденец»

Правила для пешеходов, Д/игра «Веселый пешеход»

Март

Беседа

«Весною на реке опасно!»

Беседа «Профессия пожарного»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят», Беседа «Дверь чужим не открывай!»

Беседа «Что такое перекресток», Д/игра «Зебра»

Апрель

Правила отдыха на природе

«Пожарная машина»

В гостях у доктора Айболита

Сравнительное наблюдение за автобусом и троллейбусом

Май

Беседа

 «Ядовитые растения»

Беседа «Пожар в лесу – большая беда»

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», беседа

«Грязные руки»

Беседа

«Сотрудники ГИБДД»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Безопасность» направленное на формирование основ безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Данный материал поможет педагогам спланировать совместную и образовательную деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность» в рамках формирования "Основ безопасности дорожного движения...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Консультация для воспитателей по созданию игры по ПДД. Формирование основ безопасности. Дидактическая игра на липучках по Правилам дорожного движения.

Данные игра создана для обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, чтобы обучение было интересным, увлекательным, эффективным и практически значимым....

Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий.  В связи с этим необходим поиск педагогическ...

Создание оптимальных условий по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Познакоми...

«Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей 5-6 лет»

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества.  Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...