"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики
консультация на тему

Мутыгулина Гюзель Салимгареевна

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_testoplastika_1office_word_3.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие мелкой моторики рук у  детей среднего дошкольного возраста посредством  тестопластики

Мутыгулина Гюзель Салимгареевна

с. Челно-Вершины (ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины д/с «Зорька»)

 (1 сл.) Добрый день, уважаемые коллеги.

(2 сл.) Предметно – развивающая среда в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции.  В средней группе предметно – развивающая среда организуется  вместе с детьми.                                      

 Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, соленого теста, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья. 

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ

(3сл.) Когда-то, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды, их обжигали на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми, в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Эти поделки из муки и соли назывались мукосульки

(4сл). В старину такие игрушки служили оберегами.

 Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

(5сл.) Лепка – является одним из  средств  эстетического воспитания. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, солёное тесто.

 Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА».

Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми среднего дошкольного возраста?  

Тестопластика расширяет границы познания ребенка, учит создавать своими руками изделия, которые можно использовать в качестве подарков, сувениров, украшений. За время обучения расширяется общий кругозор воспитанников, развивается мелкая моторика, возникает желание творить своё, развивается эстетический вкус, фантазия.

(6сл.) Этот вид деятельности  дает возможность разумно интегрировать разнообразные образовательные области при работе с детьми. Поэтому мой выбор остановился на работе с тестом. Мною разработан проект «Чудесное превращение белого комочка».

(7 сл.) Цель проекта: Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, образного видения у детей через занятия тестопластикой.

 (8Сл.) Задачи:

  • Обучать приемам лепки простых форм из соленого теста (цилиндр,  диск, шар).
  •   Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук. 
  •   Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук.
  •   Пополнить предметно-развивающую среду ( изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр).

          Познакомить детей с новым видом  изобразительной деятельности -                  тестопластика.

  • Воспитывать  умение работать в коллективе.

 (9 сл.) Участники проекта: Дети 4-5 лет, Воспитатель, Родители.

(10сл.) Методы используемые во время занятий тестопластикой:

1. Наглядный (показ образцов, поделок, иллюстрации).

2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово).

3. Практический.

(11 сл.) Формы работы с детьми: Индивидуальные. Подгрупповые. Групповые.

(12-14 сл.) Формы работы с родителями:

  • Конкурсы, выставки, мастер-классы
  • Дни открытых дверей
  • Совместные проекты педагогов, родителей и детей.

 (15 сл. 16сл.) Ожидаемые результаты

  • Познакомились с новым видом художественной деятельности – тестопластика.
  • Развито сенсорное восприятие.
  • Развито воображение, творческое мышление, мелкая моторика рук.
  • Сформированы умения лепить предметы простых форм для использования готовых поделок  в самостоятельной деятельности и в сюжетно-ролевых играх.
  • Сформированы умения создавать коллективные работы.

(17 сл.) По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

(18сл.) Для развития мелкой моторики рук широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами не только на занятиях по  тестопластики, а во всех видах деятельности.

 На первых занятиях дети познакомились с тестопластикой, как видом народно – прикладного искусства, её особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приёмами (раскатывание, приплющивание, прищипывание).

 (19-21 сл.)  В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).

(22-25сл.) Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки сердечки, печенье, пироженные и т.д. В игровой форме угощали гостей, малышей, работников кухни.  Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья.

После того как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по «Замыслу». При организации выставок детских работ, поделок прослеживается  степень усвоения  навыков и приёмов, с которыми были ознакомлены.  

 (26-28 сл.) Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используется краски гуашь. Работы  получаются интересными, выразительными.   Изделия  из соленого теста универсальны в своем использовании:  ими можно играть, можно их использовать как атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья», «Кафе», «Пекарня» ), они могут быть предметами украшения интерьера.

 (29сл.) Тестопластика имеет огромные преимущества, по  сравнению с другими материалами для лепки так как тесто:

1. Можно приготовить в любой момент не тратя денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Оно безопасно  при попадании в рот, если не добавлять клей. Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!

4. Если тесто правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет, экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.

5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.

6. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.

7. Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохранится на века.

8. С поделками из теста  можно играть –  не боясь что они потеряют форму.

 (30сл.).ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что лепка из солёного теста (тестопластика), как вид художественной деятельности, обладает большим развивающим потенциалом.

Во время работы с этим материалом дети испытывают радость и наслаждение от его пластичности, от результатов своего труда. Мы очень надеемся, что полученные навыки и умения преодолеть трудности при достижении своей цели, очень помогут ребятам в дальнейшем.

(31сл.) Используемая Литература:

  1. Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»
  2. Кискольд И. «Соленое тесто»
  3. Филаева К.В. «Соленое тесто»

 (32 сл.) Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Представлен опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»....

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

«Ум ребенка – в пальчиках»     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трога...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...

Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....