Дидактические игры по закреплению пройденного материала УМК «Говорим по-татарски», к проекту «Минем өем» для детей 4-5 лет.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Дидактические игры
по закреплению пройденного материала УМК «Говорим по-татарски»,
к проекту «Минем өем» для детей 4-5 лет.
Дидактик уен
“Бу кем? – Это кто?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель. Побудить интерес и желание детей общаться на татарском языке.
Ход игры:
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әти.
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).
Тәрбияче: Әни нинди?
Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_umk.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
по закреплению пройденного материала УМК «Говорим по-татарски»,
к проекту «Минем өем» для детей 4-5 лет.
Дидактик уен
“Бу кем? – Это кто?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель. Побудить интерес и желание детей общаться на татарском языке.
Ход игры:
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әти.
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).
Тәрбияче: Әни нинди?
Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.
Дидактик уен
“Бу нәрсә? – Это что?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель. Побудить интерес и желание детей общаться на татарском языке.
Ход игры:
Тәрбияче: Бу нәрсә?
Бала:Чәй (сөт, ипи, алма).
Тәрбияче: Сөт нинди?
Бала:Сөт тәмле.
Тәрбияче: Бу нәрсә?
Бала: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю ).
Тәрбияче: Эт нинди?
Бала: Эт зур,(кечкенә) матур, әйбәт, чиста, (пычрак).
Дидактик уен
“Кем юк? – Кого нет?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.
Ход игры:
Тәрбияче: Кем юк?
Бала: Әти (әни, кыз, малай).
Тәрбияче: Кем юк?
Бала: Әни юк.
Дидактик уен
“Әйе – Юк.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми, у детей “маски”).
Цель: Активизировать словарь, развивать диалогическую речь на татарском языке.
Ход игры: Детям раздаются картинки. Воспитатель спрашивает у каждогоребенка:
Тәрбияче: Әни?
Бала: Әйе.
Тәрбияче: Әти?
Бала: Юк.
Саша: Малай?
Бала: Юк.
Маша: Кыз?
Бала: Әйе.
Коля: Песи?
Бала: Әйе.
Дидактик уен
“Уйна! – Играй!”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми. Дети дарят свои “игрушки” персонажу).
Цель: побудить интерес и желание общаться на татарском языке.
Ход игры:
Саша: Мә, туп уйна!
Маша: Мә, курчак уйна!
Лена: Мә, зур песи уйна!
Коля: Мә, кечкенә аю уйна!
Миша: Мә, куян уйна!
Даша: Мә, эт уйна!
Оля: Мә, машина уйна!
Дидактик уен
“Нәрсә юк? - Чего нет?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.
Ход игры:
Тәрбияче: Нәрсә юк?
Бала: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю).
Тәрбияче: Нәрсә юк?
Бала: Эт юк.
Дидактик уен “Әйе – Юк.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают, у детей “маски”)
Цель: Активизировать словарь, развивать диалогическую речь на татарском языке.
Ход игры:
Тәрбияче: Син Коля?
Коля: Әйе. Мин Коля.
Тәрбияче: Коля, син кыз? (әби, бабай, әти, әни).
Коля: Юк, мин малай.
Тәрбияче: Оля, син кыз?
Оля: Әйе, мин кыз.
Тәрбияче: Юля, син әби?
Юля: Әйе, мин әби.
Дидактик уен
“Бир әле – Дай пожалуйста.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми. Дети спрашивают “игрушки”, дарят персонажу).
Цель: Развивать творческое воображение, диалогическую речь.
Ход игры:
Саша: Аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп) бир әле.
Тәрбияче: Нинди аю!
Саша: Зур, матур, чиста, әйбәт аю.
Тәрбияче:Мә зур, матур, чиста, әйбәт аю.
Дидактик уен
“Бир әле – Дай пожалуйста.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Развивать творческое воображение, диалогическую речь.
Ход игры:
Саша: Алма бир әле.
Тәрбияче:Нинди алма!
Саша: Тәмле алма.
Тәрбияче: Мә тәмле алма.
Саша: Рәхмәт.
Дидактик уен
“ Ничә? – Сколько?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: учить детей отвечать на вопрос: Ничә? (Сколько?)
Ход игры:
Тәрбияче: Ничә алма?
Бала: Бер (ике, өч, дүрт, биш) алма.
Тәрбияче: Мә бер алма.
Бала: Рәхмәт.
Тәрбияче: Ничә куян?
Бала: Биш куян.
Тәрбияче: Мә биш куян.
Бала: Рәхмәт.
Дидактик уен
“Ничә? – Сколько?"
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать умение понимать и обдуманно отвечать на вопросы.
Ход игры:
Тәрбияче: Бер?
Бала: Әйе, бер.
Тәрбияче: Өч?
Бала: Юк, дүрт.
Тәрбияче: Өч?
Бала: Юк, дүрт.
