СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Берсенева Алла Сергеевна

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский. 

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

В настоящее время художественно-эстетическое развитие выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве. Иными словами, художественно-эстетическое воспитание – это формирование в человеке эстетического отношения к действительности, развитие художественно-эстетического сознания и активизация его по законам красоты. Именно в искусстве веками концентрировался духовно-практический и ценностно-эвристический опыт человечества.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh-estet_vospitanie.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

В настоящее время художественно-эстетическое развитие выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве. Иными словами, художественно-эстетическое воспитание – это формирование в человеке эстетического отношения к действительности, развитие художественно-эстетического сознания и активизация его по законам красоты. Именно в искусстве веками концентрировался духовно-практический и ценностно-эвристический опыт человечества.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию … способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [В.Н. Шацкая, 1987]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание - часть эстетического.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [В.Н. Шацкая, 1987].

Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Указанная проблема была разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова, В.Н. Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [Н. Варкки, 2003].

И.Д. Запорожец определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И. Д. Запорожец, 1985].

В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, но без вмешательства из вне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Б.Т. Лихачев, также, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [Б.Т. Лихачев, 1998].

Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание», но рассмотрев некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

В-четвёртых, это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты творчества.

Л. А. Григорович, видит цель художественно-эстетического воспитания в «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» [Л. А. Григорович, 1997].

Б. М. Неменский придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [Б.М. Неменский, 1987].

Главное – воспитывать, развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т. Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание – воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [Т. Н. Фокина, 1999].

Эта цель также отражает и особенность художественно-эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Е. М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи.

Первая задача, это создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» [О. К. Ожерельева,2002], - отмечает О. К. Ожерельева.

Вторая задача художественно-эстетического воспитания состоит «в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления и наслаждаться ими» [В. Г. Ражников, 1996].

Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б. Т. Лихачев отмечает, что «…. Такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов художественно-эстетического отношения – любование» [Б. Т. Лихачев, 1998]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию.

«Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - всё это признаки подлинной художественно-эстетической воспитанности», - отмечает Б. Т. Лихачев [Б. Т. Лихачев, 1998].

Таким образом, одна из составной этой задачи – сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического воспитания, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки, эстетического суждения. Д. Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность [Д. Б. Лихачев, 1996].  

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Эстетическое развитие формируется у дошкольников всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и театральным искусством, как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Эстетическое развитие способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, целю эстетического развития является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий, умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни.

А. В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту, лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.

Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерно неустойчивостью представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения, театральные постановки. Эти произведения являются показателем его художественного и эстетического вкуса, дают ключ к пониманию его идеала, но не идеал. Причина этого, в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является театр. В нашем дошкольном учреждении театрализованная деятельность имеет немаловажное значение. Ведь театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами; словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, побуждающие эстетические чувства» [Д. Б. Лихачев, 1996]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной формы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [Д. Б. Лихачев, 1996].

В зависимости от содержания, яркости, эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

Д. Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [Д. Б. Лихачев, 1996].

Ещё одна категория художественно-эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. Ю. Б. Борев определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений».

Наиболее импонирует определение, данное Е. О. Гусевым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства».

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. Эстетический вкус необходимо начинать воспитывать в дошкольном возрасте, так как эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Нужно систематически знакомить ребёнка с явлениями искусства. Для этого воспитателю, родителям необходимо акцентировать внимание ребёнка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребёнка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры; развития способности к художественно-эстетическому творчеству; развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражены эстетическим воспитанием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей в нашем детском саду является предоставление всем детям равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду у ребёнка. Без усилий, без определенной доли затраченного самим ребёнком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу высокие нравственно-эстетические начала.

Литература:

1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.5 Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.

2. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

3. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Искусство, 1987.

5. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.

6. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – с.58-66.

7. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

8. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Что такое эстетичское воспитание? С чего начинается эстетическое воспитание в дошкольном возрасте?...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой зада...

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Презентация "Определение сущности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе"

Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном....