Проект "Мама папа я вот моя семья"
проект (средняя группа) на тему

Сычева Мария Анатольевна

Образовательный проект с комплексно-тематическим планом по теме проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Автор Мария Анатольевна Сычева

Тема проекта: «У нас дружная семья, самый младший из всех Я» 

Актуальность проекта: Особенность проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде «Воспитатели - дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию
патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

Воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям изображенных на слайде (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», З. Серебренникова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»). Воспитатель спрашивает: «Что объединяет все эти картины? Кто изображен на этих картинах? Почему вы решили, что на картинах изображены семьи, картины ведь все такие разные?

Предложено ответить  на вопрос: Как вы думаете, что такое семья?»

Что мы знаем о семье?

Что мы хотим еще о семье узнать?

Где найдем информацию, что или кто нам может в этом помочь?  

Использование технологии трех вопросов для детей выполняет мотивационную функцию и актуализирует их представления по обсуждаемой теме. Для воспитателя данная ситуация является диагностической и позволяет спроектировать дальнейшую работу по теме с учетом опыта детей и их интересов.

Цель: развитие представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- углублять представления детей о своей семье, семейных и родственных отношениях, членах семьи, ближайших родственниках по линии матери отца;

- развивать представления о том, как поддерживаются родственные связи; знания некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятий членов семьи;

- воспитывать уважительное отношение детей к родным и близким.

Участники проекта: Дети 5-6 лет, количество детей 21 человек, родители, воспитатель и другие педагоги ДОУ.

Продукт:  выставка родословных «Моя семья».

     Итоговое мероприятие: Совместный досуг «Путешествие на воздушном шаре.

1.3. Описание деятельности по разработке и реализации проекта

Была проведана  входная диагностика по методике Ревиной Е.К. (приложение 1), которая выявила уровень представления о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап проекта: был разработан паспорт проекта, определяя его цель и основные задачи. Были определены содержания проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия родителями и педагогами.

Второй этап: Задачей этого этапа создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где ребенок будет чувствовать себя защищенным. Формировать интерес к своей  семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Второй этап это непосредственно  реализация самого проекта в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителя. С детьми проводили занятия по плану проекта, была создана организация совместная и самостоятельная деятельность детей, по ознакомлению с семейными ценностями. Корни ребенка связывают с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна консультация для родителей, а также родительское собрание по теме проекта, целью было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Третий этап: На третьем этапе была проведена диагностика, которая показала уровень осваиваемого материала. Было проведено открытое занятие для сотрудников ДОУ и родителей воспитанников, где было отражен уровень знаний по изучению семейных ценностей. Выставка «Моя родословная» А также был проведен самоанализ проекта.  


  1. Методическое обеспечение образовательного проекта «У нас дружная семья, самый младший из всех Я»

2.1. Методические разработки: комплексно - тематический план, конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарный план итогового мероприятия, каталоги  игр народа).

Проектный календарный комплексно-тематический план по теме «У нас дружная семья, самый младший из всех Я»

День недели дата

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

18.04.2016

Художественно эстетическое развитие. Аппликация на тему: «Дом моей мечты»

Цель: привлечение детей к созданию сюжетной композиции

Физическое развитие

по плану инструктора физического воспитания

Утро:

- Запуск образовательного проекта   через технологию 3-х вопросов

- Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Вспомнить членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка…)

- П/и «Семейная зарядка»

Цель: Расширение представлений о здоровом образе человека

-Д/и «Радость и печаль»

Цель: Побуждение детей к самостоятельности в игре через эмоционально положительные действия к игре.

Прогулка:

-Наблюдение за разными видами транспорта.

Цель: закрепление знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина.

-Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке, сбор мусора.

Цель: воспитывать желание трудиться.

-П\И «Любимые игры наших родителей»

Цель: вспомнить игры родителей, дать возможность быть ведущем игры.

Вторая половина дня

-Зарядка после дневного сна.

-Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Внесение семейных альбомов «Моя семья»

Иллюстрации «Семья»

Игры по инициативе детей.

Экспериментирование с песком

- Труд по уходу за растениями.

Информирование родителей о теме недели

Текстовая консультация «Тепло родного очага»

«Как создать семейный герб»

 

Вторник

19.04.2016

Познавательное развитие . ФЦКМ Тема «Кто живет со мной»

Цель: Формирование представлений  о семье и  родственных отношениях.

