«Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
консультация на тему

Волкова Екатерина Сергеевна

Подробная консультация культурно гигиенических навыков, самообслуживания и дежурства по каждой возрастной группе детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupelenie_na_pedsovete_po_kgn.docx51.42 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 7 «Семицветик»

Консультация для педагогов

 «Воспитание культурно-гигиенических навыков

 у дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Волкова Е. С.

Пущино,

2016г.

         «Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

Воспитание КГН во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Воспитание КГН. В этом возрасте мы должны сформировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Дежурство и помощь взрослым. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

У детей данного возраста необходимо сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул; сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

Важной задачей в работе с детьми этого возраста является  воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.        

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Воспитание КГН в младшей группе (от 3 до 4 лет).

КГН. Совершенствовать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Дежурство и помощь взрослым. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.)

(5) при обучении умениям и навыкам наряду с показом большое значение приобретает объяснение; умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным и одобрение даже небольших успехов помогут в воспитании этих навыков.

Застольный этикет.

Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Самое главное, ребенок привыкнет находиться за столом в окружении взрослых, увидит, как взрослые правильно пользуются столовыми приборами, как они едят.      Необходимо для еды использовать различную посуду. Детям надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца для варенья и десерта.

Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку.

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

После еды не выпускайте детей из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе. Вытирайте ими рот и руки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

Когда ребенок немного подрастет, расскажите ему о сервировке стола. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить.

Воспитание КГН в средней группе (от 4 до 5 лет).

КГН. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку  следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться,  мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой; полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его по окончании занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.)

Дежурство и помощь взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Этикет за столом

Очень важно приучать ребенка есть аккуратно, беззвучно, правильно пользоваться приборами и салфетками. Правила правильного поведения за столом необходимо показывать на собственном примере.

 1. Продолжайте приучать ребенка мыть руки перед едой.

 2. Напоминайте, что за обеденный стол садятся не для игр и развлечений. Поэтому игрушки, книжки, а также телевизор во время еды недопустимы.

 3. Объясните, что раскачиваться на стуле или играть со скатертью ни в коем случае нельзя. Ведь так можно упасть или стянуть скатерть и опрокинуть на себя горячий суп.

 4. Не разрешается закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги под столом или же обхватывать ними ножки стула.

 5. За столом надо сидеть надо прямо, не сутулясь, нельзя шалить и облокачиваться на стол.

 6. Следите за тем, чтобы дети не наклонялись к ложке или вилке, а наоборот - еду в ложке или на вилке подносили ко рту, сидя ровно на стуле.

 7. Научите ребенка правильно пользоваться столовыми приборами. Нельзя ни в коем случае играть с ними, брать в рот пустую вилку или нож. Это опасно, ведь так можно порезать полость рта и языка.

 8. Кушать следует аккуратно, мелкими кусочками не набивая рот, чтобы потом было невозможно прожевать. Пищу надо пережевывать медленно и тщательно.

 9. Объясните крохе, что разговаривать с полным ртом некрасиво и неудобно, сначала пищу стоит прожевать и проглотить.

 10. После принятия пищи ребенок должен сложить свои приборы на тарелку, поблагодарить за еду и только после этого встать из-за стола.

         Следует также помнить, что обстановка, в которой приходится ребенку принимать пищу, должна быть спокойной и гармоничной, создавать хорошее настроение.

Воспитание КГН в старшей группе (от 5 до 6 лет).

КГН. Формировать у детей привычку следить за чистотой своего тела, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Важно не только научить ребенка этим навыкам, но и формировать привычку замечать непорядок в одежде: оторвавшуюся пуговицу, запачкавшиеся ботинки и т.п. – и самому по собственной инициативе устранять его.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафут (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Дежурство и помощь взрослым. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице и пр.)

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Воспитание КГН в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет).

КГН. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Дежурство и помощь взрослым. Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Правила поведения за столом:

 •  Есть и пить аккуратно, не чавкая и не хлюпая, не разбрасывать еду вокруг тарелки.  

