Проект "Взрастим творчество вместе"
проект на тему
Фото отчёт по проекту - http://www.slideshare.net/Notafa/ss-66133556
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект "Взрастим творчество вместе" | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание проекта «Взрастим творчество вместе»
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Одним из направлений работы педагога дошкольного образования является взаимодействие с родителями. Безусловно, это очень важное, необходимое и непростое направление. Практика показывает, что очень не просто привлечь современных родителей к совместной творческой деятельности. Именно поэтому мы, педагоги, ищем новые формы взаимодействия с родителями.
В результате поиска новых форм сотрудничества творческой группой педагогов, в составе Чебаковой Н.С., Редькиной Л.М., Денисовой В.Л., Рудневой О.А., был реализован творческий долгосрочный проект «Взрастим творчество вместе».
Цель проекта: создание оптимальных условий для организации совместной творческой деятельности, способствующей развитию креативных способностей дошкольников.
Миссия проекта:
Проект нацелен на создание условий для оптимизации процесса взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка, формирование его как творческой личности. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия поисково-творческого характера, по «Художественно-эстетическому» и «Социально-коммуникативному» развитию дошкольников.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение мероприятий для всех участников проекта;
- развить социально-личностную сферу дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
- стимулировать формирование креативных качеств старших дошкольников;
- оптимизировать формирование компетентностей детей посредством музыкальной и изобразительной деятельности: выразительное движение, жест; подвижная мимика; интонационная выразительность речи; умение играть в спектакле, фантазировать;
- повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных творческих возможностях и способностях.
Главная идея проекта: посредством организованной совместной деятельности детей, родителей и педагогов мы:
- оптимизируем процесс развития творческих способностей детей: умение познавать новое, удивляться, сохранять живость ума, способность находить в необычных ситуациях нестандартные решения;
- разовьём у детей и родителей такие качества как умение осмысливать и применять на практике полученный опыт;
- повысим ценность семейного воспитания и педагогической компетентности у родителей воспитанников.
В процессе реализации проекта подчёркивается необходимость тесного сотрудничества двух важных социальных плоскостей детского мира: среда детского сада и семейного воспитания.
Гипотеза: развитие творческих способностей дошкольников будет успешным, если создать оптимальные условия и систематически, последовательно организовывать образовательную деятельность, применяя современные технологии и реализовывая их с непосредственным участием всех заинтересованных сторон - детей, родителей, педагогов.
Для решения задач проекта были определены следующие методы:
- проблемно-поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения);
- эвристический метод, направленный на развитие творческого мышления и воображения;
- исследовательский метод - путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск;
- игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений);
- практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).
Педагогический проект строился с учетом основных направлений, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами: гуманитарного и системно-деятельностного подхода к образовательной деятельности, в рамках которого ребенок является субъектом деятельности. Работа была организована, опираясь на следующие принципы:
- принцип создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
- принцип творческой направленности - создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
- принцип партнерства - вовлечение родителей в образовательные отношения.
Для успешной реализации проекта работа проводилась по нескольким направлениям:
- Взаимодействие с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие с педагогами.
- Создание условий.
- Взаимодействие с детьми:
- использование разных видов музыкальной, театрализованной, художественно-изобразительной деятельности;
- использование элементов логоритмики, "сказкотерапии", ТРИЗ-технологии, театральных игр (использование приемов и методов, развивающих творческое мышление и воображение);
- беседы с детьми о театре, музыке, семейных традициях и праздниках, индивидуальная работа с детьми;
- проведение коммуникативных игр и игр на сближение;
- обыгрывание миниатюр и пантомим;
- исполнение пластических этюдов с предметами и без;
- экспериментально-поисковые задания в лаборатории звуков;
- сочинение и исполнение авторских танцевальных миниатюр, пластических этюдов;
- предварительная работа в соответствии с тематиками планируемых мероприятий;
- организация и проведение праздников и развлечений;
- постановка и показ спектаклей;
- участие в городских фестивалях и конкурсах;
- реализация авторских проектов воспитанников: поделок, открыток, плакатов, музыкальных номеров, танцевальных этюдов, стихов и рассказов.