Художественно эстетическое развитие. Музыка. По плану музыкального руководителя.(Подготовка к семейному досугу, разучивание песни «Улыбка»)

Художественно эстетическое развитие. Рисование. «Наша дружная семья»

Цель: Совершенствование умения передавать в рисунке образ дружной семьи.  

Первая половина дня.

-Беседа: «Моя семья»

Цель: воспитание умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей

-Д/игра «Семейные загадки»

Цель: развитие умения отгадывать загадки.

Прогулка.

- Наблюдение за облаками

Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений.

- Трудовая деятельность. Работа граблями и метлой.

Цель: учить видеть результат своего труда.

- П/ И «Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.

Вторая половина дня

- Гимнастика после дневного сна

- Ситуативный разговор «На кого я похож»

Цель: формирование умения составлять небольшой рассказ по заданной  теме.

-Репродукции картин на тему «Семья»

-Схемы «древо моей семьи»

Моделирование из камней различных сюжетов.

Внесения настольно печатной игры по теме «Семья»

Консультация «С чего начать составления родословной»

Среда

20.04.2016

Физическое развитие по плану инструктора физического воспитания

Познавательное развитие. ФЭМП. «Мой дом». Цель: Соотношения предметов с геометрическими фигурами.

Первая половина дня

- Ситуативный разговор «Рождения моей семьи»

Цель: углубления знаний о рождении семьи

-Чтение художественной литературы А. Аким «Моя родня».

Цель: Развитее интереса детей к художественной литературы.

- Игра - драматизация по стихотворению  Э.Успенского: «Разгром» (Мама приходит с работы…); В. Осеева «Что легче?» ( Правда или ложь).

- Пальчиковая гимнастика«Этот пальчик – дедушка…»

Цель: повторение знаний о членах семьи.

Прогулка

- Наблюдение за погодой.

Цель: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца.

- Трудовая деятельность. Уборка экологической тропы.

Цели: учить видеть результат своего труда.

- П/И «Лесные тропинки», «Караси и щука».

Цель: разнообразить движения в зависимости от условий (по глубокому снегу идти с высоким подниманием колен, перешагивать с проталины на проталину, идти спиной вперед,  придумать шаг для прокладывания тропинки, прыгать на одной ноге по глубокому снегу).

Вторая половина дня

- гимнастика после сна

- С.Р.И. «Семья»

Цель: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

-Игры по инициативе детей

-Работа в центре творчества оформление рисунков в рамочку.

-Настольно дидактические игры. «Мамина профессия»

- Рассматривание через лупу камень.

Папка передвижка «Роль имени и фамилии в жизни человека»

Предложить принять участие в развлечение «Папа, мама, я спортивная семья»

Четверг

21.04.2016

Речевое развитие. «Почему меня так назвали?» Цель: Формирования последовательности рассказа о себе. 

Физическое развитие. Развлечение «Папа мама я спортивная семья»

Первая половина дня.

- Рассматривание фотографий членов семьи 

Цель: продолжение формирования связной части речи ребенка о семье

- Д/И «Семья животных»

Цель: расширение представлений детей о диких животных, соотношения их жизни с человеком.

Прогулка.

-Наблюдение за тополем.

Цель: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде тополя весной.

- Трудовая деятельность. Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.

 Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

- П/И «Совушка», «Веревочка».

Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.

Вторая половина дня.

- гимнастика после сна.

- Заучивание пословиц о семье о родном доме.

Цель: расширения представлений детей о семье.

- Беседа «Электрические помощники  дома»

Цель:  расширения знаний об источниках безопасности  в быту.

- Игры по инициативе детей.

- Кубики для конструирования «Мебель для дома»

-Опыт с водой.

- Рисунки «Комната моей мечты».

- Сюжетно ролевая игра «Семейный обед».

Консультация «Семья мой дом родной»

Буклет «Права и обязанности в семье»

 Пятница

22.04.2016

Художественно-эстетическое развитие. Музыка. По плану музыкального руководителя.

Лепка. «Кого я больше всех люблю в семье» Цели: учить аккуратно, работать с пластилином, формирование умение передавать черты характера человека  в лепке.

Первая половина дня.

