Проект "Сказка за сказкой"
проект (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ»
Пояснительная записка
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Разработчики проекта: воспитатель Костякова Олеся Леонидовна, родители группы «Непоседы»
Место проведения: МБДОУ - д/с №10 «Огонек», группа «Непоседы»
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Вид проекта: познавательный, творческий; долгосрочный.
Участники: дети младшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Гипотеза проекта.
Использование сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками.
Объект: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом: сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Место проведения: детский сад «Огонек», первая младшая группа «Б»
Продолжительность: долгосрочный
Цель проекта: Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно - нравственных ценностей, формирование нравственных качеств.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками..
7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Актуальность
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно‐нравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно‐нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Одним из возможных путей нравственного развития и коррекции является сказка, где за внешней простотой построения стоит глубокий символический смысл.
Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Младший дошкольный возраст — важный период в нравственном развитии детей. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.
Постановка проблемы:
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей
- Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей
- Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
- Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
Для педагогов
- Оснащение театрального уголка: изготовление атрибутов (маски, шапочки, костюмы, декорации к сказкам, и т.д.).
- Оснащение театрального уголка различными видами театров.
- Подбор дидактических игр.
- Подбор иллюстраций к сказкам.
Для родителей
- Активное участие родителей в творческой деятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- формулировка цели и задач проекта;
- составление плана реализации проекта «Сказка за сказкой»;
- изучение литературы по теме;
- ознакомление с передовым опытом;
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
- оформление книжного уголка;
Основной:
- знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
- просмотр мультфильмов по сказкам;
- чтение стихов про героев сказок;
- инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
- совместное рассказывание сказок;
- чтение, разучивание потешек;
- дидактические игры;
- загадывание загадок по сказкам;
- подвижные игры;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- физминутки;
- выполнение аппликаций;
- изготовление поделок;
- лепка;
- рисование;
- конструирование;
- экспериментирование;
- составление сказок из кубиков;
- выкладывание сказок из пазлов;
- настольные игры;
- выставка книг по русским народным сказкам;
Заключительный:
- Выявить и оценить результаты проекта (анкетирование и опрос дошкольников и родителей)
- Обобщение опыта работы в рамках проектной деятельности.
- Презентация проекта «Сказка за сказкой» на итоговом педагогическом совете.
Содержание проекта «Сказка за сказкой»
Месяц | Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Ноябрь | 1 | Чтение художественной литературы: стихи А. Богдарин «Что растёт в огороде», Е.С. Аксаментова «Весёлые овощи» | Консультация для родителей «Воспитание сказкой» |
Рассматривание овощей. Описание репки. | |||
Исследовательская деятельность - тактильные ощущения, ощупывание овоща). | |||
Лепка «Репка» | |||
Сюжетно – ролевая игра «Сварим суп из овощей» | |||
2 | Чтение русской народной сказки «Репка». | «Расскажи ребенку сказку» - пальчиковый театр «Репка» | |
Дидактические игры «Кто за кем?», «Кто спрятался?» | |||
Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». | |||
Конструирование «Огород» | |||
Подвижная игра «Репка - репонька». | |||
3 | Совместное рассказывание сказки «Репка» с опорой на предметные картинки. | Поиграй с ребенком – физминутка «Вот мы репку посадили» | |
Дидактическая игра «Мал, мала, меньше» | |||
Отгадывание загадок про собаку, кошку, мышку с опорой на картинки. | |||
Пальчиковое рисование «Репка» | |||
Рассказывание сказки «Репка» с использованием фланелеграфа. | |||
4 | Театрализованная игра «Репка» | Мамин мастер – класс: объемная аппликация «Репка». | |
Дидактическая игра «Да - нет» (герои сказки «Репка») | |||