Сюжетлы уен
«Сыйла » - «Угости»
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: побудить интерес и желание общаться друг с другом на татарском языке.
Ход игры:
Бала: Саша, кил монда. Утыр.
Саша: Рәхмәт.
Бала: Мә, алма аша!
Саша: Рәхмәт.
Бала: Алма тәмле?
Саша: Алма тәмле.
Дидактические игры к проекту «Уйный – уйный үсәбез» для детей 5-6 лет.
Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить ответы на вопросы:
Бу нәрсә? Нинди? Ничә? на татарском языке.
Ход игры:
Маша: Бу нәрсә?
Саша: Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма).
Маша: Нинди кишер?
Саша: Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер.
Маша: Ничә кишер?
Саша: Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер.
Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать умение понимать и обдуманно отвечать на вопросы.
Ход игры:
Акбай: Бу нәрсә?
Мияу: Бу туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).
Акбай: Нинди туп?
Мияу: Кечкенә (зур) туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).
Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить название овощей на татарском языке. Ответить на вопрос: Бу нәрсә? Нинди?
Ход игры:
Акбай: Бу нәрсә?
Оля: Суган.
Акбай: Суган нинди?
Оля: Кечкенә.
б)Мияу: Бу нәрсә?
Коля: Бәрәңге.
Мияу: Бәрәңге нинди?
Коля: Зур.
Дидактик уен
“Нәрсә кирәк? –Что надо?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.
Ход игры:
Малай: Исәнме, Мияу.
Кыз: Исәнме, Акбай.
Малай:Нәрсә кирәк?
Кыз:Туп кирәк.
Малай: Нинди туп?
Кыз: Зур (кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт) туп.
Малай: Мә, зур , матур, чиста, әйбәт туп.
Кыз: Рәхмәт. Сау бул, Саша.
Малай: Сау бул, Оля.
Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: побудить интерес и желание общаться на татарском языке.
Ход игры:
Маша: Бу нәрсә?
Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык).
Маша: Тәлинкә (чынаяк, кашык) нинди?
Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык) матур, чиста , кызыл (сары, яшел, зәңгәр).
Дидактик уен
“Нәрсә кирәк? –Что надо?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.
Ход игры:
а) – Коля, нәрсә кирәк?
- Бәрәңге кирәк.
- Мә, бәрәңге.
- Рәхмәт.
б) – Оля, нәрсә кирәк?
- Алма кирәк.
- Нинди алма?
- Яшел алма.
- Мә, яшел алма.
- Рәхмәт.
в) – Лена, нәрсә кирәк?
- Кәбестә кирәк.
- Ничә кәбестә?
- Дүрт кәбестә.
- Мә, дүрт кәбестә.
- Рәхмәт.
Дидактик уен
“Бир әле – Дай пожалуйста.”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: повторить и закрепить с детьми названия посуды, цвета, счёт на татарском языке,
развивать умение понимать и обдуманно отвечать на вопросы.
Ход игры:
-Кашык (тәлинкә, чынаяк) бир.
-Нинди кашык (тәлинкә, чынаяк)?
-Зур (кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) кашык.
-Ничә кашык (тәлинкә, чынаяк)?
-(1-10 ) кашык (тәлинкә, чынаяк).
-Мә, (1-10) кашык(тәлинкә, чынаяк).
Дидактик уен
“Нәрсә кирәк? –Что надо?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать диалогическую речь, внимание, мышление.
Ход игры:
-Нәрсә кирәк?
-Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) кирәк.
-Нинди аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге)?
-Тәмле аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге).
-Мә, аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) аша (эч).
-Рәхмәт. Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) тәмле.
Дидактик уен “Бир әле – Дай пожалуйста.”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми). Цель: развивать диалогическую речь, внимание, мышление.
Ход игры:
а. -Оля, күлмәк (чалбар) бир.
-Нинди күлмәк (чалбар)?
-Сары (кызыл, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар).
-Ничә күлмәк (чалбар)?
-Бер (1-10) күлмәк (чалбар).
-Курчак, чалбар (күлмәк) ки (сал).
б.-Оля, чалбар (күлмәк) бир.
-Мә, чалбар (күлмәк).
-Рәхмәт. Курчак, мә, чалбар (күлмәк) ки (сал).
-Курчак, йокла.
Дидактик уен
“Нәрсә кирәк? –Что надо?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить название мебели на татарском языке, ответить на вопрос: Нәрсә кирәк? Нинди?
Ход игры:
-Нәрсә кирәк?
-Карават (өстәл, урындык) кирәк.
-Нинди карават?
-Зур (кечкенә, сары, яшел, зәңгәр) карават.
-Мә, зур карават.
-Рәхмәт.
Сюжетлы уен «Бер- беребезне сыйлыйбыз » - «Угостим друг - друга»
Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.
Оборудование: картинки, муляжи (ипи, чәй сөт, алма, өчпочмак, чәк-чәк,пицца, кыяр, кәбестә...)