- Беседа: «Папа дома, дом исправен»

Цель: закрепления знаний о роли папы в семье.

- Д/И «Я имею права…»

Цель: расширить область правовых знаний детей.

 Прогулка.

-Наблюдение за солнцем.

Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными  признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

- Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от мусора и снега.

 Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

- П/И «Поймай мяч», «Караси и щука».

 Цели: продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей; упражнять в умении ловить и передавать мяч.

Вторая половина дня.

-Гимнастика после дневного сна.

- Ситуативный разговор по ПДД «Семейная прогулка»

Цель: знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

- Театр для малышей «Три поросенка»

Цель: показать через сказку дружеские отношения семьи.

- Активизация детей на самостоятельную деятельность в центре книги.

- С.Р.И. «Поликлиника»

Цель: закрепить умения проявлять заботу о членах семьи, через игру.

- Труд по уходу за растениями группы.

- внесения в среду группы дорожных знаков.

Буклет «О роли отца в семье»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно ролевых игр

Понедельник

25.04.2016

Художественно эстетическое развитие. Конструирование. «Я построю дом, будем жить с семьею в нем» Цель: Закрепить умения строить по замыслу, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Физическое развитие по плану инструктора физического воспитания

Первая половина дня

-Беседа: «Семейный пикник»

Цель: углубление представлений о семейном отдыхе.

- Д /И  «Моя дружная семья»

Цель: формировать положительные эмоции к семье.

Прогулка.

- Наблюдение за трясогузкой

Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.

- Трудовая деятельность. Подготовка грядок к посеву семян.

Цель: формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

- П/И «Кто приехал»

Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь;

воспитывать дружелюбие.

Вторая половина дня.

- Гимнастика после сна.

- Театрализованная деятельность «Теремок»

Цель: развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения  детей в игровые действия.

- Настольно печатная игра «Моя квартира».

- Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками театра.

- Добавления в природный уголок оборудования за уходом растения

Папка передвижка «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»

Вторник

26.04.2016

Познавательное развитие. ФЦКМ. «Мой дом» Цель: Углубление знания, о семейных традиций и обычай. Художественно эстетическое развитие. Музыка. По плану музыкального руководителя.

Художественно эстетическое развитие. Рисование «Вот деревце растет, а с ним моя семья» Цель: совершенствование умения передавать положения дерева на листе бумаги.

Первая половина дня.

- Беседа: «Кем работают мои родители, кем буду я?»

Цель: углубления знания о профессии родителей.

- Подвижная игра «Буге - вуги»

Цель: формирование осознано выполнять движения.

- Д/И «Кто во что играет (игры девочек и мальчиков)?»

Цель: закрепить знания игр, по гендерной принадлежности.

Прогулка.

- Наблюдение за проклюнувшими почками на березе.

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

- Трудовая деятельность. Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка.

Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.

П/И.  «Бездомный заяц», «Караси и щука».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Вторая половина дня.

- гимнастика после дневного сна

- Просмотр мультфильма  «Каникулы в Простоквашино».

Цель: формирование представления о семье на фоне мультипликационных героев.

- Настольный театр «Теремок»

- Дидактическая игра «Третий лишний»

- Игры по инициативе детей

- Свободное рисования (краски, карандаши) «Профессия моих родителей»

Экспериментирование с водой.

Папка передвижка «Традиции и обычаи семьи»

Домашнее интервью. Рассказ детям о семейных традициях

Среда

27.04.2016

Физическое развитие. По плану, инструктора физического воспитания.

Познавательное развитее.

ФЭМП. «Я маме помогу, ведь считать уже могу». Цель: учить понимать независимость числа от величины предметов, закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, различать количественный и порядковый счет, решить логическую задачу на установления последовательности событий.

Первая половина дня

- Беседа «Как вы понимаете слово традиции?»

Цель: совершенствование умения рассказывать о традиции семьи.

- Чтение стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине», «Р.Рождественский «Моя бабушка»»

- Д/И. «Кто кому кто».

Цель: закрепления знания, кто кому приходиться по родственным отношениям.

Прогулка.  

- Наблюдение за ветром.

Цель: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

- Трудовая деятельность. Расчистка дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.

- П/И. «Быстрее ветра», «Кто смелее?».

Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.

Вторая половина дня.

