Проектная деятельность в ДОУ
статья на тему
Воспитателям о проектной деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_pedsovetu_po_proektnoy_deyatelnosti.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
« Проектная деятельность – как средство формирования познавательно - речевого развития дошкольника»
Что такое проектная деятельность?
Это тип взаимодействия ребенка и взрослого.
Принципы проектной деятельности:
- Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.(ПД возникает тогда, когда когда ребенок видит проблему и задумывается над её решением – например: ребенок видит, что во время рисования кисточка пачкает стол, значит необходимо придумать что-то такое, что поможет решить эту проблему – сделать подставку)
- Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного. ( ребенок хочет сделать подставку – онпродумавает все варианты, как она может выглядеть, зарисовать эскиз на бумаге и, в силу возраста, когда замысел опережает технические возможности, он привлекает к изготовлению подставки родителей)
- Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, т.е. на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. (субъективность ребенка – это наличие собственного мнения или отношения к той или иной ситуации- своя оригинальная идея – например: на 8 марта обсуждали подарки мамам, и один мальчик решил сделать поздравительную открытку. А другой – тоже открытку, только для сестры. Здесь педагог должен позитивно откликнуться на эту идею, но выяснить при этом, а чем отличается открытка для мамы и от открытки для сестры )
- Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его замыслов. ( подготовка к празднику – ребенок и педагог пытаются совместно открыть для себя его смысл – что такое праздник, почему мы его празднуем, какими способами мы варажаем свое отношение к празднику? И как только определен смысл, можно искать способы его предъявления).
Типология проектов в ДОУ
-По количеству: индивидуальные, групповые
- По содержанию: монопроекты (одна образовательная область),
интегративные (две и более образовательные области
- По продолжительности: Краткосрочные (1-4 недели), Среднесрочные (до 1 месяца), Долгосрочные (полугодие, учебный год)
- По доминирующему виду проектной деятельности: Исследовательские, Творческие, Нормативные.
Выделяют три вида проектов:
- Исследовательский (получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется)
Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к постановке исследовательской задачи (откуда берется электричество, как выглядели куклы раньше и т.д.)
Второй этап- ребенок приступает к реализации проекта, т.е. отвечает на поставленный вопрос. Результаты заносятся в специальный альбом, где на первой странице фиксируется вопрос (Почему крокодилы не живут в Антарктиде?), далее размещаются ответы членов семьи и сверстников, выбрать правильный ответ и зарисовать (написать). Далее ребенок должен зарисовать способы получения информации (компьютер, книга), результат проверки и где можно применить (может рассказать в группе или организовать игру)
Третий этап – презентация проекта (рассказ о том, что он нарисовал на каждо этапе пректа)
Четвертый этап - педагог организует выставку проектов, делает из них книгу для библиотеки группы.
- Творческий проект (создание нового творческогопродукта)
Первый этап –выбор темы (оказание помощи пожилым людям)
Второй этап – определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности
Третий этап – дети высказывают идеи реализации проекта (как спасти птиц зимой)
Четвертый этап – предлагается зарисовать идеи и подумать, что необходимо для их реализации
Пятый этап – дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о том, что они нарисовали и почему.
Шестой этап – информирование родителей (проект рисунка вывешывается на стенд)
Седьмой этап – педагог организует работу по реализации пректа
Восьмой этап – педагог продумывает, как представить продукт проекта (составление презентации)
Девятый этап – осуществляется презентация
- Нормативный проект – создание свода правил, по которым должны жить дети в детском саду.
Первый этап – воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляется нежелательные формы поведения детей.
Второй этап – обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.
Третий этап – педагог просит детей изобразить нежелательные последствия непреемлемого поведения.
Четвертый этап – дети рассказывают о своих рисунках и о тех последствиях, к которым могут привести данная ситуация.
Пятый этап – педагог предлагает подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий. После высказываний, выбирается одно из предложений в качестве правила.
Шестой этап – воспитатель просит детей зарисовать это правило (правило не должно быть запрещающим, чтобы не подавлять, а побуждать инициативу детей)
Седьмой этап – дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание на те детали рисунков, которые актуальны именно для данного правила и предлагает на их основе создать знак. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия (Например, картинка с изображением ребенка, указывающего на двух детей и стоящего рядом воспитателя, говорит о том, что сначала нужно обратиться к воспитателю перед тем, как пойти играть с детьми из другой группы).
Восьмой этап – оформление правила и внесение его в книгу правил.
Нормативный проект дает ребенку возможность разобраться со своим переживанием той или иной эмоционально напряженной ситуации и на его основе прийти к конструктивному решению. Также, он позволяет дошкольникам получит бесценный опыт организации собственного поведения, что является одним из компонентов готовности к школьному обучению.
Содержание
- Титульный лист (тема, разработчики)
- Паспорт проекта:
-тип проекта
- участники
- сроки
-продукт проекта (итоговое мероприятие)
3. Актуальность, новизна
4. Проблема (отсутствие…….).
5. Гипотеза (работа над проектом позволит…….).
6. Цель и задачи проекта (в работе с детьми, родителями……).
7. Возможные риски и пути выхода
8. Ресурсное обеспечение
9. Предполагаемый результат (в работе с детьми, родителями……).
- Реализация , этапы проекта (подготовительный, практический, заключительный)
- Портфолио проекта (рабочие материалы)
12. Перспективы, распространение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...