Проект "Сказка за сказкой"
проект (младшая группа) по теме

Костякова Олеся Леонидовна

Проект по сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkam_neposedy.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ»

Пояснительная записка

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Разработчики проекта: воспитатель Костякова Олеся Леонидовна, родители группы «Непоседы»

Место проведения: МБДОУ - д/с №10 «Огонек», группа «Непоседы»

Срок реализации:  2015-2016 учебный год

Вид проекта: познавательный, творческий; долгосрочный.

Участники: дети младшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Образовательные области:        познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Гипотеза проекта.

 Использование сказок оказывает позитивное влияние    на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками.

    Объект: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

   Предметом:  сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Место проведения: детский сад «Огонек», первая младшая группа «Б»

Продолжительность: долгосрочный

Цель проекта: Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

    Задачи:

    1. Помогать детям в освоении духовно - нравственных ценностей, формирование нравственных качеств.

    2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

    3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

    4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками..

    7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Актуальность 

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовнонравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Одним из возможных путей нравственного развития и коррекции является сказка, где за внешней простотой построения стоит глубокий символический смысл.

Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение,  рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Младший дошкольный возраст — важный период в нравственном развитии детей. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.

Постановка проблемы:

 В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей

  • Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей
  • Проявление  уверенности у детей  в  своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
  • Умение детей выражать  свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.

Для педагогов

  • Оснащение театрального уголка: изготовление атрибутов (маски, шапочки, костюмы, декорации к сказкам, и т.д.).
  • Оснащение театрального уголка различными видами театров.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подбор иллюстраций к сказкам.

Для родителей

  • Активное участие родителей в творческой деятельности ДОУ.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • формулировка цели и задач проекта;
  • составление плана реализации проекта «Сказка за сказкой»;
  • изучение литературы по теме;
  • ознакомление с передовым опытом;
  • подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
  • оформление книжного уголка;

Основной:

  • знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
  • просмотр мультфильмов по сказкам;
  • чтение стихов про героев сказок;
  • инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов  театров;
  • совместное рассказывание сказок;
  • чтение, разучивание потешек;
  • дидактические игры;
  • загадывание загадок по сказкам;
  • подвижные игры;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • физминутки;
  • выполнение аппликаций;
  • изготовление поделок;
  • лепка;
  • рисование;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • составление сказок из кубиков;
  • выкладывание сказок из пазлов;
  • настольные игры;
  • выставка книг по русским народным сказкам;

Заключительный:

  • Выявить и оценить результаты проекта (анкетирование и опрос дошкольников и родителей)
  • Обобщение опыта работы в рамках проектной деятельности.
  • Презентация проекта «Сказка за сказкой» на итоговом педагогическом совете.

Содержание проекта «Сказка за сказкой»

Месяц

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Ноябрь

1

Чтение художественной литературы: стихи А. Богдарин «Что растёт в огороде», Е.С. Аксаментова «Весёлые овощи»

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Рассматривание овощей. Описание репки.

Исследовательская деятельность - тактильные ощущения, ощупывание овоща).

Лепка «Репка»

Сюжетно – ролевая игра «Сварим суп из овощей»

2

Чтение русской народной сказки «Репка».

«Расскажи ребенку сказку» - пальчиковый театр «Репка»

Дидактические игры  «Кто за кем?», «Кто спрятался?»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка».

Конструирование «Огород»

Подвижная игра «Репка - репонька».

3

Совместное рассказывание сказки «Репка» с опорой на предметные картинки.

Поиграй с ребенком – физминутка

 «Вот мы репку посадили»

Дидактическая игра  «Мал, мала, меньше»

Отгадывание загадок про собаку, кошку, мышку с опорой на картинки.

Пальчиковое рисование «Репка»

Рассказывание сказки «Репка» с использованием фланелеграфа.

4

Театрализованная игра «Репка»

Мамин мастер – класс: объемная аппликация «Репка».