Этюд по потешке «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор» | |||
Рисование «Спрячь мышку» | |||
Подвижная игра «В огороде – Репка» |
Месяц | Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Декабрь | 1 | “В гости курочка пришла” – знакомство с домашней птицей – курицей. | Консультация для родителей «Театральная деятельность в раннем возрасте» |
Рассматривание картины «Курочка с цыплятами» | |||
Исследовательская деятельность «Питание курицы» | |||
Лепка «Покорми курочку» | |||
Подвижная игра «Курица и цыплята» | |||
2 | Чтение сказки «Курочка Ряба» | Изготовление настольного театра «Курочка Ряба» | |
Дидактическая игра «Кто лишний?» (герои сказки «Курочка Ряба») | |||
Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба» | |||
Рисование пальчиками «Курочка клюет зернышки» | |||
Дыхательная гимнастика «Перышко» | |||
3 | Совместное рассказывание сказки «Курочка Ряба» | Инсценирование родителями сказки «Курочка Ряба» | |
Дидактическая игра «Сложи картинку» (картинки с изображением героев сказки «Курочка Ряба») | |||
Чтение стихотворения «Курица-красавица у меня жила» | |||
Рисование «Яичко не простое, а золотое» | |||
Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного театра | |||
4 | Театрализация «Курочка ряба» | Поиграй с ребенком - пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять» | |
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (По сюжету сказки «Курочка Ряба») | |||
Чтение потешек «Курочка-рябушечка, куда пошла?», «Наши курочки в окно - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!» | |||
Аппликация коллективная «Цыплята на прогулке» | |||
Подвижная игра "Веселые мышки" |
Месяц | Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Январь | 1 | Чтение сказки «Колобок» | Акция «Подари книгу детскому саду» |
Прослушивание песни «Колобок» Татьяна Морозова | |||
Дидактическая игра «Контуры» (По сюжету сказки «Колобок») | |||
Лепка: «Колобок» | |||
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит…» | |||
2 | Рассказывание сказки «Колобок» | Консультация для родителей "Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?" | |
Дидактическая игра «Кто спрятался?» (По сюжету сказки «Колобок») | |||
Игровая ситуация «Один дома» | |||
Конструирование «Домик деда и бабы» | |||
Подвижная игра «У медведя во бору» | |||
3 | Инценирование сказки «Колобок» | «Сделать любимого героя своими руками» - изготовление совместно с детьми любимого сказочного персонажа. | |
Загадывание загадок о животных из сказки «Колобок» - с опорой на наглядность. | |||
Рисование «Лесная тропинка» | |||
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (По сюжету сказки «Колобок») | |||
Пазлы «Колобок» | |||
Экспериментирование «Колобок из снега» |
Месяц | Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Февраль | 1 | Чтение сказки «Теремок» | Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» |
Дидактические игры «Да - нет», «Контуры» (герои сказки «Теремок»), «Жилища животных» | |||
Пальчиковая гимнастика «Веселая мышка» | |||
Рисование пальчиками «Полянка для теремка» | |||
Игровое упражнение «Животные» | |||
2 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок» | ||
Совместное рассказывание сказки «Теремок» | |||
Конструирование «Теремок» | |||
Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Один - много» | |||
Физминутка «Медвежата» | |||
3 | Настольный театр «Теремок» | Творческая мастерская – изготовление книжки-малышки. | |
Загадывание загадок о животных из сказки «Теремок» - с опорой на наглядность. | |||
Дидактические игры «Прятки», «Кто где живет?» | |||
Аппликация «Толстые животные» | |||
Подвижная игра «Мы большой построим дом» | |||
4 | Обучение рассказыванию без опоры на картинку. | «Книжкина больница» | |
Настольная игра лото «Дикие животные» | |||
Дидактические игры «Большой - маленький», «Найди маму» | |||
Составление сказки из кубиков. | |||
Подвижная игра «Серый зайка умывается…» |
Список использованной литературы.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотреапии (ч. 1)// Школьный психолог. – 2001. - №25. – С. 5-12.
2. Сидорова Л. А. Влияние русских, чувашских и английских народных сказок на нравственное воспитание детей дошкольного возраста// Вестник ЧГПУ. – 2001. – 518. – С. 76-80.
3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психолгические техники: сказкотерапия. – СПб. :издательство ДНК, 2001. – 152.
4. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки. – М. : Просвещение, 1983. – 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...