Кружок "Волшебная бумага!" (техника оригами)
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме
Кружок
«Волшебная бумага»
(техника оригами)
Возраст детей 5-7 лет
Пояснительная записка:
В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого.
Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии.
Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.
Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы
творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?
Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех.
Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения
Цели:
Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинируют;
- воспитывают усидчивость, ответственность; аккуратность;
бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей,
- использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Основные задачи занятий по изготовлению поделок в стиле оригами:
1. Воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
2. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3. Развивать умение планировать, анализировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, пооперационным картам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
4. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
7. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Месяц: | Тема: | Цель: | Оборудование: |
Сентябрь | 1. «Дом» 2. «Шкатулочка» | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Рассказать историю оригами. Показать образцы. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Отработать с детьми самые простые приёмы складывания квадрата, прямоугольника. | Образцы поделок, разные виды бумаги. Квадрат, ножницы. |
Октябрь | 1 «. Кошелек» 2. «Петушок» | Продолжаем учиться аккуратно, сгибать прямоугольник, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. | Иллюстрации, бумага, ножницы на каждого ребёнка. |
Ноябрь | 1 «. Мышка» 2. «Поросенок» | Обучать приемам декоративного украшения поделок аппликацией, помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата, | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей |
Декабрь | 1. «Снежинка». 2. «Самолет» | Научить в большом треугольнике, вырезать ножницами маленькие треугольники. Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок. | Разнообразные снежинки, бумага, ножницы Образец самолёт, бумага, ножницы по количеству детей |
Январь | 1. «Щенок» 2. «Котенок» | Учить складывать квадратный лист бумаги, делать складку «молния» | Игрушка котёнок, щенок, бумага, ножницы по количеству детей. |
Февраль | 1. «Карманчик» 2. «Стаканчик»
| Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата. | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Март | 1. «Цветы для мамы» 2. «Ракета» | Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны внутрь. | Иллюстрации цветов, образцы цветов из оригами, бумага, ножницы по количеству детей.
|
Апрель | 1.Лодочка с парусом 2.Парусник | Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами; познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием; воспитывать самостоятельность | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Май | 1.Вертушка 2.Бабочка | Соединять детали в единое целое, соблюдая определённую последовательность, использовать аппликацию. Оформление альбома детских работ за период обучения. | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе:
- научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусствами оригами,
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Советы родителям: C детьми дошкольного возраста рекомендуется выполнять первые два упражнения вместе, так как поделки для этого возраста основаны только на этих приемах складывания. Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
- Где угол квадрата? и так далее.
- Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок,
предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
- Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него
слишком многого.
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь.
- Помните, что занятие не должно длиться 30 минут.
- При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились,
Над фигурою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Волшебная бумага»
(техника оригами)
Возраст детей 5-7 лет
Пояснительная записка:
В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого.
Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии.
Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.
Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы
творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?
Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех.
Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения
Цели:
Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинируют;
- воспитывают усидчивость, ответственность; аккуратность;
бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей,
- использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Основные задачи занятий по изготовлению поделок в стиле оригами:
1. Воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
2. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3. Развивать умение планировать, анализировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, пооперационным картам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
4. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
7. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Месяц: | Тема: | Цель: | Оборудование: |
Сентябрь | 1. «Дом» 2. «Шкатулочка» | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Рассказать историю оригами. Показать образцы. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Отработать с детьми самые простые приёмы складывания квадрата, прямоугольника. | Образцы поделок, разные виды бумаги. Квадрат, ножницы. |
Октябрь | 1 «. Кошелек» 2. «Петушок» | Продолжаем учиться аккуратно, сгибать прямоугольник, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. | Иллюстрации, бумага, ножницы на каждого ребёнка. |
Ноябрь | 1 «. Мышка» 2. «Поросенок» | Обучать приемам декоративного украшения поделок аппликацией, помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата, | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей |
Декабрь | 1. «Снежинка». 2. «Самолет» | Научить в большом треугольнике, вырезать ножницами маленькие треугольники. Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок. | Разнообразные снежинки, бумага, ножницы Образец самолёт, бумага, ножницы по количеству детей |
Январь | 1. «Щенок» 2. «Котенок» | Учить складывать квадратный лист бумаги, делать складку «молния» | Игрушка котёнок, щенок, бумага, ножницы по количеству детей. |
Февраль | 1. «Карманчик» 2. «Стаканчик» | Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата. | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Март | 1. «Цветы для мамы» 2. «Ракета» | Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны внутрь. | Иллюстрации цветов, образцы цветов из оригами, бумага, ножницы по количеству детей. |
Апрель | 1.Лодочка с парусом 2.Парусник | Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами; познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием; воспитывать самостоятельность | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Май | 1.Вертушка 2.Бабочка | Соединять детали в единое целое, соблюдая определённую последовательность, использовать аппликацию. Оформление альбома детских работ за период обучения. | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе:
- научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусствами оригами,
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Советы родителям:
C детьми дошкольного возраста рекомендуется выполнять первые два упражнения вместе, так как поделки для этого возраста основаны только на этих приемах складывания. Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
- Где угол квадрата? и так далее.
- Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок,
предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
- Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него
слишком многого.
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь.
- Помните, что занятие не должно длиться 30 минут.
- При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились,
Над фигурою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по конструированию из бумаги техникой оригами
Конспект занятия на конкурс "Моё лучшее занятие" на тему: "Вот и осень. Обитатели леса" (фрагмент)...
Изготовление синицы из бумаги (техника оригами)
Презентация изготовления синицы в технике оригами....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по конструированию из бумаги техникой оригами «Бутон тюльпана».
Занятия по оригами очень полезны для детей, особенно тем у кого есть нарушения в речи....
План-конспект занятия по конструированию из бумаги (техника оригами) «Поросенок» в старшей группе
Цель: развитие познавательного интереса и творческих способностей.Задачи: Учить складывать бумагу в техники оригами.Развивать мелкую моторику рук.Воспитывать аккуратность при работе с клеем.Закрепить ...
Использование нетрадиционной техники работы с бумагой. Техника "Изонить" (разработка программы)
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...
Работа с бумагой, техника оригами
Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») —древнее искусство складывания фигурокиз бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай,где и была открыта бумага. ...
Мастер класс на тему: Работа с бумагой . Техника «Оригами». Лисичка.
Данная разработка будет полезна воспитателям ДОУ в создании презентаций по теме конструирования Работа с бумагой "Оригами"Очень хорошо подходит для детей разных возрастных катего...
- Мне нравится (1)