Ход игры:
- Оля, мә, пицца аша!
- Рәхмәт, пицца тәмле...
- Коля, мә, ипи аша!
- Рәхмәт, ипи зур, тәмле...
- Маша, мә, сөт эч!
- Рәхмәт, сөт тәмле, ак...
- Саша, мә, алма аша!
- Рәхмәт, алма баллы, тәмле, чиста, зур..
Дидактик уен
“Нәрсә бар? –Что есть?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить название предметов на татарском языке, ответить на вопрос: Нәрсә кирәк? Нинди?
Ход игры:
-Нәрсә бар?
-Туп (курчак) бар.
-Нәрсә юк?
-Туп (курчак) юк.
( По образцу повторить темы “Семья”, “Овощи”,“Игрушки”,“Посуда”, “Мебель”, “Одежда”).
Дидактические игры к проекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»для детей 6 -7 лет.
Дидактик уен
“Нишли? –Что делает?”
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.
Ход игры:
Оля: Коля, куян нишли?
Коля: Куян йоклый. Аня, песи нишли?
Аня: Песи сөт эчә. Петя, аю нишли?
Петя: Аю чана шуа.
Тәрбияче: Әни нишли?
Бала: Әни кул юа (йоклый).
Тәрбияче: Куян нишли?
Оля: Куян сикерә. Тычкан нишли?
Саша: Тычкан сыр ашый.
(Ашый, эчә, утыра, басып тора, сикерә, уйный, йөгерә, юа, йоклый, кия, сала, чана шуа, җырлый, бии, китап укый, рәсем ясый).
Дидактик уен
“Син нишлисең? –Что ты делаешь?”
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми.
Цель: учить детей отвечать на вопросы Нишли? (Что делает?) Нишлисең? (Что делаешь?), называть действие на татарском языке, развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры:
Коля: Оля, син нишлисең?
Оля: Сөт (чәй) эчәм. Коля, син нишлисең?
Коля: Алма (ипи) ашыйм.
Саша, син нишлисең?
Саша: Утырам.
( Ашыйм, эчәм, утырам, басып торам, сикерәм, уйныйм, йөгерәм, юам, киям, салам, йоклыйм, чана шуам, җырлыйм, биим, китап укыйм, рәсем ясыйм).
“Командир” уены
“Нишли? –Что делает?”
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: расширять, обогащать, активизировать словарный запас детей.
Ход игры:
- Аша! Эч! Утыр! Бас! Сикер! Уйна! Йөгер! Ю! Йокла! Ки! Сал! Чана шу! Җырла! Бие! Китап укы! Рәсем яса!
Речевой образец:
- Саша, утыр! (Саша утыра).
- Саша нишли?
- Саша утыра.
- Саша, син нишлисең?
- Мин утырам.
“Телефоннан сөйләшәбез” –“Разговариваем по телефону”.
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: развивать разговорную речь на татарском языке.
Ход игры:
Саша: Алло.
Оля: Алло. Син кем?
Саша: Мин Саша.
Оля: Исәнме, Саша.
Саша: Хәерле көн, Оля. Хәлләр ничек?
Оля: Әйбәт. Рәхмәт. Саша, хәлләр ничек?
Саша: Әйбәт. Рәхмәт. Оля,
Син нишлисең?
Оля: Мин алма ашыйм.
Саша: Нинди алма?
Оля: Тәмле алма. Ә син нишлисең?
Саша:Мин уйныйм.
Оля:Нәрсә белән?
Саша: Туп белән.
Оля: Туп нинди?
Саша: Туп матур, чиста, зур, кызыл. Оля, әни нишли?
Оля: Әни йоклый. Сау бул, Саша.
Саша: Сау бул, Оля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений, по закреплению пройденного материала по татарскому языку в старшей группе.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений, по закреплению пройденного материала по татарскому языку в старшей группе....
Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку по теме "Овощи" с детьми старшей группы "Светлячки" "Гостинцы Акбая и Мияу"
Тема: Гостинцы Акбая и МияуОсновная предметная область: Развитие речи (татарский язык)Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Поз...
Использование дидактических игр по УМК для закрепления пройденного материала по татарскому и родному языку.
Сообщение из опыта работы по применению дидактических игр по УМК в старшей группе....
Конспект ООД по закреплению пройденного материала по татарскому языку с русскоязычными детьми старшей группы «Заяц пришел в гости»
Формирование у детей интереса к общению на татарском языке....
НОД по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку в старшей группе№3
Тема:"Акбай и Мияу в гостях у ребят"...
Конспект по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми подготовительной группы «Учимся говорить по-татарски»
Закрепление пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми подготовительной группы...
Использование материалов УМК для закрепления пройденного материала по татарскому языку через организацию сюжетно-ролевой игры
Использование материалов УМКдля закрепления пройденного материала по татарскому языкучерез организацию сюжетно-ролевой игрыЦель: формировать у детей интерес к общению на татарском языке, познанию ново...