Кружок "Волшебная бумага"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Актуально в средней группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnaya_bumaga.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
КРУЖОК В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РЯБИНКА»
«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
Воспитатель: Ковалева Нина Николаевна
ЗАТО п. Солнечный
2016 -2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Цели и задачи………………………………………………………………....4
3. Техническое оснащение……………………………………………………...5
4. Перспективный тематический план……………………………………...….7
5. Методическая литература по теме кружка………………………………...13
6. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста………………………………………..14
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование.
Кружок посещают 22 ребенка из группы «Рябинка». Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для детей средней группы)
№ занятия | Тема | Цель | |||
1 | 2 | 3 | |||
Октябрь | |||||
1 | Волшебная бумага | Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию; Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. | |||
2 | Мозаичная аппликация: «Гусеница» | Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали | |||
3 | Мозаичная аппликация: «Воздушные шары» | Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность. | |||
4 | Мозаичная аппликация: «Цветы» | Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета. | |||
5 | Мозаичная аппликация: Коллективная работа «На дороге» | Упражнять детей в вырезании. Учить подбирать цвета, составлять целое из частей. Развитие эстетического восприятия. Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться. | |||
Ноябрь | |||||
6 | Техника «Бумажный комочек» | Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание. | |||
7 | Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Рыбка» | Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде. Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания. | |||
8 | Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Ёжик» | Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | |||
9 | Поделка в технике «Бумажный комочек» Коллективная работа «Осенний лес» | Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей. | |||
Декабрь | |||||
10 | Бумажная полоска «Петля» | Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение. | |||
11 | Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек -поделка «Петушок» | Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету. | |||
12 | Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка (2 занятия)- «Еловые ветки» | Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. | |||
13 | Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка - «Еловые ветки» | Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца. | |||
Январь | |||||
14 | Поделки в технике «Квиллинг» - «Белая береза» | Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость. | |||
15 | Поделки в технике «Квиллинг» - «Снегирь и рябина» | Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы. | |||
16 | Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка» | Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению. | |||
Февраль | |||||
17 | Поделки в технике «Квиллинг» «Паучок» | Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение. | |||
18 | Поделки в технике «Квиллинг» «Веселые утята» | Закреплять умение работать в технике квиллинг. Учить выполнять объемную работу, дополнять поделку деталями. Воспитывать умение доводить работу до конца. Развивать творческие способности, воображение. | |||
19 | Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета» | Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности. | |||
20 | Поделки в технике «Квиллинг» - «Светофор» | Повторение правил дорожного движения, техники безопасности. Формирование деталей приемом «свободная спираль». Правильно располагать детали, развивать чувство ритма и цвета. Аккуратно наклеивать детали на заготовку. Формирование эстетического чувства. | |||
Март | |||||
21 | Объемные поделки Прием складывание: Ждем гостей | Познакомить детей с приемом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот прием складывания «Книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение. | |||
22 | Объемные поделки Прием складывание: Автобус | Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение. | |||
23 | Объемные поделки Прием складывание: Медвежонок | Закреплять умения мастерить поделки, используя прием складывания «книжечка». Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал. | |||
24 | Объемные поделки Игрушка из картона - СЛОН | Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – конструировать из бумаги объемные фигуры, при помощи надрезов, без клея. Развивать пространственное воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. | |||
Апрель | |||||
25 | Оригами из кругов «ГРИБОК» | Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); Пёоделка «ГРИБОК». Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию. | |||
26 | Оригами из кругов «Божья коровка» | - продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам; - Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. | |||
27 | Оригами из кругов «Разноцветный зонтик» | - Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга; - складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов. Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. | |||
28 | Оригами из кругов Коллективная работа Аквариум | Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело. | |||
Май | |||||
29 | Оригами из квадрата История о любопытном уголке | - учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение; | |||
30 | Парус и рыбка | - продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство. | |||
31 | Бабочка | - Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение. | |||
32 | Собачка «Тузик и его друзья» | Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка»; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях. Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца, преодолевать возникающие трудности | |||
33 | Коллективная работа «Город» | Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами: долина, линия перегиба, познакомить с еще одним условным обозначением «переворот» развивать уверенность в своих силах и способностях. Учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться. |
Методическая литература кружка «Волшебная бумага»:
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
4. Новикова И.В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
7. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посещающих кружок: «Волшебная бумага»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Срок диагностики: от 10.05.17 до 18.05.17 г.
Для получения результатов диагностики используются следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.
Выделены следующие уровни развития детей:
2- низкий уровень развития.
3-удовлетворительный уровень развития.
4-средний уровень развития.
5-высокий уровень развития.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста, на конец 2016-2017 учебного года кружка «Волшебная бумага»
№ | Ф.И ребенка | Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности | |||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. | Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем. | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) | Владеет приемами работы | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу | ||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
16. | ||||||||
17. | ||||||||
18. | ||||||||
19. | ||||||||
20. | ||||||||
21. | ||||||||
22. | ||||||||
23. | ||||||||
24. | ||||||||
25. | ||||||||
26. |
Таблица результатов за 2016-2017 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. | Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) | Владеет приемами работы | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(%) |
Сводная таблица результатов за 2016-2017 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности | |||||||
Уровень | ||||||||
Кол-во детей | ||||||||
(%) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага» [[{"type":"med...
Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.
Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...
Бумага. Применение бумаги
Мастер - класс для педагогов и родителей....