- Взаимодействие с родителями:
- анкетирование родителей на предмет социального заказа;
- беседы, консультации для родителей;
- планирование и разработка совместных мероприятий;
- участие в совместной образовательной деятельности;
- участие в организации творческих мастерских – передача положительного семейного опыта
- информационная ежемесячная газета «Музыкальная Ёлочка»;
- обсуждение сценариев, распределение ролей, проведение мероприятий;
- подборка ссылок на конкурсы детского творчества, проходящие в сети интернета;
- участие родителей в фестивале семейного творчества в детском саду;
- помощь в создании костюмов, атрибутов, бутафории, необходимых в постановке спектаклей, реализации авторских творческих проектов.
- Взаимодействие с педагогами:
- открытые просмотры совместной творческой деятельности для педагогов детского сада и города;
- мастер- классы для педагогов города;
- участие в семинарах - практикумах;
- сотрудничество со специалистами и педагогами детского сада;
- обобщение и распространение опыта среди коллег.
- Создание условий:
- разработка конспектов, сценариев новых форм проведения занятий, утренников, развлечений, нетрадиционных родительских собраний с участием детей и родителей;
- введение в образовательную деятельность актуальных технологий, игр и упражнений для развития творческих способностей: Триз-технологии, мнемотаблицы, театральных игры, ритмопластика, логоритмика, сказкотерапия, лаборатория звуков…
- оборудование доски семейного творчества – семейных достижений;
- изготовление театральных масок, костюмов, бутафории, декораций;
- создание условий для самостоятельной творческой реализации детей и их родителей в детском саду, в семье, в городе.
Ресурсы
Временные. | Май 2010 год – май 2015год. |
Кадровые ресурсы | Музыкальный руководитель, воспитатели группы «Ягодки», которые обладают компетентностью, инициативностью и профессиональным мастерством. |
Организационные | Согласование с администрацией детского сада вопросов по планированию деятельности: анализа ситуации; прогнозирование развития процессов; разработка проекта по созданию условий для проведения совместных мероприятий; промежуточный анализ и корректировка планов. |
Материально-технические | Оборудование для переносного театра, музыкальный зал. Музыкальный центр, мультимедийная установка, аудио- и видео программы. Программно-методическое обеспечение для нововведения: рабочая образовательная программа художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с Федеральными государственными стандартами, конспекты занятий, оборудование и инвентарь для игр и изобразительного творчества. |
Информационные ресурсы | Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет - сайтов. |
План реализации проекта
Проект реализуется в соответствии с образовательной программой
детского сада. На каждом этапе проекта решаются следующие задачи.
Информационно-аналитический этап:
- изучить литературу по теме проекта;
- выяснить психологические и физиологические особенностей развития старших дошкольников;
- определить роль семейного воспитания и совместной деятельности в развитии креативных способностей детей;
- создать справочник библиографической литературы по теме проекта.
Основной этап.
- создать условия для организации и проведения совместной деятельности;
- Реализовать за планируемые мероприятия;
- Повысить родительскую активность.
- Провести конкурс авторских семейных творческих проектов.
Заключительный этап.
- показать результаты работы;
- сделать выводы по теме проекта.