 • Не склоняться низко над тарелкой, только слегка наклонить голову. На столе лежат только кисти рук, локти на стол не ставим.

 • Обе руки либо свободны, либо заняты: в правой руке нож, в левой - вилка.

 • В правой руке вилка или ложка, левая рука придерживает тарелку.

 • За столом нельзя говорить громко или с полным ртом.

 • Если ложка или вилка упала на пол, попросите другую, чистую.

 • Упавшую на пол полотняную салфетку не меняем на другую.

 • Ребенку нужно объяснить, что у каждого может разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. Если это случилось, то не нужно хмурить брови, плакать, жаловаться. Все поймут, что вы сделали это случайно.  

 • Не спешите в еде, но и не сидите долго за одним блюдом.   

 • Всегда благодарите за еду. Скажите: «Спасибо, очень вкусно!», или одно слово «Спасибо!».

 • Никогда не говорите за столом плохо о приготовленных блюдах. Например: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю» или «Как плохо пахнет. Это невкусно».

 • Не говорите за столом и о том, что может испортить аппетит и настроение. Например: «Посмотри, макароны, как червяки».

Правил очень много, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, и учить детей этому нужно уже с самого раннего возраста.

Методы и формы организации работы с детьми:

  • Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
  • Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
  • Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

Что должен уметь ребенок

Возраст

Навыки самообслуживания

Помощь взрослым

3-4 года

   Аккуратно есть, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, сам умывается пользуется полотенцем, поддерживает порядок в игровом уголке, убирает игрушки на места,

   Помогает накрывать на стол, уносят посуду со стола после еды; выполняет поручения принести что-то; с помощью взрослых поливает комнатные растения, может сеять крупные семена, сажать лук, собирать овощи

4-5 лет

   Самостоятельно полностью одевается и раздевается и может оказать помощь товарищу; содержит в порядке игрушки, вытирает пыль в игровом уголке.

   Накрывает на стол, помогает вытирать пыль с мебели; с помощью взрослых подклеивает книги; может поливать цветы на участке, рыхлить землю, сгребать опавшие листья.

5-7 лет

   Полностью убирает свою постель (это становится привычкой), чистит обувь, полностью обслуживает себя.

   Вытирает пыль с мебели и др. предметов; поливает крупные растения, может сам сеять мелкие семена, участвует в рыхлении, прополке, высаживании рассады; моет и вытирает свои игрушки.

Список литературы

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-kgn-v-pervoi-mladshei-grupe.html
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/07/mini..
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,                 М. А. Васильевой. – 3-е. изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  4. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.  – 80 с.
  5. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1980. – 95с., ил.
  6. http://detkuhnya.ru/poteshki-dlya-detej-pro-edu-pered-edoj-vo-vremya-edy/
  7. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-edu-s-otvetami.html

Потешки перед едой.

*****

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.

*****

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.

*****

Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики

*****

Тушки, тутушки,
Пекла мама ватрушки,
Пекла мама ватрушки
Для любимого Ванюшки.

*****

Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
*****

Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

*****

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы , кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую варите,
Кашку сладкую сварили
И …(имя ребенка) накормили!

*****

Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

*****

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

         Моем руки и лицо с потешками:

*****

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

*****

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

*****

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

*****

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!

*****

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

*****

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист. (К. Чуковский)

*****

Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли помыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей.
Маша, умывайся веселей!

*****

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!

*****

Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

*****

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!

*****

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.

*****

Утром мы водичкой моем руки, личико
Плих и плюх, плих и плюх
Убегай грязь от чистюх.

Потешки во время еды

*****

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Сно-ва Се-ли!
А потом всю кашу
Съели!

*****

— Ладушки, вы — ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.

*****

Оладушки
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

*****

Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали!

*****

Умница Аленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!

*****

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.

*****

Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!

*****

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Сашуньке съесть велели.
Доченька послушала
И всю кашку… скушала!

*****

А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.

Гуси, гуси! Га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да,
Каши манной с молоком? Неееет.
Ну а что же вам? Конфееет

*****

Ой, качи-качи-качи!
Ой, качи-качи-качи!,
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!.

