"Роль народной игры в развитии дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей на тему: "Роль народной игры в развитии дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_narodnoy_igry_v_razvitii_doshkolnikov.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86» комбинированного вида
Консультация на тему:
«Роль народной игры в развитии дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Алямкина Валентина Ивановна
Саранск
В связи с возрастными особенностями и характером времяпрепровождения, ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В.Ф. Кудрявцев писал; «если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра –посильный труд.»
Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей важный способ познания и обучения. Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр, названия и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например : «Конь», «Корова», «Кошка и мышки», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы», «Плетень» и др. В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых: «Репка», «Редька» и др, где дети поют, косят, дергают лен и т.д.
Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора, однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки – это коротенькие рифмованные стишки, которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как: «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др. простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к «маткам» (водящим). Двое ребят договариваются:
«Матки, матки, кого надо:
Коня вороного,
Али барабана золотого?»
Одна из маток выбирает «коня вороного», другая «барабана золотого». Затем подходит другая игра. Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр читалки. Это также рифмованное стихотворение. С помощью считалки пересчитываются участник игры, определяются их роли или очередность участия в игре.
В детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и функции разнообразны. Исследовавший этот вопрос Г.С. Виноградов писал: «Игровые песни имеют различное целевое назначение: одни полагают начало игре, другие служат для связи ее частей, третьи несут службу концовок; иные вводятся для замедления действия игры или в целях отвлечения внимания участников от ответственного момента игры и т.д.»
В большинстве случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения хоровода «Коршун», «Лен», «Селезень и утка» и др.
Большое место игра занимает и в системе дошкольного воспитания. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит радость ребенку и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре большое место занимают нородные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность, элемент состязания, заключенный в игре, привлекает ребенка, создает определенный эмоциональный настрой.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и , непременно, сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной игры в жизни дошкольника
Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Хороводные и имитационные игры, игры с сюже...
Роль народной игры в развитии ребенка вне детского сада
Все свободное время дети играют. Родителям по силам увлечь детей народными играми. О роли русских народных игр говорится в этой консультации....
Консультация для воспитателей "Роль народной игры в развитии личности ребенка"
Роль народной игры в развитии личности ребенка....
Роль подвижной игры в развитии дошкольника
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы...
Роль режиссёрской игры в развитии дошкольников
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ, Консультация содержит терминологию ( что такое "режиссёрская игра"), её разновидности, классификацию и особенности данного вида игр по возрастам. В...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...