Мероприятия | Срок | Ответственные |
Информационно-аналитический этап | ||
Изучение методической литературы, опыта работы по проблеме развитию творческих способностей у дошкольников, по работе семьёй. Составление плана работы. Обсуждение планов с воспитателями, методистом. | Май-сентябрь 2010год | Чебакова Н.С. |
Основной этап | ||
Создание условий в групповых комнатах для организации самостоятельной, музыкальной, театральной и изобразительной деятельности. Смотр-конкурс музыкальных уголков и уголков творчества. (центры – творчества) | Сентябрь 2010год | Творческая группа Администрация Музыкальные руководители |
Разработка комплекса игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников и введение его в рабочую программу художественно-эстетического развития детей. Определение форм взаимодействия с родителями. Разработка конспектов и сценариев мероприятий. | Сентябрь – 2010-15год | Чебакова Н.С. Творческая группа: Шамина С.В. Редькина Л.М., Руднева О.А., Денисова В.Л., |
Изготовление атрибутов, театральных кукол, костюмов, декораций, реквизита. | 2010год – 2015год. | Чебакова Н.С. Творческая группа Родители |
Создание картотеки дидактических игр, перфокарт, миниатюр, мнемокартинок. | 2010год – 2015год. | Муз. руководитель Творческая группа |
Подбор и апробация методов и приемов способствующих развитию творческих способностей детей. | 2010год – 2015год. | Муз. Руководитель Творческая группа |
Группа раннего возраста | ||
Первый дошкольный бал «Осень провожаем – Зимушку встречаем» - | Ноябрь 2010год | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
Творческий вечер: «Игрушки» - чтение родителями стихов о игрушках, презентация любимой игрушки ребёнка | Январь 2011год | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
«Весеннее путешествие к тёте Кошке» - совместное развлечение приуроченное празднованию 8Марта | Март 2011 | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
Семейный праздник «Прощание с Ясельной группой» - семейный праздник | Май 2011год | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
Младшая группа (от 3 до 4лет) | ||
Родительское собрание: «Маленькие попугаи – это здорово» - в форме игрового практикума | Сентябрь 2011г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
«Осенние посиделки» - выполнение родителями творческого задания (выбрать, изобразить, представить публике одну из овощных культур) | Октябрь 2011г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
«Чудеса под Ёлочкой» - инсценированные авторские рассказы представленные семьями | Январь 2011г. | |
«Мы совсем большими стали» - семейный праздник | Апрель 2011г. | |
«В гости к солнышку» - развлечение с использование экспромтной сказки инсценированной родителями | Май 2011г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М. |
Средняя группа (от 4 до 5лет) | ||
Родительское собрание – в форме концертно- игрового практикума: «Виды музыкально-ритмической деятельности в детском саду» | Сентябрь 2011г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М. |
Осеннее развлечение «Путешествие с колобком в осеннем лесу» - роли играют родители | Октябрь 2011г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М. |
Экологическая акция: «Искусство – видеть красоту» Конкурс стихов, рисунков, поделок из природного материала. | Ноябрь 2011г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Денисова В.Л. |
Утренник «Как Мамонтёнок маму искал» - родители играют роли. | Март 2012г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Семейное развлечение приуроченное Дню смеха «Смех-смешинка» | Апрель 2012г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Старшая группа (5-6 лет) | ||
Родительское собрание в игровой форме: «Мы поплывём в страну фантазию» - | Сентябрь 2013г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Осенний праздник «Айболит на новый лад» - постановка сказки «Репка». | Октябрь 2013г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Фестиваль народного творчества ДОУ. Участие в концерте. Разучивание и исполнение национальных песен и танцев- сем. творчество. | Ноябрь 2013г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Праздник «Морское путешествие» - приуроченный 23 февраля. Все роли играют родители | Февраль 2014г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Постановка экологической сказки «Случай в лесу» - роли играют дети и их родители. | Март 2014г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Выступление для педагогов города, показ сказки «Случай в лесу» | Апрель 2014г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Подготовительная группа (6 -7 лет) | ||
Родительское собрание: «Творческие семейные проекты – что это?» «Креативность – врождённое или приобретённое качество?» - обучающий семинар. | Сентябрь 2014г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Осенний праздник «Красная шапочка и её друзья» - использование авторских танцевальных миниатюр (семейное творчество) роли играют дети и родители. | Октябрь 2014г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Родительское собрание «Наша творческая семья», в форме защиты семейных творческих проектов. | Январь 2015г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
«Урок Мужества» - встреча с ветеранами локальных войн, пап и детей | Февраль 2015г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М Попеску П.Д. |
Конкурс девочек «Мисс Золушка» - изготовление оригинальных шляп, демонстрация (семейное творчество) | Март 2015г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Совместное итоговое собрание: «Наши творческие достижения», в форме презентации семейного портфолио | Апрель 2015г. | Чебакова Н.С. Руднева О.А. Редькина Л.М |
Заключительный этап | ||
1. Обобщение и анализ результатов реализации проекта. 2 Определение перспектив дальнейшего развития проекта. | Сент. 2015г.-ноябрь 2015г. | Чебакова Н.С. Творческая группа |
Ожидаемые результаты:
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
- обобщение опыта семейного воспитания;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
.