*****

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».

*****

Люли, люли, люли
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить

*****

Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

*****

Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

*****

Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку.

*****

Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Загадки для детей про еду.

Хлеба мягкого кусок,

Сверху колбаса, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный... (бутерброд)

 *****

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

 *****

Пчелки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий... (мед)

 *****

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак... (каша)

 *****

Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем... (щи)

 *****

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог)

 *****

Сахаристая рубашка,

Сверху — яркая бумажка.

Сладкоежки любят это.

Что за лакомство? (Конфета)

 *****

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это... (сыр)

 *****

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом... (винегрет)

 *****

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы... (творог)

 *****

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас... (сметана)

 *****

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное... (варенье)

 *****

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто... (молоко)

 *****

Завернули эту плитку

В серебристую простынку.

Скушать плитку каждый рад.

Что же это? (Шоколад)

 *****

Спрыгнул он со сковородки,

Подрумяненный в середке.

Знать, готов еще один

С пылу с жару тонкий... (блин) 

***
В печь несут — жидко, горячо;
из печи несут — густо-холодно.
Ответ:
(Кисель)

***
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный…
Ответ: (Суп)
 

***

Меня одну не едят,
А без меня мало едят.
Ответ: (Соль)
***
На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Ответ: (Сахар)
***

Жидкое, а не вода, 
Белое, а не снег. 
Ответ: (Молоко) 

***

Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное. 
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем. 
Ответ: (Бублик)

***
Это кушанье для всех 
Мама сварит на обед. 
И половник тут как тут – 
Разольет в тарелки… 
Ответ: (Суп)

***
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
Ответ: (Картошка)

***

Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —
в птицу Может превратиться.
Ответ: (Яйцо)


***

Алый сапог
В земле горит.
Ответ: (Свекла)

***

При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. 
Ответ: (Вилка, нож)

***

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот —
Открывай пошире рот.
Ответ: (Ложка)

***

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.
Ответ: (Яблоко)

***

В воду сахар, из продуктов 
Сыплем только сухофрукты, 
Варим где-то час, и вот 
Получается…
Ответ: (Компот)

***

Свежий и соленый 
Он всегда зеленый.
Ответ: (Огурец)

***

Даже от воды полнеет, 
Не стыдится, а краснеет, 
Не повешен, а висит, 
Упадет – не голосит.
Ответ: (Помидор)

Пословицы и поговорки о еде

  • Человек из еды живёт.
  • Мельница сильна водой, а человек едой.
  • Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.
  • Душа не сосед: пить есть просит.
  • Кабы не зубы, так и душа бы вон.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Хлеб батюшка, водица матушка.
  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска и стол доска.
  • Как придёт беда, не пойдёт на ум и еда.
  • Ешь больше, а говори меньше.
  • Ельник, березняк чем не дрова? Хрен да капуста чем не еда?
  • Хлеб да соль, и обед прошёл.
  • Поешь рыбки, будут ноги прытки.
  • Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
  • Калач приесться, а хлеб никогда.
  • На вкус на цвет товарища нет.
  • Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли не жалей, так есть веселей.
  • Красна река берегами, а обед пирогами.
  • Хрен редьки не слаще.
  • Гриб не хлеб, а ягода не трава.
  • Сесть на пенёк, съесть пирожок.
  • Ешь больше проживёшь дольше.
  • Какова еда, таков и ход.
  • Дадут хлебца, дадут и дельца.
  • Стол поставят, так и работать заставят.
  • Голод не тётка, душа не соседка.
  • Голодный откусил бы и от камня.
  • Когда я ем, я глух и нем.
  • Горе наше, что без масла каша.
  • Где оладьи, тут и ладно; где блины, тут и мы. 
  • Без хлеба не обедают.
  • Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам).

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результа...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающи...

консультация для педагогов на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Презентация  о формировании культурно-гигиенических навыков по возрастам....

Статья "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

          С раннего детства ребёнку необходимо прививать культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Что же ...