Детско-родительский клуб как форма организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников
статья на тему
Из опта работы "Детско-родительский клуб "Доброе средце"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детско-родительский клуб «Доброе сердце» как способ организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников
(из опыта работы)
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.»
(китайская пословица)
Формирование экологического сознания и экологической культуры детей - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Работая по этой теме уже более пяти лет, я поняла, что традиционные методы формирования экологического сознания и экологической культуры— занятия (1 раз в неделю), наблюдения на прогулках, труд в природе, тематические праздники позволяют сформировать у детей лишь самые общие представления о взаимосвязи всего живого в природе и о роли человека как хранителя хрупкого природного богатства.
Но эти знания, не будучи по-настоящему пережитыми детьми, а «вложенными» в них педагогом, не становятся их личными убеждениями, а лишь позволяют правильно отвечать на вопросы воспитателя. А значит, поведение и способы взаимодействия с природой у детей не претерпевают существенных изменений. Поэтому представляется важным не просто дать детям сумму знаний по экологии, но сформировать на базе этих знаний навыки нравственного поведения в природе и в мире. Именно поэтому я сформулировала для себя следующую цель обогатить традиционную «теоретическую» парадигму экологического воспитания максимально объемной практической частью.
Другим наблюдением, полученным из опыта работы, стал тот факт, что изолированно, без вовлечения всей семьи в процесс экологического воспитания, ничего достигнуть не получится. Поэтому для работы по формированию экологического сознания участников образовательных отношений я выбрала нетрадиционную форму организации образовательной деятельности — форму детско-родительского клуба. В чем ее преимущества?
- Форма детско-родительского клуба позволяет разнообразить методы и формы работы, направленные на экологическое образование и воспитание, объединив их общей идеей — идеей Клуба, то есть сообщества людей, увлеченных одним общим делом.
- Клуб позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, объединив их усилия для экологического воспитания ребенка.
- Форма клуба предполагает неформальное общение, а значит, создает более доверительную и дружескую атмосферу в семье и в детском саду. Именно такая атмосфера доброжелательности и заинтересованности позволяет добиться главной цели экологического воспитания— вырастить человека, неравнодушного у проблемам окружающей среды и поступающего в соответствии со своими нравственными убеждениями.
Чтобы проработать для себя идею, я представила организацию детско-родительского экологического клуба как долгосрочный социально-значимый педагогический проект.
Название проекта: Экологический детско-родительский клуб «Доброе сердце».
Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый
Участники: дети, родители, педагоги.
Цель: Повысить эффективность работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, при помощи организации клуба «Доброе сердце».
Задачи:
1. Разработать плана работы экологического детско-родительского Клуба «Доброе сердце» на 2015-2016 учебный год.
- Создать условия для овладения детьми активными формами поисково-исследовательской деятельности: проектной деятельностью и экспериментированием.
- Формирование у детей практических навыков нравственного поведения в природе.
- Привлечение родителей к активному творческому участию в работе Клуба.
- Воспитывать бережное отношение к природе как к живому организму, в котором все взаимосвязано, у детей и у взрослых.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня экологического сознания и экологической культуры детей и взрослых.
- Создание в группе творческой атмосферы, направленной на исследование природных явлений и установление связей в мире природы.
- Формирование практических навыков заботы о природных объектах и правилах поведения в природе.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: июнь — сентябрь 2015 г.
Разработка плана работы
Подготовка сценариев мероприятий
Организация зоны экспериментирования
Подбор литературы и видеоматериалов по экологии
- Основной этап: октябрь 2015г. — август 2016 г.
Проведение мероприятий, в соответствии с планом работы Клуба
- Заключительный этап: август-сентябрь 2016 г.
Анализ, обобщение, презентация результатов.
Формы работы, которые используются в работе Клуба «Доброе сердце» (групповые, подгрупповые и индивидуальные мероприятия):
- Мероприятие для детей и родителей КВН «Мы — друзья природы!»
- Творческая мастерская: «Нам природа подарила...» (выявить красоту природных материалов), «Покорми птиц», «Здравствуй, росточек!»
- «Лаборатория клуба «Доброе сердце»: «Секреты воды (воздуха, силы растений и т.д.)» - мероприятие для детей и родителей
- Экологический патруль клуба «Доброе сердце»: труд на участке, в уголке природы и за территорией детского сада, сбор природного материала для уголка
- Создание фотоальбома клуба «Доброе сердце»: «Наши добрые поступки»
- Организация агит-бригады «Доброе сердце»: постановка спектаклей, разучивание стихотворений и песен на тему экологии
- Тренинги для детей и родителей «А как бы поступил человек с добрым сердцем?»
- Кинозал клуба «Доброе сердце»: просмотр видеороликов по различным тематикам
- Книжная ярмарка: организация книжной выставки по теме
- Детские мини-проекты «Доброе сердце — это...» (добрые дела в природе), «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
- Общегрупповой практико-значимый проект «Экологическая тропа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544310-1417689737.jpg)
Виды и формы организации детской музыкальной деятельности дошкольников
Занятия музыкой содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-83381-1618908804.jpg)
Мастер-класс "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"
Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-102800-1473242732.jpg)
Презентация к семинару "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"
Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-940753-1503495577.jpg)
«БАНК ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ» - НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В статье описаны идея создания, цели и задачи, этапы реализации собственной педагогической технологии, направленной на развитие инициативности и познавательной активности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1096157-1545665912.jpg)
«Проектирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Выявление и обоснование возможностей метода проектов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-224966-1364155197.jpg)
Коллекционирование - форма организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Коллекционирование -форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999493-1516557027.jpg)
«Творческая мастерская» как форма организации продуктивных видов деятельности дошкольников.
Автором представлен материал о «творческих мастерских», которые могут быть использованы в различных направлениях деятельности детей...