Дидактическая игра «Да - нет» (герои сказки «Репка»)

Этюд по потешке «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор»

 Рисование «Спрячь мышку»

Подвижная игра «В огороде – Репка»

        

Месяц

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Декабрь

1

“В гости курочка пришла” – знакомство с домашней птицей – курицей.

Консультация для родителей «Театральная деятельность в раннем возрасте»

Рассматривание картины «Курочка с цыплятами»

Исследовательская деятельность «Питание курицы»

Лепка «Покорми курочку»

Подвижная игра «Курица и цыплята»

2

Чтение сказки «Курочка Ряба»

Изготовление настольного театра

«Курочка Ряба»

Дидактическая игра «Кто лишний?» (герои сказки «Курочка Ряба»)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба»

Рисование пальчиками «Курочка клюет зернышки»

Дыхательная гимнастика «Перышко»

3

Совместное рассказывание сказки «Курочка Ряба»

Инсценирование родителями сказки «Курочка Ряба»

Дидактическая игра «Сложи картинку» (картинки с изображением героев сказки «Курочка Ряба»)

Чтение стихотворения «Курица-красавица у меня жила»

Рисование «Яичко не простое, а золотое»

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного театра

4

Театрализация «Курочка ряба»

Поиграй с ребенком -  пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (По сюжету сказки «Курочка Ряба»)

Чтение потешек «Курочка-рябушечка, куда пошла?», «Наши курочки в окно - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

Аппликация коллективная «Цыплята на прогулке»

Подвижная игра "Веселые мышки"

Месяц

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Январь

1

Чтение сказки «Колобок»

Акция «Подари книгу детскому саду»

Прослушивание песни «Колобок» Татьяна Морозова

Дидактическая игра «Контуры» (По сюжету сказки «Колобок»)

Лепка: «Колобок»

Подвижная игра: «Зайка беленький сидит…»

2

Рассказывание сказки «Колобок»

Консультация для родителей "Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?"

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (По сюжету сказки «Колобок»)

Игровая ситуация «Один дома»

Конструирование «Домик деда и бабы»

Подвижная игра  «У медведя во бору»

3

Инценирование сказки «Колобок»

«Сделать любимого героя своими руками» - изготовление совместно с детьми любимого сказочного персонажа.

Загадывание загадок о животных из сказки «Колобок» - с опорой на наглядность.

Рисование «Лесная тропинка»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (По сюжету сказки «Колобок»)

Пазлы «Колобок»

Экспериментирование «Колобок из снега»

Месяц

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Февраль      

1

Чтение сказки «Теремок»

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дидактические игры «Да - нет», «Контуры» (герои  сказки «Теремок»), «Жилища животных»

Пальчиковая гимнастика «Веселая мышка»

Рисование пальчиками «Полянка для теремка»

Игровое упражнение «Животные»

2

Рассматривание иллюстраций к сказке  «Теремок»

Совместное рассказывание  сказки «Теремок»

Конструирование «Теремок»

Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Один - много»

Физминутка «Медвежата»

3

Настольный театр «Теремок»

Творческая мастерская – изготовление книжки-малышки.

Загадывание загадок о животных из сказки «Теремок» - с опорой на наглядность.

Дидактические игры «Прятки», «Кто где живет?»

Аппликация «Толстые животные»

Подвижная игра «Мы большой построим дом»

4

Обучение рассказыванию без опоры на картинку.

«Книжкина больница»

Настольная игра  лото «Дикие животные»

Дидактические игры «Большой - маленький», «Найди маму»

Составление сказки из кубиков.

Подвижная игра «Серый зайка умывается…»

Список использованной литературы.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотреапии (ч. 1)// Школьный психолог. – 2001. - №25. – С. 5-12.

2. Сидорова Л. А. Влияние русских, чувашских и английских народных сказок на нравственное воспитание детей дошкольного возраста// Вестник ЧГПУ. – 2001. – 518. – С. 76-80.

3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психолгические техники: сказкотерапия. – СПб. :издательство ДНК, 2001. – 152.

4. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки. – М. : Просвещение, 1983. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...