Риски:
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ;
- Участие одних и тех же семей в предлагаемых мероприятиях.
Критерии эффективности:
- Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
- Заинтересованность родителей.
- Преобразующий характер проекта.
- Положительное общественное мнение родителей о работе педагогов ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями.
- Фотоматериалы.
- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты
- Семейные стенгазеты, альбомы, авторские творческие проекты, папка семейных достижений.
- Проектная папка.
- Декорации, костюмы.
Основные нововведения – достижения
По итогам реализации проекта нам удалось:
- обосновать значение совместной деятельности в модели воспитательно-образовательного пространства по направлению «Художественно-эстетическое развитие» и выявить педагогические условия её создания и эффективной реализации;
- предпринять адекватную, системную и довольно инновационную попытку изменить существующую ситуацию к лучшему;
- изменить старые формы работы с детьми и родителями на новые, инновации в содержании согласно Федеральным государственным требованиям;
- внедрить современные методы и технологии (проектная методика, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технология ТРИЗ, ИКТ- технологии);
- предоставить воспитанникам и родителям возможность реализовать свой творческий потенциал, повысить свой педагогический опыт, расширить представления о художественно-эстетическом воспитании в детском саду.
Творческие достижения:
Успешность данного проекта подтверждается стабильно высокими результатами творческой активности наших воспитанников и их семей по итогам фестивалей и конкурсов городского искусства: «Золотой ключик», «Театральный дебют», «Салют победы», «Таланты Югры» «Строим город детства Югры», «Олимпийские резервы».
На уровне дошкольного учреждения проводились открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности, спектаклей, мастер-классы, дни открытых дверей, на которых наши воспитанники и их родители проявили свою активность и творческие способности.
Стабильность педагогической эффективности заявленного проекта подтверждается результатами мониторинга. Так как творческие способности являются универсальными, их развитие просматривается по мониторингу психологической готовности детей к обучению в школе.
Вывод. Реализация данного проекта привела к повышению родительской педагогической компетентности, активности, заинтересованности. Послужила повышению профессиональных компетенций и мастерства педагогов, созданию условий для эффективного использования совместной деятельности с целью развития креативных способностей детей, активизации родителей, приобщению их к творческому росту ребёнка.
Совместная деятельность и творческие задания актуализировали игровые мотивации воспитанников. У детей повысилась познавательную активность, что способствовало расширению кругозора. Ребята с интересом принимали участие в организованных концертах, спектаклях вместе с родителями, стали чувствовать себя более свободно, и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада продолжают обучение в культурных центрах города. Многие участвуют в концертах и конкурсах, имеют награды.
Родители наших воспитанников из сторонних наблюдателей перешли в разряд полноправных участников воспитательно-образовательного процесса, теперь они ощущают себя более компетентными, в вопросах воспитания творческих способностей детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками педагогов.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Распространение опыта, использование новых форм работы с родителями и в других группах детского сада и садов города, обобщать полученный опыт, разнообразить работу новыми интересными сценариями, конспектами, музыкально-литературным и дидактическим материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
детское музыкальное творчество вместе с родителями
Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселий праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?Важную роль в становле...
Взрастим Творчество вместе - взаимодействие с родителями.
Не бойтесь приглашать родителей к содействию, дайте им возможность это делать в интересной для всех форме. И вы станете командой. И вместе взрастите Творчество....
Проект "Взрастим творчество вместе"
Одним из направлений работы педагога дошкольного образования является взаимодействие с родителями. Безусловно, это очень важное, необходимое и непростое направление. Практика показывает, ч...
Консультация для родителей "Развиваем творчество вместе"
Цель - знакомство родителей с видами деятельности, которые влияют на развитие творческих способностей детей и используются в детском саду....
Совместное творчество. «Вместе с мамой, вместе с папой»
Проект «Интерактивные формы взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников» Форма: Совместное творчество детей и родителей....
проект совместного творчества "Вместе-ярче!"
Проект совместного детско-родительского творчества "Вместе - ярче" напрвлен на привлечение родителей к ценности творческого развития ребенка и приобщение родителей к творчеству через с...
Детское музыкальное творчество вместе с родителями
Детское музыкальное творчество вместе с родителями...