Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств
консультация (старшая группа) на тему

Чаркова Людмила Юрьевна

консультация для родителей о гуманных чувств у детей Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств Детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в раннем возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и этического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение надо развивать у ребенка с самого раннего возраста. Кто же вводит ребенка в мир книги? Эти занимаются родители и работники детских учреждений. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель. Для дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит для них педагог. Перед ним стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческим переживаниям героев. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, справедливости, чувства гражданственности. В с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживания, сочувствие герою. Педагог подбирает художественное произведение в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший»), то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Когда речь идет о развитии нравственного сознания, воспитании гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у воспитанников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние детей во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди воспитанников в связи с прочитанным. Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Проводя беседу после чтения, педагог развивает представление детей о справедливости, честности, доброте и т.д. Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. ерез художественную литературу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_o_hudozh_literature.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств

Детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в раннем возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и этического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение надо развивать у ребенка с самого раннего возраста.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Эти занимаются родители и работники детских учреждений.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель. Для дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит для них педагог. Перед ним стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческим переживаниям героев.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, справедливости, чувства гражданственности. В с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.  

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживания, сочувствие герою.  

Педагог подбирает художественное произведение в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший»), то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Когда речь идет о развитии нравственного сознания, воспитании гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у воспитанников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние детей во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди воспитанников в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника.

Проводя беседу после чтения, педагог развивает представление детей о справедливости, честности, доброте и т.д. Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.

Тогда и чувства его развиваются более интенсивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников

В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать через художественное слово, поэтому одновременно с развитием восприятия художест...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств...

«Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств»

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, разв...

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...