- Гимнастика после дневного сна.

- Творческая речевая деятельность «Мой день дома»

Цель: формирование последовательности рассказа в соотношение времени суток.

- Сюжетно ролевая игра «Скорая помощь: Бабушка заболела»

Цель: проявление заботы о старшем поколении семьи.

- Игры по инициативе детей

- Конструирование из природного материала «Моя семья» 

- Настольно дидактические игры  «Чей след»

- Игровая ситуация «Мы встречаем гостей»

Консультация по созданию семейного древа.

Заинтересовать родителей в участие семейного досуга «Путешествие на воздушном шаре»

Четверг

28.04.2016

Речевое развитие. «История моего имени» Цели: обогащение речи детей  существительными, обозначающие предметы бытового окружения. Закрепление правильного произношения звука л-р.

Физическое  развитие. По плану инструктора физического воспитания.

Первая половина дня.

- Беседа. «Что такое герб»

Цель: формирования представления о гербе о семейной символике.

- Д/.И  «Если папу зовут …, то мое отчество…»

- П/И. «Рыжая лисичка»

Цель: Ориентировка в пространстве, выполнения движений соответственно стихотворению.

Прогулка.

Наблюдение за осиной.

Цель: закреплять знания об осине; знакомить с новым явлением — почками.

Трудовая деятельность. Подметание дорожек на участке, сбор прошлогодних листьев.

Цели: закреплять умение трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.

П/И. «Хитрая лиса», «Воробушки».

 Цели: упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту

Вторая половина дня.

Гимнастика после дневного сна.

- Рассматривание с обсуждением по генеалогическому древу «Моя семья».

Цель: Совершенствование умения составлять рассказ.

- С. Р. И. «Семейное путешествие»

Цель: закрепления знаний о правилах поведения в общественных местах.

- Презентация на тему «История возникновения имени и фамилии».

- Свободное рисования (краски, карандаши) «Герб семьи»

- Настольно дидактические игры. «Найди общее и разницу»

- Оформления стен газеты «Моя дружная семья потому что…»

Приглашение на семейный досуг, выставку «Путешествие на воздушном шаре»

Беседа о правилах и нормах детского сада во время проведения совместных досугов.

 Пятница

29.04.2016

Музыка. Семейный досуг «Путешествие на воздушном шаре.

Первая половина дня направлена на проведения семейного досуга.

Прогулка.

- Наблюдение за одуванчиком.

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

- Трудовая деятельность. Уборка участка от сухих веток.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

 - П/И. «Спящая лиса». Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

 «Перелет птиц». Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Вторая половина дня.

- Завершение проекта. Рефлексия. Цель: вспомнить  о ярко запоминающих событий по проекту.

- Игровая ситуация «Выходные в семье»

Цель: развитие умения составлять рассказ из личного опыта.

- Попроси маму и папу рассказать о своих родителях.

- выставка «Моя родословная»

- С. Р. И. «Дочки матери»

Семейный досуг «Путешествие на воздушном шаре»

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Папа,мама,я - дружная семья" - сценарий праздника к Международному Дню Семьи

Праздник проводился в рамках проекта "Семейная гостиная". Представленный материал показывает как можно весело и интересно проводить совместный отдых детей и родителей....

Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья» для детей и родителей ко Дню семьи

Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья»для детей и родителей ко Дню семьиЦель: показать значимую роль семьи для каждого человека. Задачи: Воспитывать уважительное и бережное ...

«ПАПА, МАМА, Я – ТВОРЧЕСКАЯ СЕМЬЯ» Тема: «Семья вместе, душа на месте».

Программное содержание: 1.                Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (песенки, пословицы, ...

сценарий спортивного праздника приуроченного ко дню СЕМЬИ " Мама, папа и я - спортивная семья" 8 июля 2011 год

Цель:Доставить детям радость, удовольствие от спортивного мероприятия и тем самым формировать ценностное отношение к занятиям физической культурой. Задачи:Закреплять у детей интерес к физку...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей "Папа,мама,я-спортивная семья или вместе с папой,вместе с мамой отправляюсь я на поиски клада"

В представленном материале показано взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников ....

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности "Папа. мама, я - дружная семья".

Праздник, посвященный Дню семьи,любви и верности, воспитывает у детей любовь к своим родственникам, уважение к ним....